Методические рекомендации документация воспитателя


Скачать 136.39 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации документация воспитателя
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИhttp://mdou56.ucoz.ru/_si/0/s60038692.jpg

Документация воспитателя
Номенклатура дел устанавливает единые требования к педагогической документации дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ).

Педагогическая документация является частью номенклатуры дел и отражает планирование и организацию воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ.

Перечень педагогической документации делится на два блока:

  • общая педагогическая документация;

  • документация педагогов.

К педагогической документации относится:

  • программа развития;

  • образовательная программа;

  • годовой план;

  • протоколы педагогических советов;

  • документы по видам контроля;

  • тетрадь регистрации форм методической работы;

  • учет поступления и выдачи методической литературы и пособий.

В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность.

Ответственность за правильное ведение педагогической документации несет руководитель и старший воспитатель ДОУ.

Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений:

  • Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

  • Конвенцией о правах ребенка;

  • Конституцией РФ;

  • Трудовым Кодексом РФ;

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 03.07.1998 г.;

  • Федеральными и региональными программами образования;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования",

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;

  • Региональными нормативно-правовыми документами;

  • Нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;

  • Локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка воспитатель должен своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию; четко планировать свою воспитательно-образовательную деятельность, держать администрацию в курсе своих планов, вести дневник наблюдений за детьми, соблюдать правила и режим ведения документации; уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его склонности и особенности, помогать ему в становлении и развитии личности.

Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях устанавливается следующая педагогическая документация детских дошкольных учреждений:

  • Для воспитателей — план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению и ежедневного ведение табеля посещаемости детей.

При этом планирование своей работы воспитатели ведут в произвольной форме.

Перечень педагогической документации может быть дополнен вспомогательной документацией, отражающей специфику направлений деятельности ДОУ (экспериментальная площадка, детский сад с этнокультурным компонентом и др.). Дополнительный перечень педагогической документации утверждается приказом по учреждению.

Практика доказывает необходимость упорядочения документации, которую ведет воспитатель ДОУ. Порядок в документации, умение быстро найти и проанализировать имеющиеся материалы помогут педагогу при подготовке к новому учебному году, аттестации сада и воспитателя.

Документация может быть систематизирована в следующих папках:

  • информационно-нормативная (01),

  • планирования и анализа (02),

  • организации воспитательно-образовательной работы (03).


Документацию воспитателя можно разделить на обязательную и рекомендуемую

Попробуем рассмотреть значение каждого документа в отдельности.

Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:

1. Календарный план воспитательно-образовательной работы (В плане должны быть: список детей с датами рождения; сведения о состоянии здоровья детей; режим дня (теплое, холодное время); список детей по группам развития I, II, III, с учетом диагноза по развитию речи; расписание занятий для каждого возрастного периода; комплекс утренней гимнастики (на 2 недели); список литературы, используемой в работе с детьми раннего возраста. Деление детей на подгруппы для физкультурных занятий - по состоянию здоровья и двигательным навыкам. План должен состоять из 2-х разделов: деятельность на занятиях (планируется с усложнением в соответствии с группой развития, учетом повторности); вне занятий - проводится малыми подгруппами и индивидуально: физкультурно-оздоровительная работа, формирование культурно-гигиенических навыков и самостоятельности, взаимоотношения со сверстниками, ознакомление с природой и окружающим миром, развитие речи. Планируется предметно-игровая, самостоятельная деятельность детей. В план включается работа с родителями. Ежемесячно планируются досуг, развлечения. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня. В первой половине дня воспитатель планирует: беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку, наблюдение погоды. Во второй половине дня воспитатель планирует: бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями). Схема планирования разрабатывается ДОУ и утверждается приказом заведующего.

2. Табель посещаемости детей (он необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и проведение занятий (раздаточный материал для каждого ребенка). Также он помогает отследить заболеваемость детей в определенный период). Табель посещаемости должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью.

Рекомендуемая документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:

1.Информационно-нормативную документацию воспитателя (служебные и должностные инструкции):

1.1.Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.

1.2.Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.

1.3.Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.

1.4.Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке, прогулке и др.

2. Планирование и анализа, а также общие сведения о группе:

2.1.Список детей группы/дневник группы (состав детей в одной и той же группе неоднороден по возрасту и разница может доходить до года. Воспитатели должны учитывать возраст каждого ребенка в группе и планировать индивидуальный подход к каждому из детей).

2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года).

2.3.Листки (журнал/тетрадь) адаптации (для вновь поступивших детей).

2.4.Лист (журнал/тетрадь) здоровья (в практике д\с важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья», которые заполняются медицинским персоналом. Как известно, для формирования правильной осанки и профилактики нарушений зрения немаловажное значение имеет правильная посадка детей за столом, для чего каждому ребенку подбирается комплект мебели. Рост и вес детей определяется 2 раза в год, соответственно и комплект мебели должен определяться 2 раза в год. Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья. По результатам медосмотров (проводимых 2 раза в год в садовских группах и 4 раза в год в группах раннего возраста) в зависимости от характера и степени выраженности отклонений в состоянии здоровья детей, врач дает рекомендации, фиксируя их документально. В практической работе воспитателя важны именно рекомендации, а не клинический диагноз (он является врачебной тайной). Все перечисленное отражается в «Листе здоровья» на каждого ребенка).

2.5. Схема посадки детей за столами (именно она помогает правильно подобрать мебель по росту, произвести посадку детей, что является профилактикой нарушения осанки и зрения. Для закрепления места на определенный период существует схема посадки детей за столами, которая по мере необходимости корректируется в зависимости от изменений в физическом состоянии детей в группе).

2.6. Сведения о детях и их родителях (в официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу: фамилия, имя ребенка; дата рождения; адрес проживания и телефоны; ФИО родителей, бабушек и дедушек; место работы родителей и телефоны; социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная - не полная семья).

2.7.Система закаливания детей.

2.8. Модель и режим двигательной активности.

2.9. Дневник -127-я форма (для групп раннего возраста).

3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

3.1. Основные направления работы и годовые задачи ДОУ на текущий год, образовательная программа дошкольного образования ДОУ (выписка из годового плана, ООП ДОУ), памятки и методические рекомендации, модель физкультурно-оздоровительной работы.

3.2.Перспективное планирование по разделам программы, а также тематическое (комплексно-тематическое) планирование (является приложением к образовательной программе дошкольного образования ДОУ).

3.3.Материалы для педагогической диагностики по основным разделам программы и тетрадь педагогической диагностики (каждый воспитатель должен изучать своих воспитанников, следить за особенностями их развития. Изучать надо в системе и постоянно. Для этого существуют карты по диагностике знаний, умений, навыков детей по всем видам деятельности и итоговые таблицы результатов усвоения детьми программы. Диагностику воспитатель должен проводить в начале и конце учебного года, что даст ему возможность сравнить результаты усвоения детьми программы и своевременно провести коррекцию познавательных процессов в сторону достижения ребенком возрастных норм).

3.4. Сетка образовательной деятельности/занятия (сетка образовательной деятельности/занятия помогает систематизировать работу с детьми в течение текущего месяца).

3.5. Перспективный план на год/рабочая программа (к началу учебного года воспитатель составляет перспективный план, который помогает ему планомерно решать поставленные задачи, используя для этого эффективные методики, индивидуальную работу с детьми и работу с родителями. Перспективному планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе, выявление ее сильных и слабых сторон, определение актуальных задач на предстоящий учебный год).

3.6. План взаимодействия с семьей (работы с родителями) (Воспитатель непременно должен вести протоколы родительских собраний для последующего их анализа, содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель. Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения. Работа может быть расписана в различных формах проведения: родительские собрания, консультации (индивидуальные, групповые), семинары-практикумы, тематические выставки, эпизодические беседы с родителями, клубы по интересам, совместные праздники, развлечения и досуги, анкетирование, родительские посиделки, экскурсии, туристические походы, участие родителей в общественной жизни группы и прочее).

3.7. Самообразование (Воспитатель обязан своевременно знакомиться с инновациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. Воспитатель должен вести тетрадь по самообразованию, записывая в нее название изученной литературы, название и автора заинтересовавшей его статьи, указывая страницы с наиболее значимой информацией. Далее следует обсудить с коллегами изученное на педагогическом совещании или педсовете).

3.8. Аналитический отчет о проделанной работе за год (заслушивается на итоговом педагогическом совете. Он составляется в свободной форме (текст, схемы, графики) и включает качественный анализ выполнения задач воспитания детей, накопленный опыт и выявленные проблемы, трудности, перспективные направления в работе).

3.9. План развития группы/паспорт группы/социальный паспорт группы. Паспорт ведется на протяжении 5 лет (время посещения ребенком ДОУ). Содержит перечень методической литературы группы (программы, технологии), дидактических игр, пособий, детской мебелью. Перечень ежегодно дополняется в связи с переходом детей в новую возрастную группу. Перечень согласуется с заведующим ДОУ/старшим воспитателем. Социальный паспорт, это специально разработанный бланк, содержащий сведения о социальном составе семей группы.

3.10. Портфолио педагога + карта индивидуального образовательного маршрута педагога.

3.11. Конспекты занятий (печатный вариант + оформление электронной базы данных).

3.12. Личная тетрадь воспитателя, условно ее можно назвать «Методическая тетрадь», в которой фиксируется информация, получаемая на педсоветах, методсоветах, методических объединениях и семинарах и т.д.

3.13. Тетрадь взаимодействия со специалистами. В ней специалисты фиксируют индивидуальные рекомендации по работе с детьми, подготовки оборудования (например, взаимодействие муз. руководителей, логопеда, медперсонал).

Подготовила

ст. методист МКУ «ИМЦ»

Терентьева Т.М.

17.11.2014

Приложение 1

Положение о ведении документации воспитателя
1. Общие Положения

1.1. Настоящее Положение разработано муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Плешановский детский сад №1» (далее – ДОУ) для определения перечня основной документации воспитателя и установлении единых требований к ней.

1.2. Срок действия Положения не ограничен.

2. Основные задачи Положения

Установление порядка ведения документации, форм, сроков ее заполнения и хранения воспитателями ДОУ.

3. Основные функции Положения

3.1. Документация оформляется воспитателем под руководством руководителя ДОУ/старшего воспитателя, медицинской сестры ДОУ ежегодно до 1 сентября.

3.2. При заполнении документации не допускаются исправления, помарки, вызывающие сомнения в правильности внесенных изменений.

3.3. Допускается рукописное изложение материала и печатные варианты ведения документации. При заполнении документации используется один цвет чернил.

3.4. За достоверность сведений, качество оформления документации несет ответственность воспитатель.

3.5. Контроль за ведением документации осуществляет заведующий/старшего воспитателя, медицинской сестры ДОУ согласно системе контроля дошкольного учреждения.

4. Перечень основной документации воспитателя

4.1. Локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя (срок хранения - постоянно):

- Должностная инструкция воспитателя.

- Инструкция по охране жизни и здоровья детей.

- Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.

- Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке, прогулки и др.

4.2. Документация по организации работы воспитателя:

- Основные направления работы и годовые задачи ДОУ на текущий год, образовательная программа дошкольного образования ДОУ.

- Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем).

- Перспективное планирование по разделам программы, а также тематическое планирование (в соответствии с Положение о планировании).

- Материалы для педагогической диагностики по основным разделам программы и тетрадь педагогической диагностики (срок хранения – 5 лет).

- Сетка образовательной деятельности/занятия.

- Перспективный план на год/рабочая программа.

- План взаимодействия с семьей(работы с родителями).

- Самообразование (срок хранения – постоянно).

- Аналитический отчет о проделанной работе за год (хранится в методическом кабинете, срок хранения – постоянно).

- План развития группы (оформляется по усмотрению воспитателя).

- Портфолио педагога (находится в методическом кабинете, срок хранения – постоянно).

- Рекомендации специалистов ДОУ, педагогических советов, семинаров, методических объединений педагогов и т.д. (срок хранения – по мере необходимости).

- Конспекты образовательной деятельности/занятий (хранятся в методическом кабинете, срок хранения – по мере необходимости).

- План воспитательно-образовательной работы (ежедневный) (срок хранения – 1 год).

4.3. Документация по организации работы с воспитанниками ДОУ.

- Табель посещаемости детей (ведется в отдельной тетради от набора детей до выпуска в школу, табель посещаемости прошнуровывается, пронумеровывается, скрепляется печатью).

- Сведения о детях и родителях.

- Лист здоровья на воспитанников группы.

- Режим дня группы на теплый и холодный период времени.

- Карта стула детей (только для детей до 3-х лет).

- Утренний фильтр (только для детей до 3-х лет) и в эпидемиологический период во всех группах.

4.4. Документация по организации взаимодействия с родителями и семьями воспитанников.

- Социальный паспорт семей воспитанников группы.

- План взаимодействия с родителями воспитанников группы.

- Протоколы родительских собраний.

5. Заключительные Положения

5.1. Воспитатель в группе оформляет уголок для родителей; разрабатывает схему расположения детей за столами; составляет списки детей на шкафчики, полотенца, кровати.

5.2. Воспитатель имеет право корректировать, дополнять, вносить изменения в соответствующий перечень документации.

5.3. Документация, по истечению учебного года, передается в архив методического кабинета (срок хранения - 1 год).

Похожие:

Методические рекомендации документация воспитателя iconМетодические рекомендации по планированию работы воспитателя группы продленного дня
В методических рекомендациях представлены требования к календарно-тематическому плану работы воспитателя группы продленного дня;...

Методические рекомендации документация воспитателя iconМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных...
Таким образом, в сфере образования появились следующие понятия – «портфолио педагога», «педагогический портфель» или для нас проще...

Методические рекомендации документация воспитателя iconУчебно-методический комплекс по мдк 04. 01. Теоретические и методические...
Мдк 04. 01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного...

Методические рекомендации документация воспитателя iconМетодические рекомендации по внедрению гост р 30-2003 Общие положения
...

Методические рекомендации документация воспитателя iconМетодические рекомендации по содействию самозанятости безработных...
...

Методические рекомендации документация воспитателя iconТри основных уровня культуры здоровья воспитателя доу: высокий, средний, низкий
Культура здоровья воспитателя доу это категория, интегрирующая личностные и профессиональные качества, определяющие здоровьесберегающий...

Методические рекомендации документация воспитателя iconДоклад на тему: «Нормативно-правовая документация, регламентирующая...
Ий процесс» состоящий из нескольких этапов. Каждый из этих этапов требует тщательной подготовки, планирования, последовательности,...

Методические рекомендации документация воспитателя iconМетодические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений...
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи государственным (муниципальным) учреждениям...

Методические рекомендации документация воспитателя iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования

Методические рекомендации документация воспитателя iconЭлектронное портфолио студента (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей образовательных организаций спо

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск