Социально-экономическое положение женщин на рынке труда в санкт-петербурге


НазваниеСоциально-экономическое положение женщин на рынке труда в санкт-петербурге
страница1/12
ТипОтчет
filling-form.ru > бланк доверенности > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Учреждение Российской академии наук Социологический институт РАН





УТВЕРЖДАЮ




Директор СИ РАН,

член-корреспондент РАН





____________ И.И.Елисеева




« » 2008 г.


ОТЧЕТ

о научно-исследовательской работе на тему:

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН НА РЫНКЕ ТРУДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
(Государственный контракт от 29 сентября 2008 г. №451-08)


Научный руководитель

Директор СИ РАН,

д.э.н., профессор, член-корр. РАН, _______________ И.И.Елисеева

Санкт-Петербург 2008
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ



Директор СИ РАН, д.э.н., проф., член-корреспондент РАН





Елисеева И.И




Зам директора СИ РАН, канд.социол.наук





Клецин А.А..




Старший научный сотрудник СИ РАН, канд.социол.наук





Бурмыкина О.Н.




Доцент, вед. научн.сотр. ИРЭ РАН , канд.эконом.наук





Чистякова Н.Е




Научн.сотр. СИ РАН





Нечаева Н.А.





РЕФРЕРАТ
Отчет 110 с., 39 рис., 14 табл., 30 источников
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН НА РЫНКЕ ТРУДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Данная НИР выполнена с целью исследования процесса реализации п. 4.1. Программы развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы. Показана роль демографических процессов в изменении параметров рынка труда в Санкт-Петербурге. Отмечен разрыв в оплате труда женщин сравнительно с трудом мужчин. Показано, что за годы реформ дискриминационные практики в отношении женщин на рынке труда стали еще более дифференцированными, многоуровневыми, разноплановыми. Вместе с тем, они сохранили прежний системный характер.

Представленный анализ уровня женской безработицы показывает, что, начиная с 2004 года, во всех возрастных группах экономически активного населения она выше, чем в соответствующих возрастных группах мужского населения.

Дискриминация женщин при трудоустройстве и продвижении по службе, при осуществлении их права на справедливую и равную оплату за равноценный труд (должностная и отраслевая сегрегация), создание благоприятных условий труда, экономических и социальных гарантий для успешного сочетания трудовых функций и материнства, в целом характеризующие положение женщин на рынке труда, не теряют своей остроты и в условиях современной России.

Разработаны рекомендации по совершенствованию региональной политики на рынке труда.


СОДЕРЖАНИЕ





страницы

ВВЕДЕНИЕ

5

1. СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА РЫНКА ТРУДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

15

1.1. Используемые подходы, положения и понятия

15

1.2. Демографический фон

27

1.3. Общие тенденции рынка труда в Санкт-Петербурге

38

1.4. Экономическая активность населения Санкт-Петербурга

45

1.5. Безработица

64

1.6. Заработная плата

70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

87

Литература и источники

94

ПРИЛОЖЕНИЕ

96

ВВЕДЕНИЕ

С начала 90-х годов в нашей стране стали происходить глубокие политические и экономические трансформации. Они привели к серьезным переменам и в социальной жизни. Специалисты единодушно утверждают, что курс на либеральные реформы сопровождался усилением неравенства социальных позиций и жизненных шансов женщин и мужчин, которое особенно отчетливо дает о себе знать в сфере занятости, на рынке труда.

В отличие от 90-х годов, когда сокращение численности занятого населения в экономике происходило преимущественно за счет сокращения числа занятых женщин, на всем протяжении начала 2000-х годов ежегодные темпы прироста численности занятых женщин обгоняли ежегодные темпы прироста численности занятых мужчин, тем самым в большей степени обеспечивая и рост численности занятого населения в целом.

Данные позитивные тенденции начала 2000-х годов могут являться как следствием возросшей экономической активности женщин, так и результатом роста их конкурентоспособности на рынке труда.

При этом общей отличительной особенностью как 90-х, так и начала 2000-х годов, продолжает оставаться более низкий уровень женской безработицы во всех возрастных группах по сравнению с уровнем безработицы мужчин.

Исключение составляет (и вызывает особую озабоченность) возрастная группа молодых девушек до 20 лет, уровень безработицы которых существенно превышает не только средний уровень безработицы по РФ, но и уровень безработицы юношей до 20 лет, а также – возрастная группа (20-24 лет), где показатели уровня безработицы как для мужчин, так и для женщин значительно выше среднестатистических значений по РФ.

Основным процессом, определявшим ситуацию в экономике страны в годы реформ, стало ее разгосударствление, формирование нового негосударственного сектора, куда вошли как частные предприятия, так и предприятия смешанной формы собственности. Одним из результатов этого процесса явилась гендерная дифференциация рынка труда: мужчины оказались в численном большинстве среди занятых в динамичном негосударственном секторе экономики, женщины — среди занятых в государственном секторе, особенно — в здравоохранении, науке, образовании, культуре, а так же в числе безработных. Такого рода дифференциация естественно отразилась на усилении дискриминационных тенденций в отношении женщин в сфере занятости, что проявилось в целом ряде достаточно разных показателей.

Первый и наиболее очевидный из них — массовое вытеснение женщин из общественного производства. Если в 1990 г. в экономике России было занято 38 млн. женщин, то к началу XXI века уже только около 31 млн. Это значит, что численность работающих женщин уменьшилась в эти годы почти на 7 млн. человек. В 1990 г. женщины составляли 51% занятых, к рубежу ХХI века — только 47%. Массовая безработица в большей мере затронула женщин, чем мужчин. От начала 90-х годов и по сей день доля женщин среди официально зарегистрированных безработных неизменно составляет около 2/3. Кроме того, женщинам сложнее, чем мужчинам найти новое рабочее место. Особенно трудно приходится девушкам, только выходящим на рынок труда и женщинам предпенсионного возраста.

Следующий показатель дискриминации женщин — увеличение разрыва в оплате их труда сравнительно с трудом мужчин. Причина этого разрыва во многом кроется в усилении межотраслевой дифференциации в оплате труда, поскольку в самом невыгодном положении оказались те отрасли производства, где в составе занятых преобладают женщины, — текстильная, швейная, обувная. А также — отрасли социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение. В них женщины составляют около 80% работников. Их средняя заработная плата не превышает 40-60% от средней заработной платы по стране. Причем именно в этих отраслях все 90-е годы были правилом хронические задержки с выплатой зарплаты. С другой стороны, происходило вытеснение женщин из тех отраслей, в которых уровень оплаты труда начал существенно расти — в торговле, снабжении и сбыте, общественном питании, страховании, финансовой сфере.

Сопоставляя данные об уровне средней заработной платы по секторам экономики и доле занятых в них женщин, специалисты приходят к выводу о том, что именно государственный сектор формирует спрос на дешевую рабочую силу, на который откликаются в основном женщины. Негосударственный сектор более корректен в отношении труда занятых в нем женщин.

Гендерные различия в оплате труда связаны не только с отраслевыми особенностями женской занятости, но еще и с прямым нарушением принципа равной оплаты за равный труд.

Еще один показатель дискриминации — снижение профессионально-карьерного статуса женщин. Практически во всех отраслях экономики он значительно ниже, чем у мужчин. В числе работников промышленности, имеющих минимальные разряды, 2/3 женщин. В числе же работников наивысшей квалификации лишь 1/5 женщин. Это — парадокс российской экономики. Ведь по показателю высшего и среднего образования женщины заметно опережают мужчин.

Следующий показатель дискриминации — сложности со становлением женского предпринимательства. В сфере предпринимательства возникло своего рода «гендерное правило»: чем крупнее бизнес, тем меньше в нем женщин. Их представительство в предпринимательской и банковско-финансовой элите ничтожно мало. Среди владельцев мелких и средних предприятий женщин значительно больше — около 30%.

В результате такого рода трансформаций в стране возникла новая социальная проблема — феминизация бедности. Бедность в России приобрела женское лицо. Женщины образуют большинство среди самых экономически уязвимых групп населения — безработных и пенсионеров. Они же несут ответственность за основную часть неполных семей. Феминизация бедности явилась прямым результатом сравнительно низкой конкурентоспособности российских женщин, особенно — на старте реформ, что было обусловлено не столько их деловыми качествами, сколько самой стратегией реформ. Экономисты доказывают, например, что, в числе прочих причин, феминизация бедности провоцируется минимизацией социальных расходов государства. Кроме того, из года в год федеральный бюджет выделяет в несколько раз больше ассигнований на зоны «мужской ответственности» и занятости (армия, силовые структуры, содержание высших эшелонов власти), чем на отрасли с «женской» занятостью (социальная сфера, культура, образование, здравоохранение и т.д.).

Что еще влияет на конкурентоспособность женщин? Ограничения на использование женского труда, закрепленные в трудовом законодательстве и снижающие заинтересованность работодателей в привлечении женской рабочей силы. Перегруженность женщин домашним трудом и трудом по воспитанию детей, ограничивающая их трудовую и профессиональную мобильность. Наконец, традиционные стереотипы отношения работодателей (как частных предпринимателей, так и представителей государства) к женскому труду как деятельности «на подхвате у мужчин», не ради реализации своих способностей, а для дополнительного дохода семьи и т.д. Эти стереотипы, в конечном счете, формируют и закрепляют горизонтальную (отраслевую) и вертикальную (карьерную) сегрегацию женщин.

Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что в годы реформ дискриминационные практики в отношении женщин на рынке труда стали еще более дифференцированными, многоуровневыми, разноплановыми. Вместе с тем, они сохранили прежний системный характер. Воедино (то есть в одну систему) их связывает неравное отношение к мужчинам и женщинам как к работникам, предлагающим свои услуги на рынке труда. Вопреки действующим нормам права на этом рынке предпочтение всегда отдается мужчинам1.

Понятие гендерного равенства, или равенства между мужчинами и женщинами, связано с представлением о том, что все люди независимо от их пола вправе развивать свои личные способности и осуществлять выбор без ограничений, основанных на стереотипах, жестком закреплении гендерных ролей и предрассудках. Гендерное равенство означает равноценный учет, оценку и отношение к различающимся нормам поведения, стремлениям, желаниям и потребностям женщин и мужчин. Оно подразумевает не то, что женщины и мужчины должны быть во всем одинаковыми, а то, что их права, обязанности и возможности не должны зависеть от принадлежности к какому-то полу. Из этого следует, что гендерное равноправие означает справедливое отношение и к женщинам, и к мужчинам.

Проводить дискриминацию в области труда и занятий означает обращаться с представителями отдельных групп людей менее благосклонно по причине их определенных качеств, таких как принадлежность к мужскому или женскому полу, цвет кожи, вероисповедание, политические убеждения и социальное происхождение, независимо от личных способностей и должностных требований. В сфере труда дискриминация может ограничивать доступ людей к желаемым видам работы. Она сужает возможности мужчин и женщин в том, что касается развития собственного потенциала, профессиональных навыков и талантов и получения вознаграждения в соответствии со своими способностями. Дискриминация в сфере трудовой деятельности порождает неравенство на рынке труда и ставит членов определенных групп в неблагоприятное положение.

Дискриминация на рынке труда и на рабочем месте существует при самых разных производственных условиях и формах занятости во всех отраслях экономики, как в формальном, так и в неформальном секторе. По этой причине страдать от дискриминации в той или иной форме могут все: работники крупных высокотехнологичных компаний, наемные работники неформальных предприятий, юристы, фермеры и самозанятые лица.

Дискриминация в сфере труда может быть прямой или косвенной. Прямая дискриминация возникает тогда, когда вследствие своих политических взглядов, семейного положения, принадлежности к определенному полу и т. п. работники не получают доступа на рынок труда или оказываются в невыгодном положении в соответствии с действующими нормативными актами, законами и официальными мерами. Косвенная дискриминация может возникать в тех случаях, когда непропорционально большая часть членов какой-то группы населения страдает от внешне гендерно-нейтральных правил и практики. Знать и понимать, что представляет собой косвенная дискриминация, особенно важно, поскольку применение одних и тех же условий, принципов обращения и требований ко всем людям без разбора на деле может приводить к весьма существенному неравенству.

Различия в сфере труда и занятий, проводимые между людьми на основе их индивидуальных способностей, дискриминацией не считаются. Понятие способностей, или достоинств, относится к взаимосвязи между талантами, знаниями и умениями человека и теми качествами, которые требуются для выполнения определенной работы. Оценка способностей позволяет находить и принимать на работу наиболее подходящих для этого людей. Однако в действительности определить и правильно оценить способности человека не так-то просто. Они не являются каким-то абсолютным статичным понятием, и представления о «наиболее подходящем» кандидате могут зависеть от существующих социальных ценностей и предубеждений. Кроме того, иногда бывает достаточно трудно определить и сравнить ценность различного профессионального опыта у разных людей.

Для того чтобы на деле добиться реального гендерного равенства, придется преодолеть и ряд других сложных проблем. Одной из таких проблем является создание соответствующей производственной среды, и осуществление мер, помогающих работникам с семейными обязанностями сочетать работу и выполнение задач по уходу за членами своей семьи. Поскольку обязанности по уходу за членами семьи почти в любом обществе по-прежнему ложатся в основном на женские плечи, инициативы, направленные на улучшения баланса между работой и семьей, могут дать весьма заметный эффект не только в том, что касается расширения возможностей трудоустройства женщин, но и в том, что касается повышения показателей их труда благодаря уменьшению стрессовых нагрузок, утомления, усталости и невыходов на работу.

По данным нового доклада, подготовленного Международным бюро труда (МБТ), в настоящее время доля работающих женщин возросла как никогда прежде, однако при этом они чаще, чем мужчины оказываются  в уязвимом положении на низкопроизводительной, малооплачиваемой работе, не имея необходимой социальной защиты, основных прав и права голоса.

В опубликованном докладе под названием «Глобальные тенденции занятости среди женщин»2 говорится, что за последние десять лет численность занятых женщин увеличилась почти на 200 миллионов и достигла в 2007 году 1,2 миллиарда, в то время как численность занятых мужчин составила 1,8 миллиарда. Однако за тот же период возросла и численность безработных женщин с 70,2 до 81,6 миллиона человек.

«Женщины продолжают в значительных количествах вливаться в состав мировой рабочей силы. Но этот успех не должен заслонять собой слишком явное неравенство, все еще существующее на рабочих местах во всем мире, – заявил Генеральный директор МОТ Хуан Сомавиа. – Рабочее место и сфера труда занимают центральное место в глобальных решениях, направленных на обеспечение гендерного равенства и улучшение положения женщин в обществе. Стараясь обеспечить достойный труд для женщин, мы расширяем возможности общества и способствуем экономическому и социальному развитию всех его членов».

В докладе показано, что улучшившееся положение женщин на рынке труда во всем мире не привело к значительному сокращению гендерного разрыва на рабочем месте. За период с 1997 года доля женщин среди незащищенных занятых - неоплачиваемые работники семейных предприятий и самозанятые (в отличие от наемных работников) – снизилась с 56,1 до 51,7%. Однако женщины по-прежнему страдают от незащищенности больше, чем мужчины, особенно в самых бедных регионах мира.

Уровень безработицы среди женщин во всем мире составил 6,4%, а среди мужчин – 5,7%. Во всем мире на каждые 100 экономически активных мужчин приходится менее 70 экономически активных женщин. Экономическая неактивность зачастую является для них не свободным выбором, а вынужденной необходимостью. Вполне вероятно, что, если бы это стало для них приемлемо, многие женщины предпочли бы оплачиваемую работу вне дома.

На глобальном уровне доля занятых в общей численности женского населения – а это индикатор, который показывает, насколько страны используют производительный потенциал своего населения трудоспособного возраста – составила в 2007 году 49,1%, в то время как аналогичный показатель среди мужчин достиг 74,3%.

За последние десять лет сфера услуг опередила аграрный сектор, став основным «работодателем» женщин. В 2007 году на долю сельского хозяйства приходился 36,1% занятых женщин, а на долю сферы услуг – 46,3%. Для сравнения: аналогичные показатели среди мужчин составили: 34,0% занятых в сельском хозяйстве и 40,4% занятых в сфере услуг.

Все большее число женщин получают доступ к образованию, однако в некоторых регионах до равенства в сфере образования еще весьма далеко.

В докладе отмечается, что для многих женщин переход от незащищенной занятости к наемному труду может стать важным шагом к экономической свободе и самостоятельности и что чем беднее регион, тем меньше у женщин шансов покинуть ряды работников семейных предприятий и самозанятых.

Как утверждается в докладе, доступ к рынку труда и к достойной и производительной занятости имеет важнейшее значение в процессе достижения равенства между мужчинами и женщинами. В исследовании отмечено, что Восточная Азия, которая за последние десять лет стала самым успешным регионом с точки зрения экономического роста, характеризуется также самой большой долей занятых в общей численности женского населения (65,2%), низким уровнем безработицы как среди женщин, так и среди мужчин и сравнительно небольшим гендерным разрывом в распределении по секторам и в статусе занятости.

В целом в докладе сделан вывод о том, что меры, направленные на расширение возможностей женщин стать равными участниками рынка труда, начинают приносить свои плоды, однако низкие темпы изменений говорят о сохранении еще весьма значительного неравенства. Большинству регионов еще предстоит пройти долгий путь к полной экономической интеграции женщин и к освоению их неиспользованного потенциала в целях экономического развития.

В докладе говорится, что расширение доступа женщин к занятости в более широком спектре отраслей и профессий будет иметь важное значение для расширения их возможностей на рынке труда. Способность общества признать новую экономическую роль женщин и способность экономики создавать для них новые достойные рабочие места – основные необходимые условия для улучшения положения женщин на рынке труда и для  экономического развития в целом.

Доступ к рынку труда и к достойной занятости имеет крайне важное значение для достижения гендерного равенства. Но женщинам в поиске работы приходится преодолевать множество дискриминационных барьеров. Общество не может позволить себе игнорировать потенциал женского труда в вопросах борьбы с бедностью и должно изыскивать новые пути устранения экономических, социальных и политических препятствий. Добиваться равного положения женщин на рабочем месте – это не только правильно, но и разумно.

При упоминании о гендерном равенстве в МОТ обычно подразумевается один или несколько из следующих аспектов:

• равенство возможностей и обращения в сфере занятости;

• равное вознаграждение за труд равной ценности;

• равный доступ к безопасной и безвредной для здоровья производственной среде и к социальному обеспечению;

• равные возможности для реального карьерного роста;

• справедливое как для мужчин, так и для женщин сочетание служебных и семей ных обязанностей;

• отсутствие сексуальных домогательств.

В последние годы мониторинг рынка труда и его гендерной составляющей не находится в поле зрения активных исследовательских разработок, как ранее, в период рыночных преобразований. Отчасти это обусловлено тем, что начало 2000-х годов в России характеризуется позитивными сдвигами в экономике, прежде всего, ростом производства, что обусловило потребность предприятий в дополнительной рабочей силе. Это способствовало сначала стабилизации, а затем и росту экономической активности и занятости населения, снижению безработицы и, в известном смысле, снятию напряженности на российском рынке труда, характерного для начального периода реформ.

Тем не менее, по-прежнему мужчины и женщины в России занимают различные позиции во всех сферах жизнедеятельности. Такие острые проблемы, как дискриминация женщин при трудоустройстве и продвижении по службе, при осуществлении их права на справедливую и равную оплату за равноценный труд (должностная и отраслевая сегрегация), создание благоприятных условий труда, экономических и социальных гарантий для успешного сочетания трудовых функций и материнства, в целом характеризующие положение женщин на рынке труда, не теряют своей остроты и в условиях современной России.

Решению перечисленных проблем призвана служить принятая к реализации Концепции развития гендерного равенства в Санкт-Петербурге на период до 2015 года, в которой указано, что к задачам гендерной политики в Санкт-Петербурге относятся: достижение сбалансированного участия женщин и мужчин в органах власти всех уровней; обеспечение равных возможностей для экономической независимости, развития своего бизнеса и продвижения по службе; создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье; свобода от насилия по признаку пола. В части обеспечения гендерного равенства в социально-экономической сфере предусмотрены и такие приоритетные направления развития гендерного равенства в Санкт-Петербурге как:

  • Гендерная экспертиза региональной бюджетной политики в экономической сфере.

  • Расширение возможностей достойно оплачиваемой занятости, создание новых рабочих мест.

  • Обеспечение равной оплаты за труд равной ценности и социальной значимости.

  • Создание и совершенствование на региональном уровне правовых, властных, институциональных механизмов, обеспечивающих выполнение, закрепленных в трудовом законодательстве антидискриминационных норм, направленных на обеспечение равных возможностей для мужчин и женщин при найме на работу, продвижении по службе, увольнении.

  • Повышение уровня заработной платы для работников организаций бюджетной сферы; сокращение гендерной дифференциации в оплате труда на уровне предприятий.

  • Сокращение рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, снижение производственного травматизма, особенно в районах с концентрацией вредных производств, для снижения негативного воздействия на здоровье мужчин.

  • Поддержка и развитие женского предпринимательства (в т.ч. среднего и малого бизнеса).

  • Расширение доступа к информационным, финансовым, материальным ресурсам (в т.ч. земельным) для женщин-предпринимателей.

  • Информационная поддержка политики равных прав и возможностей для мужчин и женщин в сфере занятости и на рынке труда.

В рамках информационно-аналитической поддержки процесса принятия управленческих решений Губернатором Санкт-Петербурга, Правительством Санкт-Петербурга, Комитетом по труду и социальной защите населения по вопросам демографической политики в рамках Программы развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы и Концепции демографического развитии Санкт-Петербурга на период до 2015 года в октябре-декабре 2008 года проведено исследование «Социально-экономическое положение женщин на рынке труда в Санкт-Петербурге».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Социально-экономическое положение женщин на рынке труда в санкт-петербурге iconОтчет о работе Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге...
В санкт-Петербурге в 2010 году ситуация с соблюдением трудового законодательства в организациях и на предприятиях города складывалось...

Социально-экономическое положение женщин на рынке труда в санкт-петербурге iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 1 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Социально-экономическое положение женщин на рынке труда в санкт-петербурге iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Социально-экономическое положение женщин на рынке труда в санкт-петербурге iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Социально-экономическое положение женщин на рынке труда в санкт-петербурге iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Социально-экономическое положение женщин на рынке труда в санкт-петербурге iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Социально-экономическое положение женщин на рынке труда в санкт-петербурге iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 3 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Социально-экономическое положение женщин на рынке труда в санкт-петербурге iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Социально-экономическое положение женщин на рынке труда в санкт-петербурге iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Социально-экономическое положение женщин на рынке труда в санкт-петербурге iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск