Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/6
ТипРеферат
filling-form.ru > бланк заявлений > Реферат
  1   2   3   4   5   6




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет Права
Кафедра Административного права

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



На тему: Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Revision of verdicts and resolutions dispositions about administrative infactions.

Студент группы № 5 КА

ЛЕЙХВИС М. С.


Руководитель ВКР

заведующая кафедрой,

профессор ПАНОВА И. В.
Москва, 2013


Содержание.


  1. Введение -------------------------------------------------------------------- 3


II. Основная часть ------------------------------------------------------------ 6


  1. Понятие и сущность пересмотра постановлений и решений

по делам об административных правонарушениях ---------- 6

    1. Понятие и содержание пересмотра постановлений

и решений по делам об административных

правонарушениях ---------------------------------------------- 6

    1. Принципы и виды пересмотра постановлений и

решений по делам об административных

правонарушениях ---------------------------------------------- 13


  1. Право на обжалование (опротестование) постановлений

и решений по делам об административных

правонарушениях ------------------------------------------------------ 22

    1. Основания обжалования и пересмотра (правовые,

фактические, процессуальные) ----------------------------- 22

    1. Субъекты права оспаривания постановлений и

решений по делам об административных

правонарушениях ---------------------------------------------- 34

    1. Административно-юридические акты подлежащие

пересмотру по делам об административных

правонарушениях ---------------------------------------------- 40


  1. Порядок пересмотра постановлений и решений по

делам об административных правонарушениях -------------- 47

    1. Порядок обжалования постановлений и решений

по делам об административных

правонарушениях (подведомственность, сроки) ------ 47

    1. Порядок пересмотра постановлений и решений

по делам об административных правонарушениях

(принятие, рассмотрение, сроки, решения) ------------- 60
III. Заключение ----------------------------------------------------------------- 80
Список источников ------------------------------------------------------------ 84


Введение.

Обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина является одной из важнейших задач стоящих перед демократическим правовым государством и одним из важнейших направлений политико-правовых преобразований в России, в частности, проводимой в нашей стране административной реформы. При этом необходимо отметить, что одним из направлений административной реформы является совершенствование административно-процессуального законодательства по обжалованию, что связанно с развитием «демократического аспекта административных процедур»1.

Право на обжалование, как одна из гарантий защиты прав и свобод человека, вытекает из международных принципов и норм, в частности, из статей 8, 29 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, провозглашающих право каждого человека на осуществление и восстановление компетентными национальными судами изложенных в Декларации, а так же предоставленных ему конституцией или законом прав.2

Кроме того, гарантия прав и свобод человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, предусмотрена Конституцией РФ (статьи 17, 33, 45 и 46), в том числе, гарантия «государственной защиты и самозащиты своих прав, включая право на судебное обжалование решений и действий органов публичной власти».3 Поэтому обязанностью государства является законодательное обеспечение права на обжалование и механизма пересмотра ошибочных юрисдикционных актов как гарантии реализации права на судебную защиту. В рамках административной реформы это находит выражение в создании правовых механизмов соблюдения прав и законных интересов всех участников административного процесса, в законодательном совершенствовании административного производства, в том числе, института пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

В настоящее время, административный и судебный порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, в основном регламентируется в главе 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), а так же в параграфе 2 главы 25 и раздела VI Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ). Однако, как данные судебной практики, так и анализ действующего законодательства в соответствующих научных исследованиях, свидетельствуют о наличии проблем в правовой регламентации процедуры пересмотра по делам об административных правонарушениях.

В частности, несовершенство регламентации процедуры пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях проявляется во взаимных ссылках КоАП РФ и АПК РФ, а так же, в существующих противоречиях соответствующих норм данных правовых актов и отдельных положений внутри самого КоАП РФ. Кроме того, необходимо отметить практически полное отсутствие в ГПК РФ правовой регламентации пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениям в судах общей юрисдикции.

В результате несовершенства существующего законодательства, отмечаются различия подходов к рассмотрению дел по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах и в судах общей юрисдикции, а так же, в зависимости от того, кем было вынесено соответствующее постановление, решение по делу (арбитражным судом, судом общей юрисдикции, органом исполнительной власти или должностным лицом), что означает нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ).

Существующие коллизии и пробелы в законодательстве приводят к необходимости регулирования и восполнения их непосредственно судебными органами, «зачастую выходя за рамки собственно правоприменительной функции, что чревато нарушением принципа разделения властей»,4 установленного в статье 10 Конституции РФ.

Таким образом, актуальность темы определяется важностью рассматриваемой стадии административного процесса как для решения общих политико-правовых проблем по соблюдению соответствующих конституционных прав и свобод человека и гражданина; для выполнения задач в области административной реформы; так и для решения отраслевых правовых задач, например, изучения и совершенствования законодательства в данной области.

Актуальность темы объясняется так же тем, что административный процесс является «комплексным правовым институтом»5, эффективность функционирования которого зависит от успешности работы каждой его части (стадии), одной из которых является пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

В данной дипломной работе, на основании анализа действующего законодательства, правоприменительной практики, научных взглядов на проблемы в данной области рассматривается существующий механизм пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, как части административного процесса, а так же особенности его отдельных стадий.

Основная часть.

I. Понятие и сущность пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

1) Понятие и содержание стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях является одной из стадий производства по делам об административных правонарушениях, которое, в свою очередь, относится к производствам административно-юрисдикционного процесса как вида административно-процессуальной деятельности.

При этом, как вид административно-юрисдикционного процесса, производство по делам об административных правонарушениях определяют «как часть этого процесса, обладающую всеми признаками последнего, несущую различную смысловую и правовую нагрузку и имеющую специфичную процедуру рассмотрения дел по наложению административных наказаний».6

Как уже отмечалось пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях является одной из стадий производства по делам об административных правонарушениях. «Стадия - это относительно самостоятельная часть административной деятельности, необходимая для достижения общего результата».7

В соответствии с главами КоАП РФ выделяются следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела об административном правонарушении (глава 28 КоАП РФ); рассмотрение дела об административном правонарушении (глава 29 КоАП РФ); пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (глава 30 КоАП РФ); исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (главы 31 и 32 КоАП РФ). Это соответствует выделению как «общих стадий административного процесса»: «анализ ситуации, подготовка и принятие административного акта, исполнение правового акта», а так и «особых стадий» для отдельных производств, например, «в юрисдикционных производствах введены стадии пересмотра актов по жалобам, протестам».8

Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях «является факультативной (необязательной) стадией производства по делам об административных правонарушениях».9 Данная стадия может быть возбуждена только при одновременном наличии трех видов оснований ее возбуждения, а именно правовых, фактических и процессуальных, что будет подробно рассмотрено в параграфе 1 главы 2 работы.

Мнение о факультативности (необязательности) данной стадии является преобладающим в юридической литературе, что представляется наиболее правильным и связано с ее применением по «усмотрению участников процесса, имеющих право на обжалование и опротестование».10 Однако, факультативность данной стадии не делает ее менее важной, чем другие, основные стадии производства по делам об административных правонарушениях, что подчеркивается многими авторами (С. Д. Хазанов, Г. А. Шевчук).

Значимость данной стадии определяется ее целями «повышения гарантий законности».11 Выделяют двойную цель данной стадии. Во-первых, в общеправовом смысле, обеспечить «возможность восстановить нарушенные права и охраняемые интересы граждан и юридических лиц».12 Во-вторых, в рамках административно-юрисдикционного процесса, это проверка законности и обоснованности вынесенного постановления по делу об административном правонарушении (пункт 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ); определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 4 статьи 30.1 КоАП РФ); решения вышестоящего должностного лица или судьи по жалобе на это постановление (части 1, 2 статьи 30.9 КоАП РФ).

Роль стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях определяется также теми функциями, которые она призвана выполнять в производстве. С. Д. Хазанов выделяет такие функции исследуемой стадии как:

- обеспечение реализации прав участников на защиту от незаконных и необоснованных процессуальных решений;

- закрепление полномочий судебных органов по контролю за административными юрисдикционными актами;

- создание условий для реализации полномочий административного (ведомственного) контроля за действиями подчиненных органов и должностных лиц;

- обеспечение пересмотра судебных решений, в том числе в порядке надзора;

- обеспечение осуществления прокурорского надзора за соблюдением законности органами административной и судебно-административной юрисдикции;

- способствование формированию единообразной административно-деликтной юрисдикционной практики.13

Необходимо отметить, что некоторые авторы ставят под сомнение утверждение о том, что пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях представляет собой единую стадию административного процесса (Ч. С. Кодзаев), выделяя две самостоятельные стадии: пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу и пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу. Свое мнение Ч. С. Кодзаев обосновывает различием функций, присущих пересмотру вступивших и не вступивших в законную силу постановлений, их процессуальными различиями, а так же отмечет, что возможность рассмотрения обжалования и опротестования в качестве самостоятельных стадий высказывалась еще в советское время в сочинениях Б. М. Лазарева и О. М. Якубы.14 Однако в настоящее время пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях рассматривается в литературе и регулируется законодательством как единая стадия административного процесса.

Исследуя понятие стадии пересмотра постановлений, решений по делам об административных правонарушениях, многие ученые отмечают, что в основе данной стадии лежит конфликт, который в административном праве выражается в виде спора. Основанием такого спора является обращение субъекта в форме жалобы для защиты своих нарушенных прав.15 Вопрос о сущности административно-правового спора является дискуссионным, однако, можно согласиться с Е. Б. Лупаревым, понимающим под административным спором такой «тип административных правоотношений, который характеризуется наличием противоречий сторон, вызванных конфликтом интересов в сфере государственного управления или несовпадением взглядов на законность и обоснованность организационных действий органов и лиц, наделенных государственно-властными управленческими полномочиями».16 При этом в качестве объекта административно-правового спора Е. Б. Лупарев рассматривает «защиту управленческих прав и порядка реализации публичных обязанностей», а предмет спора он определяет как «нарушенные субъективные публичные права (права лиц, возникшие в связи с реализацией государственных управленческих функций вне зависимости от того, кто их легально исполняет)».17

Что касается самого названия данной стадии, то необходимо отметить существующие различия в ее наименовании в КоАП РФ и АПК РФ, что не соответствует требованию единства терминологии в законодательстве. Если в КоАП РФ ее наименование звучит как пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, что соответствует общепринятому на сегодняшний день, то в АПК РФ эта стадия называется рассмотрением дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Кроме того, наименование стадии в КоАП РФ шире использованного в АПК РФ и точнее отражает содержание данной стадии, так как помимо решения административного органа о привлечении к административной ответственности, в арбитражном суде могут быть оспорены постановления о прекращении дел об административном правонарушении (п. 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ), а так же определения об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении (часть 4 статьи 30.1 КоАП РФ).

Более того, некоторые ученые административисты предлагают расширить используемое в КоАП РФ название исследуемой стадии и назвать ее «пересмотром постановлений, определений и решений по делам об административных правонарушениях»18 для отражения в названии стадии, предусмотренной КоАП РФ возможности пересмотра определений об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении. Однако это может привести к неясности, так как в ходе производства по делам об административных нарушениях выносится целый ряд определений, которые не влияют на продвижение дела, никак не ограничивают материальных прав участников и пересматриваются только вместе с итоговым решением по жалобе (протесту)19 (определения об отказе в удовлетворении ходатайств, о принятии обеспечительных мер, об отложении слушания дела, об истребовании дополнительных доказательств). В таком случае, наименование

данной стадии должно бы звучать как пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях и определений об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях, что делает его более точным, но слишком громоздким.

Таким образом, на основании вышеизложенного, может быть сформулировано понятие стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Наиболее полно понятие данной стадии определено Г. А. Шевчуком как «урегулированная законом часть административно-юрисдикционной деятельности, которая осуществляется уполномоченными должностными лицами и судьей в пределах стадии производства по делам об административных правонарушениях, возбуждаемой при наличии правовых, фактических, процессуальных оснований в целях проверки законности и обоснованности постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, и которая направлена на разрешение возникшего административно-правового спора».20

Под сущностью пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях следует понимать определенные этапы, из которых складывается данная стадия. Основываясь на соответствующих статьях КоАП РФ, С. Д. Хазанов выделяет следующие этапы пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях: подача жалобы или протеста (статьи 30.1 - 30.3, части 1, 2 и 3 статьи 30.9, часть 1 статьи 30.10, статья 30.12, часть 1 статьи 30.13, статьи 30.14, 30.15 КоАП РФ); подготовка дела к пересмотру (статья 30.4 КоАП РФ); рассмотрение дела (статьи 30.5, 30.6 КоАП РФ, часть 3 статьи 30.9, часть 2 статьи 30.10, части 2 - 5 статьи 30.13, части 1, 2 статьи 30.16 КоАП РФ); вынесение решения по делу (статья 30.7, часть 3 статьи 30.9, часть 2 статьи 30.10, часть 3 статьи 30.16, статьи 30.17 – 30.19 КоАП РФ); доведение решения до сведения заинтересованных лиц (статья 30.8, часть 4 статьи 30.9, часть 3 статьи 30.10 КоАП РФ) 21. Можно отметить, что выделение в качестве факультативного этапа обжалования постановлений и решений, вынесенных по результатам пересмотра по делам об административных правонарушениях нецелесообразно, так как при подаче последующих жалоб сохраняются все перечисленные выше этапы.

Г. А. Шевчук высказывает мнение, что подача жалобы (принесение протеста) на постановление, решение по делам об административных правонарушениях не должно относиться к этапам стадии пересмотра постановлений, решений по делам об административных правонарушениях. Обосновывает он это тем, что «жалоба и протест являются только процессуальными основаниями пересмотра постановлений по делу и, следовательно, предшествуют ей».22 Кроме того, Г. А. Шевчук обращается к НК РФ, где порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц выделены в отдельную главу 19 и, тем самым, отделены от стадии рассмотрения жалобы и принятия решения по ней, а так же к ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, где дело считается возбужденным с момента вынесения определения, составления протокола (статьи 133 ГПК РФ статьи 127, 261, 278 АПК РФ, часть 4 статьи 28.1 КоАП РФ). К этому можно добавить, что содержание этапа обжалования не совсем соответствует сущности административно-юрисдикционного процесса, «регламентирующего деятельность юрисдикционного, принудительного

характера»,23 одной из стадий которого является производство по делам об административных правонарушениях.

Однако, необходимо отметить, что, в то же время, подача жалобы (принесение протеста) на постановление, решение по делам об административных правонарушениях осуществляется в рамках уже существующего дела об административном правонарушении, то есть определенный административный спор, чем является пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, является частью административного-юрисдикционного дела (дела об административном правонарушении). Поэтому нет смысла выделять обжалование (опротестование) из соответствующего административно-юрисдикционного дела, тем более, что подача жалобы (принесение протеста) по делам об административных правонарушениях производится в порядке и в сроки, установленные КоАП РФ и АПК РФ.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск