МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Документация воспитателя Номенклатура дел устанавливает единые требования к педагогической документации дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ).
Педагогическая документация является частью номенклатуры дел и отражает планирование и организацию воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ.
Перечень педагогической документации делится на два блока:
общая педагогическая документация;
документация педагогов.
К педагогической документации относится:
программа развития;
образовательная программа;
годовой план;
протоколы педагогических советов;
документы по видам контроля;
тетрадь регистрации форм методической работы;
учет поступления и выдачи методической литературы и пособий.
В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность.
Ответственность за правильное ведение педагогической документации несет руководитель и старший воспитатель ДОУ.
Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений:
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
Конвенцией о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Трудовым Кодексом РФ;
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 03.07.1998 г.;
Федеральными и региональными программами образования;
Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования",
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
Региональными нормативно-правовыми документами;
Нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;
Локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).
В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка воспитатель должен своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию; четко планировать свою воспитательно-образовательную деятельность, держать администрацию в курсе своих планов, вести дневник наблюдений за детьми, соблюдать правила и режим ведения документации; уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его склонности и особенности, помогать ему в становлении и развитии личности.
Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях устанавливается следующая педагогическая документация детских дошкольных учреждений:
Для воспитателей — план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению и ежедневного ведение табеля посещаемости детей.
При этом планирование своей работы воспитатели ведут в произвольной форме.
Перечень педагогической документации может быть дополнен вспомогательной документацией, отражающей специфику направлений деятельности ДОУ (экспериментальная площадка, детский сад с этнокультурным компонентом и др.). Дополнительный перечень педагогической документации утверждается приказом по учреждению.
Практика доказывает необходимость упорядочения документации, которую ведет воспитатель ДОУ. Порядок в документации, умение быстро найти и проанализировать имеющиеся материалы помогут педагогу при подготовке к новому учебному году, аттестации сада и воспитателя.
Документация может быть систематизирована в следующих папках:
информационно-нормативная (01),
планирования и анализа (02),
организации воспитательно-образовательной работы (03).
Документацию воспитателя можно разделить на обязательную и рекомендуемую
Попробуем рассмотреть значение каждого документа в отдельности.
Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
1. Календарный план воспитательно-образовательной работы (В плане должны быть: список детей с датами рождения; сведения о состоянии здоровья детей; режим дня (теплое, холодное время); список детей по группам развития I, II, III, с учетом диагноза по развитию речи; расписание занятий для каждого возрастного периода; комплекс утренней гимнастики (на 2 недели); список литературы, используемой в работе с детьми раннего возраста. Деление детей на подгруппы для физкультурных занятий - по состоянию здоровья и двигательным навыкам. План должен состоять из 2-х разделов: деятельность на занятиях (планируется с усложнением в соответствии с группой развития, учетом повторности); вне занятий - проводится малыми подгруппами и индивидуально: физкультурно-оздоровительная работа, формирование культурно-гигиенических навыков и самостоятельности, взаимоотношения со сверстниками, ознакомление с природой и окружающим миром, развитие речи. Планируется предметно-игровая, самостоятельная деятельность детей. В план включается работа с родителями. Ежемесячно планируются досуг, развлечения. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня. В первой половине дня воспитатель планирует: беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку, наблюдение погоды. Во второй половине дня воспитатель планирует: бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями). Схема планирования разрабатывается ДОУ и утверждается приказом заведующего.
2. Табель посещаемости детей (он необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и проведение занятий (раздаточный материал для каждого ребенка). Также он помогает отследить заболеваемость детей в определенный период). Табель посещаемости должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью.
Рекомендуемая документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
1.Информационно-нормативную документацию воспитателя (служебные и должностные инструкции):
1.1.Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.
1.2.Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.
1.3.Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
1.4.Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке, прогулке и др.
2. Планирование и анализа, а также общие сведения о группе:
2.1.Список детей группы/дневник группы (состав детей в одной и той же группе неоднороден по возрасту и разница может доходить до года. Воспитатели должны учитывать возраст каждого ребенка в группе и планировать индивидуальный подход к каждому из детей).
2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года).
2.3.Листки (журнал/тетрадь) адаптации (для вновь поступивших детей).
2.4.Лист (журнал/тетрадь) здоровья (в практике д\с важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья», которые заполняются медицинским персоналом. Как известно, для формирования правильной осанки и профилактики нарушений зрения немаловажное значение имеет правильная посадка детей за столом, для чего каждому ребенку подбирается комплект мебели. Рост и вес детей определяется 2 раза в год, соответственно и комплект мебели должен определяться 2 раза в год. Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья. По результатам медосмотров (проводимых 2 раза в год в садовских группах и 4 раза в год в группах раннего возраста) в зависимости от характера и степени выраженности отклонений в состоянии здоровья детей, врач дает рекомендации, фиксируя их документально. В практической работе воспитателя важны именно рекомендации, а не клинический диагноз (он является врачебной тайной). Все перечисленное отражается в «Листе здоровья» на каждого ребенка).
2.5. Схема посадки детей за столами (именно она помогает правильно подобрать мебель по росту, произвести посадку детей, что является профилактикой нарушения осанки и зрения. Для закрепления места на определенный период существует схема посадки детей за столами, которая по мере необходимости корректируется в зависимости от изменений в физическом состоянии детей в группе).
2.6. Сведения о детях и их родителях (в официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу: фамилия, имя ребенка; дата рождения; адрес проживания и телефоны; ФИО родителей, бабушек и дедушек; место работы родителей и телефоны; социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная - не полная семья).
2.7.Система закаливания детей.
2.8. Модель и режим двигательной активности.
2.9. Дневник -127-я форма (для групп раннего возраста).
3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
3.1. Основные направления работы и годовые задачи ДОУ на текущий год, образовательная программа дошкольного образования ДОУ (выписка из годового плана, ООП ДОУ), памятки и методические рекомендации, модель физкультурно-оздоровительной работы.
3.2.Перспективное планирование по разделам программы, а также тематическое (комплексно-тематическое) планирование (является приложением к образовательной программе дошкольного образования ДОУ).
3.3.Материалы для педагогической диагностики по основным разделам программы и тетрадь педагогической диагностики (каждый воспитатель должен изучать своих воспитанников, следить за особенностями их развития. Изучать надо в системе и постоянно. Для этого существуют карты по диагностике знаний, умений, навыков детей по всем видам деятельности и итоговые таблицы результатов усвоения детьми программы. Диагностику воспитатель должен проводить в начале и конце учебного года, что даст ему возможность сравнить результаты усвоения детьми программы и своевременно провести коррекцию познавательных процессов в сторону достижения ребенком возрастных норм).
3.4. Сетка образовательной деятельности/занятия (сетка образовательной деятельности/занятия помогает систематизировать работу с детьми в течение текущего месяца).
3.5. Перспективный план на год/рабочая программа (к началу учебного года воспитатель составляет перспективный план, который помогает ему планомерно решать поставленные задачи, используя для этого эффективные методики, индивидуальную работу с детьми и работу с родителями. Перспективному планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе, выявление ее сильных и слабых сторон, определение актуальных задач на предстоящий учебный год).
3.6. План взаимодействия с семьей (работы с родителями) (Воспитатель непременно должен вести протоколы родительских собраний для последующего их анализа, содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель. Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения. Работа может быть расписана в различных формах проведения: родительские собрания, консультации (индивидуальные, групповые), семинары-практикумы, тематические выставки, эпизодические беседы с родителями, клубы по интересам, совместные праздники, развлечения и досуги, анкетирование, родительские посиделки, экскурсии, туристические походы, участие родителей в общественной жизни группы и прочее).
3.7. Самообразование (Воспитатель обязан своевременно знакомиться с инновациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. Воспитатель должен вести тетрадь по самообразованию, записывая в нее название изученной литературы, название и автора заинтересовавшей его статьи, указывая страницы с наиболее значимой информацией. Далее следует обсудить с коллегами изученное на педагогическом совещании или педсовете).
3.8. Аналитический отчет о проделанной работе за год (заслушивается на итоговом педагогическом совете. Он составляется в свободной форме (текст, схемы, графики) и включает качественный анализ выполнения задач воспитания детей, накопленный опыт и выявленные проблемы, трудности, перспективные направления в работе).
3.9. План развития группы/паспорт группы/социальный паспорт группы. Паспорт ведется на протяжении 5 лет (время посещения ребенком ДОУ). Содержит перечень методической литературы группы (программы, технологии), дидактических игр, пособий, детской мебелью. Перечень ежегодно дополняется в связи с переходом детей в новую возрастную группу. Перечень согласуется с заведующим ДОУ/старшим воспитателем. Социальный паспорт, это специально разработанный бланк, содержащий сведения о социальном составе семей группы.
3.10. Портфолио педагога + карта индивидуального образовательного маршрута педагога.
3.11. Конспекты занятий (печатный вариант + оформление электронной базы данных).
3.12. Личная тетрадь воспитателя, условно ее можно назвать «Методическая тетрадь», в которой фиксируется информация, получаемая на педсоветах, методсоветах, методических объединениях и семинарах и т.д.
3.13. Тетрадь взаимодействия со специалистами. В ней специалисты фиксируют индивидуальные рекомендации по работе с детьми, подготовки оборудования (например, взаимодействие муз. руководителей, логопеда, медперсонал).
Подготовила
ст. методист МКУ «ИМЦ»
Терентьева Т.М.
17.11.2014
Приложение 1
Положение о ведении документации воспитателя 1. Общие Положения
1.1. Настоящее Положение разработано муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Плешановский детский сад №1» (далее – ДОУ) для определения перечня основной документации воспитателя и установлении единых требований к ней.
1.2. Срок действия Положения не ограничен.
2. Основные задачи Положения
Установление порядка ведения документации, форм, сроков ее заполнения и хранения воспитателями ДОУ.
3. Основные функции Положения
3.1. Документация оформляется воспитателем под руководством руководителя ДОУ/старшего воспитателя, медицинской сестры ДОУ ежегодно до 1 сентября.
3.2. При заполнении документации не допускаются исправления, помарки, вызывающие сомнения в правильности внесенных изменений.
3.3. Допускается рукописное изложение материала и печатные варианты ведения документации. При заполнении документации используется один цвет чернил.
3.4. За достоверность сведений, качество оформления документации несет ответственность воспитатель.
3.5. Контроль за ведением документации осуществляет заведующий/старшего воспитателя, медицинской сестры ДОУ согласно системе контроля дошкольного учреждения.
4. Перечень основной документации воспитателя
4.1. Локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя (срок хранения - постоянно):
- Должностная инструкция воспитателя.
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
- Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
- Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке, прогулки и др.
4.2. Документация по организации работы воспитателя:
- Основные направления работы и годовые задачи ДОУ на текущий год, образовательная программа дошкольного образования ДОУ.
- Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем).
- Перспективное планирование по разделам программы, а также тематическое планирование (в соответствии с Положение о планировании).
- Материалы для педагогической диагностики по основным разделам программы и тетрадь педагогической диагностики (срок хранения – 5 лет).
- Сетка образовательной деятельности/занятия.
- Перспективный план на год/рабочая программа.
- План взаимодействия с семьей(работы с родителями).
- Самообразование (срок хранения – постоянно).
- Аналитический отчет о проделанной работе за год (хранится в методическом кабинете, срок хранения – постоянно).
- План развития группы (оформляется по усмотрению воспитателя).
- Портфолио педагога (находится в методическом кабинете, срок хранения – постоянно).
- Рекомендации специалистов ДОУ, педагогических советов, семинаров, методических объединений педагогов и т.д. (срок хранения – по мере необходимости).
- Конспекты образовательной деятельности/занятий (хранятся в методическом кабинете, срок хранения – по мере необходимости).
- План воспитательно-образовательной работы (ежедневный) (срок хранения – 1 год).
4.3. Документация по организации работы с воспитанниками ДОУ.
- Табель посещаемости детей (ведется в отдельной тетради от набора детей до выпуска в школу, табель посещаемости прошнуровывается, пронумеровывается, скрепляется печатью).
- Сведения о детях и родителях.
- Лист здоровья на воспитанников группы.
- Режим дня группы на теплый и холодный период времени.
- Карта стула детей (только для детей до 3-х лет).
- Утренний фильтр (только для детей до 3-х лет) и в эпидемиологический период во всех группах.
4.4. Документация по организации взаимодействия с родителями и семьями воспитанников.
- Социальный паспорт семей воспитанников группы.
- План взаимодействия с родителями воспитанников группы.
- Протоколы родительских собраний.
5. Заключительные Положения
5.1. Воспитатель в группе оформляет уголок для родителей; разрабатывает схему расположения детей за столами; составляет списки детей на шкафчики, полотенца, кровати.
5.2. Воспитатель имеет право корректировать, дополнять, вносить изменения в соответствующий перечень документации.
5.3. Документация, по истечению учебного года, передается в архив методического кабинета (срок хранения - 1 год). |