Скачать 0.55 Mb.
|
Производственная практика по профилю специальности 060604 «Лабораторная диагностика» студентов III курса Перечень документации, обеспечивающей прохождение производственной практики:
по профилю специальности по дисциплинам «Методы клинических лабораторных исследований», «Основы биохимии с методами биохимических исследований» (Приложение 1).
Перечень документации, обеспечивающей получение допуска к защите производственной практики:
Внимание! Все отчетная документация должна быть заверена подписью руководителя практики и печатью лечебно-профилактического учреждения. Приложение 1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАбочая программапроизводственной (профессиональной) практикипо дисциплинам «Методы клинических лабораторных исследований» «Основы биохимии с методами клинико-биохимических исследований» специальность 060604 Лабораторная диагностика Базовый уровень среднего профессионального образования2012 Рабочая программапроизводственной (профессиональной) практикиспециальность 060604 Лабораторная диагностика Базовый уровень среднего профессионального образования1.Пояснительная записка Программа производственной практики составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060604 Лабораторная диагностика, на основании программы по дисциплине Методы клинических лабораторных исследований, Основы биохимии с клинико-биохимическими исследованиями утвержденной ГОУ ВУНМЦ (Москва 2004) и предназначена для студентов, обучающихся по очной форме. В качестве методического пособия при прохождении производственной практики для получения профессиональных навыков (ИГА). Предметы «Методы клинических лабораторных исследований», «Основы биохимии с клинико-биохимическими исследованиями» является одним из основных в программе подготовки медицинских лабораторных техников. Практика проводится после цикла теоретических и практических занятий в многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях. Общее руководство практикой возлагается на главных специалистов по лабораторной диагностике ЛПУ, заведующих клинико-диагностическими лабораториями. Содержание программы практики рассчитано на комплексное использование теоретических знаний, практических умений с учетом освоения и закрепления их на рабочих местах, приближенных к условиям будущей работы по специальности 060604 Лабораторная диагностика в качестве медицинского лабораторного техника. Комплексный подход к содержанию практики позволяет обеспечить освоение сквозных и специальных практических умений, основанных на базовых знаниях по дисциплине Методы клинических лабораторных исследований и Основы биохимии с клинико-биохимическими исследованиями, тесно интегрирующих со следующими учебными дисциплинами: основы латинского языка с медицинской терминологией, химия, биохимия. При прохождении производственной практики студент должен знать и соблюдать технику безопасности на рабочем месте, обеспечить инфекционную безопасность персонала и пациента, знать структуру КДЛ. Особое внимание следует уделить закреплению этико-деонтологических навыков. Настоящая программа включает в себя:
Цель и задачи производственной практики - выработать практические навыки, необходимые для выполнения общеклинических исследований (мочевыделительной системы, крови, желудочного и дуоденального содержимого, мокроты, жидкости спинномозговой и из серозных полостей, отделяемого из мочеполовых органов, исследования копрологические и при грибковых поражениях), гематологических(общий анализ крови, определение групп крови и резус-фактора, исследования тромбоцитов и ретикулоцитов) и биохимических исследований. Знания приобретенные, на теоретических занятиях дадут возможность медицинскому лабораторному технику осмысленно подходить к производственным исследованиям и понимать их диагностическое значение. В программе учтены современные достижения медицинской науки и практики, предусматривающие применение унифицированных методов исследования в клинико-диагностических лабораториях практического здравоохранения. Практика проводится в клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) После прохождения практики студенты должны Знать: -права и функциональные обязанности медицинского лабораторного техника; -основные принципы устройства клинико-диагностической лаборатории, лабораторного оборудования и аппаратуры; -правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований; -внутрилабораторный контроль качества лабораторных исследований; -межлабораторный контроль качества лабораторных исследований; -теоретические основы лабораторных исследований; -методы клинических лабораторных исследований; -клинико-биохимические методы исследований; -принципы и правила работы с аппаратурой; -методы и средства дезинфекции в лаборатории (ОСТ 42–21–2–85). -документацию клинико-диагностической лаборатории по контролю качества, приказы МЗ РФ и РБ. Уметь: -организовать рабочее место. -осуществить прием и регистрацию биоматериала; -приготовить посуду и необходимые материалы для лабораторных исследований; -пользоваться аппаратурой и оборудованием; -выполнять манипуляции, предусмотренные программой производственной практики; -приготовить реактивы для проведения клинических исследований; -приготовить краски и окрасить мазок; - приготовить реактивы и биологический материал для биохимических исследований -заполнить бланк исследования; -дезинфицировать отработанный материал, лабораторную посуду, инструментарий, инвентарь; -провести обработку перчаток, рук; -провести предстерилизационную подготовку инструментария; -выполнить технику приготовления мазков; -выполнить окраску и фиксацию мазков; -провести микроскопическое исследование препаратов; -на основе лабораторного анализа дать количественную характеристику объекта иссле- дования; 2. Тематический план-график прохождения практики
В целях овладения в полном объеме практическими умениями, предусмотренными данной программой, рекомендуется составлять «скользящий» график прохождения студентами практики. Контроль работы и отчетность На методического руководителя (преподаватель медицинского училища) и руководителя практики (представитель лечебно-профилактического учреждения) возлагается обязанность по контролю выполнения программы профессиональной практики согласно графика работы студентов. Программа производственной практики отрабатывается на базе лечебно-профилактического учреждения по месту работы студента. В период прохождения практики студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего распорядка ЛПУ и строго соблюдать технику безопасности при проведении всех видов исследования и санитарно-противоэпедимический режим. Во время работы в подразделениях КДЛ студенты должны вести нормативную документацию: дневник по практики, текстовой отчет, манипуляционный лист. Контроль над ведением данной документации осуществляет общий и непосредственный руководители практики. Работа студентов оценивается ежедневно, ее результаты заносятся в дневник практики с выставлением оценки по 5-ти балльной системе. Это обеспечивает проведение текущего контроля и управления овладением профессиональной деятельностью. По окончанию каждого цикла руководитель практики составляет характеристику, отражающую результаты работы в данном подразделении ЛПУ, которая будет учитываться при аттестации практической подготовки. Оценка за практику выставляется на основании следующих документов: -дневник производственной практики; -характеристика методического руководителя практики. После защиты практики перечисленные документы возвращаются студентам. 3.Содержание практики Работа в общеклиническом подразделении КДЛ Исследование мочевыделительной системы Студенты знакомятся с приемом, регистрацией, маркировкой проб мочи, описывают её физические свойства, определяют реакцию и относительную плотность. Проводят качественное и количественное определение белка, глюкозы в моче. Готовят нативные препараты и осуществляют микроскопическое исследование осадка мочи. Выполняют анализ пробы Зимницкого. и количественные методы исследования (по Нечипоренко, Аддису –Каковскому, Амбюрже). Применяют экспресс-тесты для обнаружения патологических составных частей мочи. Работают с микроскопом, фотоэлектроколориметром, поллериметром, спектроскопом. Заполняют бланки исследования. Студенты должны знать: -функции почек и методы их исследования; -правила сбора мочи для различных лабораторных исследований; -характеристику нормальной мочи, патологических составных частей и причины их появления; -состав и свойства мочи при заболеваниях почек, мочевыводящих путей, сахарном диабете, желтухах; -методы устранения мутности мочи; -объективность количественных методов исследования осадков мочи, стандартизацию условий выполнения анализов по методам Зимницкого, Нечипоренко, Аддиса-Каковского, Амбюрже и диагностическую ценность этих методов; -диагностическую ценность достоверного исследования мочи для выявления заболевания, мониторинга течения болезни, коррекции хода лечения и прогноза. Студенты должны уметь:
- проба с 20 % сульфосалициловой кислотой; - проба Геллера с азотной кислотой и реактивом Ларионовой; - проба с индикаторными экспресс-полосками;
- метод Брандберга-Робертса-Стольникова; - определение концентрации белка в моче по времени появления кольца; - определение белка в моче на фотоэлектроколориметре;
- проба с амидопирином; - определение гемоглобина на спектрофотометре;
- правила центрифугирования; - снятие осадка; - приготовление препаратов мочи для микроскопического исследования; - техника микроскопирования нативных препаратов (малое и большое увеличение);
- исследование осадка кислой и щелочной мочи; - исследование осадков мочи при заболеваниях почек и мочевыводящих путей (цистит острый и хронический, уретрит, простатит, пиелонефиты, гломерулонефриты, туберкулез почек и мочевого пузыря, нефротический синдром., амилоидоз, нефропатия беременных, острая недостаточность почек, почечнокаменная болезнь, поражение почек при сифилисе, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом;
- по Нечипоренко (техника заполнения камеры Горяева, подсчет форменных элементов осадка мочи в камере, возможные ошибки при подсчете, заполнение бланков); - по Аддису-Каковскому (подсчет форменных элементов осадка мочи, заполнение бланков); - по Амбюрже (подсчет форменных элементов осадка мочи, заполнение бланков);
Гематологические исследования Студенты знакомятся с организацией рабочего места для взятия крови, правилами взятия крови на общий клинический анализ, определением гемоглобина, скорости оседания эритроцитов, подсчетом количества эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и ретикулоцитов в 1 литре крови, изучением морфологических особенностей в окрашенных препаратах при подсчете лейкограммы, определением цветового показателя, длительности кровотечения, времени свертываемости крови, осмотической резистентности эритроцитов, группы крови и резус-фактора. Студенты должны знать: -функции крови и морфологию клеток всех ростков; -физиологическую роль форменных элементов крови; -санитарно-эпидемиологический режим работы лаборатории. -меры безопасности при работе с дезинфицирующими средствами и кровью -методы и средства дезинфекции в лаборатории (ОСТ 42–21–2–85); -правила прокола кожи пальца и взятия крови на общий анализ; -нормальные показатели периферической крови у женщин, мужчин и новорожденных, причины, влияющие на их изменения; -картину крови при гнойно-септических процессах, вирусных и инфекционных заболеваниях; -морфологию клеток при анемиях, лейкозах; -характеристику групп крови и резус принадлежности; -возможные ошибки при подсчете эритроцитов и лейкоцитов; -принцип работы гематологического анализатора, порядок работы гематокритной центрифуги; -интерпретация полученных показателей; -требования, предъявляемые к предметным стеклам (обработка, стерилизация, хранение); -окраску мазков крови по Романовскому, Паппенгейму, Лейшману, Нохту; -методы фиксации мазков и фиксирующие жидкости; -лейкограмму при воспалительных, гнойно-септических вирусных и аллергических заболеваниях; -картину крови при различных лейкозах. Студенты должны уметь:
- гемиглобинцианидный метод с применением ацетонциангидрина; - построение комбинированного графика концентрации гемоглобина в стан- дартном растворе; - измерение оптической плотности опытной пробы; - определение концентрации гемоглобина визуальным гемоглобинометром;
Исследование содержимого желудочно-кишечного тракта. Студенты знакомятся с правилами взятия биоматериала на исследование (желудочного и дуоденального содержимого, кала). Исследуют их физико-химические свойства, готовят нативные препараты, проводят макро- и микроскопическое исследование. Заполняют бланки. Студенты должны знать: -правила взятия биологического материала на исследование; -состав желудочного сока в норме; -характер желудочного содержимого при некоторых заболеваниях желудка; -беззондовые методы исследования кислотности желудка (проба Сали , методе ионнообменных смол). -состав желчи в норме и при заболеваниях; -состав каловых масс в норме и при заболеваниях желудка, кишечника, печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы; -значение правильной подготовки больного к исследованию кала на скрытую кровь; -клинико-диагностическая ценность лабораторных исследований желудочно- кишечного тракта; -понятия креаторея, стеаторея, амилорея; -копрограмму при дизентерии, энтероколите, ахилии, спастическом колите, гепатите и др. заболеваниях желудочно-кишечного тракта. -морфологическую характеристику яиц гельминтов. Студенты должны уметь:
-определить кислотность желудочного содержимого методами Михаэлиса, Тепфера; -определить молочную кислоту в желудочном содержимом по методу Уф- фельмана; - провести микроскопическое исследование желудочного содержимого (Остатки пищи: зерна крахмала, переваренная растительная клетчатка, мышечные волокна, капли нейтрального жира. Флора: дрожжевые грибы, сарцины, палочки молочнокислого брожения. Элементы слизистой оболочки желудка: слизь, лейкоциты, цилиндрический эпителий, эритроциты);
- описать физические свойства (цвет, прозрачность, консистенция, количество относительная плотность); - микроскопическое исследование желчи;
- макроскопическое исследование кала (количество, форма, консистенция, цвет, остатки непереваренной пищи, слизь, кровь, гной, клочки тканей, конкременты); - химическое исследование кала (реакция, реакция на скрытую кровь, амидопириновая проба, экспресс-методы на скрытую кровь, реакция Фуше на желчные пигменты); - микроскопическое исследование кала (диагностика нарушений ферментативной деятельности пищеварительной системы, обнаружение ускоренной эвакуации химуса из желудка и кишок., выявление поражений слизистой оболочки толстой и прямой кишок, обнаружение гельминтов, простейших). Исследование мокроты Студенты знакомятся с правилами взятия мокроты на анализ. Исследуют её физико-химические свойства, готовят нативные препараты, проводят макро- и микроскопическое исследование. Заполняют бланки. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
- описание физических свойств мокроты; - послойное макроскопическое исследование в чашках Петри; - определение характера мокроты, соответственно ее составу; - деление мокроты на слои;
Исследование спинномозговой жидкости Студенты знакомятся с правилами взятия спинномозговой жидкости (ликвора) на анализ. Исследуют её физико-химические свойства, готовят нативные препараты, проводят макро- и микроскопическое исследование. Заполняют бланки. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
- методика реакции Нонне-Апельта; - коллоидные реакции; - реакция Ланге; - реакция Фридмана-Ференца; - определение глюкозы.
- приготовление реактива для подсчета цитоза в счетной камере; - технику разведения спинномозговой жидкости с реактивом Самсона; - заполнение счетной камеры; - дифференциацию клеток спинномозговой жидкости; - приготовление препаратов ликвора для окраски; - окраска мазков ликвора по методам Розиной, Возной, Алексееву.
Исследование жидкостей из серозных полостей Студенты знакомятся с правилами взятия жидкостей из серозных полостей на анализ. Исследуют их физико-химические свойства, готовят нативные препараты, проводят макро- и микроскопическое исследование. Заполняют бланки. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
- экссудат (характер, свойства различных видов экссудатов); - транссудат;
- исследовать клеточный состав выпотных жидкостей; - проба Ривальта для дифференциации транссудатов и экссудатов; - приготовление препаратов для микроскопического исследования; - окраска препаратов по Романовскому-Гимзе или по Паппенгейму;
Исследование отделяемого из мочеполовых органов Студенты знакомятся с методами сбора материала и приготовления препаратов для исследования отделяемого из мочеполовых органов. Проводят микроскопическое исследование влагалищной флоры, гормональную кольпоцитодиагностику, определяют степень чистоты влагалищного содержимого. Проводят лабораторные исследования для выявления сифилиса, трихомоноза, гонореи, бактериального вагиноза и других заболеваний, передающихся половым путем. Исследуют физико-химические свойства, готовят нативные препараты, проводят микроскопическое исследование влагалищного отделяемого и семенной жидкости ( эякулята). Заполняют бланки. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Исследования при грибковых поражениях Студенты знакомятся с микологической лабораторией (структура, функции, цели, задачи), микологическими лабораторными исследованиями, взятием материала с пораженных участков кожи, ногтей, волос; приготовлением препаратов для микроскопического исследования на наличие элементов паразитического грибка, обработкой материала после исследования. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Основы биохимии с методами клинико-биохимических исследований Студенты знакомятся с биохимической лабораторией (структура, функции, цели, задачи), биохимическими лабораторными исследованиями, взятием биологического материала; подготовки биоматериала для исследования, обработкой материала после исследования. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
4. Методика проведения итоговой аттестации производственной практики Итоговая аттестация производственной практики по дисциплине Методы клинических лабораторных исследований проводится методическим руководителем ГОУ ВПО «Медицинский колледж БелГу» после окончания практики. Оценка за практику выставляется на основании следующих документов: - дневник производственной практики; - характеристика общего и непосредственного руководителей практики; - текстовой отчет; - манипуляционный лист. Общая оценка заносится в ведомость по производственной практике и зачетную книжку. 5. Перечень документов, предоставляемых студентами после прохождения практики Для участия в аттестации студенты должны представить аттестационной комиссии следующие документы:
Критерии оценки за работу на практике
4. Перечень вопросов и обязательных практических навыков
Перечень манипуляций по дисциплине «Методы клинических лабораторных исследований» 1. Общеклинические исследования: 1.1. Определение физических свойств мочи. 1.3. Определение относительной плотности мочи. 1.4. Определение реакции мочи. 1.5. Определение белка в моче по методу Брандберга-Робертса-Стольникова. 1.6. Качественное определение белка в моче. 1.7. Определение белка в моче на фотоэлектроколориметре. 1.8. Качественное определение глюкозы в моче. 1.9. Количественное определение глюкозы в моче. 1.10. Определение кровяного пигмента в моче. 1.11. Определение желчных пигментов в моче. 1.12. Определение кетоновых тел в моче. 1.13. Ориентировочный метод исследования осадков мочи. 1.14. Количественные методы исследования осадков мочи. 1.15. Исследование мочи с помощью экспресс-тестов. 1.16. Регистрация исследований мочи. 1.17. Определение физических свойств желудочного содержимого 1.18. Приготовление препаратов желудочного содержимого для микроскопии. 1.19. Определение кислотности желудочного содержимого титрационными методами. 1.20. Исследование микроскопической картины желудочного содержимого. 1.22. Регистрация исследований желудочного содержимого. 1.22.Фракционный метод получения 1.23 Определение физических свойств различных порций желчи. 1.24. Приготовление препаратов желчи для микроскопии 1.25. Исследование микроскопической картины желчи 1.26. Регистрация исследований дуоденального содержимого 1.28. Определение физических свойств кала 1.29. Исследование кала на скрытую кровь 1.30. Приготовление препаратов кала для микроскопического исследования 1.31. Исследование микроскопической картины кала 1.32. Регистрация исследований кала 1.34. Исследование физических свойств спинномозговой жидкости 1.35. Приготовление и окраска препаратов спинномозговой жидкости для микроскопии 1.36. Определение белка в спинномозговой жидкости 1.37. Приготовление реактива для подсчета цитоза. 1.38. Подготовка и заполнение камеры для подсчета цитоза 1.39. Регистрация исследований спинномозговой жидкости. 1.41. Определение физических свойств мокроты. 1.42. Приготовление препаратов мокроты для микроскопии 1.43. Окраска препаратов мокроты для обнаружения эластических волокон 1.44. Окраска препаратов мокроты для определения альвеолярных макрофагов, содержащих гемосидерин 1.45. Приготовление препаратов для выявления микобактерий туберкулеза методом флотации 1.46. Окраска препаратов мокроты для выявления микобактерий туберкулеза 1.47. Окраска препаратов мокроты для обнаружения атипичных клеток 1.48. Исследование микроскопической картины мокроты 1.49. Дезинфекция биологических жидкостей 1.50. Регистрация исследований мокроты 1.51. Окраска препаратов влагалищного отделяемого 1.52. Исследование микроскопической картины влагалищного отделяемого 1.53. Взятие материала при грибковых поражениях ногтей, волос, кожи 1.54. Подготовка материала к исследованию на наличие паразитических грибов 1.55. Приготовление препаратов для микроскопического исследования на наличие паразитических грибов 1.56. Исследование микроскопической картины при микозах. 1.57. Регистрация исследований в микологической лаборатории. 1.58. Окраска препаратов семенной жидкости. 1.59. Организация рабочего места лабораторного техника для работы с различным биоматериалом. 1.60. Транспортировка биологического материала. 1.61. Дезинфекция лабораторной посуды, инструментария, инвентаря контактирующего с биологическим материалом. 1.62. Дезинфекция отработанного биологического материала. |
Место производственной практики в структуре программы подготовки специалистов среднего звена | Рабочая программа производственной практики по профилю специальности разработана на основе Федерального государственного образовательного... | ||
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям... | ||
Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов | Рабочая программа предназначена для студентов агрономического отделения, а также для руководителей практики (преподавателей) и должна... | ||
Цели и задачи производственной практики (по профилю специальности) – требования к результатам освоения производственной практики... | Цели и задачи производственной практики (по профилю специальности) – требования к результатам освоения производственной практики... | ||
Рабочая программа предназначена для организации работы студентов гпоу яо ярославский колледж управления и профессиональных технологий,... | Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |