Скачать 2.41 Mb.
|
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ С.В. Неделина Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену (для методической и психологической служб школы, учителей, учащихся, родителей) Методические рекомендации по работе с выпускниками Воронеж 2011 УДК 371 ББК 74.202.5 Н42
В издании содержатся важная информация о ЕГЭ, модель психологической готовности к ЕГЭ школьников, родителей и учителей, рекомендации по организации подготовки к ЕГЭ, адресованные учителям, психологам, школьникам, родителям, необходимые для всех советы по снятию стресса и подготовке к экзаменам, ориентировочная модель организации работы школы по формированию психологической готовности выпускников к ЕГЭ, ссылки на интернет-ресурсы с официальными документами и полезной информацией. Методические рекомендации адресованы не только учителям, учащимся, их родителям для помощи в период подготовки и сдачи Единого государственного экзамена, но также методической и психологической службам школы с целью совершенствования системной работы по подготовке выпускников к ЕГЭ и оказанию психолого-педагогической поддержки школьникам и родителям. УДК 371 ББК 74.202.5 © Неделина С.В., 2011 © ВОИПКиПРО, 2011 Введение Уважаемые выпускники, абитуриенты, учителя, классные руководители, методисты и психологи, а также администрация школы! Чем ближе время выпускных экзаменов, тем меньше у всех остается часов для подготовки, зато растет напряжение, перегрузки и иррациональный страх перед будущим. Но если вовремя оценить глобальность и реальность встающих задач, можно эффективно спланировать необходимую деятельность, рационально распределить нагрузку, выработать оптимальную систему ежедневной работы, которая непременно принесет успех. Опросы учителей показали, что в тех образовательных учреждениях, где выпускники получают на ЕГЭ достаточно высокий средний балл, организована устойчивая система работы по подготовке к экзаменам, начинающаяся еще с 9-10 классов. Постоянный контроль за работой всех служб, использование возможностей элективных курсов и факультативных занятий, своевременное получение учащимися и родителями консультаций и психологической поддержки, конечно же, очень помогают в этом. Одним из важных результатов такой работы является снижение тревожности и сформированность психологической готовности выпускников к ЕГЭ, что, в общем, также способствует успешному окончанию школы и поступлению в высшие и средние специальные образовательные учреждения. В этот период родители и школьники особенно нуждаются в поддержке, ведь от результатов ЕГЭ, как они считают, напрямую зависит их будущее. Учителя выпускных классов также испытывают физические и эмоциональные перегрузки, ведь их ответственность возрастает во много раз. Поэтому и у них в этот период может проявляться хроническая усталость, синдром профессионального выгорания и, как следствие, снижение темпов и качества работы. Мы надеемся, что посвященные психологической подготовке к ЕГЭ материалы, разработки и советы, которые мы предлагаем в нашем пособии, пригодятся всем для того, чтобы глубже понимать важные вопросы и сложности ЕГЭ, более рационально организовать свою работу в период подготовки к нему, а также обрести уверенность, что даже самый трудный путь будет вознагражден победой, если упорно идти к своей цели и не бояться ничего. Видеть цель, верить в себя, добиваться своего и не забывать радоваться – вот что хотелось бы пожелать Вам в эти непростые дни. И, конечно же, – крепкого здоровья, которое сейчас в Ваших руках. ЕГЭ – новая реальность школьника на пороге самостоятельной жизни Понимание дает свободу, помогает освободиться от комплекса жертвы. Джоэл Баркер «Парадигмы мышления» История этой новой реальности начинается в 2001 году, когда экспериментальные экзамены по восьми предметам сдавали выпускники в пяти регионах России. Однако еще в конце 80-х годов прошлого века стало заметным несоответствие между требованиями к знаниям выпускников, предъявляемыми школами и вузами. Тогда и начались разговоры о необходимости разработки единого подхода и стандартов оценки школьных достижений на выпускных и вступительных экзаменах. Требовался инструмент для независимой и от школ, и от вузов объективной государственной аттестации выпускников. Таковым стал Единый государственный экзамен, помимо прочего ставший средством противоборства с коррупцией в вузах. Таким образом преподносилась в СМИ необходимость и польза системной инновации. В 2007 год число регионов России, участвовавших в эксперименте, увеличилось до 82. Количество выпускников, выбравших ЕГЭ, выросло с 30000 до 1000000. Результаты ЕГЭ начали принимать 1800 вузов и их филиалов. По итогам эксперимента в феврале 2007 года был принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. №17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» в части проведения государственного экзамена». Уже в 2008 году ЕГЭ проводился на всей территории РФ, более одного миллиона школьников подали заявление на участие в едином экзамене. Согласно принятому закону, с 1 января 2009 года Единый государственный экзамен – единственная форма государственной (итоговой) аттестации в школах и одновременно основная форма вступительных экзаменов в вузы в Российской Федерации. Она представляет собой систему бесплатных экзаменов для выпускников полной общеобразовательной средней школы по двум обязательным предметам и по любому количеству предметов по выбору. Их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы. При проведении этих экзаменов на всей территории России применяются задания одного типа, а также система компьютерной обработки ответов и их независимой оценки, основанной на использовании единой шкалы и критериев. Помимо объективности получаемых результатов, созданных для всех общих и равных условий, в том числе для поступления в вузы, ЕГЭ, по мнению его разработчиков, должен облегчить жизнь абитуриентам, сокращая число сдаваемых выпускником-абитуриентом экзаменов: результаты итоговой аттестации, если набрано необходимое количество баллов, автоматически становятся «проходными» в вуз. Желающие получить высшее образование имеют возможность повторно сдать ЕГЭ в последующие годы. Обязательный ЕГЭ проводится по русскому языку и математике. При положительной оценке двух обязательных предметов выдается аттестат. И по выбору учащихся, в зависимости от их желания и намерения поступать в вузы на различные специальности, можно сдать ЕГЭ по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике. ЕГЭ сегодня воспринимается как ежегодное событие, государственно и общественно значимое для российских образовательных учреждений, не только государственными органами, контролирующими таким образом качество образования по выработанным ими критериям. Участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией школы и сочувствующими им родителями – всеми необходимость прохождения этой процедуры признается важной и ответственной, но при этом чрезвычайно эмоционально напряженной, стрессогенной. В такой ситуации им требуется поддержка. И ощутимая помощь, которую в силах оказать родная школа, заключается в психологической подготовке выпускников к ЕГЭ. |
Гиа является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной... | ... | ||
Предлагаемое методическое пособие «Психологическая диагностика в школе» представляет собой сборник тестов и методик, используемых... | Работа учителей-предметников по подготовке выпускников к егэ подготовка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов,... | ||
Ктику современной школы введена новая модель экзамена гиа для выпускников основной школы, учащихся 9-х классов. В россии ее проводят... | Автор-составитель Фомин А. П. Психологическая диагностика школьника: выявление причин проблем в обучении и поведении. Методические... | ||
М. И. Неделина», именуемое в дальнейшем «Образовательная организация», является некоммерческой организацией и правопреемником Государственного... | Цель: подготовка к успешной сдаче государственной аттестации в форме огэ и егэ по биологии и химии | ||
Подготовка регионального уровня к вводу в штатный режим федеральной базы данных государственной итоговой аттестации выпускников 9-х... | Целью данного курса является подготовить выпускников средней общеобразовательной школы к сдаче егэ по иностранным языкам |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |