Значение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников


НазваниеЗначение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4






Значение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников







Выполнила:

Токарева М.А..


ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство – это уникальный период для усвоения родного языка и развития ребенка. Речь во всем своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Но не всегда речь формируется по законам онтогенеза, и тогда педагоги и родителя сталкиваются с проблемами речевого недоразвития дошкольников.

Вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям, имеющим различные речевые нарушения, достаточно широко обсуждаются в дошкольном образовании, определяются новые пути решения проблем устранения речевых недостатков, предлагаются современные методы, программы, технологии работы. Однако, статистика последних десятилетий показывает, что детей с нарушениями речи становится все больше. В связи с этим укрепляется понимание необходимости совместной целенаправленной работы педагогов и родителей по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников.

Вопросами профилактики речевых нарушений занимались такие ученые, как М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Т.Б. Филичева, А.Н.Волкова. По утверждению В.В.Конаваленко «Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности»[15; с.74].

Нельзя не согласиться с позицией современных ученых-дефектологов, что большое значение в профилактике речевых нарушений имеет работа с родителями.

Однако, в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации, высокой занятости родителей бытовыми и финансовыми проблемами, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребёнком и взрослым. Это влечёт за собой появление различных проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения.

Кроме того, отмечается низкая педагогическая компетентность родителей в вопросах как общего воспитания ребенка, так и его речевого развития. Когда все же родителя замечают, что с их ребенком что-то не так, они начинают «стучаться» во все двери, но нередко время оказывается уже упущенным.

Таким образом, возникают противоречия между необходимостью

оптимизации профилактических мероприятий по предупреждению речевых нарушений у детей и недостаточным использованием для этого работы с родителями в практике дошкольных учреждений.

Выделенные противоречия указывают на проблему исследования - какова роль работы с родителями в профилактике речевых нарушений.

Важность проблемы и одновременно недостаточно последовательная реализация этой работы в практике дошкольных образовательных учреждений определили тему исследования «Значение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников»

Цель исследования. Выявить и экспериментально проверить, каково влияние работы с родителями в профилактике речевых нарушений.

Объект исследования. Профилактика речевых нарушений.

Предмет исследования. Работа с родителями как средство профилактики речевых нарушений.

Гипотеза. Профилактика речевых нарушений у дошкольников осуществляется в полной мере если:

-планирование содержания работы по профилактике речевых нарушений будет

осуществляться на основе диагностики;

-работа проводиться систематически, последовательно с использованием разнообразных форм работы с родителями.

Задачи исследования.

1. Изучить проблему профилактики речевых нарушений у дошкольников в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить теоретические предпосылки организации профилактики речевых нарушений у дошкольников.

3. Разобрать критерии и показателя уровня эффективности мероприятий по профилактики речевых нарушений у дошкольников.

4. Экспериментально проверить влияние работы с родителями на профилактику речевых нарушений у дошкольников.

5. Разработать сборник игр для воспитателей и родителей по развитию навыков общения у дошкольников младшего возраста.

Методы исследования.

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение.

Эмпирические: наблюдения, беседы.

Методы математической обработки данных.

Этапы работы.

I этап - Констатирующий.

Сроки проведения: декабрь - февраль 2011-2012 года.

Цель: Выявить, какие профилактические мероприятия по коррекции речевых нарушений осуществляются в дошкольном учреждении.
II этап - Формирующий эксперимент

Сроки проведения: сентябрь 2011- март 2012г.

Цель. Организация работы с родителями по профилактике речевых нарушений.

III этап - Контрольный (Констатирующий 2)

Цель. Проверка эффективности организация работы с родителями по профилактике речевых нарушений

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ



    1. Состояние проблемы профилактики речевых нарушений у дошкольников в системе дошкольного образования



Профилактика предусматривает оказание педагогической помощи детям в естественном и своевременном развитии речи, обеспечении его полноценности.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) [4; с.53.].

Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период.

Теоретический подход к проблеме профилактики речевых нарушений основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформированных в трудах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А.Сохина[13; с.42]. На сегодняшний день в современной коррекционной педагогике различают несколько этапов профилактики.

Первичная профилактика

Первичная профилактика любой речевой патологии сводится к устранению, по возможности, тех причин, которые могут привести к её возникновению. А

поскольку эти причины начинают действовать ещё задолго до рождения ребёнка, то данный вид профилактики начинается «издалека» и рассчитан на

предупреждение не только дефектов звукопроизношения или иных речевых расстройств, но и любой другой патологии, связанной с внутриутробным повреждением плода.

Первичная профилактика, рассчитанная на «недопущение» действия неблагоприятных для развития ребёнка факторов, включает в себя следующее:

1. Забота о состоянии здоровья будущих родителей.

Очень важно исключить физическое и нервно-психическое истощение будущих родителей в период до наступления беременности, так как оно неблагоприятно сказывается уже на внутриутробном развитии ребёнка. К такому истощению могут приводить профессиональные вредности (работа с радиоактивными веществами, химикатами, лакокрасочными веществами, работа в ночную смену, в условиях вибрационных нагрузок, повышенного шума, постоянного нервного напряжения и т. п.).

Крайне истощают нервную систему также курение, употребление алкоголя, наркотиков и пр. Все эти три фактора должны быть исключены из жизни будущих родителей не менее чем за год до наступления беременности, не говоря уже о самом её периоде. Указанные вредные привычки, в частности курение, которые многие считают «безобидными», к сожалению, сейчас очень широко распространены среди молодых людей и самым пагубным образом отражаются на их потомстве. Это уже давно доказано как многочисленными научными исследованиями, так и огромным количеством примеров рождения физически и психически неполноценных детей, имеющих обычно и тяжёлую речевую патологию.

2. Забота о благополучном протекании беременности, в процессе которой

формируются все системы организма будущего ребёнка, в том числе и его речевые органы. Именно в период внутриутробного развития часто повреждается головной

мозг ребёнка — центральный отдел речевого аппарата. Родители потом не могут понять, почему их ребёнок не начинает своевременно говорить или «говорит плохо», но, как правило, не связывают это с неблагополучно протекавшей беременностью, тогда как причина речевой и иной патологии чаще всего кроется именно там.

С неблагоприятными условиями протекания раннего периода беременности (первые три месяца) нередко бывают связаны и врождённые пороки развития периферического отдела речевого аппарата ребёнка, такие, как врождённая расщелина губы, мягкого и твёрдого нёба, аномалии прикуса, короткая уздечка языка и аномалии самого языка и т.п.

По данным здравоохранения число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений, в том числе и тяжёлых речевых нарушений, принимает глобальный характер.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Важно понимать, что неблагополучным протеканием беременности примерно в 80-90% случаев предопределяется и осложнённое течение родов. Ведь повреждённый или ослабленный плод не может активно участвовать в родовом акте. Он не продвигается по родовым путям, как бы помогая этим матери, и именно поэтому возникает необходимость в применении весьма небезобидных средств родовспоможения. Например, детский церебральный паралич, обычно сопровождающийся и параличами или парезами артикуляторных мышц, приводящими к тяжёлым нарушениям звукопроизношения, в большинстве случаев формируется внутриутробно.

Возникающие же в дальнейшем родовые травмы лишь усугубляют уже имевшееся внутриутробное повреждение головного мозга

ребёнка.

Учитывая всё сказанное, для профилактики речевых расстройств особенно важно заботиться о благополучном протекании беременности, равно как и периода, предшествующего её наступлении (забота о здоровье будущих родителей). Этим будет обеспечено полноценное внутриутробное развитие плода, а значит и предупреждены возможные, а точнее — неизбежные, осложнения npиродах.

Если удастся устранить причины, нарушающие нормальное внутриутробное развитие плода, и тем самым во многом обеспечить и нормальное течение родов, то этим будет решена самая основная задача ранней первичной профилактики речевых расстройств.

Вторичная профилактика

Вторичная профилактика нарушений речи проводится в тех случаях, когда первичная профилактика не удалась и нарушение речи у ребёнка всё же возникло. Суть её состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего развития речевой патологии, то есть, чтобы на почве уже имеющегося нарушения речи не возникли новые.

Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кану; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа,

подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослыми. Поэтому такая речь

называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования (« Мама, пить мамуле Тата » - Мама, дай Тате попить молоко ). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания.

Конечно, словесные обозначения (наименования предметов) дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью - как стихийного, так и специально организованного. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется особая педагогическая работа по уточнению значения слов, обучению семантически адекватному употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, развитию умения понимать переносные значения.

Не все дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение отдельных звуков русского языка, а взрослые не всегда улавливают на слух искажение произношение того или иного звука или не придают ему особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся. Можно услышать такие слова взрослых: «Что же ты никак не научишься правильно

говорить? Все твои товарищи уже хорошо говорят! И ты старайся. Скажи: Миша надел шубу, шапку и пошел в сад ». Ребенок очень старается, ему хочется сказать правильно, но он не умеет произносить ш, ж, и у

него получается: « Миса надел субу, сапку и посол в сад ». Ребенку нужно умело и вовремя помочь, а не ограничиваться требованиями говорить лучше.

Важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр – драматизаций и развлечений.

Взрослым необходимо помнить еще об одном правиле - нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета взрослых возможностей, стремясь к преждевременному развитию. В младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком многого, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме.

Некоторые воспитатели не любят вызывать ребенка, страдающего недостатками произношения, для рассказывания и декламации перед всей группой. А товарищи нередко смеются над его неправильной речью. В таких случаях ребенок может постепенно обособится от сверстников, что еще больше задержит развитие его речи и отрицательно повлияет на характер: появятся раздражительность, замкнутость, обидчивость. Некоторые дети становятся шалунами, выискивая, чем бы заняться, пока все остальные читают или рассказывают.

Чтобы не пропустить различные недостатки речи, а также предупредить их проявление, воспитатели должны проводить систематическую работу по формированию правильного произношения у детей, или, как ее еще называют,

пропедевтическую работу. Так, например, при возникновении нарушения речи, вторичная профилактика будет заключаться в предупреждении отражения дефектов устной речи на письме, то есть в предупреждении появления дисграфии. Особую опасность в этом отношении представляют собой полные замены одних звуков речи другими. Например, ребёнок говорит «лакета» вместо «ракета» и на письме допускает соответствующую замену букв. В этом конкретном случае содержание вторичной профилактики сводится, во-первых, к воспитанию у ребёнка слуховой дифференциации данных звуков и, во-вторых, к воспитанию правильной артикуляции заменяемого в речи звука. Здесь обязательно и тщательное проведение третьего этапа коррекции звукопроизношения — этапа дифференциации смешиваемых звуков.

Кроме того, после устранения звуковых замен в устной речи в этом случае необходима ещё и работа по фонематическому анализу слов, включающих в свой состав смешиваемые ребёнком звуки. В дошкольном возрасте используются только самые элементарные формы этого анализа.

Если вся эта работа будет выполнена до начала обучения ребёнка грамоте, то она и явится той вторичной профилактикой, которая за счёт преодоления уже возникшего у него речевого расстройства позволит не допустить появления нового (в данном случае — дисграфии). Иными словами, «патологическая цепочка» будет прервана!

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что зачастую ни в раннем, ни даже в среднем дошкольном возрасте не проводится исследование навыков

сформированности у дошкольников фонематического слуха, а значит и не предпринимается необходимых коррекционно-профилактичеких мер в случаях его нарушения. По этой причине «детское возрастное косноязычие», выражающееся в полных звуковых заменах, переходит в «задержанное», то есть уже в разряд патологии, требующей специальной логопедической помощи.

Кроме того, даже при явной задержке звуковых замен в речи ребёнка, продолжая «надеяться на лучшее», родители часто не проявляют никакой активности в отношении их преодоления. В результате ребёнок приходит в школу с нарушенным фонематическим восприятием и неизбежно встречается с большими трудностями при овладении грамотой (Таких детей в первые классы наших общеобразовательных школ сегодня поступает 16,7%).

Таким образом, во избежание роста числа задержки речевого развития и оптимизации воспитательно-образовательного процесса, важно своевременно проводить профилактическую работу и видеть в каждом ребенке развивающуюся личность, а в родителе - созидателя, так как помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Благодаря компенсаторным возможностям ребенка, он может успешно развиваться, обучаться, легко адаптироваться в дошкольной, затем в школьной среде, а впоследствии и в окружающей жизни взрослых. Опыт работы дефектологов убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного воспитательного пространства с его сетью интегративных связей.

Таким образом, работа по профилактике речевых нарушений должна начинаться еще задолго до рождения ребенка и продолжаться с первых дней его жизни. Это является необходимым условием для полноценного развития личности ребенка в целом.
1.2 Роль работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как фактора, определяющего не только развитие ребёнка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества.

Каждая семья сталкивается с проблемой воспитания и образования детей в меняющемся мире, и на фоне этой проблемы становятся значимыми особенности и уровень педагогической компетентности родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей названа ЮНЕСКО важнейшим направлением деятельности по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества.

По словам Л.С.Выготского, наиболее благоприятная атмосфера общения создаётся родителями в семье, где с первых дней рождения ребёнка происходит полноценное развитие личности и его социализация[2; с.35].

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых оказывает огромное воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию ребёнка.

Формирование добросердечных взаимоотношений родителей с детьми (нормализация эмоционального фона семьи, организация оздоровительного режима, соблюдение здорового образа жизни, организация полноценного отдыха, соблюдение режима и чередования занятий, игр, просмотра телепередач и т. д.) способствует полноценному развитию ребёнка.

Начиная с ранних лет жизни своего ребёнка, некоторые родители пытаются повлиять на формирование его речи. Они стараются, чтобы их ребёнок слышал правильную, выразительную и отчётливую речь, читают ребёнку сказки, стихи, рассказы, расширяют кругозор. Но так получается не у всех. Часто семья не в

состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребёнку в развитии речи и коррекции речевых дефектов.

В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьёй. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. Очень актуальна помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно с проблемами речевого развития.

Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в тоже время они возлагают большие надежды на специалистов и педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно.

Родители - первые наставники своего ребёнка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь зависит от его ближайшего окружения, от того, насколько правильно мама и папа сумеют выбрать ориентиры для воспитания и развития своего дитя. Непониманиеродителями реальных причин, из-за которых у ребёнка возникают те или иные речевые нарушения, усложняет процесс его воспитания и обучения

Многие родители достаточно хорошо осознают, что им не хватает педагогической грамотности для воспитания своих детей и устранения имеющихся у них речевых нарушений. Поэтому необходимо, чтобы в дошкольных учреждениях работа с родителями осуществлялась конструктивно, следует привлекать родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе.

Необходимо ориентировать родителей на обеспечение благополучия жизни своих детей, которое предусматривает: раскрытие и развитие способностей ребёнка, обеспечение помощи ребёнку в достижении жизненного успеха,

формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими и т.д.

Таким образом, повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье должны стать приоритетными задачами дошкольных образовательных учреждений.


    1. Методика работы по профилактике речевых нарушений через организацию взаимодействия с родителями.



Как уже было сказано выше, в дошкольных учреждениях работа по профилактике речевых нарушений немыслима без организации взаимодействия с родителями. Предлагаемые формы взаимодействия с родителями являются эффективным средством профилактики речевых нарушений маленьких воспитанников.

Цель проводимой работы:

формирование педагогической компетентности родителей дошкольников по профилактике и коррекции речевых нарушений.

Задачи:

1. Познакомить родителей с причинами и видами речевых нарушений.

2. Оказать помощь в выделении наиболее актуальных вопросов по проблеме.

3. Познакомить с этапами логопедической работы по преодолению речевых недостатков.

4. Дать рекомендации наиболее приемлемых методов, направленных на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Формы работы в современной практике дошкольных учреждений могут быть самые разнообразные: консультации, игротеки, собрания, клубы по интересам, круглые столы, проектные мероприятия.

Примерная тематика консультаций:

- Возрастные закономерности речевого развития ребенка.

- Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.

-Играем пальчиками – развиваем речь.

- Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.

- Значение своевременного устранения недостатков звукопроизношения.

- Речевое общение с ребенком в семье. Семейное чтение.

- Развитие связной речи детей в семье.

- Особенности психического и речевого развития дошкольников с ОНР и риск возникновения педагогической запущенности.

- Комплексный подход в системе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

- Влияние теле, видео и компьютерной информации на здоровье и речевое развитие ребенка.

- Семейный досуг: игры, домашние праздники и развлечения.

Конструктивная и динамическая помощь является необходимой семьям, имеющим детей с речевыми нарушениями на всех этапах жизни ребенка.

С этой целью проводятся индивидуальные и групповые беседы, консультации, где даются родителям советы и рекомендации.

Традиционной формой работы является беседы с родителями. На них родители могут поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, получить ответы на интересующие вопросы, рекомендации по использованию игр и специальных игрушек, способствующих развитию моторики пальцев рук и т. д.

Анкетирование и тестирование являются неотъемлемой частью работы, т. к. позволяют выявить отсутствие у родителей необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков, их готовность участвовать в коррекционной работе с детьми.

Работу с родителями можно реализовать через традиционные и нетрадиционные формы общения. Традиционной формой является оформление уголков для родителей. В них представлены сведения, направленные на повышение педагогической культуры родителей.

Особую роль в образовании и воспитании ребёнка, конечно, играет мама. Но ведь папа – тоже родитель. Не стоит воспринимать мужчину в семье как источник дохода или мастера на все руки, так как его интеллектуальный вклад в воспитание и развитие ребенка очень важен. Поэтому сотрудничество с отцами – одно из важнейших направлений в работе. Проводятся собрания для отцов, организован уголок для родителей. Воспитатели стараются сотрудничать с обоями родителями.

Одна из продуктивных форм работы, особенно, с родителями детей раннего возраста является игротека. Эта работа показывает, что для игры с ребёнком не надо много времени и средств, а необходимо лишь желание взрослых. Ведь всё очень доступно. Игротека позволяет в игровой форме показать молодым родителям, как общаться, играть, развивать своего малыша, не прикладывая огромных усилий. Эта форма работы помогает родителям научиться контактировать со своим ребёнком, разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия, лучше увидеть и оценить своего малыша.

Популярной и традиционной формой работы является проведение родительских собраний. На них родители могут поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, получить ответы на интересующие вопросы, рекомендации по использованию игр и специальных игрушек, способствующих развитию моторики пальцев рук и т. д. В конце собраний родители получают памятки. В них они могут найти ответы на свои вопросы, какие лучше проводить игры с детьми, как правильно общаться.

Таким образом, всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезна. Ведь только в тесном контакте

с семьей можно добиться положительных результатов в формировании правильной речи дошкольников, не допустить возникновения речевых отклонений, а если они все же возникли, попытаться максимально в короткие

сроки добиться положительной динамики в и их коррекции.

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Речь во всем своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно и формируется. Но не всегда речь формируется по законам онтогенеза, и тогда педагоги и родителя сталкиваются с проблемами речевого недоразвития дошкольников.

Вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям, имеющим различные речевые нарушения, достаточно широко обсуждаются в дошкольном образовании, определяются новые пути решения проблем устранения речевых недостатков, предлагаются современные методы, программы, технологии работы. Однако, статистика последних десятилетий показывает, что детей с нарушениями речи становится все больше. Вопросами профилактики речевых нарушений занимались такие ученые, как М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Т.Б. Филичева, А.Н. Волкова. По утверждению В.В. Конаваленко, «Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности» [15; с.74]. Кроме того, отмечается низкая педагогическая компетентность родителей в вопросах как общего воспитания ребенка, так и его речевого развития. Когда все же родителя замечают, что с их ребенком что-то не так, они начинают «стучаться» во все двери, но нередко время оказывается уже упущенным.

На сегодняшний день в современной коррекционной педагогике различают несколько этапов профилактики.

Первичная профилактика рассчитанная на «недопущение» действия неблагоприятных для развития ребёнка факторов.

Суть вторичной профилактики состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего развития речевой патологии, то есть, чтобы на почве уже имеющегося нарушения речи не возникли новые.

Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в тоже время они возлагают большие надежды на специалистов и педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно.

Формы работы в современной практике дошкольных учреждений могут быть самые разнообразные: консультации, игротеки, собрания, клубы по интересам, круглые столы, проектные мероприятия. Необходимо помнить, что только в тесном контакте с семьей можно добиться положительных результатов в формировании правильной речи дошкольников, не допустить возникновения речевых отклонений, а если они все же возникли, попытаться максимально в короткие сроки добиться положительной динамики в и их коррекции.

  1   2   3   4

Похожие:

Значение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников iconПояснительная записка
Описание материально-технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и коррекции речевых...

Значение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников icon«Формирование культуры безопасности у дошкольников» (формирование личности безопасного типа)
Степени профессионального выгорания у педагогов, его причины и профилактика; организация эффективного взаимодействия с родителями...

Значение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция

Значение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников iconСправка о состоянии работы по профилактике правонарушений в Сабинском...
Правительственной комиссии Республики Татарстан по профилактике правонарушений министром юстиции Республики Татарстан М. М. Курмановым...

Значение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников iconЕдиные требования к ведению документации учителя-логопеда в мдоу
Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учётом речевых нарушений детей, их психофизиологических...

Значение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников iconСправка об итогах изучения состояния организации работы по профилактике...
Правительственной комиссии Республики Татарстан по профилактике правонарушений, с 12 по 14 ноября 2013 года проведена выездная проверка...

Значение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников iconПрограмма по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного...
Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста

Значение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников iconУказом Президента Российской Федерации от 23. 06. 2014 №460 в отдел...
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области, начальник отдела

Значение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников iconТехническое задание на выполнение работ по разработке автоматизированной...
Разработка и внедрение автоматизированной системы учета нарушений работы Московского метрополитена должно производиться на автоматизированных...

Значение работы с родителями в профилактике речевых нарушений у дошкольников iconО состоянии работы по профилактике правонарушений
М. А., главного специалиста республиканского научно-методического центра Министерства культуры рт насриева Р. Р., с 28 по 31 июля...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск