Пояснительная записка


НазваниеПояснительная записка
страница1/9
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
e:\раб. пр-мы 2016год\замена титульного листа\рисунок (2).jpgСодержание:

1.

Целевой раздел:




1.1.

Пояснительная записка……………………………………………………………………….


3

1.2.

Планируемые результаты освоения рабочей программы…………………………………..


5

2.

Организация логопедической помощи……………………………………………………


6

2.1.

Описание материально-технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и коррекции речевых нарушений………………….

8










2.2.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, родителями, инструктором по физо и музыкальным руководителем………………………………………………………..


10

3.

Содержание коррекционно-педагогической работы:





3.1.

Характеристика контингента воспитанников……………………………………………….

12

3.2.

Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений речевого развития на логопедическом пункте для детей с ФНР, ФФНР, ОНР III – IV уровня речевого развития……………………………………………………………………………..










14

4.

Заключение…………………………………………………………………………………….

16


5.

Приложение……………………………………………………………………………………

17


6.

Список литературы …………………………………………………………………………

44



1.1. Пояснительная записка
Речевое развитие является одним из приоритетных направлений в работе с воспитанниками ГБДОУ № 28 Московского района Санкт - Петербурга. В данном детском саду коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического пункта.

Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 5 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с ОНР (3 - 4 уровень речевого развития), посещающих ГБДОУ № 28 Московского района Санкт - Петербурга.
Основными нормативными документами при проектировании образовательной программы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста являются:

  • Федеральный закон «Об образовании»;

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования. (ФГОС, ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ №1155 от 17 октября 2013года),

  • Должностные обязанности учителя-логопеда, конкретизируемые на основе требований к должности «учитель-логопед», «учитель-дефектолог» в Едином квалификационном справочнике №761 от 26. 08. 2010.

  • Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. Г. А. Каше, Т. Е. Филичева (М.: Просвещение, 1978);

  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина (М.: Просвещение, 2010);

  • Типовое положение о ДОО (утверждено приказом Минимтерства образования и науки Российской Федерации № 2562 от 27 октября 2011 г.);

  • Образовательная Программа дошкольного учреждения детского сада № 28 «Семицветик».

  • Положение об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп (утверждено на заседании актива дефектологов Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования 24 февраля 2000 г.);

  • Инструктивное письмо Департамента образования Москвы от 11. 08.2005 № 2 – 34 – 20 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования»;

  • Инструктивное письмо от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».


В основе создания программы используется опыт работы на дошкольном логопункте, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, представленными в списке литературы.
Цели программы:


  • Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего и подготовительного к школе возраста с с ФФНР, ФНР, ОНР (3 - 4 уровня речевого развития) и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;

  • Обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.



Задачи программы:


  1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста.

  2. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и грукпповыми программами:

а) формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

б) коррекция нарушений звукопроизношения;

в) развитие навыков звукового анализа (дифференциация фонем и установлению звуковой структуры слова);

г) уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи дошкольников на базе правильно произносимых ребенком звуков.

3. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школе.

4. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудников ДОО, других учреждений медико-психолого-педагогической направленности.

5. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей, посещающих детский сад.

6. Помощь в организации работы педагогов ДОО по формированию речевого развития детей.
Достижение обозначенных целей и задач осуществляется с учетом следующих принципов:


  1. Принцип опережающего подхода – предполагает необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии и разработку адекватного логопедического воздействия.

  2. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития) заключается в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка.

  3. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия).

  4. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Перед ребенком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребенком материала и успешное применение его в практической деятельности в будущем.

  5. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей ребенка и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных и речевых заданий.

  6. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

  7. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.


Программа рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 28 Московского района Санкт-Петербурга

Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяют требовать от ребёнка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов, но обусловливает необходимость определения результатов освоения ООПДО ГБДОУ д/с № 28 в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, и их следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребёнка.
В результате успешной логопедической работы дети должны:

  • Правильно артикулировать все звуки изолированно и в связной речи;

  • Четко дифференцировать все извученные звуки (гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие);

  • Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

  • Находить в предложении, придумывать слова с заданным звуком, определять место звука в слове, выделять первый и последний звук в слове;

  • Правильно воспроизводить цепочки из 3 – 4 звуков, слогов, слов;

  • Самостоятельно выполнять звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

  • Различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

  • Овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетной – ролевой игре, пересказе, чтении стихов;

  • Адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;

  • Правильно произносить все звуки родного (русского) языка;

  • Во время речи осуществлять правильное речевое дяхание, соблюдать ритм речи и интонацию;

  • Овладеть умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (предпосылки учебной деятельности);

  • Владеть средствами общения и способами взаимодействия, изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; усваивать новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний, применяет их в собственной речи;

  • Подбирать однокоренные слова и образовывает новые слова;

  • Согласовывать слова в роде, числе и падеже;

  • Исправлять деформированное высказывание;

  • Самостоятельно составлять рассаз по картинке, по серии картинок;

  • Пересказывать тексты, использыя развернутую фразу;

  • В соответствии с возрастными возможностями должен быть уточнен и обобщен словарь;

  • Иметь сформированный грамматический строй речи;

  • Владеть достаточно развитой связная речью по лексическим темам в соответствии с образовательной программой ДОО;

  • С помощью педагогов и родителей детей с нарушениями речи, включенных в образовательный процесс, взаимодействующие с учителем – логопедом, у ребенка должны быть сформированны первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

  • Ребенок должен уметь задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Может учувствовать в беседе.

  • Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывания сверстника.

  • Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим словом со сходным значением.




  1. Организация логопедической помощи

В течении одного учебного года на логопедический пункт зачисляются 20-25 детей 5 -7 лет с несложными недостатками устной речи.

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

  • Нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР

  • Общее недоразвитие речи – ОНР – III - IV уровня речевого развития у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии.

В сентябре учитель – логопед проводит пилотажное обследование всех воспитанников детского сада с целью раннего выявления детей с речевыми проблемами, формирования логопункта, при необходимости дает рекомендации родителям о прохождении психолого-медико-педагогической комиссии. После этого осуществляется более подробная диагностика воспитанников, зачисленных на логопункт. В первую очередь на логопункт зачисляются дошкольники подготовительной группы, а также воспитанники старшей группы, которые на следующий год идут в школу. Приём детей в логопедический пункт производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Выпуск детей с логопедического пункта производится в течение всего учебного года по мере коррекции речевых нарушений.
На логопедический пункт не зачисляются дети с тяжёлыми, стойкими нарушениями речи, имеющими логопедическое заключение: ОНР, алалия, ринолалия, заикание; задержка психического развития, нарушения слуха, зрения и интеллекта, дети, страдающие заболеваниями, которые являются противопоказанием для приема в ДОУ общего типа. Если ребёнок имеет такие сложные нарушения, учитель-логопед даёт рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссия) с целью решения вопроса о его дальнейшем обучении в компенсирующих группах ДОУ комбинированного вида или в ДОУ компенсирующего вида для достижения максимального эффекта в работе по коррекции нарушений.

Сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Минимальный период коррекционной работы от 3-6 месяцев – максимальный 2 года.

Программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, т.е. в сетке занятий не предусмотрено специальное время для проведения фронтальной деятельности учителя- логопеда. Основную нагрузку несет индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.

Частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

На индивидуальную работу отводится 15-20 минут на каждого ребёнка, на подгрупповую – 25-30 минут. Однако согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедический пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Время, отведенное на индивидуальное занятие с ребенком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребенка из группы и отводит в группу по окончании занятия.
Групповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 18 часов отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 часа на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом ДОУ и родителями.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Моделирование систем»
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга

Пояснительная записка iconПояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности Общества...
Приложения 3 к Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 года №66н; 8 настоящая пояснительная записка

Пояснительная записка iconОбразовательная программа на 2011-2015 учебный год в рамках фгос ноо пояснительная записка
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования мбоу анно-Ребриковская сош

Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 Гражданин и собственность 4 Современная семья...
Рекомендован методической комиссией областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический...

Пояснительная записка iconФорма 0503160 «Пояснительная записка»
Форма 0503160 «Пояснительная записка» состоит из 22 выходных форм: (№№0503161, 0503162, 0503164, 0503166, 0503167, 0503168 –три формы,...

Пояснительная записка iconПояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 3
Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования мбоу «Большемеминская средняя общеобразовательная...

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Паспорт программы

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Целевой раздел

Пояснительная записка iconЦелевой раздел пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Общие положения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск