Пояснительная записка
Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одно из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений.
Программа курса предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих в дальнейшем профиль обучения в старшей школе.
Основная цель данного элективного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественного или социально-экономического профиля обучения.
Задачи, которые призван решить этот курс:
формирование основ экономических знаний;
объяснение взаимосвязей, складывающихся в непосредственном окружении детей;
освоение первоначальных практических навыков грамотного потребления в обществе с рыночной экономикой;
формирование навыков решения задач с экономическим содержанием;
осознание учащимися роли практики в познании.
Курс имеет междисциплинарный характер, показывающий связь математики с экономикой.
Ожидаемые результаты данного курса:
знание основных экономических терминов, необходимых школьнику для адаптации в новых хозяйственно-экономических условиях;
умение пользоваться математическим аппаратом для расчета бюджета семьи, выгодности кредитования, составления бизнес-плана и т.п.;
адекватная оценка своих потребностей и возможностей учениками;
выработка навыков экономии и бережливости;
сознательный выбор учениками профиля обучения в средней школе.
Методические рекомендации
Курс состоит из трех частей.
Первая часть способствует формированию основ экономических знаний. Она является подготовительной для формирования навыков решения задач с экономическим содержанием. Здесь предлагается учащимся самим сформулировать задачи, с которыми они встречаются в жизненных ситуациях.
Вторая часть посвящена решению задач на проценты. Учащиеся обобщают сведения о процентах, подробно знакомятся с историей возникновения термина «процент» и его знака, формируют навыки решения задач на проценты.
Третья часть показывает учащимся, что знание такого понятия, как геометрическая прогрессия, позволяет разобраться в экономических процессах, что школьный курс математики имеет очень большие возможности для анализа многих экономических ситуаций.
На итоговом занятии учащимся предлагается анкета, в которой они должны будут сделать свой выбор профиля дальнейшего образования.
Заинтересовал ли их данный курс, мы узнаем из итоговых работ учащихся, которые они защитят так же на итоговом занятии.
Учебно-тематический план
№
| Тема и содержание
| Всего
часов
| Форма контроля
| 1.
| Наука экономика
| 3
| Применение терминов при составлении задач экономического характера
| 2.
| Процентные вычисления в жизненных ситуациях
| 4
| Тестирование
| 3.
| Геометрическая прогрессия в экономике
| 4
| Индивидуальные работы учащихся, оформленные с использованием проектного метода
| 4.
| Итоговое занятие
| 1
| Анкетирование
Защита проектов
|
| Итого:
| 12 часов
|
|
Календарно – тематический план
№ п/п
| Наименование раздела
| Тема урока
| Кол – во часов
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1
| Наука экономика.
| Организационное занятие
| 1
|
|
| 2
| Урок – деловая игра «Бюджет семьи»
| 1
|
|
| 3
| Урок-практикум: вопросы экономики в нашей жизни
| 1
|
|
| 4
| Процентные вычисления в жизненных ситуациях
| Ох, уж эти проценты!
| 1
|
|
| 5
| Процентные вычисления в жизненных ситуациях
| 1
|
|
| 6
| Процентные вычисления в жизненных ситуациях
| 1
|
|
| 7
| Тестирование
| 1
|
|
| 8
| Геометрическая прогрессия в экономике.
| Несколько задач «про цены»
| 1
|
|
| 9
| Формула сложных процентов в задачах с финансово-экономическим содержанием
| 1
|
|
| 10
| Геометрическая прогрессия в экономике
| 1
|
|
| 11
| Геометрическая прогрессия в экономике
| 1
|
|
| 12
|
| Итоговое занятие
| 1
|
|
|
Требования к уровню освоения содержания курса Административной проверки материала курса не предполагается. Соответственно задания не будут включаться в административные проверочные работы, выноситься на экзамен. В технологии проведения занятий присутствует элемент самопроверки, который предоставляет учащемся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Формой итогового контроля может стать защита группового или индивидуального проекта учащихся по теме курса. Литература ко всему курсу
Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2002.
Костаева Т. В. Диагностика готовности школьников к профессионально-личностному самоопределению. – Саратов: ГОУ ДПО СарИПКиПРО, 2004.
«Математика в школе» №5, 2001, №1, №8, 2002, №5, №8, №10, 2003.
Преображенская Е.В. Домашняя экономика: Тетрадь с печатной основой. – Саратов: «Лицей», 2002.
Преображенская Е.В. «Основы предпринимательства». «Домашняя экономика». Методические рекомендации к проведению практических занятий. – Саратов: «Лицей», 2002.
Симоненко В.Д. и др. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 1999.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Урок 1. Организационное занятие
Термин «экономика» ввел в научный оборот выдающийся философ Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н.э.), составив его из двух греческих слов «эйкос» – хозяйство и «номос» – закон. Поэтому «экономика» в переводе с греческого означает «законы хозяйства». Первоначально под словом «экономика» понималось искусство ведения домашнего хозяйства.
Семья выполняет важнейшую экономическую функцию. Совместно проживающие супруги, их дети и родители не просто объединяются для совместного проживания, но и решают важные экономические задачи. Семья находится в постоянных связях с государственными учреждениями, предприятиями и фирмами. Она является важнейшим поставщиком рабочей силы для предприятий и фирм, которые в свою очередь выплачивают им заработную плату, различные социальные пособия, пенсию. Домашние хозяйства являются основными потребителями товаров и услуг, поставляемых предприятиями и частными лицами.
Домашняя экономика (пособие для молодых хозяек) (см. приложение 2).
Расходы семьи за месяц. Учащиеся под руководством учителя составляют таблицу.
Расходы
| Сумма
| 1. На питание
|
| 2. На услуги: транспортные, ремонт обуви, ремонт одежды, парикмахерскую, химчистку и т.д.
|
| 3. На товары длительного пользования
|
| 4. На коммунальные услуги: плата за жилье, электроэнергию, газ, воду, канализацию, телефон и т. д.
|
| 5. На культурно-бытовые нужды: посещение музеев, кинотеатров, театров
|
| 6. Другие виды расходов: на косметику, гигиенические и моющие средства
|
| 7. Непредвиденные расходы
|
| Итого:
|
| |