Чувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Кафедра иностранных языков Исследовательская деятельность


Скачать 486.79 Kb.
НазваниеЧувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Кафедра иностранных языков Исследовательская деятельность
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Министерство образования и молодежной политики

Чувашской Республики

Чувашский республиканский институт образования

Кафедра иностранных языков

Исследовательская деятельность.

Методические рекомендации для старшеклассников по исследовательской деятельности по английскому языку.

(Из опыта работы над проектом «Научно- практические конференции».)

Работа выполнена

Тушинской Э.А.

учительницей английского языка

МОУ «Урмарская средняя

общеобразовательная

школа № 1 им. Г.Е. Егорова»

Научный руководитель:

Лекарева Л.Г.

Чебоксары 2007.

Введение.
В соответствии с Федеральным базисным планом и Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта в 2004 году на старшей ступени общего среднего образования введена система профильного обучения.

Профильное обучение направлено на обеспечение индивидуализации и дифференциации учебного процесса за счет изменений в его структуре, содержании и организации. Такая личностно- ориентированная модель старшей ступени среднего образования позволяет более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся и создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжить образование.

Для профильной школы адекватными методами обучения являются проблемные методы, в том числе и исследовательские. Их применение меняет позицию ученика и учителя в образовательном процессе. Ученик становится активным субъектом деятельности, а учитель при этом выполняет функцию консультанта, помогая учащемуся приобрести средства для разрешения проблемной ситуации.

Для повышения интереса к исследовательской деятельности и во внеурочное время по английскому языку был начат проект «Английский язык, как средство познания», который затем перешел в общешкольный проект Научно- практические конференции учащихся «Шаг в будущее». Эта работа не только актуальна, но и жизненно необходима как ученикам, так и самой школе. Учащиеся поучают практический опыт, новую информацию об объектах исследования, и не только работают над развитием своей познавательной сферы, но и развиваются личностно.

Данные методические рекомендации по организации исследовательской деятельности стали результатом решения тех проблем, которые возникали при подготовке и проведению общешкольной ученической конференции по английскому языку.

Методические рекомендации знакомят учащихся с технологией ведения исследовательской деятельности, формами исследовательских работ, методами исследования в гуманитарных науках и помогут им успешно защитить свои исследовательские работы на различных конференциях по английскому языку и другим гуманитарным дисциплинам.


Содержание:


  1. Введение

  2. Планирование исследовательской деятельности

    1. Как выбрать тему исследования?

    2. Цели задачи и гипотезы исследования.

  3. Формы исследовательских работ.

    1. Доклад.

    2. Стендовый доклад.

    3. Реферат.

    4. Рецензия.

    5. Проект.

    6. Социальный проект.

  4. Как подготовить социологическое исследование.

  5. Оформление исследовательской работы

  6. Образец заполнения титульного листа.

  7. Подготовка к защите исследовательской работы.

  8. Приложение.

    1. Тематика и формы занятий со школьниками по курсу «организация научно – исследовательской работы»

    2. Положение об ученической конференции.

    3. Критерии оценивания исследовательских работ (реферата, стендового доклада и проекта)

    4. Образец сертификата участника конференции.

    5. Стендовый доклад «ENTERING A UNIVERSITY IN THE USA AND CHUVASHIA»

    6. Социальный проект «ADOPT A TREE».


Планирование исследовательской деятельности.
Сколько удивительного содержится в округ нас? Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий наш мир.

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно, выполняя предложенные ниже задания, можно освоить некоторые приемы.

Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно, выполняя предложенные ниже задания, можно освоить некоторые его приемы.
Как выбрать тему исследования?
Проблемы исследования

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы решить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему?

Как выявлять проблемы

Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Вопросы в помощь при выборе темы

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

    1. Что мне интересно больше всего?

    2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

    3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

    4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

    5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

    6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть кто-то подскажет интересную идею.

Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно условно объединить три группы:

Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектов и явлениях;

Экспериментальные – темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Цель исследования.
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Например, вы сформулировали тему «Поведение ворон». Вас интересует проблема «как обычно ведет себя ворона», а целью исследования в этом случае будет изучение поведения ворон.
Задачи исследования.
Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследования. Например, вы исследую поведение вороны ставите перед собой задачи выяснить: 1. Как ведет себя ворона по отношении к своим собратьям. 2. Каково ее поведение по отношению к людям. 3. Как ворона реагирует в случаях возникновения опасности (например, появление хищника). 4. Как меняется поведение вороны в зависимости от времени года. 5. Каковы индивидуальные особенности поведения ворон разных пород.
Гипотезы исследования.
Гипотеза – это предположение еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древне греческого «hypothesis» - основание предположение, суждение о закономерной связи явления. Обычно гипотеза начинается со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если…», «то…».

Вам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположение о том, как проблема может быть решена. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение.
Формы исследовательских работ
Доклад
Доклад- это документ, содержащий изложение результатов исследовательской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам конференции

.

Стендовый доклад
Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 кв.м. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.). В верхней части стенда крепится полоска с названием работы. Под названием на той же полосе указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.
Требования к стендовому докладу


  1. Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

  2. Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

  3. Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

  4. Популярность. Информация должна быть представлена в доступной форме.

  5. Структура стендового доклада




  • Цели и задачи работы.

  • Описание сделанного в процессе исследования.

  • Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

  • Основные результаты и выводы.


Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.
Реферат

Согласно словарю иностранных слов реферат представляет собой:

  • Краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы,

  • Доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов. При руководстве работой учеников над рефератами необходимо учитывать:

  1. Готовность учащегося к работе над рефератом.

Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением.

  1. Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося.

Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультирования в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. Учитель также может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен ученик сам.

  1. Сроки выполнения реферата.

Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, ученику понадобится время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю- предметнику, руководившему работой.

  1. Структура реферата.

    • Введение;

    • Основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т. д.;

    • Заключение;

    • Список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом)

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1-2 страниц.

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-2 страниц.

Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких- либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

  1. Процедура защиты реферата.

На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово предоставляется ученику. Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы. Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы, и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.

  1. Оценка реферата.

Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы:

    • Содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.)

    • Оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.)

    • Представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата., как отвечает на вопросы и т.п.


  1   2   3   4

Похожие:

Чувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Кафедра иностранных языков Исследовательская деятельность iconИнформация для аттестующихся
М. Горького д боу дпо (ПК) с «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии каб. 315, тел. 45-66-95

Чувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Кафедра иностранных языков Исследовательская деятельность iconКафедра иностранных языков гуманитарного факультета
Лингвистика и межкультурная коммуникация – Теория и методика преподавания иностранных языков и культур – квалификация выпускника:...

Чувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Кафедра иностранных языков Исследовательская деятельность iconКривошапкина Людмила Егоровна Дата рождения: 29 августа 1959 года
Иркутский государственный педагогический институт иностранных языков имени Хо Ши Мина, специальность- учитель иностранных языков,...

Чувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Кафедра иностранных языков Исследовательская деятельность iconКафедра иностранных языков гф

Чувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Кафедра иностранных языков Исследовательская деятельность iconКафедра иностранных языков гф
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта второго поколения высшего профессионального...

Чувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Кафедра иностранных языков Исследовательская деятельность iconФакультетфм и ен кафедра иностранных языков
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»

Чувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Кафедра иностранных языков Исследовательская деятельность iconЧувашской республики постановление
Уставом муниципального образования города Чебоксары столицы Чувашской Республики, утвержденным решением Чебоксарского городского...

Чувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Кафедра иностранных языков Исследовательская деятельность iconКафедра иностранных языков
Настоящая программа составлена в соответствии и на основании следующих нормативных документов

Чувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Кафедра иностранных языков Исследовательская деятельность iconКафедра иностранных языков гф
Ооп – 040102. 65 Социальная антропология – квалификация выпускника: "Социальный антрополог"

Чувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Кафедра иностранных языков Исследовательская деятельность icon«Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Институт иностранных языков
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск