Содержание:
1.
| Целевой раздел:
|
| 1.1.
| Пояснительная записка……………………………………………………………………….
| 3
| 1.2.
| Планируемые результаты освоения рабочей программы…………………………………..
| 5
| 2.
| Организация логопедической помощи……………………………………………………
| 6
| 2.1.
| Описание материально-технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и коррекции речевых нарушений………………….
| 8
|
|
|
| 2.2.
| Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, родителями, инструктором по физо и музыкальным руководителем………………………………………………………..
| 10
| 3.
| Содержание коррекционно-педагогической работы:
|
| 3.1.
| Характеристика контингента воспитанников……………………………………………….
| 12
| 3.2.
| Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений речевого развития на логопедическом пункте для детей с ФНР, ФФНР, ОНР III – IV уровня речевого развития……………………………………………………………………………..
|
|
|
| 14
| 4.
| Заключение…………………………………………………………………………………….
| 16
| 5.
| Приложение……………………………………………………………………………………
| 17
| 6.
| Список литературы …………………………………………………………………………
| 44
|
1.1. Пояснительная записка Речевое развитие является одним из приоритетных направлений в работе с воспитанниками ГБДОУ № 28 Московского района Санкт - Петербурга. В данном детском саду коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического пункта.
Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 5 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с ОНР (3 - 4 уровень речевого развития), посещающих ГБДОУ № 28 Московского района Санкт - Петербурга. Основными нормативными документами при проектировании образовательной программы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста являются:
Федеральный закон «Об образовании»;
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования. (ФГОС, ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ №1155 от 17 октября 2013года),
Должностные обязанности учителя-логопеда, конкретизируемые на основе требований к должности «учитель-логопед», «учитель-дефектолог» в Едином квалификационном справочнике №761 от 26. 08. 2010.
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. Г. А. Каше, Т. Е. Филичева (М.: Просвещение, 1978);
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина (М.: Просвещение, 2010);
Типовое положение о ДОО (утверждено приказом Минимтерства образования и науки Российской Федерации № 2562 от 27 октября 2011 г.);
Образовательная Программа дошкольного учреждения детского сада № 28 «Семицветик».
Положение об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп (утверждено на заседании актива дефектологов Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования 24 февраля 2000 г.);
Инструктивное письмо Департамента образования Москвы от 11. 08.2005 № 2 – 34 – 20 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования»;
Инструктивное письмо от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
В основе создания программы используется опыт работы на дошкольном логопункте, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, представленными в списке литературы. Цели программы:
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего и подготовительного к школе возраста с с ФФНР, ФНР, ОНР (3 - 4 уровня речевого развития) и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;
Обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Задачи программы:
Выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста.
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и грукпповыми программами:
а) формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
б) коррекция нарушений звукопроизношения;
в) развитие навыков звукового анализа (дифференциация фонем и установлению звуковой структуры слова);
г) уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи дошкольников на базе правильно произносимых ребенком звуков.
3. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школе.
4. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудников ДОО, других учреждений медико-психолого-педагогической направленности.
5. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей, посещающих детский сад.
6. Помощь в организации работы педагогов ДОО по формированию речевого развития детей. Достижение обозначенных целей и задач осуществляется с учетом следующих принципов:
Принцип опережающего подхода – предполагает необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии и разработку адекватного логопедического воздействия.
Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития) заключается в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка.
Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия).
Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Перед ребенком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребенком материала и успешное применение его в практической деятельности в будущем.
Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей ребенка и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных и речевых заданий.
Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.
Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Программа рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 28 Московского района Санкт-Петербурга
Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяют требовать от ребёнка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов, но обусловливает необходимость определения результатов освоения ООПДО ГБДОУ д/с № 28 в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, и их следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребёнка. В результате успешной логопедической работы дети должны:
Правильно артикулировать все звуки изолированно и в связной речи;
Четко дифференцировать все извученные звуки (гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие);
Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
Находить в предложении, придумывать слова с заданным звуком, определять место звука в слове, выделять первый и последний звук в слове;
Правильно воспроизводить цепочки из 3 – 4 звуков, слогов, слов;
Самостоятельно выполнять звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
Различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
Овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетной – ролевой игре, пересказе, чтении стихов;
Адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
Правильно произносить все звуки родного (русского) языка;
Во время речи осуществлять правильное речевое дяхание, соблюдать ритм речи и интонацию;
Овладеть умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (предпосылки учебной деятельности);
Владеть средствами общения и способами взаимодействия, изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; усваивать новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний, применяет их в собственной речи;
Подбирать однокоренные слова и образовывает новые слова;
Согласовывать слова в роде, числе и падеже;
Исправлять деформированное высказывание;
Самостоятельно составлять рассаз по картинке, по серии картинок;
Пересказывать тексты, использыя развернутую фразу;
В соответствии с возрастными возможностями должен быть уточнен и обобщен словарь;
Иметь сформированный грамматический строй речи;
Владеть достаточно развитой связная речью по лексическим темам в соответствии с образовательной программой ДОО;
С помощью педагогов и родителей детей с нарушениями речи, включенных в образовательный процесс, взаимодействующие с учителем – логопедом, у ребенка должны быть сформированны первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Ребенок должен уметь задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Может учувствовать в беседе.
Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывания сверстника.
Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим словом со сходным значением.
Организация логопедической помощи
В течении одного учебного года на логопедический пункт зачисляются 20-25 детей 5 -7 лет с несложными недостатками устной речи.
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
Нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР
Общее недоразвитие речи – ОНР – III - IV уровня речевого развития у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии.
В сентябре учитель – логопед проводит пилотажное обследование всех воспитанников детского сада с целью раннего выявления детей с речевыми проблемами, формирования логопункта, при необходимости дает рекомендации родителям о прохождении психолого-медико-педагогической комиссии. После этого осуществляется более подробная диагностика воспитанников, зачисленных на логопункт. В первую очередь на логопункт зачисляются дошкольники подготовительной группы, а также воспитанники старшей группы, которые на следующий год идут в школу. Приём детей в логопедический пункт производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Выпуск детей с логопедического пункта производится в течение всего учебного года по мере коррекции речевых нарушений. На логопедический пункт не зачисляются дети с тяжёлыми, стойкими нарушениями речи, имеющими логопедическое заключение: ОНР, алалия, ринолалия, заикание; задержка психического развития, нарушения слуха, зрения и интеллекта, дети, страдающие заболеваниями, которые являются противопоказанием для приема в ДОУ общего типа. Если ребёнок имеет такие сложные нарушения, учитель-логопед даёт рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссия) с целью решения вопроса о его дальнейшем обучении в компенсирующих группах ДОУ комбинированного вида или в ДОУ компенсирующего вида для достижения максимального эффекта в работе по коррекции нарушений.
Сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Минимальный период коррекционной работы от 3-6 месяцев – максимальный 2 года.
Программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, т.е. в сетке занятий не предусмотрено специальное время для проведения фронтальной деятельности учителя- логопеда. Основную нагрузку несет индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.
Частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
На индивидуальную работу отводится 15-20 минут на каждого ребёнка, на подгрупповую – 25-30 минут. Однако согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедический пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Время, отведенное на индивидуальное занятие с ребенком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребенка из группы и отводит в группу по окончании занятия. Групповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 18 часов отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 часа на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом ДОУ и родителями.
|