Скачать 0.68 Mb.
|
Департамент образования и науки Тюменской области Тюменский областной государственный институт развития регионального образования Методические рекомендации по организации деятельности консультационно-методического пункта Практико-ориентированное пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений Тюмень 2013 Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОГИРРО Автор-составитель: Кильдышева И.А., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО Рецензенты: Менчинская Е.А., к.п.н., доцент, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ТОГИРРО Карасёва Е.Г., к.п.н., доцент кафедры псих- пед. технологий охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО Методические рекомендации по организации деятельности консультационно-методического пункта. Практико-ориентированное пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - Тюмень: ТОГИРРО, 2013.- 47 с. В пособии даны рекомендации по организации консультационно-методического пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Представленные материалы, помогут педагогам дошкольных учреждений эффективно организовать работу консультационно-методического пункта. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационно-методического пункта, представлена нормативно-правовая база, включающая примерные договоры о взаимных обязательствах ОУ и родителей, должностные инструкции педагогов, график работы специалистов, журнал учёта работы и регистрации родителей и др. Предложены варианты содержательной деятельности консультативных пунктов. Пособие адресовано руководителям и педагогам ДОУ. ТОГИРРО, 2013 Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям. Т.Харрис Введение Активное развитие в нашей стране новых форм образования связано с реализацией идеи доступности образования, повышения его эффективности. Возникающие формы призваны помочь родителям активно способствовать развитию ребёнка и получить квалифицированную помощь специалистов в области дошкольного образования, при этом новые формы ориентированы как на родителей, чьи дети регулярно посещают ДОУ, так и на тех, чьи дети в детские сады не ходят. Одной из таких форм является организация консультационно-методических пунктов на базе дошкольных образовательных учреждений для родителей и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. В семье, несмотря на возрастающий уровень просвещенности, и информированности, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические и психологические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребёнком, не проявляют достаточной заботы в гармоничном воспитании и развитии его личности. Семейное воспитание в настоящее время испытывает серьёзный кризис. Поэтому идея создания консультационно-методических пунктов при дошкольных образовательных учреждениях предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. Благодаря созданию консультационно-методическим пунктам педагоги – специалисты детского сада могут систематически распространять педагогические знания, оказывать помощь семье в воспитании детей и подготовке их к школе, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственность между общественным и семейным воспитанием. Ещё Н.К.Крупская отмечала, что детский сад является «организующим центром» и влияет на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовывать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, Н.К.Крупская считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей должно предусматривать ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. В конечном итоге речь идёт о праве ребёнка на таких родителей, которые способны понимать и любить таким, каков он есть, а так же обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Назначение консультационно-методического пункта Консультативно-методические пункты, далее КМП, призваны помочь оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в дошкольных учреждениях, а так же помочь гармоничному развитию детей, обеспечить доступность дошкольного образования для детей, не посещающих детский сад по разным причинам. Данная форма организации психолого-педагогической помощи родителям может функционировать на базе дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений, прогимназий, центров развития ребёнка, сельских школь (при отсутствии дошкольного учреждения). Основные цели и задачи консультационно-методического пункта Цель консультационно-методического пункта: предоставление муниципальной услуги по оказанию консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Задачи консультационно-методического пункта:
Нормативно-правовая база создания консультационно-методического пункта в ДОУ Консультационно-методический пункт в дошкольном образовательном учреждении должен быть обеспечен рядом документов, которые разрабатываются на основе «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» и соответствуют обязательному перечню документации: - Закону РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1 п.5 статья 18 (в ред. 29.12.2004); - Конвенции о правах ребенка; - Конституции Российской Федерации статья 43; - Федеральному закону N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.98; - Закону Российской Федерации «Об образовании» от 10.06.1992 № 3266-1; - Письму Министерства образования Российской Федерации №237 / 23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000; - Указу Президента РФ №599 от 07.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» «достижение к 2016 г. 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет»; - Указу Президента РФ N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" от 1 июня 2012 г.; - Приказу департамента образования г.Тюмени от 31.08.2009 №272 «Об открытии консультационно-методических пунктов для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому» в целях обеспечения единства преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста на дому); - Приказу ДОУ об открытии консультационно-методического пункта; - Договору с родителями (законными представителями); - Положению о консультационно-методическом пункте; - Правилам внутреннего трудового распорядка с учётом открытия консультационно-методического пункта; - Должностным инструкциям работников консультационно-методического пункта. Деятельность консультационно-методических пунктов для родителей, как и любой другой организационной формы дошкольного образования должна обеспечиваться Положением, которое издается региональными или муниципальными властями и Типовыми правилами организации деятельности. Общие положения Координацию деятельности консультационно-методических пунктов осуществляет Департамент образования Тюменской области, (Департамент образования г.Тюмени, районные муниципалитеты). Образовательное учреждение определяет порядок организации деятельности консультационно-методического пункта и координации диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста на дому и:
Организация деятельности консультационно-методического пункта Консультационно-методические пункты создаются на базе муниципальных образовательных учреждений приказом главы управления образования муниципалитета реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования и являются инфраструктурным объектом муниципального дошкольного образовательного учреждения. Консультационно-методический пункт работает 2-3 раза в неделю в утренние и вечерние часы в соответствии с графиком, утверждённым приказом руководителя ДОУ, продолжительностью консультации не менее 25 минут. По заявкам родителей КМП может организовать оперативную выездную консультационную помощь. Взаимоотношения между КМП и родителями (или иными законными представителями) регулируются договором (Приложение №1), которые определяют объем и сроки оказания услуг, длительность пребывания в нём, размера платы, обязанности и ответственности сторон и другие условия. Методическая, диагностическая консультативная помощь в КМП организуется в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей). Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами по социально-педагогическому, психолого-педагогическому и медико-оздоровительному направлениям: 1) подбор высококвалифицированных специалистов педагогического, психологического и медицинского профилей; 2) анализ потребности родителей в получении консультационной помощи в вопросах индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста; 3) обеспечение выездной консультационной помощи по вопросам диагностики, коррекции воспитания и развития детей дошкольного возраста; 4) проведение индивидуальных консультаций по заявкам родителей на актуальные проблемы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, сохранение их физического и психического здоровья; 5) проведение тематических консультаций по психолого-педагогическому сопровождению когнитивного, социального, эмоционального, физического развития ребенка. Перечень условий организации консультационно-методического пункта при образовательном учреждении 1. Материально-техническое обеспечение - помещение для занятий; - мебель для занятий. 2. Кадровый состав консультационного пункта - воспитатель; - музыкальный руководитель; - инструктор по физическому воспитанию; - педагог-психолог; - учитель-логопед; - медицинская сестра (педиатр); - заместитель заведующего по методической работе. 3. Программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса: 3.1. Программа (план) деятельности консультационно-методического пункта (Приложение №8); 3.2. Тематика консультаций для родителей (Приложение №9); 3.3. Формы работы с родителями – инвариантные, вариантные, постоянно-действующие. Инвариантные - групповые мероприятия для всех родителей: семинары, деловые игры, тренинги, консультации, лектории. Вариантные:
Постоянно-действующие:
На заседание клуба могут прийти как родители детей, не посещающих ДОУ, так и родители посещающих. Темы семинаров составляют на основе анализа наиболее часто повторяющихся вопросов задаваемых на консультациях. Встречи с родителями проходят в форме тренингов, диспутов, лекций. На каждом заседании «Родительского клуба» родители получают письменные памятки по разным вопросам воспитания и развития детей. В процессе их написания следует соблюдать требования. Информация должна быть: краткой, но содержательной; интересной и реалистичной; простой, понятной, не наукообразный язык; удобной для использования. В стиле оформления иметь изюминку, например, юмористические рисунки. Администрация ОУ обеспечивает взаимодействие деятельности с медицинскими учреждениями, центрами психолого-педагогической и социальной поддержки, общеобразовательными школами, культурно-досуговыми организациями в целях повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения семей. 3.4. Картотека игр. 3.5. Пакет диагностических методик индивидуального развития детей. 4. Финансирование деятельности консультационного пункта - изменения штатного расписания образовательного учреждения (введение в штат дополнительных штатных единиц) в соответствии с режимом работы и условиями его функционирования в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели, другие варианты. 5. Нормативно-правовая база консультационно-методического пункта - Приказ муниципального органа управления образованием об открытии консультационно-методического пункта; - Положение о консультационно-методическом пункте по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей от 1 года до 7 лет в _______ муниципальном Районе Тюменской области (Приложение №10); - Договор с родителями (законными представителями) об оказании консультационных услуг по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей от 1 года до 7 лет в _______ муниципальном районе Тюменской области (Приложение №1); - Устав образовательного учреждения; - Должностные инструкции работников КМП (Приложение №2, 5, 6). Организация работы консультационно-методического пункта и содержание образовательного процесса 1. Консультационно-методические пункты создаются по решению учредителя (локальным распорядительным актом) на базе муниципальных образовательных учреждений реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования и являются инфраструктурным объектом муниципального дошкольного образовательного учреждения. 2. Наличие консультационно-методического пункта отражается в Уставе образовательного учреждения. 3. С родителями (законными представителями) заключается Договор (Приложение №1). 4. Право ведения образовательной деятельности консультационно-методического пункта дошкольное учреждение осуществляет в соответствии с действующей лицензией (разрешением) на право ведения образовательной деятельности. 5. Деятельность консультационно-методического пункта может быть прекращена по инициативе образовательного учреждения и (или) по решению учредителя в случае экономической нецелесообразности содержания в связи с отсутствием социального заказа населения. 6. Образовательное учреждение в консультационно-методическом пункте может самостоятельно использовать программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также разрабатывать собственные (авторские) модифицированные, адаптированные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями. 7. В консультационно-методическом пункте могут быть использованы дополнительные образовательные программы и оказываться платные дополнительные услуги, выходящие за пределы общеобразовательной программы дошкольного учреждения, с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями (законными представителями) и в соответствии с Уставом образовательного учреждения. 8. Режим работы консультационно-методического пункта, условия содержания и длительность пребывания в них детей определяются образовательным учреждением самостоятельно с учетом социального заказа населения (Приложение 7). 9. Участниками образовательного процесса консультационно-методического пункта являются дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагогические работники. 10. Деятельность консультационно-методического пункта регулируется
11. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за невыполнение консультационно-методическим пунктом функций, определенных Уставом образовательного учреждения, Договором с родителями (законными представителями). Основные виды работ предоставления образовательных услуг по индивидуальному сопровождению развития детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения
Управление и кадровое обеспечение 1. Образовательное учреждение осуществляет управление консультационно-методическим пунктом, устанавливает работникам консультационного пункта ставки заработной платы (должностные оклады) на общих основаниях в соответствии с действующей системой оплаты труда, определяет должностные обязанности. 2. Социальные гарантии, права и льготы работников консультационно-методического пункта определяются законодательством Российской Федерации, Уставом дошкольного учреждения, трудовым договором. 3. К педагогической деятельности в консультационно-методическом пункте образовательного учреждения допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Основное содержание деятельности консультативных пунктов Организация и проведение консультаций, лекций, практических семинаров, мастер-классов, круглых столов, диспутов и т.п. Диагностическое обследование дошкольников специалистами и проведение индивидуальной и групповой работы. Работа с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста на дому, в консультативных пунктах в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Порядок работы консультационно-методического пункта
Услуги, предоставляемые консультационно-методическими пунктами По заявкам родителей КМП может организовать оперативную выездную консультационную помощь. Взаимоотношения между КМП и родителями (или иными законными представителями) регулируются договором (Приложение №1), который определяет объем и сроки оказания услуг, длительность пребывания в нём, размера платы, обязанности и ответственности сторон и другие условия. Методическая, диагностическая консультативная помощь в КМП организуется в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей). Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов ДОУ: воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами по социально-педагогическому, психолого-педагогическому и медико-оздоровительному направлениям:
Из общего количества обращений родителей могут быть сформированы группы: - дети, которым необходимо получение психолого-педагогической помощи еженедельно; - дети, которым предлагается психолого-педагогическая помощь в сокращённом варианте по причине укомплектования основной группы, пролонгированное консультирование, родители. Этапы организации консультационно-методического пункта
Документация консультационно-методических пунктов На консультативных пунктах ведутся журналы:
В журнале отражается число, месяц и время проведения консультации, а так же тема и форма проведения, записываются рекомендации данные специалистом в ходе консультирования и фамилия имя и отчество консультанта, его должность Журнал учета работы консультационно-методического пункта психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому специалистами МДОУ № ________
В журнале регистрации родителей записывается дата и время проведения консультации, её тема, проблемы или вопросы родителей, указывается их фамилия имя отчество. Журнал регистрации родителей (законных представителей), посещающих консультационно-методический пункт психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому МДОУ № ________
Журналы заполняют все специалисты ответственные за проведение консультаций. |
Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой... | Таким образом, в сфере образования появились следующие понятия – «портфолио педагога», «педагогический портфель» или для нас проще... | ||
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,... | Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,... | ||
Методические рекомендации предназначены как для преподавателей-руководителей дипломных работ, так и для студентов образовательных... | Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения | Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск | ||
Разработчик: Перфилова С. Б., директор мку «Центр информационно-методического сопровождения образовательных учреждений» | Номенклатура дел устанавливает единые требования к педагогической документации дошкольных образовательных учреждений (далее доу) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |