2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Цель практики - дать студентам теоретические знания и выработать практические умения, необходимые для выполнения клинических лабораторных исследований.
Задачи практики - обучить:
по общеклиническим методам исследований
- определять физические и химические свойства, проводить микроскопическое исследование мочи
по гематологическим исследованиям
- проводить общий анализ крови, включая и дополнительные методы исследования;
- готовить лейкоконцентрат и проводить исследование мазков крови методом лейкоконцентрации готовить и окрашивать мазки костного мозга;
- определять групповую принадлежность крови по системе АВО, резус фактор;
- исследованиям унифицированными методами;
- интерпретировать полученные результаты исследований. 2.2. Место производственной практики в структуре ооп университета
2.2.1. Производственная практика «Помощник лаборанта клинических лабораторий лечебно-профилактических учреждений и лабораторий учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» осваивается в 6 семестре, относится к циклу С.5 Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по направлению подготовки (специальности) 060105 Медико-профилактическое дело. 2.2.2. Для изучения прохождения производственной практики необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
В цикле гуманитарных дисциплин:
Философия.
Знания:
- методы и приемы философского анализа проблем;
- формы и методы научного познания, их эволюция;
- законы философии и философские категории;
Умения:
- анализ и логическое мышление.
Навыки:
- основы практического использования методов и приемов философского анализа проблем, форм и методов научного познания в медицине и здравоохранении.
Биоэтика.
Знания:
- морально-этические нормы; правила и принципы профессионального врачебного поведения;
- принципы врачебной деонтологии и медицинской этики;
- основные этические документы отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций.
- взаимоотношения «врач-пациент» и «врач-среда».
Умения:
- морально-этическая аргументация.
Навыки:
- изложение самостоятельной точки зрения в процессе морально-этической аргументации.
Психология и педагогика.
Знания:
- основные направления психологии;
- общие и индивидуальные особенности человека;
- психология личности и малых групп.
Умения:
- основные приемы и методы психологического воздействия на человека и популяцию;
- основные приемы и методы педагогической деятельности в современных условиях.
Навыки:
- публичная речь;
- ведение дискуссий и круглых столов.
Правоведение.
Знания:
- характеристика правовой системы в Российской Федерации;
- правовые основы взаимоотношений врача и общества;
- правовые основы взаимоотношений врача и больного и здорового индивидуума.
Умения:
- ориентирование в действующих нормативно-правовых актах о труде;
- ориентирование в действующих нормативно-правовых актах, регулирующих медицинскую деятельность;
- защита гражданских прав врачей и пациентов, потребителей и предпринимателей.
Навыки:
- применение норм трудового законодательства в конкретных практических ситуациях.
История медицины.
Знания:
- выдающиеся деятели медицины и здравоохранения;
- выдающиеся медицинские открытия;
- влияние гуманистических идей на медицину.
Умения:
- определение роли выдающиеся деятелей медицины и здравоохранения выдающихся медицинских открытий в развитии общества и медицины.
Навыки:
- ориентирование в основных этапах развития медицины и здравоохранения и их основных характеристиках.
Экономика.
Латинский язык.
Иностранный язык.
В цикле математических, естественно–научных, медико–биологических дисциплин:
Физика, математика.
Знания:
- математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине;
- правила техники безопасности и работы в лабораториях;
- основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;
- характеристики воздействия физических факторов на организм;
- физические основы функционирования медицинской аппаратуры.
Умения:
- пользование оборудованием;
- соблюдение правил техники безопасности при использовании оборудования;
- использование принципов использования математических методов в решении интеллектуальных задач, в том числе в медицине.
Навыки:
- ориентирование в основных классах и типах физической аппаратуры.
Химия.
Знания:
- основные типы и сущность химических реакций и химических соединений;
- основные методы аналитической химии;
- правила техники безопасности и работы в химических лабораториях, с реактивами, приборами.
Умения:
- пользование химическим оборудованием;
- соблюдение правил техники безопасности и работы в химических лабораториях, с реактивами, приборами;
- отнесение химических реакций и химических соединений к определенным их типам.
Навыки:
- применение основных методов аналитической химии.
Биохимия.
Знания:
- химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;
- строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения;
- сущность обмена веществ (метаболизма) в организме человека.
Умения:
- оценка гомеостаза по основным показателям биохимического статуса организма человека.
Навыки:
- медико-прогностическая интерпретация основных показателей биохимического статуса организма человека.
Биология.
Знания:
- антропогенез и онтогенез человека;
- правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях, с животными;
- законы генетики ее значение для медицины;
- закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний;
- основы экологии человека.
Умения:
- оценка развития организма человека на различных этапах антропогенеза и онтогенеза;
- применение основных принципов медико-генетического анализа;
- определение основных экологических факторов, влияющих на здоровье человека.
Навыки:
- определение антропологических характеристик;
- выделение основных экологических факторов, влияющих на здоровье человека.
Медицинская информатика.
Знания:
- теоретические основы информатики;
- порядок сбора, хранения, поиска, обработки, преобразования, распространения информации в медицинских и биологических системах, использования информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении.
Умения:
- пользование учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
- проведение статистической обработки результатов исследований и наблюдений.
Навыки:
- работа с информационными ресурсами, в том числе сети Интернет.
Анатомия человека.
Знания:
- анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма человека.
Умения:
- определение анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенностей строения и развития здорового и больного организма человека.
Навыки
- оценка анатомического и антропометрического статуса организма человека.
Микробиология, вирусология, иммунология.
Знания:
- классификация, морфология и физиология микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики.
Умения:
- аргументирование определение классификационных признаков микроорганизмов и вирусов;
- целенаправленное применение методов микробиологической диагностики.
Навыки:
- методология классификации, оценки морфологии и физиологии микроорганизмов и вирусов;
- основные методы микробиологической диагностики.
Нормальная физиология.
Знания:
- функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах;
- нормограммы основных показателей физиологического статуса организма человека.
Умения:
- оценка физиологического статуса организма человека по основным его показателям.
Навыки:
- методология оценки физиологического статуса организма человека.
Патологическая физиология.
Знания:
- понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней;
- основные понятия общей нозологии.
Умения:
- определение основных закономерностей перехода от состояния здоровья к патологии (патогенеза).
Навыки:
- методология определения ведущих факторов патогенеза.
Гистология, цитология.
Знания:
- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов;
- гистофункциональные особенности тканевых элементов;
- методы исследования гистофункциональных особенностей тканевых элементов.
Умения:
- гистофизиологическая оценка и анализ состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у человека.
Навыки:
- методы оценки гистофизиологических особенностей тканевых элементов.
В цикле профессиональных дисциплин:
Пропедевтика внутренних болезней.
Знания:
- основные симптомы заболеваний внутренних органов;
- этиология, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний.
Умения:
- проведение мероприятий по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся в поликлинике заболеваний терапевтического профиля.
Навыки:
- методология оценкирезультатов общеклинического обследования.
Общая хирургия.
Знания:
- этиология и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний;
вопросы борьбы с внутрибольничной инфекцией в хирургическом стационаре.
Умения:
- осуществление всех необходимых мероприятий по уходу за хирургическими больными;
- проведение мероприятий по предупреждению внутрибольничных инфекций.
Навыки:
- методы диагностики острых хирургических заболеваний и неотложной помощи при них.
В цикле профессиональных дисциплин для изучения раздела «социально–гигиенический мониторинг»:
Внутренние болезни.
Знания:
- симптомы наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;
- этиология, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов;
особенности диагностики профессиональных и производственно обусловленных болезней.
Умения:
- проведение мероприятий по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний терапевтического профиля.
Навыки:
- алгоритм лечебно-профилактических мероприятий при заболеваниях терапевтического профиля.
Хирургия.
Знания:
- этиология и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний;
- вопросы борьбы с внутрибольничной инфекцией в хирургическом стационаре;
- основы деятельности медперсонала на всех этапах лечения хирургических больных.
Умения:
- осуществление основных диагностических и лечебных мероприятий при хирургической патологии;
- проведение мероприятий по предупреждению внутрибольничных инфекций.
Навыки:
- методы диагностики и лечения хирургических заболеваний и неотложной помощи при них.
Безопасность жизнедеятельности.
Знания:
- основные факторы и условия, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности.
Умения:
- медико-социальная оценка факторов и условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.
Навыки:
- реализация алгоритма профилактических мероприятий в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности.
2.3. Требования к результатам освоения производственной практики 2.3.1. Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины1:
общепрофессиональными:
в профилактической деятельности
в диагностической деятельности:
в научно-исследовательской деятельности
Студент, освоивший цикл производственной практики «Помощник лаборанта клинических лабораторий лечебно-профилактических учреждений и лабораторий учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» по специальности 060105 Медико-профилактическое дело должен обладать следующими компетенциями: КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
№ п/п
| Номер/ индекс компе-
тенции
| Содержание компетенции
(или ее части)
| В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
| Знать
Уметь
Владеть
| Оценочные средства
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| ПК-1
| Готовность к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способностью к кооперации с коллегами, умением анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владением политической культурой, владением способами разрешения конфликтов, умением организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции
| Знать
Основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности человека, психологию личности и малых групп
Уметь
Грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа
Владеть
Навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов
|
|
| ПК-4
| Владение основами делопроизводства с использованием и анализом учетно-отчетной документации
| Знать:
- основные информационные научно-медицинские ресурсы, обеспечивающие необходимые вилы деятельности;
- современные информационные технологии в решении профессиональных задач;
- принципы работы медико-технической аппаратуры, используемой в гигиенической науке и практике.
Уметь:
- использовать компьютерные медико–технологические системы в процессе профессиональной деятельности;
- проводить текстовую и графическую обработку документов с использованием стандартных программных средств;
- проводить измерения уровней факторов среды обитания с помощью медико-технической аппаратуры.
Владеть:
- навыками применения современных информационных технологий для решения профессиональных задач;
- навыками работы с информацией, полученной из различных источников;
- общими принципами использования медико-технической аппаратуры для решения профессиональных задач.
|
|
| ПК-5
| Владение компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач
| Знать:
- основные информационные научно-медицинские ресурсы, обеспечивающие необходимые вилы деятельности;
- современные информационные технологии в решении профессиональных задач;
- принципы работы медико-технической аппаратуры, используемой в гигиенической науке и практике.
Уметь:
- использовать компьютерные медико–технологические системы в процессе профессиональной деятельности;
- проводить текстовую и графическую обработку документов с использованием стандартных программных средств;
- проводить измерения уровней факторов среды обитания с помощью медико-технической аппаратуры.
Владеть:
- навыками применения современных информационных технологий для решения профессиональных задач;
- навыками работы с информацией, полученной из различных источников;
- общими принципами использования медико-технической аппаратуры для решения профессиональных задач.
| Тестовый контроль.
Устное собеседо-вание
|
| ПК-13
| Способность и готовность к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, соответствия (несоответствия) установленным требованиям
| Знать:
- основные информационные научно-медицинские ресурсы, обеспечивающие профилактическую деятельность.
- методы анализа и обобщения информационных научно-медицинских ресурсов.
Уметь:
- осуществлять сбор, отбор и анализ информации о состоянии здоровья населения и окружающей среды;
- самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой; делать обобщающие выводы;
- использовать стандартные программные средства;
- пользоваться набором средств сети Интернет для профессиональной деятельности.
Владеть:
- методологией осуществления сбора, отбора и анализа информации о состоянии здоровья населения и окружающей среды;
- методологией использования стандартных программных средств;
- навыками анализа и обобщения информационных научно-медицинских ресурсов.
|
|
| ПК-19
| Способность и готовность к использованию современной диагностической аппаратуры и проведению лабораторной, лучевой и функциональной диагностики
| Знать:
- основные информационные научно-медицинские ресурсы, обеспечивающие профилактическую деятельность.
- методы анализа и обобщения информационных научно-медицинских ресурсов.
Уметь:
- осуществлять сбор, отбор и анализ информации о состоянии здоровья населения и окружающей среды;
- самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой; делать обобщающие выводы;
- использовать стандартные программные средства;
- пользоваться набором средств сети Интернет для профессиональной деятельности.
Владеть:
- методологией осуществления сбора, отбора и анализа информации о состоянии здоровья населения и окружающей среды;
- методологией использования стандартных программные средств;
- навыками анализа и обобщения информационных научно-медицинских ресурсов.
|
|
| ПК-36
| Способность и готовность к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения
| Знать:
- основные информационные научно-медицинские ресурсы, обеспечивающие профилактическую деятельность.
- методы анализа и обобщения информационных научно-медицинских ресурсов.
Уметь:
- осуществлять сбор, отбор и анализ информации о состоянии здоровья населения и окружающей среды;
- самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой; делать обобщающие выводы;
- использовать стандартные программные средства;
- пользоваться набором средств сети Интернет для профессиональной деятельности.
Владеть:
- методологией осуществления сбора, отбора и анализа информации о состоянии здоровья населения и окружающей среды;
- методологией использования стандартных программные средств;
- навыками анализа и обобщения информационных научно-медицинских ресурсов.
| Тестовый контроль.
Устное собеседо-вание
| |