Особенности ипотеки морского судна в российской федерации


Скачать 156.42 Kb.
НазваниеОсобенности ипотеки морского судна в российской федерации
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы




С.Г. ИВАНОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского

права и процесса юридического факультета Московского городского

университета управления Правительства Москвы
ОСОБЕННОСТИ ИПОТЕКИ МОРСКОГО СУДНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наряду с Гражданским кодексом и Федеральным законом «Об ипотеке», нормы которых применяются при ипотеке морского судна, существуют специальные нормы международного частного морского права, которые сосредоточены в главе XXI Кодекса торгового мореплавания «Морской залог на судно. Ипотека судна и строящегося судна». Об особенностях такой ипотеки идет речь в данной статье.
Ключевые слова: имущественные права, субъективное право, морские суда, российское гражданское законодательство, ипотека судна.
S.G. IVANOVA,

the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of chair of the civil

the right and process of faculty of law of the Moscow city

University of management of the Government of Moscow
FEATURES OF THE MORTGAGE OF THE SEA-CRAFT

IN THE RUSSIAN FEDERATION
Along with the Civil code and the Federal law «About a mortgage» which norms are applied at a sea-craft mortgage, there are special norms of the international private marine law which are concentrated in chapter of XXI Code of trading navigation «Sea pledge on a vessel. A mortgage of a vessel and an under construction vessel». About features of such mortgage there is a speech in given article.
Key words: property rights, the subjective right, sea-crafts, the Russian civil legislation, a vessel mortgage.
Согласно ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК), исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Согласно преобладающей точке зрения ученых-цивилистов, залоговое право представляет собой обязательственное право1.

Хотя существует и другая точка зрения, согласно которой топография правовых предписаний не определяет природы того или иного субъективного права и в действительности залоговое право на вещь обладает всеми признаками вещного права2. В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости задолженного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом (п. 1 ст. 334 ГК). Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Вместе с тем в п. 2 ст. 334 ГК установлено, что залог земельных участков, предприятий, квартир и другого навигационного имущества (ипотека) регулируется законом об ипотеке. Общие правила о залоге применяются к ипотеке в случаях, когда ГК или законом об ипотеке не установлены иные правила. Поскольку в соответствии со ст. 130 ГК к недвижимым вещам относятся подлежащие регистрации морские суда, обеспечение обязательств в отношении этих судов должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 16 ноября 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»3. Согласно ст. 1 данного Закона, по договору об ипотеке одна сторона-залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости задолженного недвижимого имущества другой стороны-залогодержателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом. Имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодержателя в его владении и пользовании.

Ипотека может быть установлена в обеспечение обязательств по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на купле-продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, для надлежащего обеспечения обязательств общие нормы российского гражданского законодательства создают необходимые условия. Однако при торговом мореплавании норм национального законодательства явно недостаточно. Дело в том, что договорная практика международного торгового мореплавания использует различные договоры, положения которых должны быть унифицированы, чтобы при рассмотрении спора в различных юрисдикциях и судовладельцы, и их контрагенты могли рассчитывать на примерно единообразное решение. В первую очередь это относится к морским залогам и ипотекам при строительстве морских судов.

Различные подходы в законодательствах государств общего права и стран континентальной системы права к регламентированию этих вопросов4 привел к необходимости разработки и принятия унифицированных норм в рамках Международного морского комитета (ММК). Первая Международная конвенция по унификации некоторых правил, относящихся к морским залогам и ипотекам, была принята в 1926 г. в Брюсселе. О сложности указанной проблемы говорит то, что до настоящего времени ее участниками являются лишь около тридцати государств. Поскольку в процессе ее применения были высказаны многочисленные замечания, в ММК была разработана новая конвенция с тем же названием, которая была принята в Брюсселе в 1967 г. Компромисс, зафиксированный в этой Конвенции, мало кого устроил – она в силу вообще не вступила. Однако поиск компромисса продолжился, и в 1993 г. в Женеве была принята Международная конвенция о морских залогах и ипотеках. Россия ратифицировала эту Конвенцию5, и ее основные положения имплементированы в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (глава XXII «Морской залог на судно. Ипотека судна и строящегося судна»). Следует отметить, что в рамках ММК в 1967 г. была принята Международная конвенция, относящаяся к регистрации прав на строящиеся суда. Эта Конвенция в силу не вступила, но ее положения использованы при разработке проекта главы XXII КТМ.

Что касается применения общих норм гражданского законодательства России к договору ипотеки морского судна, то подобный анализ, в частности, содержится в Комментарии к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации6.

Согласно ст. 374 КТМ РФ, ипотека судна или строящегося судна устанавливается в целях обеспечения денежного обязательства договором собственника судна или строящегося судна (залогодателя) и кредитора (залогодержателя) с последующей ее регистрацией. Если иное не предусмотрено договором, ипотека судна распространяется на принадлежности судна, принадлежащие тому же собственнику, что и судно, а также на страховое возмещение, причитающееся по договору морского страхования судна на условиях ответственности за гибель и повреждение судна. Ипотека судна не распространяется на фрахт.

Ипотека строящегося судна распространяется на материалы и оборудование, которые предназначены для его постройки, находятся в месте расположения судостроительной организации и четко идентифицированы посредством маркировки или иным способом, а также на страховое возмещение, причитающееся по договору морского страхования строящегося судна на условиях ответственности за гибель и повреждение строящегося судна.

В случае если предметом ипотеки являются два или более судов либо строящихся судов, каждое из них в отдельности или при отсутствии соглашения о размере обеспечения обязательства каждым судном в отдельности они все вместе служат обеспечением обязательства в полном размере.

Следует обратить внимание на то, что ипотека судна регистрируется в том же реестре, в котором зарегистрировано судно.

Ипотека иностранного судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, а также ипотека судна, строящегося для иностранного получателя, не может быть зарегистрирована в Российской Федерации.

Ипотека строящегося судна регистрируется в реестре строящихся судов, в котором зарегистрировано право собственности на строящееся судно.

Право собственности на строящееся судно может быть зарегистрировано в реестре строящихся судов при условии закладки киля или проведения подтвержденных заключением эксперта равноценных строительных работ. При регистрации права собственности на строящееся судно выдается соответствующее свидетельство.

Реестр строящихся судов, которые после постройки считаются морскими судами, ведется в морских портах, расположенных вблизи судостроительных организаций.

Правила регистрации прав на строящиеся суда в морских портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В настоящее время, до утверждения указанных Правил, регистрация ипотеки на строящиеся суда проводится в существующих реестрах. Согласно ст. 377 КТМ РФ, ипотека судна или строящегося судна регистрируется на основании заявления залогодателя после регистрации права собственности на судно или строящееся судно. В заявлении о регистрации ипотеки судна или строящегося судна должны быть указаны:

- данные, идентифицирующие судно (название судна, порт или место его регистрации, регистровый номер, тип и класс, тоннаж судна) или строящееся судно (место, в котором осуществляется постройка судна, построечный номер, тип судна, длина киля и другие основные размерения, регистровый номер);

- имя и адрес залогодателя ипотеки;

- имя и адрес залогодержателя ипотеки или сведения о том, что она установлена на предъявителя;

- максимальный размер обязательства, обеспеченного ипотекой; при установлении ипотеки на два или более судов либо строящихся судов – размер, в котором обязательство обеспечивается каждым судном в отдельности при наличии соглашения сторон об этом;

- дата окончания ипотеки судна или строящегося судна.

К заявлению о регистрации ипотеки судна или строящегося судна прилагается договор об ипотеке судна или строящегося судна с указанными в таком договоре документами.

В соответствии с п. 23 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах в записях об ипотеке судна указываются данные о залогодержателе ипотеки или сведения о том, что она установлена на предъявителя; максимальный размер обязательства, обеспеченного ипотекой, а при установлении ипотеки на два или более судна – размер, в котором обязательство обеспечивается каждым судном в отдельности при наличии соглашения сторон об этом; дата окончания ипотеки.

Реестр строящихся судов содержит информацию о технических характеристиках строящегося судна, о существующих и прекращенных правах на строящееся судно, ограничениях (обременениях) прав на него и сведения о правообладателях.

Согласно Правилам регистрации, в раздел III реестра строящихся судов вносятся записи об ограничениях (обременениях права собственности и других прав на строящееся судно (ипотека, арест и другие), дата внесения записи, фамилия, имя, отчество капитана торгового порта, осуществившего регистрацию, и его подпись.

В записях об ограничениях (обременениях) права указываются содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничивается права, сумма выданного кредита для ипотеки, время его действия.

При заявлении о регистрации права, ограничения (обременения) прав на строящиеся судно в графу «Особые отметки» реестра строящихся судов вносится запись о данном заявлении, которая указывает на существование притязаний в отношении строящегося судна.

Регистрация ограничений (обременений) прав на строящееся судно производится применительно к порядку, установленному для морских судов.

В заявлении о регистрации ипотеки строящегося судна указываются данные и сведения, предусмотренные Правилами для морских судов.

К заявлению о регистрации ипотеки строящегося судна прилагается заверенный в установленной порядке договор об ипотеке строящегося судна с указанными в таком договоре документами.

В соответствии с п. 2 ст. 376 КТМ ипотека судна, строящегося для иностранного получателя, не может быть зарегистрирована в Российской Федерации.

Одновременно с документами о правах на судно предъявляется документ об оплате государственной пошлины за регистрацию судна, за регистрацию ипотеки судна. Согласно главе 25.3 Налогового кодекса РФ «Государственная пошлина» (ст. 333.24), за нотариальное удостоверение договоров об ипотеке морских судов, взимается в размере 0,3% от суммы договора, но не более 30.000 рублей.

Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, за государственную регистрацию договора об ипотеке взимается государственная пошлина с физических лиц – 500 рублей, с организаций – 2 000 рублей.

До регистрации ипотеки судна или строящегося судна проводится правовая экспертиза документов, необходимых для регистрации ипотеки.

Орган регистрации ипотеки судна или строящегося судна вправе отказать в ее регистрации, если договор об ипотеке судна или строящегося судна либо прилагаемые к такому договору документы не соответствуют требованиям регистрации ипотеки судна или строящегося судна.

Ипотека судна или строящегося судна регистрируется на день получения заявления о регистрации.

В Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, судовую книгу или реестр строящихся судов вносятся все сведения, указанные в заявлении о регистрации.

Орган регистрации ипотеки судна или строящегося судна должен выдать залогодателю и залогодержателю свидетельство о регистрации ипотеки судна или строящегося судна установленного образца в соответствии с записями, содержащимися в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, судовой книге или реестре строящихся судов.

Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, судовая книга или реестр строящихся судов, в которых регистрируется ипотека судна или строящегося судна, и любые документы, которые подлежат передаче в орган регистрации, являются открытыми, и любое заинтересованное лицо имеет право получить выписки из них и копии таких документов.

Предполагается, что ипотека, зарегистрированная в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, судовой книге или реестре строящихся судов, действительно установлена в пользу того лица, в чью пользу такая ипотека фактически зарегистрирована, и все записи в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, судовой книге и реестре строящихся судов действительны, если не зарегистрировано иное.

Никакие требования не подлежат преимущественному удовлетворению перед требованиями, вытекающими из обязательств, обеспеченных зарегистрированной ипотекой судна. Специфической особенностью ипотеки морского судна является то, что преимущество перед указанными требованиями имеют требования, обеспеченные морским залогом, а именно:

1) заработная плата и другие суммы, причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, в том числе расходы на репатриацию и уплачиваемых от имени капитана судна и других членов экипажа судна взносов по социальному страхованию;

2) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина на суше или на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;

3) вознаграждение за спасение судна;

4) уплата портовых и канальных сборов, сборов на других судоходных путях и лоцманских сборов;

5) возмещение реального ущерба, причиненного при эксплуатации судна в результате утраты или повреждения иного имущества, чем перевозимые на судне грузы, контейнеры и вещи пассажиров.

Морским залогом на судно не обеспечиваются требования, предусмотренные подп. 2 и 5 п. 1, если такие требования возникают в результате:

- причинения ущерба от загрязнения с судов нефтью в значении правил, установленных Главой XVIII Кодекса, или ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ в значении правил, установленных главой XIX Кодекса;

- воздействия радиоактивных свойств ядерного топлива или радиоактивных продуктов и отходов либо воздействия радиоактивных свойств в сочетании с токсичными, взрывными или другими опасными свойствами ядерного топлива или радиоактивных продуктов и отходов.

Что касается требований, обеспеченных зарегистрированной ипотекой строящегося судна, а также морским залогом, то, согласно ст. 373 КТМ РФ, для обеспечения требований, возникающих в связи с постройкой и ремонтом судна, в том числе его реконструкцией, судостроительная и судоремонтная организации имеют право удержать такое судно в период, когда оно находится во владении указанных организаций. Право удержания судна прекращается в момент, когда судно или строящееся судно выбывает из владения судостроительной или судоремонтной организации, если только это не является следствием его ареста.

В случае принудительной продажи судна или строящегося судна судостроительная и судоремонтная организации имеют право на удовлетворение своих требований за счет суммы, вырученной от продажи такого судна, в особом порядке: если в момент принудительной продажи судно или строящееся судно находится во владении судостроительной или судоремонтной организации, имеющей на него право удержания, такая организация должна отказаться от владения судном или строящимся судном в пользу покупателя; при этом она имеет на удовлетворение своего требования за счет суммы, вырученной от продажи судна или строящегося судна. При наличии требований, обеспеченных морским залогом на судно, у судоремонтной организации такое право возникает после удовлетворения указанных требований.

Очередность удовлетворения требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных ипотекой судна или строящегося судна, определяется ст. 380 КТМ. Так, если две ипотеки или более зарегистрированы на одно и то же судно или строящееся судно, очередность удовлетворения требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных ипотекой, между собой определяется датой их регистрации. Ипотека, зарегистрированная ранее, имеет приоритет перед ипотекой, зарегистрированной позднее. Ипотеки, зарегистрированные в один день, имеют одинаковую силу.

Эта очередность может быть изменена соглашением залогодателя и залогодержателей. Такое соглашение подлежит регистрации в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, судовой книге или реестре строящихся судов в соответствующем реестре.

Согласно ст. 382 КТМ РФ, залогодатель обязан принимать надлежащие меры к сохранению и поддержанию судна или строящегося судна, обеспеченных ипотекой. Если невыполнение такой обязанности ведет к значительному обесцениванию судна или строящегося судна, залогодержатель вправе принудительно осуществить ипотеку судна или строящегося судна, даже если не наступил срок исполнения обязательства.

Особое внимание в КТМ РФ уделяется правовым проблемам, связанным с принудительной продажей судна. При неисполнении залогодателем обязательств по оплате долга обремененное ипотекой судно или строящееся судно может быть продано на основании решения суда по месту нахождения арестованного судна или арестованного строящегося судна.

В статье 385 КТМ РФ содержится механизм извещений о принудительной продаже, который основан на положениях Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 г. До принудительной продажи судна или строящегося судна суд должен направить извещение об этом капитану морского порта:

- всем залогодержателям зарегистрированных ипотек судна или строящегося судна, которые не установлены на предъявителя;

- всем залогодержателям зарегистрированных ипотек судна или строящегося судна, установленных на предъявителя, и всем держателям морского залога на судно по требованиям, предусмотренным в п. 1 ст. 367 Кодекса, если они известили суд о своих требованиях (следует иметь в виду, что, согласно Конвенции 1993 г. и КТМ РФ, морские залоги обязательной государственной регистрации не подлежат);

- зарегистрированному собственнику судна или строящегося судна;

- в орган регистрации судна в государстве, под флагом которого судну временно разрешено плавать.

Лицо, требующее принудительной продажи судна или строящегося судна, должно представить суду выписку из соответствующего реестра судов или реестра строящихся судов с приложением имен и адресов залогодержателей зарегистрированных ипотек судна или строящегося судна.

Извещение о принудительной продаже судна или строящегося судна направляется не менее чем за тридцать дней до принудительной продажи и содержит:

- сведения о времени и месте принудительной продажи и такие сведения, которые касаются принудительной продажи или ведущих к принудительной продаже процедур и которые должны знать лица, имеющие право на извещение, в целях защиты своих интересов;

- данные о примерном времени и предполагаемом месте принудительной продажи и другие касающиеся принудительной продажи и достаточные для защиты интересов лиц, имеющих право на извещение, сведения, если время и место принудительной продажи не могут быть точно определены.

В случае принудительной продажи судна или строящегося судна все зарегистрированные ипотеки судна или строящегося судна, за исключением тех, которые приняты на себя покупателем с согласия их залогодержателей, все залоги и другие обременения любого рода прекращают действие в отношении судна или строящегося судна.

После удовлетворения требований всех лиц, предъявивших их, сумма, вырученная от продажи судна или строящегося судна, если она остается, возвращается собственнику судна или строящегося судна и может свободно переводиться.

В случае принудительной продажи затонувшего судна, подъем которого осуществляется портовыми властями в целях обеспечения безопасности мореплавания или защиты от загрязнения морской среды, расходы на подъем затонувшего судна оплачиваются за счет суммы, вырученной от его продажи, до удовлетворения любых требований, обеспеченных морским залогом на судно.

При принудительной продаже судна или строящегося судна компетентный орган по просьбе покупателя выдает документ, удостоверяющий, что продано судно или строящееся судно, не обремененные никакими ипотеками, за исключением тех, которые приняты на себя покупателем с согласия залогодержателей.

Если покупателем судна или строящегося судна является гражданин Российской Федерации или юридическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации, судно или право собственности на строящееся судно должно быть зарегистрировано на имя такого покупателя в соответствующем реестре в Российской Федерации. В случае если судно или право собственности на строящееся судно зарегистрировано в соответствующем реестре в Российской Федерации и покупателем такого судна или строящегося судна является иностранный гражданин либо иностранное юридическое лицо, орган регистрации судна или орган регистрации права собственности на строящееся судно обязан выдать такому покупателю свидетельство об исключении судна из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, судовой книги или об исключении права собственности на строящееся судно из реестра строящихся судов в целях регистрации судна или права собственности на строящееся судно в соответствующем реестре иностранного государства.

Ипотека судна или строящегося судна прекращается при:

- погашении денежного долга;

- прекращении денежного обязательства иными, чем погашение долга, способами (принудительной продажей и другими);

- гибели судна или строящегося судна, за исключением случаев, если залогодержатель ипотеки судна или строящегося судна может осуществить свое требование к страховому возмещению, причитающемуся в связи с гибелью судна или строящегося судна в соответствии с договором морского страхования.
Библиографический список:


  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая. 2-е издание. М.: Статут, 2005. С. 501.

  2. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева. Изд. 3-е. Т. 1. М.: Велби, 2010. С. 908.

  3. Фалилеев П.А. Ипотека морских судов. М.: Международные отношения, 1997. С. 191.




1 См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая. 2-е издание. М.: Статут, 2005. С. 501.

2 Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева. Изд. 3-е. Т. 1. М.: Велби, 2010. С. 908.

3 СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.

4 Об анализе законодательства этих стран см.: Фалилеев П.А. Ипотека морских судов. М.: Международные отношения, 1997. С. 191.

5 Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6266.

6 Изд. второе / Коллектив авторов под редакцией Г.Г. Иванова. М.: Спарк, 2005. С. 705–740.

Похожие:

Особенности ипотеки морского судна в российской федерации iconПлан обеспечения транспортной безопасности морского судна / ship
План обеспечения транспортной безопасности морского судна (далее – План) разработан субъектом транспортной инфраструктуры – наименование...

Особенности ипотеки морского судна в российской федерации icon1Аннотация
Осуществление операций при прибытии морского судна и товаров, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза. 9

Особенности ипотеки морского судна в российской федерации iconПотребительского Кооператива «Корпорация жилищного строительства и ипотеки»
Фз «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19. 06. 1992 №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах,...

Особенности ипотеки морского судна в российской федерации iconРоссийской Федерации Левитину И. Е
Федерального агентства морского и речного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и фгу «Администрация морского...

Особенности ипотеки морского судна в российской федерации iconРабочая программа «Капитан морского судна» Разработали: к т. н., доцент кафедры «Судовождение»
Цель: подготовка старших помощников капитана для получения диплома капитана, в соответствии с требованиями Правил I/11, ii/2 мк пднв78...

Особенности ипотеки морского судна в российской федерации iconЗакона от 23. 02. 2011 №19-фз
Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности...

Особенности ипотеки морского судна в российской федерации iconТребования по укомплектованию судна и вахты на мостике
Капитан организует вахтенную службу на мостике таким образом, чтобы она с должной надежностью обеспечивала безопасность плавания...

Особенности ипотеки морского судна в российской федерации iconПример заполнения
Номер imo / Идентификационный номер судна (в случае наличия)/регистрационный номер (для маломерного судна)

Особенности ипотеки морского судна в российской федерации iconПример заполнения
Номер imo / Идентификационный номер судна (в случае наличия)/регистрационный номер (для маломерного судна)

Особенности ипотеки морского судна в российской федерации iconСудна русскими и латинскими буквами
Исходные данные для подготовки заключения радиочастотной службы о соответствии судовых радиостанций требованиям международных договоров...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск