Скачать 2.45 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЦМК экономических дисциплин Дисциплина: Статистика МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ МР.00479926.080118, 030912, 120714.13 Разработчик: ____________ Е.М. Ненашева, преподаватель Канского политехнического (подпись) колледжа Рецензент:____________ Е. Н Анохина, преподаватель Канского политехнического (подпись) колледжа Рассмотрена:ЦМК экономическихдисциплинПротокол № ___ от «___» _________ 20__г. Председатель ЦМК ___________ И.Б. Полонникова (подпись) СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка……………………………………………………….…5 Раздел 1. Общая теория статистики……………………………………………7 Самостоятельная работа № 1. Предмет и метод статистики. Организация статистики в РФ……………………………………………………………………….7 Самостоятельная работа № 2. Статистическое наблюдение………………….9 Практическая работа № 1. Составление программы наблюдения………….12 Самостоятельная работа № 3. Сводка и группировка статистических данных………………………………………………………………………………….15 Практическая работа № 2. Составление группировки статистических данных………………………………………………………………………………….17 Самостоятельная работа № 4. Ряды распределения…………………………20 Практическая работа № 3. Построение рядов распределения………………21 Самостоятельная работа № 5. Графическое изображение статистических данных………………………………………………………………………………….24 Практическая работа № 4. Построение учетно-плановых графиков, диаграмм……………………………………………………………………………….26 Зачет по разделу 1……………………………………………………...............28 Раздел 2. Прикладная статистика……………………………………………34 Самостоятельная работа № 6. Абсолютные и относительные величины……………………………………………………………………………….34 Практическая работа № 5. Исчисление абсолютных и относительных величин………………………………………………………………………………...35 Самостоятельная работа № 7. Средние величины, мода, медиана………….37 Практическая работа № 6. Исчисление средних величин…………………...38 Практическая работа № 7. Исчисление средних из интервального ряда, моды, медианы………………………………………………………………………...42 Самостоятельная работа № 8. Показатели вариации………………………...45 Практическая работа № 8. Исчисление показателей вариации……………..46 Самостоятельная работа по пройденному материалу……………………….50 Самостоятельная работа № 9. Выборочное наблюдение……………………60 Самостоятельная работа № 10. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений………………………………………………….61 Практическая работа № 9. Составление уравнения регрессии……………...62 Самостоятельная работа № 11. Начисление процентов. Расчет наращенной стоимости. Метод простых и сложных процентов………………………………….64 Практическая работа № 10. Начисление различных видов процентов. Расчет наращенной стоимости………………………………………………………………..65 Самостоятельная работа № 12. Ряды динамики……………………………...68 Самостоятельная работа № 13. Способы обработки рядов динамики……...70 Практическая работа № 11. Исчисление показателей ряда динамики, их обработка………………………………………………………………………………71 Самостоятельная работа № 14. Статистические индексы…………………...75 Практическая работа № 12. Исчисление индивидуальных, общих индексов………………………………………………………………………………77 Практическая работа № 13. Исчисление индексов в средней арифметической и гармонической формах………………………………………….79 Зачет по разделу 2……………………………………………………………...82 Раздел 3. Экономическая статистика…………………………………………92 Самостоятельная работа № 15. Статистика населения………………………92 Практическая работа № 14. Исчисление показателей движения численности населения. Перспективные расчеты численности…………………………………..94 Самостоятельная работа № 16. Статистика рынка труда……………………98 Практическая работа № 15. Расчет показателей движения трудовых ресурсов………………………………………………………………………………..99 Практическая работа № 16. Составление баланса рабочего времени……..103 Самостоятельная работа № 17. Статистика уровня жизни населения……106 Практическая работа № 17. Комплексный статистический анализ……….108 Зачетные работы на 29 вариантов…………………………………………...111 Список использованной литературы………………………………………...140 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Разработанное методическое руководство по выполнению практических и самостоятельных работ предназначено для использования при преподавании дисциплины «Статистика» для специальностей «Страховое дело», «Право и организация социального обеспечения», «Земельно-имущественные отношения». Дисциплина «Статистика» является одной из профилирующих дисциплин, изучаемых студентами на трех специальностях. Данное методическое руководство разработано с целью закрепления знаний, получаемых студентами в процессе изучения дисциплины. Дисциплина «Статистика» является методологической основой, разрабатывающей наиболее общие понятия, категории, принципы и методы количественного изучения социально-экономических явлений. В процессе изучения дисциплины студенты научатся применять научные методы статистического исследования и за статистическими показателями видеть конкретное их содержание, а также смогут выработать практические навыки решения конкретных задач различного типа в области социально-экономической статистики на уровне возрастающих требований. Практические занятия и самостоятельные работы по данной дисциплине научат студентов применять экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации; анализировать и обобщать статистические данные, и в результате анализа уметь получать теоретические выводы и практические заключения о тенденциях и закономерностях изучаемых социально-экономических явлений и процессов в условиях рыночной экономики При изучении данной дисциплины частично используется методика проведения уроков, которая называется технология развития критического мышления. Главная цель в данной технологии – научить студентов самостоятельно добывать информацию, развивать критическое мышление, стремиться к развитию познавательной и творческой деятельности. Роль преподавателя в данной технологии – тщательная подготовка всех этапов урока, умение направлять деятельность студентов в нужное русло, осуществлять контроль над ними. Преподаватель не должен быть главным «актером» в учебном процессе, первые роли должны принадлежать именно студентам, лишь тогда будет у них развиваться интерес к получению новых знаний. Преподаватель не должен быть главным «актером» в учебном процессе, первые роли должны принадлежать именно студентам, лишь тогда будет у них развиваться интерес к получению новых знаний. Поэтому каждое занятие должно начинаться с самостоятельной мыслительной деятельности студентов (актуализация опорных знаний), и заканчиваться предложенными на закрепление заданиями. Самостоятельная работа помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и в отношении развития способностей в умственном труде. При изучении данной дисциплины используются как современные образовательные приемы, такие как «фиш бон», «Кольца Венна», «синквейн», «диаманта», написание эссе, так и традиционные – тест, составление конспекта, задачи. Разработанное методическое руководство представляет широкую практическую значимость и позволит наилучшим образом усваивать учебный материал по дисциплине. РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИКИ. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ В РФ Задание 1 Выберите тему для доклада
Требования к оформлению и защите доклада
Задание 2 Напишите, какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города? (артибутивными и количественными) Задание 3 К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие показатели:
Задание 4 Напишите синквейн на термин «статистика» Синквейн 1 строка – 1 слово или словосочетание 2 строка – 2 определения (прилагательные, описывающие объект) 3 строка – 3 глагола (описывают совершаемые объектом действия) 4 строка – фраза (обычно из 4 слов), выражающая личное отношение автора к объекту 5 строка – 1 слово или словосочетание, характеризующее суть объекта Пример синквейна Учитель Добрый, знающий Учит, воспитывает, помогает Старый друг лучше новых двух Мастер Домашнее задание Сделать плакат (рисунок) на тему: А что изучает статистика???... САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ Задание 1 Разработайте программу наблюдения: а) обследование детских садов; б) обследование фирм, выпускающих детское питание; в) обследование автозаправочных станций. Задание 2 Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение? Задание 3 Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослало анкету с просьбой ответить содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение? Задание 4 Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор. Задание 5 С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения: а) фамилия, имя, отчество – Иванова Ирина Петровна; б) пол – мужской; в) возраст – 5 лет; г) состоит ли в браке в настоящее время – да; д) национальность – русская; е) родной язык – русский; ж) образование – среднее специальное; з) место работы – детский сад; и) занятие по этому месту работы – медицинская сестра. В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Задание 6 В одном из переписных листов переписи населения, были произведены следующие записи: а) фамилия, имя, отчество –Петров Сергей Иванович; б) пол – мужской; в) возраст – 50 лет, родился в 4-м месяце 1925г.; г) состоит ли в браке в настоящее время – нет; д) национальность – русский; е) образование – среднее; ж) место работы – ателье верхней одежды; з) занятие по этому месту работы – бухгалтер; и) общественная группа – рабочий. Укажите, какие из ответов не согласуются между собой. Задание 7 Проверьте следующие данные о выручке (тыс. руб.) Всего выручка в том числе выручка: - 225 От продажи конвертов марок открыток и других видов товаров – 150 Подписки на периодические издания – 200 Продажи газет и журналов – 45 Задание 8 На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем осмотра каждой единицы товара определялась и фиксировалась его качество. Укажите вид наблюдения по времени, охвату и способу получения данных. Задание 9 Перепись населения проводилась в период с 15 по 22 января. Критическим моментом было 12 часов ночи с 14 на 15. СЧЕТЧИК пришел:
Домашнее задание Составьте кластер по лекции ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ Цель: Научиться составлять программу статистического наблюдения, определять виды и способ наблюдения Задание 1 Написать эссе: Я думаю, что роль статистики в развитии экономики страны в следующем…….. Задание 2 Для определения состава работников страховой компании (Агентства по недвижимости) предполагается провести статистическое обследование. Требуется: 1. Разработать программу обследования; 2. Составить статистический формуляр (бланк) обследования и дать краткие пояснения к его заполнению; 3. Указать виды наблюдения, способ 4. Разработать макет таблицы, в которой будут представлены результаты исследования. Задание 3
Задание 4 Страховая компания (Риэлторская контора) поручает вам разработать бланк анкетного опроса клиентов с целью изучения контингента, удовлетворение их спроса и затрат. Составьте программу наблюдения. Разработайте бланк анкеты, при этом рекомендуется составить не менее 6 вопросов. Заполните анкету вашего одногруппника, оцените качество задаваемых вопросов. Задание 5 Проверьте с помощью счетного контроля следующие данные, полученные от детского сада: а) всего детей в детском саду – 133 б) в том числе: в старших группах -37, в средней – 43, в младшей – 58 в) из всего числа детей: мальчиков – 72, девочек 66 Приложение 1. Всероссийская перепись населения
|
![]() | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области | ![]() | Группировка хозяйственных средств и источников их образования по составу и размещению |
![]() | ... | ![]() | Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельных работ для специальности «Земельно-имущественные отношения» |
![]() | ... | ![]() | Методические указания предназначены для выполнения практических работ по мдк 03. 01. Геодезия с основами картографии и картографического... |
![]() | Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначенодля студентов 3 курса, обучающихся по профессии 23. 01. 03 Автомеханик. Пособие содержит... |
![]() | Гоу спо со «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» по специальности спо 030912 «Право и организация социального обеспечения»... | ![]() | Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ для студентов по специальности 13. 02. 11 «Техническая эксплуатация... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |