Скачать 0.68 Mb.
|
Проект «Сельская образовательная сеть «Найдал» как ресурс повышения качества образования и эффективности использования бюджетных ресурсов» Актуальность проекта Развитие сети образовательных учреждений является одним из направлений КПМО Республики Бурятия. Цель проводимых преобразований в рамках данного направления заключается в обеспечении доступности качественного образования независимо от места жительства при эффективном использовании ресурсов. В настоящее время некогда полноценные сельские средние школы превратились в малокомплектные и малочисленные школы. В то же время доля сельских школ в структуре учреждений общего образования России составляет 68,9%. Отличительная черта современной сельской школы – ее малочисленность и в связи с данным обстоятельством ее экономическая нецелесообразность. К примеру, только на территории Еравнинского района на сегодня насчитывается 9 малокомплектных школ с общим контингентом 542 ученика, образовательный процесс в которых обеспечивает 120 учителей. Это значит, что в среднем на каждую из этих школ приходится только 60 учащихся, а на каждый класс по 5 учеников и один учитель на 4 ученика. Проблеме малокомплектной сельской школы посвящено большое количество публикаций в научно-педагогической литературе и периодической печати. Все авторы отмечают, что, несмотря на экономическую нецелесообразность, необходимо сохранить малочисленные школы на селе по двум основным причинам. Во-первых, ребенок учится в более комфортных условиях и, во-вторых, школа практически единственный институт, способный сохранить и возродить деревню. Провозглашенная цель - обеспечить доступность качественного образования независимо от места жительства при эффективном использовании ресурсов - еще более обострила основные противоречия, присущие на сегодняшний день сельским малокомплектным школам:
Таким образом, гражданский заказ сельского общества в настоящее время состоит в том, чтобы сохранить сельские школы как социокультурное ядро деревни и обеспечить доступного качественного образования сельских школьников. В настоящее время отрабатываются различные модели реструктуризации сети общеобразовательных учреждений с учетом особенностей того или иного региона – это организация подвоза детей в базовые школы, организация пришкольных интернатов и т.д. Для организации дистанционного образования учащихся сельских малокомплектных школ необходимы соответствующие информационно – технологические ресурсы, которые в сельской местности пока отсутствуют. Все перечисленные меры должны соответствовать САНПиН и психофизической безопасности учащихся. Но в существующих социально – экономических условиях отдельных муниципалитетов большую проблему представляет состояние дорог, отсутствие спецавтобусов для перевозки детей и суровые климатические условия, большие расстояния между школами. В результате проведенного анализа сложившейся ситуации, внешних и внутренних условий обусловливается необходимость реализации в малокомплектных школах района мероприятий по обновлению содержания, форм, технологий образования, подходов к его качеству, что станет возможным с созданием образовательной сети под руководством базовой школы (ресурсного центра), имеющей опыт экспериментальной деятельности. Это обеспечит образовательный выбор каждому сельскому школьнику, сохранность сети общеобразовательных учреждений, позволит сохранить педагогические кадры на селе и повысить их учебно-методический уровень. Мы полагаем, что сетевой подход является одним из способов сохранения и выживания сельской школы. Объединяя ресурсы, консолидируя усилия в целях оказания более качественных образовательных услуг, сеть является наиболее жизнеспособной, чем одна маленькая сельская школа, и что немаловажно, в конечном итоге, сеть является своеобразным механизмом защиты интересов сельского сообщества. Данный проект определяет основные направления деятельности сельской образовательной сети «Найдал», в которую входят: Сосново – Озерская средняя общеобразовательная школа №1 (506 учащихся), Комсомольская СОШ (96 учащихся), Гондинская СОШ (43 учащихся), Ширингинская СОШ (76 учащихся), Тулдунская СОШ (70 учащихся). Цель проекта: создать и апробировать модель образовательной сети, обеспечивающую организационно-педагогические условия для качественного образования сельских школьников в контексте историко-географических, социо- и этнокультурных факторов, а также в условиях ограниченности социально-экономических ресурсов сельского района. Задачи:
Ожидаемые результаты проекта Мы предполагаем, что реализация задач проекта позволит достигнуть следующих качественных результатов:
Конкретные количественные и качественные ожидаемые результаты
Описание проекта Реализация данного проекта берет начало с 2004 года, когда СОСОШ №1 совместно с районным отделом образования взялась за разработку проекта «Модель профильного обучения в муниципальной образовательной сети Еравнинского района». Образовательная сеть всего района была разбита на 3 образовательных округа. В каждом округе определена опорная школа, при которой велась основная координационная работа данной сети. Объединение ресурсов, обеспечение открытости школы для создания развивающего пространства для каждого ребенка - были главными целями данного проекта. Из трех образовательных округов до сегодняшнего времени функционирует центральный образовательный округ, именуемый ныне «Сельская образовательная сеть «Найдал», основными направлениями деятельности которой являются:
Целесообразность создания ресурсного центра на базе Сосново – Озерской средней общеобразовательной школы №1 обусловлена следующими условиями:
Создаваемая нами образовательная система сельской образовательной сети удовлетворяет следующим требованиям:
Выбор профиля обучения является результатом предпрофильной подготовки и осуществляется в конце 9-го класса во всех школах сети. Структура сельской образовательной сети «Найдал» выглядит следующим образом (см. Прил.2. «Структура сельской образовательной сети «Найдал»). Механизмы реализации проекта Данный проект будет реализован на основе двух обобщенных механизмов:
Раскроем механизм реализации каждого из направлений деятельности сети.
В настоящее время сложно осуществить систематический подвоз детей без соответствующего технического и финансового обеспечения школ. Поэтому одним из реально осуществимых подходов к сетевому обучению учащихся является предлагаемая нами очно-дистанционная система обучения. Учащиеся школ сети рассматриваются как единый контингент (на сегодняшний день только учащиеся 9 – 11 классов). В этом случае учащимся всех школ сети предоставляется право выбора получения обучения не только там, где он учится, но и в любой школе сетевого взаимодействия в рамках предложенных сетевых образовательных программ. Учащиеся в 8-9 классах проходят через систему профессионального самоопределения, из предложенного списка сетевых образовательных программ могут выбрать в качестве профильных не более трех курсов. В настоящее время систему работы очно-дистанционной школы мы представляем следующим образом. Каждая школа сети обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения, которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку, а в некоторых случаях и базовую (при нехватке специалистов) берет на себя очно-дистанционная школа. На сегодняшний день данная школа предлагает сетевые образовательные программы для разновозрастных групп учащихся 9–11 классов по математике, русскому языку, биологии, информатике, истории, немецкому языку, английскому языку и элективные курсы по различным направлениям. Неслучайно для организации профильных очно-дистанционных курсов выбрана разновозрастная технология обучения. Во-первых, учащихся 9-11 классов по школам сети насчитывается 791 учащихся (9 класс –73, 10 класс-40 и 11класс-54). Данная технология поможет создать полноценную группу в количестве до 6 - 15 человек. Во-вторых, технология разновозрастного обучения, разработанная на базе Усть-Илимского экспериментального лицея, на основе которой и разработаны эти курсы, предполагает «перекраивание» содержания учебных предметов за 3 года (9,10,11 классы) таким образом, что у каждого учащегося есть возможность «пройти» весь материал 3-х лет 3 раза. Данное обстоятельство поможет ликвидировать «пробелы» в знаниях учащихся. В-третьих, система погружений, предусмотренная в очном режиме в условиях разновозрастного коллектива, позволит развить личностные качества учащихся. Между погружениями, которые будут проводиться в очном режиме по сетевому расписанию предусмотрены системы самостоятельных работ в дистанционном режиме. Весь материал погружений с системой самостоятельных работ публикуется на сайте сети в виде сетевой образовательной программы. Организация промежуточной аттестации учащихся регламентируется совместно разработанными школами локальными актами. Формой промежуточной аттестации учащихся 10-11 профильных классов являются результаты продуктивной деятельности учащихся: творческие, исследовательские работы, рефераты, проекты, защищаемые как отдельными учащимися, так и группами при коллективной деятельности. Механизм конвертации результатов сетевого обучения учащихся будет осуществляться с помощью введения Портфолио ученика, где будет раздел о результатах обучения по сетевым образовательным программам. Выставление в журнал итоговых оценок на данном этапе остается традиционным. (см. Приложение 3. Положение об очно – дистанционной школе «On-line»). Сетевое повышение квалификации учителей Проектный подход в повышении квалификации учителей предполагает реализацию индивидуальных и групповых проектов учителей. Для обеспечения результативности проектов предусматривается механизм, предполагающий:
В настоящее время учителя реализовывают проекты различной направленности: предметно – методические, общеметодические, социальные и т.д. Презентация новых проектов состоится на фестивале инновационных идей и проектов Сельской образовательной сети «Найдал», а итоги реализации проектов будут представлены на презентации «Биржи проектов», который состоится как публичный отчет деятельности сети в конце 2009 – 2010 учебного года. В сети созданы предметные методические объединения учителей. На 2009 – 2010 учебный год в рамках методических объединений будут отработаны учебно – методические комплексы по предметам для разновозрастных групп. Планируется разработка внутрисетевой системы аттестации педагогических кадров на вторую квалификационную категорию согласно новой модели аттестации педагогических кадров. Экспериментальные площадки сети Экспериментальными площадками сети по введению разновозрастного обучения являются Тулдунская, Комсомольская, Ширингинская СОШ. В условиях малокомплектной школы возникла необходимость проведения занятий, на которых объединяются два и три класса. При традиционной системе обучения на таких занятиях дети из разных классов работают независимо друг от друга, и практически отсутствует совместная деятельность учащихся разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия. Для того, чтобы дети в этих условиях получили качественное образование, необходимо освоение педагогами технологии разновозрастного обучения и внедрение её в образовательный процесс. Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что для того, чтобы повысить качество образования и сохранить малокомплектную школу, коллективы школ должны прийти к новой модели организации обучения, так как перед учителями встала проблема обучения детей разного возраста в одном коллективе и качественной подготовки учащихся 11 класса к выпускным экзаменам. То есть нужен принципиально иной, новый подход к решению проблемы малокомплектной сельской школы, так как главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков в этом типе школ состоит в том, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременного пребывания и одновременной работы нескольких классов в одном помещении под руководством одного учителя. В данном случае главным вопросом является – объединение классов, то есть создание разновозрастных учебных коллективов, что решит многие проблемы, существующие в школе. Данный анализ обусловил выбор программы дальнейшего развития малокомплектных школ сети. Это внедрение разновозрастного обучения в образовательный процесс. Мы считаем, что организация образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия может стать одним из перспективных направлений развития сельской малокомплектной школы и является наиболее предпочтительной формой, которая позволит улучшить уровень подготовки сельских школьников. Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач. (Приложение 5. Краткое описание модели сельской школы с разновозрастным обучением) Технология разновозрастного обучения апробирована и применяется в Усть-Илимском экспериментальном лицее в течение 16 лет. Практическое осуществление эксперимента строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», нормативными правовыми актами Правительства РФ, Министерства образования РФ при поддержке Министерства образования РБ, администрации МО «Еравнинский район», отдела образования МО «Еравнинский район» под научным руководством к.п.н. Батербиева М.М., директора Усть-Илимского экспериментального лицея. Этап переподготовки педагогов школ – экспериментальных площадок сети осуществлен в 2007 – 2009 гг. Проведены 4 курса повышения квалификации (2 - в Еравнинском районе, 2 - в Усть – Илимском экспериментальном лицее). Основной задачей на этот учебный год является отработка учебно-методического комплекса по предметам для разновозрастных групп. Для нормативно – правового обеспечения деятельности школ с разновозрастным обучением необходимо разработать Устав школы с разновозрастным обучением, должностные обязанности учителя, работающего в разновозрастных классах. (Приложение 6. Устав школы с разновозрастным обучением, Должностные обязанности учителя разновозрастного класса (группы)).
Реализация данного направления связаны:
В рамках сайта будут разработаны странички учителей сети, содержащие методические материалы, в том числе и разработанные ими сетевые образовательные программы. Предполагается установка видеоконференцсвязи, которая позволит проводить различные сетевые мероприятия и уроки в on-line режиме. Перспективы развития проекта:
Создан Управляющий совет сети, состоящий из руководителей школ сети, представителей педагогических коллективов школ, родителей учащихся и членов Попечительского совета сети. (см. Прил.7 «Положение об Управляющем совете сельской образовательной сети «Найдал»). Для всесторонней всевозможной поддержки ОУ сети, в т.ч. финансовой и материальной, содействия, стимулирования и пропаганды деятельности сети, правового обеспечения, защиты и поддержки прав и интересов ОУ сети, обучающихся и персонала будет создан Попечительский совет сети в январе месяце 2009 года. При Попечительском совете сети предполагается создание Фонда местного сообщества «Найдал». За счет включения в состав управляющих органов фонда представителей всех трех основных секторов общества: власти, бизнеса и некоммерческих организаций. Фонд местного сообщества обеспечит объединение общественных и административных ресурсов попечителей, трудовых ресурсов волонтеров, финансовых ресурсов разных доноров для реальной материальной поддержки программы развития сети и различных социальных проектов реализующихся на территории образовательной сети (см.Прил.8. «Положение о Попечительском совете», Прил.9. Положение «О Фонде местного сообщества «Найдал»). Сетевые проекты и сетевые события В каждой четверти учебного года планируется по одному сетевому событию в различных формах в одной из школ сети (см. План график реализации проекта). План- график реализации проекта
Перспективы развития проекта Данный проект может быть использован в качестве модели сельской образовательной сети, в республике, а также в РФ. Отдельно пакет материалов сельской школы с разновозрастным обучением (учебно – методический комплекс по учебным предметам, нормативно – правовая база сельской школы с разновозрастным обучением, организационно – педагогические условия) может быть использован отдаленными сельскими школами, а также при несоответствии условий подвоза учащихся в базовую школу согласно требованиям САНиПИН и психофизической безопасности. В перспективе в проекте предусмотрены следующие направления:
Смета реализации проекта В реализации проекта будут привлечены средства учредителей, Министерства образования и науки РБ, средства, привлеченные Фондом местного сообщества «Найдал». Преимущественно средства будут направлены на информационно – технологическое оснащение школ сети. (См. Приложение. Смета реализации проекта) |
... | Краснодарского края и подведомственных им государственных казенных учреждений, а также в целях повышения эффективности использования... | ||
Обеспечение качества и эффективности образовательного процесса посредством использования информационных ресурсов | Российской Федерации Краснодарским краем, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а... | ||
Федерации, приказом Министерства Финансов РФ от 20 ноября 2007 года №112Н, Приказом Минфина России от 1 июля 2013 года №65н «Об утверждении... | Нормирование труда является одним из инструментов для решения вопросов рациональной расстановки и использования кадров, повышения... | ||
Целью проверки является определение законности, эффективности и рациональности использования бюджетных средств Сергиево-Посадского... | Как следствие этих двух противоположных тенденций возникает острая необходимость в оптимизации бюджетных расходов, прежде всего за... | ||
Целях повышения эффективности ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью органов внутренних дел Российской... | ... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |