3 Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов


Скачать 145.52 Kb.
Название3 Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы

3.1.9. Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов

Перспективный уровень

1. Описание стандарта


Современная ситуация в сфере социальной защиты населения характеризуется, с одной стороны, возрастающим объемом различных видов адресной социальной помощи, с другой – постоянным дефицитом бюджетных средств. Как следствие этих двух противоположных тенденций возникает острая необходимость в оптимизации бюджетных расходов, прежде всего за счет повышения эффективности административных расходов органов социальной защиты.

Поскольку большинство видов социальной помощи предоставляется на уровне муниципальных органов социальной защиты, именно последние острее всего ощущают несовершенство организационных процедур предоставления социальной помощи, а также сталкиваются с несогласованностью и нестыковкой нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления различных видов государственной социальной помощи. Сегодня муниципальные органы власти активно внедряют перспективные механизмы оптимизации управленческих процедур и сокращения административных издержек в сфере социальной защиты. К примеру, объединение функций предоставления различных видов социальной помощи в рамках деятельности одного ведомства или учреждения может быть осуществлено в рамках организации предоставления социальной помощи и работы с населением по принципу «одно окно»1. Однако внедрение подобных технологий оптимизации административных расходов немыслимо без постепенного сближения (унификации) процедур предоставления различных видов социальной помощи.

Федеральное законодательство предусматривает три вида социальной помощи, выплата которых связана с оценкой дохода семьи: а) собственно государственная социальная помощь (Федеральный закон «О государственной социальной помощи»), б) ежемесячное пособие на ребенка (Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей») и с) жилищные субсидии (Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики»). Каждая из этих программ устанавливает собственные требования к участию в ней населения, различные периоды расчета и выплат. Программы помощи также отличаются различными подходами к определению размеров помощи, перечней доходов, учитываемых для определения среднедушевого дохода семьи, и состава семьи получателя. Все это приводит к существованию многочисленных, плохо согласованных между собой административных правил. Например, при предоставлении государственной социальной помощи и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в качестве получателя рассматривается домохозяйство в целом; при предоставлении государственного ежемесячного пособия на ребенка получателем помощи является основная семья – родители и их несовершеннолетние дети. В соответствии с этим среднедушевые доходы семьи будут рассчитываться по-разному.

Необходимость унификации процесса предоставления социальной помощи давно обсуждается на федеральном уровне. О целесообразности единого порядка предоставления социальной помощи говорилось в поручениях Правительства Российской Федерации, в письмах министерств и ведомств (Минфина, Минэкономразвития, Госстроя, Минтруда России)2. Однако, как оказалось, разное целевое назначение перечисленных ранее федеральных видов помощи и различные источники их финансирования существенно затрудняют унификацию всех имеющиеся разночтений. Так, жилищные субсидии обеспечивают семьям возможность поддержания единого социального норматива и стандарта жилья, гарантированного государством, в условиях проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, а ежемесячное пособие на ребенка является формой гарантированной государством поддержки материального положения семей с детьми.

В этой связи на этапе существующих целевых установок по разным видам помощи не предполагается сближать процедуры определения получателей помощи, учета состава семьи, определения оснований предоставления помощи, установления правил расчета величины пособия (субсидии) и размера помощи.

Вместе с тем, в целях снижения административных издержек, можно унифицировать организационные процессы и процедуры, связанные с отбором получателей помощи, работой с подтверждающими документами, назначением и выплатой пособий, а именно:

  • порядок подачи заявления и подтверждающих документов на получение помощи;

  • форму и перечень предоставляемых документов;

  • порядок уведомления о предоставлении (непредоставлении) помощи;

  • расчетный и выплатной периоды;

  • порядок расчета среднедушевых доходов семьи;

  • порядок проверки предоставленных сведений о доходах семьи;

  • порядок удержания излишне выплаченных сумм;

  • порядок обжалования решений органов, отвечающих за назначение помощи.

Реализация данных мер по унификации позволяет существенно снизить нагрузку на многих специалистов муниципальных органов социальной защиты, что, в свою очередь, должно способствовать повышению качества обслуживания целевой группы населения, снижению социальной напряженности в местном сообществе. Так, повышение удовлетворенности клиентов качеством работы социальных служб (за счет упрощения административных процедур предоставления социальной помощи) способствует формированию положительного образа местных органов социальной защиты. В условиях слабой технической оснащенности сокращение документооборота и упрощение процедур будет способствовать снижению нагрузки на работников, занятых обработкой документов на бумажных носителях, а при наличии компьютерного оборудования унификация может значительно облегчить задачу формирования единых баз данных по социальным программам и обмена информацией внутри подразделения.

В силу того что наиболее массовые виды помощи - ежемесячные пособия на детей и жилищные субсидии - регулируются преимущественно федеральными и региональными нормативными документами, процедуры их предоставления нигде не унифицируются. Проще обстоит дело с предоставляемыми из местного бюджета адресными видами помощи, которые регулируются нормативными актами органов местного самоуправления. При разработке данных нормативных документов за основу, как правило, берутся процедуры предоставления государственной социальной помощи. Подобный подход позволяет сблизить позиции региональных и многих местных адресных программ.

2. Муниципальное образование


Города Магадан и Арзамас (Нижегородская область)

3. Исходная ситуация


Отсутствие единых рекомендаций и типовых форм, которые могли бы распространяться среди всех муниципальных служб, предоставляющих адресную социальную помощь, значительное разнообразие применяемых документов типично для работы органов социальной защиты многих российских городов. Магадан и Арзамас не стали исключением.

До введения стандарта в обоих городах существовал различный перечень представляемых заявителями при получении разных видов социальной помощи документов и сведений. Свои формы заявлений и пакеты документов существовали на детские пособия, жилищные субсидии, адресную социальную поддержку. Узкая специализация видов помощи, с одной стороны, увеличивала функциональную нагрузку на специалистов, заставляя их при приеме и назначении каждого вида помощи осуществлять однотипные функции: расчета среднедушевых доходов семьи, проверки представленного перечня документов, проверки правильности заполнения заявления, интервьюирования заявителя и т.п. С другой стороны, граждане, заявлявшиеся, например, на все три вида помощи, должны были собрать три разных пакета документов и трижды пройти процедуру отбора. Это существенно снижало качество работы органов социальной защиты и вызывало нарекания со стороны населения.

После того как оба города (Арзамас и Магадан) приняли решение о внедрении инновационной технологии предоставления социальной помощи по принципу «одно окно», унификация процедур и порядка назначения социальной помощи стала насущной необходимостью. С этой целью были предприняты следующие действия:

  • создание единой формы заявления на получение помощи;

  • введение практики приема единого пакета документов для получения нескольких видов помощи;

  • введение формы комплексного личного дела семьи;

  • утверждение единого периода перерегистрации местных выплат и компенсаций.

4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта

4.1. Разработка «Концепции адресной социальной поддержки населения на территории муниципального образования «Город Магадан». Выделение получателей помощи, условий, при которых она предоставляется, периодичность ее предоставления


В 2002 году администрацией Магадана при методической поддержке экспертов Института экономики города была разработана «Концепция адресной социальной поддержки населения на территории муниципального образования «Город Магадан» (далее – Концепция). Концепция заложила основные подходы к предоставлению социальной помощи населению, финансируемой из средств местного бюджета. Одновременно с принятием Концепции на территории Магаданской области был принят закон «О государственной социальной помощи на территории Магаданской области». Оба документа провозглашали адресные подходы к предоставлению социальной помощи и то, что основными получателями ее могли быть малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане. Вместе с тем данные документы предусматривали разные подходы к учету трудовых и социальных доходов семьи для расчета среднедушевого значения.

Так, городская дума Магадана приняла решение о том, что при назначении адресной социальной поддержки в перечень доходов граждан необходимо включать денежное выражение льгот, предоставляемых семье за счет бюджетов всех уровней. Сделано это было с целью достижения большей социальной справедливости при перераспределении общественных фондов потребления местного сообщества, идущих на социальную помощь. Однако в Порядке предоставления государственной социальной помощи, принятом постановлением губернатора Магаданской области, этой позиции не было. Постановление губернатора области предусматривало оценку только денежных и социальных доходов граждан, без учета льгот. В целях сближения процедур назначения данных видов помощи (государственной и местной адресной) за основу был все же взят региональный порядок, и позиция по учету денежного выражения льгот из местного документа ушла.

4.2. Модификация порядка предоставления адресной социальной поддержки населению г. Магадана: определение получателей помощи, виды адресной социальной поддержки, установление уровня доходов граждан для предоставления адресной социальной поддержки, установление процедур предоставления поддержки, в том числе единой формы заявления


Важнейшим шагом на этапе разработки порядка предоставления адресной социальной помощи стала подготовка единой формы заявления клиента программы. Фактически сегодня единая форма заявления используется для предоставления детских пособий, жилищных субсидий, государственной социальной помощи и всех видов адресной социальной поддержки, предоставляемой из средств местного бюджета г. Магадана. Унифицированы форма и перечень документов, предоставляемых гражданами для подтверждения доходов семьи. Пакет документов, подтверждающих доходы семьи, предоставляется единожды для всех видов адресной поддержки и государственной социальной помощи. Этот пакет документов может быть также использован для расчета среднедушевых доходов семьи при назначении детских пособий и жилищных субсидий. Подобная унификация процедур стала возможной в силу того, что в Магадане применена технология единого комплексного дела.

Немаловажным моментом унификации процедур являлось определение получателей помощи. Так, для жилищных субсидий, государственной социальной помощи и всех видов адресной социальной поддержки населения, финансируемой из местного бюджета, таким получателем стало домохозяйство в целом, от имени которого может выступать любой член семьи.

В целях унификации порядка предоставления пособий частично были сближены расчетный и выплатной периоды. Для государственной социальной помощи и местной адресной поддержки они составили 3 месяца, затем информация обо всех малоимущих семьях должна обновляться. Для жилищных субсидий – это по-прежнему 6 месяцев, пока другое не определено нормативными актами областной администрации.

Для всех видов местной адресной поддержки и государственной социальной помощи был введен единый порядок рассмотрения спорных вопросов на заседании городской комиссии по адресной помощи, а также единый порядок проверки заявленных доходов и уведомления граждан о предоставлении помощи (или об отказе в ее предоставлении).

4.3. Согласование проекта Порядка предоставления адресной социальной поддержки населению г. Магадана с законом Магаданской области «О государственной социальной помощи в Магаданской области»


В результате экспертного анализа разработанного Порядка предоставления адресной социальной помощи г. Магадана и его соответствия областному закону «О государственной социальной помощи в Магаданской области» постановлением мэра города был утвержден Порядок предоставления адресной социальной поддержки населению г. Магадана.

4.4. Гармонизация отдельных моментов проекта постановления губернатора Магаданской области «Об организации работы по реализации закона Магаданской области «О государственной социальной помощи в Магаданской области» с Порядком предоставления адресной социальной поддержки населению г. Магадана


В целях унификации процедур предоставления социальной помощи областная администрация сочла необходимым принять во внимание уже разработанный и принятый на уровне администрации города порядок предоставления адресной помощи в части определения расчетного и выплатного периодов (за основу был взят срок 3 месяца вместо планируемых 6 месяцев) и единой формы заявления.

4.5. Организация работы Центра социальных выплат с комплексным личным делом получателя социальной помощи


Согласно принятым нормативно правовым актам в Магадане открылся Центр социальных выплат, в основе модели которого лежит принцип «одно окно». Все виды социальных выплат в центре предоставляются на основании единой формы заявления.

Важнейшим шагом по организации работы Центра социальных выплат являлось обучение его специалистов использованию единой формы заявления. Эксперты Института экономики города провели индивидуальные консультации с руководящим составом центра по всем вопросам ведения комплексного дела и заполнения единой формы заявления. Руководители подразделений центра в свою очередь обучали специалистов центра, непосредственно занятых на приеме населения.

5. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта


Разработка проектов нормативных актов органов местного самоуправления проводилась в ходе совместных обсуждений специалистов Управления социальной защиты населения г. Магадана и экспертов Института экономики города. На этапе согласования проектов нормативных актов Магаданской области принимали участие администрация г. Магадана, Управление социальной защиты населения Магаданской области и эксперты Института.

6. Факторы успешного внедрения стандарта


Опыт унификации процедур и правил предоставления социальной помощи в Магадане и Арзамасе говорит о важной роли «человеческого фактора». Так, условиями успешного внедрения стандарта в данных городах стали:

  • понимание со стороны органов, принимающих политическое решение, необходимости унификации правил и процедур, целевой направленности и взаимосвязи всех видов социальной помощи, даже если она предоставляется из разных источников;

  • готовность руководителей администрации города и области найти взаимовыгодные компромиссы при разработке порядков и процедур предоставления социальной помощи, финансируемой из бюджетов разных уровней;

  • учет административных расходов для предоставления социальной помощи и стремление к их снижению на всех уровнях управления.

Также к числу общих условий реализации данного стандарта следует отнести последовательность и решительность местных властей внедрить на своей территории современные и эффективные технологии управления системой социальной защиты. В частности, те, кто начинает создавать объединенные базы данных получателей помощи по различным программам и ведомствам, централизуют функции назначения и выплат пособий, переходят к системе «одного окна».

7. Проблемы внедрения стандарта и пути их решения


Основной трудностью начального этапа внедрения стандарта является правильное выделение позиций (процедур и правил), требующих унификации. Например, некоторые органы социальной защиты разрабатывают идею сближения всех процедур предоставления социальной помощи. Это достижимо только при условии отмены целевых видов помощи и замены их единым социальным пособием по нуждаемости, что невозможно в существующей концепции предоставления детских пособий, жилищных субсидий и государственной социальной помощи.

Вторая проблема состоит в том, что даже при максимальном сближении процедур расчета среднедушевых доходов семьи многие муниципальные образования вводят дополнительные ограничения по оценке нуждаемости семьи, вызванные отсутствием достаточных средств в местных бюджетах. Местные власти вынуждены вводить так называемые «административные границы бедности», являющиеся долей (30-75%) от утвержденного в регионе прожиточного минимума. Это уже само по себе не согласуется с государственной социальной помощью, которая должна предоставляться из расчета 100% прожиточного минимума.

В Магадане и Арзамасе позиции, которые требовали унификации, определились сразу, чему способствовало применение технологии «одно окно». Вместе с тем процесс сближения организационных процедур предоставления социальной помощи осложнился тем, что унификации подлежали процедуры, регламентируемые нормативными актами разного уровня   областными и муниципальными, что требовало дополнительных усилий по их согласованию. Поэтому в Арзамасе при подготовке муниципальных нормативных актов, регламентирующих местные виды адресной социальной помощи, сразу ориентировались на областные документы. В Магадане областные и местные нормативные документы принимались практически в одно время, что было удобно для сближения процедур.

Что касается решения второй проблемы, то в Арзамасе удалось сохранить установленную на уровне субъекта Федерации величину прожиточного минимума и для местных социальных программ, что значительно упростило работу органов социальной защиты на местах при обработке пакетов документов на разные виды помощи.

В связи с отсутствием достаточных средств в местном бюджете Магадан все же ввел административную границу бедности для местных адресных программ. Однако администрация города хорошо осознает необходимость сближения административных процедур, поэтому намерена постепенно сокращать имеющийся разрыв. Так, в 2003 году административная граница бедности повысилась с 30% прожиточного минимума до 50%, а в 2004 году планируется увеличить ее уже до 75%. Возможно, к 2005 году эта проблема будет решена и в Магадане.

8. Затраты на внедрение стандарта (финансовые, временные, трудовые)


Информация недоступна.

9. Полученные результаты


Поскольку мероприятия по унификации правил предоставления адресной социальной помощи в Магадане были введены совсем недавно, а некоторые из них находятся в стадии разработки, говорить об оценке их эффективности представляется преждевременным.

Об эффективности мероприятий по унификации и их пользе для органов социальной защиты говорит опыт г. Арзамаса. Оценка перехода к практике предоставления помощи по принципу «одно окно» с одновременной унификацией правил предоставления показала следующее.

  1. Использование разработанной в ходе проекта единой формы заявления позволило на 40% сократить поток поступающих заявлений на получение социальной помощи. Теперь на каждые 100 поступивших заявлений гражданам назначается 168 выплат. Ранее практика использования отдельных форм заявлений на каждый вид выплаты позволяла сотрудникам производить назначение 100 выплат на 100 поданных заявлений.

  2. Экономия времени сотрудников отдела социальных выплат на обработку заявлений граждан по системе «одно окно» составила 31% по сравнению с временем, затраченным ими на данный вид работы при старой системе.

  3. Клиенты программы отметили значительную экономию во времени, которое они тратят на сбор подтверждающих документов и оформление права на получение помощи. Исследование, основанное на интервью с клиентами системы социальной защиты населения, показало, что количество затраченного времени граждан на сбор подтверждающих документов (оформление справок и выписок) сократилось с 4 часов до 2,5 часа.

Опыт других стран также демонстрирует перспективность внедрения данного стандарта. К примеру, в США процесс гармонизации (унификации) процедур предоставления адресных социальных программ начался во второй половине 1990-х годов и затронул около 80 программ (в их числе программы помощи семьям с детьми, продовольственных талонов, школьных обедов и завтраков, программы содействия трудоустройству малоимущих, предоставления субсидий на оплату детских садов и др.). По прошествии нескольких лет стало очевидно, что преимущества унификации были оценены как семьями, получающим социальную помощь, так и администраторами программ. В частности, меры по унификации устранили дублирование административных функций, что позволило социальным работникам больше времени отводить на взаимодействие с клиентами. Значительно сократились случаи повторных обращений за пособиями, что было вызвано необходимостью переделывать пакет документов. Также в несколько раз сократилось время, которое проводили в очередях семьи (прежде всего неимущие), не имеющие банковских счетов, повысился уровень координации между ведомствами социального блока. Более подробную информацию можно получить в отчетных материалах, представляемых General Accounting Office USA в палату представителей конгресса3.

10. Принятые нормативно-правовые документы


Закон Магаданской области «О государственной социальной помощи в Магаданской области» от 12.03.2003 г.

Постановление губернатора Магаданской области «Об организации работы по реализации Закона Магаданской области от 12.03.2003 № 320-ОЗ».

Решение Магаданской городской думы от 02.12.2002 г. № 44-Д «О Концепции адресной социальной поддержки населения на территории муниципального образования г. Магадан».

Постановление мэра г. Магадана «Об утверждении положения «О порядке предоставления адресной социальной поддержки населению г. Магадана» от 19.03.2003 г. № 539.

11. Контактная информация


Заместитель мэра г. Магадана по социальным вопросам Казетов Юрий Михайлович.

Тел.: (41322) 2-06-62.
Начальник Управления социальной защиты населения г. Магадана Романовская Елена Сергеевна.

Тел.: (41322) 2-61-25.



1 См. описание стандарта 3.4.1.

2 См.: Байгереев М. Расчет дохода семьи: возможет ли единый порядок? // Человек и труд. 2001. № 3.

3 См.: http://www:gao.gov

Похожие:

3 Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов iconАдминистративный регламент предоставления государственной услуги по социальной поддержке
«расчет среднедушевого дохода семьи и доходов одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об...

3 Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов iconЗакон волгоградской области социальный кодекс волгоградской области
Настоящий Кодекс регулирует отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи (государственной социальной...

3 Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов iconС 01. 01. 2017 по 28. 02. 2017/ о государственной социальной помощи пенсионерам
Федеральным законом от 19 декабря 2016 №454-фз внесены изменения в статью 12. 1 Федерального закона "О государственной социальной...

3 Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов icon3 Централизация функций назначения и выплат социальной помощи (принцип «одного окна»)
В частности, внедрение методик оценки нуждаемости участников социальных программ, в том числе оценки достоверности представленных...

3 Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов iconВыполнение перечня работ и услуг для диагностики заболевания, оценки...
Перечень профессиональных умений (компетенций) для оценки уровня освоения по специальности «Кардиология»

3 Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов icon«Предоставление информации об организации оказания различных видов...

3 Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов iconОб утверждении административного регламента предоставления муниципальной...
Ышения доступности и качества предоставления муниципальной услуги по оказанию социальной помощи, в соответствии с постановлением...

3 Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов iconМетодика оценки уровня квалификации педагогических работников с одержание Предисловие
Описание исходных позиций для оценки уровня квалификации педагога

3 Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов iconПорядок заполнения книги учета доходов индивидуальных предпринимателей,...
Книга учета доходов), в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают...

3 Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов iconМетодические указания му 6 1982-05
Целью Указаний является унификация методики измерения и оценки уровней мощностей доз в помещениях (на территории) пребывания персонала...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск