Методические рекомендации по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г.


НазваниеМетодические рекомендации по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г.
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации

по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)
В связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон), а также постановлений Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее – постановление правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 № 423) и Постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432) Министерство образования Республики Саха (Якутия) направляет следующие Методические рекомендации, разработанные на основе рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации:

1.Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия

1.1. Обеспечение органами опеки и попечительства своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства

Задача органов опеки и попечительства по обеспечению своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, предполагает в случаях получения сведений о смерти родителей, лишении их родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании родителей недееспособными, болезни родителей, длительном отсутствии родителей, уклонении родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения обязанность проведения обследования условий жизни ребенка с целью установления факта отсутствия попечения его родителей или его родственников и обеспечения защиты прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Новеллой законодательства в рассматриваемой сфере является то, что к числу детей, оставшихся без попечения родителей, защиту прав и интересов которых должны осуществлять органы опеки и попечительства, теперь в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации1 отнесены дети, родители которых своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию.

В связи с этим специалисты органов опеки и попечительства должны проводить обследование условий жизни и воспитания детей в подобных семьях, составлять план мероприятий по защите прав ребенка, с тем, чтобы по возможности не допустить его изъятия из такой семьи.

При этом необходимо учитывать, что не только решение, которое выноситься органом опеки и попечительства по итогам проведенного обследования, но и сам акт обследования условий жизни и воспитания ребёнка могут быть обжалованы в судебном порядке. Поэтому к подготовке этого документа необходимо подходить очень тщательно, а в ряде случаев проводить такое обследование семьи на комиссионной основе.

Учет указанной категории детей целесообразно вести в отдельном журнале, где должны быть зафиксированы все этапы работы с такими детьми и их семьями.

Обращаем ваше внимание, что в случае изъятия такого ребёнка из семьи, и помещении его в замещающую семью, средства на его содержание выплачиваться опекунам не будут, до определения его статуса, в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 369-З N 753-III "О размере и порядке выплаты денежных средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств".


1.2. Организация подбора учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 8 Федерального закона полномочие по подбору граждан, выразивших желание стать опекунами, которое включает в себя обязательность проведения обследования условий их жизни, возложено на орган опеки и попечительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 4232 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

Данными правилами впервые введен единый общефедеральный перечень документов, которые должен представить в орган опеки и попечительства гражданин, выразивший желание стать опекуном, попечителем либо принять несовершеннолетнего гражданина в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах - таких как приемная семья, патронатная семья.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 указанных Правил предусматривается предоставление справок о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе).

К указанным справкам (утверждённые формы направлений в Приложении 4,5) относятся:

справка о соответствии жилых помещений санитарным правилам и нормам должны выдавать территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

справка о соответствии жилых помещений техническим правилам и нормам выдается специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации - унитарными предприятиями, службами, управлениями, центрами, бюро, именуемые БТИ.

К полномочиям органов самоуправления в данной сфере, соответственно, относится - осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Необходимо обратить внимание, что указанными Правилами не предусмотрена возможность требовать медицинское заключение у членов семьи кандидата в опекуны (попечители). Однако в случаях, когда у специалиста, проводящего обследование условий жизни кандидата, возникают сомнения в возможности и безопасности пребывания ребенка в семье, об этом необходимо сделать соответствующую запись в акте обследования.

На основании указанного акта органом опеки и попечительства выдается мотивированное решение об отказе в выдаче гражданину заключения о возможности быть опекуном, основанное на всех представленных документах.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного соответствующими нормативными правовыми актами органа опеки и попечительства. Это могут быть постановление, приказ или распоряжение.

При этом акт органа опеки и попечительства должен содержать указание:

о назначении опекуна (попечителя), исполняющего свои обязанности безвозмездно;

о назначении опекуна (попечителя), исполняющего свои обязанности возмездно и о заключении соответствующего договора (оговариваются вид договора - о приемной семье, патронатной семье, и сроки его заключения);

об отказе в назначении опекуна (попечителя) с указанием причин отказа.

В случае, когда после установления опеки (попечительства) ребенок переезжает в другое муниципальное образование или другой регион (по месту жительства опекуна), выносить акт о возмездном исполнении гражданином обязанностей по опеке (попечительству) нецелесообразно, поскольку заключать соответствующий договор будет уже другой орган опеки и попечительства – по месту жительства опекуна вместе с подопечным.

При переезде в другое муниципальное образование или другой регион, орган опеки обязан издать нормативный акт о снятии с учёта опекунского дела, в связи со сменой места жительства.

После переезда и получения личного дела ребенка орган опеки и попечительства по месту фактического жительства опекуна и подопечного вправе принять решение о возмездном исполнении опекуном своих обязанностей. Об этом необходимо вынести отдельный (новый) акт, на основании которого и будет заключаться соответствующий договор.

Следует отметить, что акт об отказе в назначении опекуна (попечителя) и заключение о невозможности гражданина быть опекуном обжалуются только в судебном порядке. Иной порядок обжалования этих документов не предусмотрен.

Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами, установлена процедура учета органами опеки и попечительства кандидатов в опекуны, попечители и приемные родители.

Орган опеки и попечительства вносит сведения о гражданах, которые обратились за выдачей им заключения о возможности быть опекунами, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

В журнал заносятся данные о тех гражданах, которые проживают на территории данного муниципального образования и желают получить заключение о возможности быть опекунами. В журнал также целесообразно заносить сведения о результатах рассмотрения обращения гражданина и о решении, принятом органом опеки и попечительства по заявлению гражданина.

Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами, закреплена обязанность органа опеки и попечительства осуществлять подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями или приемными родителями, по примерной программе, а также обеспечивать психологическое обследование таких граждан с их согласия для оценки психологической готовности к приему несовершеннолетних граждан в семью.

Следует отметить, что прохождение подготовки не сегодняшний день не является обязательным для гражданина, выразившим желание стать опекуном. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4. Правил установлено, что документ о прохождении подготовки представляется при его наличии. Таким образом, подготовка осуществляется только на добровольной основе.

В свою очередь орган опеки и попечительства обязан организовать подготовку и психологическое обследование для граждан. Это означает, что подготовку могут проводить не только работники органов опеки и попечительства, которые, как правило, не имеют технических возможностей, специальных знаний и образования, но и привлеченные специалисты (педагоги, психологи, юристы и т.д.).

Полномочия по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами целесообразно передавать уполномоченным организациям. В частности, к такой работе могут привлекаться уже действующие на территории муниципального образования и региона учреждения психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центры социальной поддержки детей и семей, центры социальной реабилитации и другие учреждения. В данном случае орган опеки будет выступать организатором процесса подготовки с учетом возможностей и опыта своего субъекта.

При этом законодательством не предусмотрено разделения опекунов, которые будут проходить подготовку, на родственников детей и посторонних граждан. Любой из кандидатов в опекуны (попечители) вправе пройти подготовку и получить необходимые юридические, психологические и иные знания и навыки.
2. Правовой статус опекунов и попечителей

2.1. Временное пребывание подопечного в организациях

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.

Следует отметить, что временное пребывание ребёнка в организации не прекращает действия прав и обязанностей опекуна. Одновременно в Федеральном законе не конкретизируется понятие «временного пребывания», а также его максимальный срок.

Однако исходя из имеющейся практики, в случае если срок временного пребывания ребёнка в организации превышает 6 месяцев, органам опеки и попечительства необходимо рассматривать вопрос о целесообразности освобождения опекуна (попечителя) от своих обязанностей.

2.2. Осуществление опеки над не полностью дееспособными лицами, помещенными под надзор

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Для помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органу опеки и попечительства необходимо издать соответствующий акт. При этом в акте должны быть указаны реквизиты организации (учреждения), в которую ребенок помещается под надзор.

В соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации 1. под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона при помещении подопечного под надзор в одну из вышеназванных организаций орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного (абзац второй части 1 статьи 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следует отметить, что термин «помещение под надзор» в Федеральном законе используется исключительно для целей законодательства об опеке и попечительстве, и означает возложение на вышеперечисленные организации функций по представительству и защите прав и интересов подопечных по обеспечению их уходом и лечением (в отношении несовершеннолетних также и по воспитанию), а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

В связи с этим специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации нельзя отнести к категории указанных организации.

Также к указанной категории организаций нельзя отнести государственные и негосударственные образовательные организации, в том числе образовательные учреждения любого типа кроме организаций, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Таким образом, при поступлении ребенка в образовательное учреждение, в том числе в учреждение профессионального образования, функции его законного представителя выполняет орган опеки и попечительства по месту его жительства.

2.3. Предварительные опека и попечительство

В соответствии со статьей 12 Федерального закона в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для оформления предварительной опеки установлены следующие требования:

1) гражданин, изъявивший желание взять ребенка на предварительную опеку должен:

быть совершеннолетним дееспособным лицом;

предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт, военный билет);

2) орган опеки и попечительства должен обследовать условия жизни гражданина и составить акт обследования с заключением о возможности (невозможности) гражданина осуществлять предварительную опеку или попечительство над несовершеннолетним.

При оформлении предварительной опеки приоритет должен отдаваться, прежде всего, родственникам детей, друзьям семьи (родителей) ребенка, то есть тем лицам, сведениями о которых орган опеки может располагать без дополнительных проверок.

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (пункт 5 статьи 10 Федерального закона).

На близких родственников лица, нуждающегося в установлении опеки или попечительства, распространяются требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 35), а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации (статья 146).

Установленные федеральным законодательством нормы, связанные с порядком определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями, являются обязательными для всех граждан, подавших заявления о назначении их опекунами или попечителями.

С предложением об установлении предварительной опеки или попечительства орган опеки и попечительства должен обращаться прежде всего к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями и состоят на учете в органе опеке и попечительства.

Предварительная опека устанавливается на срок до одного месяца и только при наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.

На опекунов (попечителей), осуществляющих предварительную опеку (попечительство), не распространяется право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и ежемесячного пособия на содержание ребёнка. Если впоследствии, по истечении месячного срока лицо, выполнявшее обязанности в силу предварительной опеки будет назначено опекуном или попечителем в общем порядке, такой опекун будет вправе получить единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

В дополнение следует отметить, что предварительная опека является особой формой семейного устройства временного характера. В связи с этим, помещение ребенка под предварительную опеку не является основанием для прекращения учета сведений о ребенке, как оставшемся без попечения родителей.

Учет сведений о ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, прекращается только в случае, если ребенок помещается под опеку (попечительство), в том числе в приемную семью или усыновляется в установленном порядке.

2.4. Заключение договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного

В соответствии с пунктом 1 Федерального закона установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо по договору о патронатной семье.

Следует отметить, что частью 6 статьи 11 Федерального закона предусмотрено, что акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя является основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г. iconМетодические рекомендации по применению законодательства по опеке...
Правительства Российской Федерации №423 Минобрнауки России направляет методические рекомендации по применению законодательства по...

Методические рекомендации по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г. icon148 «18» ноября 2008 года о порядке организации деятельности по установлению,...
«Об уполномоченном органе Белгородской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении...

Методические рекомендации по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г. iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо
Постановление Правительства Российской Федерации n 423 Минобрнауки России направляет методические рекомендации по применению законодательства...

Методические рекомендации по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г. iconАдминистративный регламент по предоставлению государственной услуги
Предоставление государственной услуги осуществляется Администрацией мо «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), в лице отдела...

Методические рекомендации по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г. iconПроверки деятельности органов местного самоуправления муниципального...
Комиссией проведена проверка деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Зырянский район» при осуществлении...

Методические рекомендации по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г. iconПроверки деятельности органов местного самоуправления муниципального...
Комиссией проведена проверка деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Бакчарский район» при осуществлении...

Методические рекомендации по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г. iconПостановление от 21 января 2008 г. N 5 Об утверждении положения о...
В целях защиты жилищных прав несовершеннолетних, в соответствии с Законом Ярославской области от 9 ноября 2007 г. N 70-з "Об организации...

Методические рекомендации по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г. iconУураах республика саха (якутия)
О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Законами Республики Саха (Якутия) "О прожиточном минимуме в Республике Саха (Якутия)",...

Методические рекомендации по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г. iconРегламент разработан с целью выработки единого подхода к организации...
«Установление опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами, признанными в судебном порядке недееспособными или ограниченно...

Методические рекомендации по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия) в связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 г. iconУтверждено Распоряжением Уполномоченного по правам человека в Республике...
Настоящее Положение разработано на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 56-з №449-ii «Об Уполномоченном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск