МИРОВОЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 2
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ 3
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 8
ФРАНЦИЯ 11
ИТАЛИЯ 14
ИСПАНИЯ 15
НИДЕРЛАНДЫ 17
БЕЛЬГИЯ 20
ЯПОНИЯ 21
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ 22
КИТАЙ 29
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ПРОЕКТА EuropeAid "Налоговая реформа II" 32
Как и практически любое социально-экономическое явление, любой инструмент региональной политики, опыт создания особых (свободных) экономических зон (далее по тексту ОЭЗ) существенно дифференцирован по разным странам. Дифференциация происходила как по видам ОЭЗ, так и по возможностям их функционирования. Для различных режимов ОЭЗ характерны необходимые специфические условия, которые существуют в отдельных странах или на отдельных территориях.
ПОНЯТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Особые экономические зоны – ограниченные участки территории (как правило, от одного до нескольких квадратных километров) с льготным режимом хозяйствования – отличаются от других мер региональной экономической политики тем, что создаются не только (а в ряде случаев и не столько) для стимулирования социально-экономического развития отдельных регионов, а для достижения общеэкономических целей.
ОЭЗ бывают разных видов, причем единой их классификации не существует. Однозначно выделяются 4 типа ОЭЗ: зоны свободной торговли (свободные таможенные зоны, свободные склады и т.п.), производственные или промышленно-производственные зоны (которые в свою очередь делятся на зоны замещения импорта, экспортные зоны и экспортно-импортозамещающие зоны), технико-внедренческие зоны (или технополисы, технопарки), сервисные зоны или зоны услуг (к числу которых относятся в т.ч. и оффшорные зоны).
Цели создания ОЭЗ следуют из их названий: зоны свободной торговли создаются в основном для интенсификации внешнеторговых связей, производственные зоны – развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, технико-внедренческие – стимулирования развития наукоемких производств, коммерциализации научных разработок, сервисные – развития сферы услуг.
Терминология по ОЭЗ крайне запутанная. Сами экономические зоны называют не только свободными, но и особыми, специальными, причем по смыслу эти понятия не отличаются. Наибольшая путаница существует с технико-внедренческими зонами. Однако по сути среди технико-внедренческих зон можно выделить 4 их типа в зависимости от размера зон. Это (1) инкубаторы, которые представляют собой отдельные здания, куда привлекаются в основном небольшие фирмы, только начинающие работу по производству наукоемкой продукции; (2) технопарки – ограниченные участки территории, отличающиеся от обычных производственных зон ориентацией на выпуск высокотехнологичной продукции и включающие в себя как инкубаторы, так и крупные предприятия; (3) наукограды – города, специализирующиеся на промышленности высоких технологий, и (4) технополисы, представляющие собой скопление городов науки.
Оценки общего числа созданных в мире ОЭЗ различаются, по одной из них в середине 90-х гг. функционировало около 1200 ОЭЗ, из них около 400 составляли зоны свободной торговли, 300 – промышленно-производственные зоны, 400 – технико-внедренческие и 100 – сервисные.
Наибольшее число ОЭЗ существует в Северной Америке и Азии. Однако все большее их число возникает в развивающихся регионах, таких как Карибский бассейн, Центральная Америка и Ближний Восток, и будет, вероятно, увеличиваться и впредь во всем мире.
По наблюдениям специалистов, многие ОЭЗ прошли свой "путь", трансформируясь сначала из складских и транзитных зон в экспорто-производственные, а затем - и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%, при наличии же их - на 20%.
У разных стран, естественно, разный опыт создания и функционирования ОЭЗ, но принципиальные различия существуют между промышленно развитыми и развивающимися странами.
В развивающихся странах главными функциями, которые призваны выполнять ОЭЗ, являются обеспечение экономического роста страны, достижение новой, более высокой степени индустриализации ее экономики, включение страны в мировое хозяйство, международную торговлю или изменения ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.
В развитых странах, как правило, приоритетными направлениями развития ОЭЗ, особенно начиная с 80-х годов, является экономическое укрепление деятельности регионов (депрессивных старо промышленных или отставших в экономическом развитии) или отраслей промышленности, а в ряде случаев конкретных предприятий. При этом в качестве критериев при выборе территории для создания ОЭЗ используются уровень безработицы и денежных доходов населения. Число регионов, которым предоставляются специальные экономические условия развития, всегда крайне ограничено, т.к. сужается сфера государственного макроэкономического регулирования, межрегиональной политики, возникает угроза несбалансированности бюджетной системы. В связи с тем, что характерной чертой развития ОЭЗ в промышленно развитых странах является попытка придать импульсы экономического развития отдельным территориям, их главной движущей силой является не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, важную роль играют также различные государственные дотации и кредиты.
В развивающихся странах, наоборот, основным источником привлекаемого капитала в ОЭЗ являются иностранные инвестиции (в т.ч. в силу недостаточности национального капитала).
|