Академия управления при Президенте Республики Беларусь
А.И.Войтович Электронная торговля Курс лекций
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННУЮ ТОРГОВЛЮ 3
Сущность понятий «электронный бизнес», «электронная торговля» и «электронная коммерция» 3
Стадии внедрения систем (моделей) электронной торговли 7
Составляющие электронной торговли (участники, процессы, сети) и их краткая характеристика 11
Системы цикла электронной торговли по Д. Козье 14
Контрольные вопросы к теме №1 15
ТЕМА 2. ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННОЙ 16
Особенности подготовительного этапа электронной сделки 16
Преимущества электронной торговли на этапах заключения и исполнения договора 23
Правовые аспекты электронной торговли 26
Контрольные вопросы к теме №2 29
ТЕМА 3. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ 31
Поисковые системы как средство эффективного поиска информации в Сети 31
Особенности поиска информации по каталогам 37
Современные поисковые системы, каталоги и их характеристики 41
ТЕМА 4. САЙТ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 47
Веб-сайт как основа системы коммуникаций в Интернете. 47
Блок-схема построения веб-сайта 48
Функции и задачи веб-сайта 49
Технические аспекты создания веб-сайта 53
Информационное наполнение сайта 61
ТЕМА 5. СИСТЕМЫ И ФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 67
Классификация систем электронной торговли 67
Принципы построения систем электронной торговли 71
Модели и организационные формы бизнес-процессов 73
Электронные торговые площадки и их виды 75
Интернет-магазины 82
Интернет-банкинг 84
Контрольные вопросы к теме №3 85
ТЕМА 6. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ПРИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ 87
Технологии электронных платежей 87
Требования к электронным платежным системам и их виды 91
Характеристика платежных систем, основанных на пластиковых карточках 94
Электронные платежные системы, основанные на электронных деньгах, их достоинства и недостатки 99
Основы кодирования информации в сети Интернет. Технологии, обеспечивающие безопасность электронной торговли (криптография) 105
Понятие электронной цифровой подписи 109
Контрольные вопросы к теме №4 111
ТЕМА 8. ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 113
Состояние и развитие сети by-нет 113
Нормативно-законодательная база электронных технологий 114
Основные проекты сети by-нет 118
Развитие систем электронной торговли 126
Контрольные вопросы к теме №5 134
ЛИТЕРАТУРА 136
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННУЮ ТОРГОВЛЮ
Основные понятия:
Электронный бизнес, электронная торговля; электронная коммерция; системы электронной торговли; составляющие электронной торговли; цикл электронной торговли.
Сущность понятий «электронный бизнес», «электронная торговля» и «электронная коммерция»
Многие крупные компании уже давно прибегают к электронному бизнесу, электронной коммерции при проведении деловых операций. Электронный обмен данными (Electronic Data Interchange, EDI) по частным компьютерным сетям начался в 60-годы XX века. Он представлял собой обмен документами в стандартном виде. Системы, обеспечивающие такой обмен, имели целый ряд отрицательных характеристик. Во-первых, это сложность; во-вторых – дороговизна.
Почти с того же времени банки успешно стали использовать выделенные сети для электронного перевода денежных средств (Electronic Funds Transfer, EFT), который был разработан для оптимизации механизма электронных платежей. Но лишь в последние годы с ростом популярности сети Интернет, появлением новых технологий электронный бизнес и электронная коммерция вошли в жизнь больших и малых фирм, а также частных лиц.
На практике часто происходит отождествление этих двух базовых понятий: электронной коммерции и электронного бизнеса. Нормативно-правовое закрепление вышеназванных понятий как во многих национальных правовых системах, так и в источниках международного частного права пока отсутствует.
Однако, исходя из сложившейся практики и специфики осуществляемых операций, электронный бизнес можно определить как любую деловую активность, использующую возможности информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании с целью получения прибыли.
В качестве основных составляющих электронного бизнеса принято выделять внутреннюю организацию компании на базе единой информационной сети (интранет) и внешнее взаимодействие с партнерами, поставщиками и клиентами посредством сетей экстранет и Интернет. Основная цель создания сети интранет - повышение эффективности взаимодействия сотрудников и оптимизации процессов планирования и управления компанией.
Таким образом, электронный бизнес представляет собой все формы электронной бизнес–деятельности производственных и организационных отношений между работниками одного предприятия, между различными предприятиями, государственными органами, учреждениями науки, культуры, образования, некоммерческими и общественными организациями.
Что же такое электронная коммерция или электронная торговля? Представляется разумным обратиться к этимологии этого слова, которое происходит от латинского «commercium» и переводится на русский язык как «коммерция» или «торговля». В американской традиции чаще используется термин «электронная торговля», в европейской – «электронная коммерция». В общем оба понятия можно считать идентичными. В Республике Беларусь чаще используется термин «электронная торговля».
Термин «электронная торговля» возник в середине 90-х годов XX века в связи с открывшейся возможностью осуществления сделок купли-продажи товаров/услуг через сеть Интернет.
Существует широкая и узкая трактовка понятия «электронная торговля». В узком смысле под электронной торговлей понимается реклама и продажа товаров с помощью телекоммуникационных сетей. В широком смысле электронная торговля подразумевает более обширный спектр функций, не ограниченных сделками купли-продажи. Так, в соответствии с определением Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) посредством электронной торговли могут выполняться сделки купли-продажи, поставки, а также факторинг, лизинг, консалтинг, инжиниринг, другие сделки в сфере промышленного и делового сотрудничества.
Последние уточнения термина «электронная торговля» были сделаны группой экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в феврале 2004 года. По их определению электронная торговля – совокупность любых коммерческих сделок, реализованных на основе использования средств компьютерной и телекоммуникационной техники.
Таким образом, в широком смысле под термином «электронная торговля» понимается не только продажа товаров, нематериальных активов и услуг электронным способом, в основном через сеть Интернет с электронным обменом данными, но и возможность информационного сопровождения процессов инициации спроса на продукцию и услуги, полной предконтрактной проработки сделки, автоматизации административных функций, связанных с продажами и обработкой заказов, а также электронного информационно-правового сопровождения всего многообразия форм хозяйственно-экономического и финансового взаимодействия сторон сделки, включая доставку товаров.
Широкая трактовка понятия «электронная торговля» характерна для стран, в которых развиты интернет-технологии (США, Западная Европа, Япония и др.). С учетом тенденций их развития в Беларуси целесообразно использовать широкую трактовку этого термина, что и соответствует действующей законодательной базе Республики Беларусь. Так, в Законе «О торговле» электронная торговля определяется как оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей.[34]
Таким образом, электронная торговля – это новый способ организации, управления, и осуществления бизнес-сделок с использованием компьютеров и коммуникационных сетей [55], любая форма бизнес-сделки, в которой стороны взаимодействуют электронным способом, а не посредством физических операций обмена или прямого физического контакта, важнейшая составная часть электронного бизнеса.
Системы электронного бизнеса в отличие от систем электронной коммерции могут иметь или не иметь коммерческой составляющей, например, электронные государственные системы электронного правительства и т.д.
Современный бизнес характеризуется постоянно увеличивающимися возможностями предложения, всевозрастающей глобальной конкуренцией и ожиданиями клиентов (покупателей, заказчиков). В ответ на это бизнес во всем мире меняется как в организационном плане, так и в плане проведения операций. Бизнес-схемы с появлением различного рода телекоммуникационных сетей перестраиваются таким образом, что выравнивают старые иерархические структуры и ликвидируют барьеры между подразделениями компаний, а также уменьшают их количество между компанией и ее покупателями (клиентами) и поставщиками (рис.1). В настоящее время существует много примеров таких схем-процессов, которые соединяют всю компанию и даже таких схем-процессов, которыми совместно владеют и управляют компания и ее покупатели и поставщики.
Электронная торговля или электронная коммерция это как раз такой способ или средство, которое дает возможность и поддержку для таких изменений в глобальном масштабе. Электронная торговля дает возможность компаниям быть более эффективными и гибкими в их внутренней деятельности, работать более тесно с их поставщиками и оперативно реагировать на нужды и ожидания клиентов. Причем, она позволяет компаниям выбрать самых лучших поставщиков независимо от их географического расположения и продавать на глобальном рынке.
Рисунок 1 - Изменение бизнес-схем
|