Скачать 140.29 Kb.
|
Единые требования к ведению документации учителя-логопеда в МДОУ Разработаны творческой группой логопедов в январе 2012 г. Для успешной результативной работы логопеду необходимо владеть умениями правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учётом речевых нарушений детей, их психофизиологических особенностей, чётко фиксировать этапы логопедического сопровождения. Основная документация логопеда должна включать:
Дети, зачисленные в логопедические группы или на логопункт, обязательно регистрируются в журнале учёта, который ведётся каждым логопедом отдельно. (форма № 1; «Логопедическая работа в специальном детском саду» Т.Е. Филичева, Н.А. Чиркина, М.: Просвещение , 1987) 2. Журнал первичного обследования речи детей МДОУ Ежегодно в учреждении обследуются дети с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи, в медицинском обследовании или лечении. Результаты обследования записываются в журнал первичного обследования речи детей МДОУ. Дети с недоразвитием речи средней, старшей и подготовительной групп направляются на ПМПк для комплектования логопедических групп или логопункта. Дети младшего возраста с грубым речевым недоразвитием, с анамалиями прикуса, короткой подъязычной связкой, и заиканием вместе с родителями приглашаются к логопеду для консультирования, направления к специалистам для обследования и лечения. 3. Речевые карты Речевая карта № 1 – для детей с ОНР, речевая карта № 2 – для детей с ФФН. (Форма составления речевой карты выбирается логопедом. Примерные образцы см. в приложении № 1) Речевые карты заполняются логопедом на каждого ребёнка в течение сентября месяца по результатам логопедического обследования. В карту вносятся ошибки и недочёты, допущенные детьми при выполнении заданий. Обязательно записываются образцы речи с её лексико-грамматическими и фонетическими ошибками. К речевой карте должны быть приложены: - педагогическая характеристика, которая составляется воспитателем группы, которую посещал ребёнок до поступления в логопедическую группу или на логопункт. (План составления характеристики указан в программе «Коррекция речевых нарушений» М.: Просвещение 2010, стр. 12-13); - справка (выписка из м/карты) с заключениями психоневролога, окулиста и отоларинголога. По окончании обследования, в речевой карте формулируется логопедическое заключение в соответствии с рекомендациями по логопедической диагностике (см. приложение № 2) и составляется перспективный план индивидуальной работы с ребёнком на период обучения. В конце учебного года в речевой карте необходимо указать итог логопедической работы: какие нарушения ещё имеют место, какие стороны речевого процесса требуют закрепления или уточнения. 3. Сводные таблицы диагностики речи детей логопедической группы или логопункта (форма составления таблиц выбирается логопедом) 3. Годовой план К началу учебного года логопед составляет годовой план работы, в котором предусматриваются следующие разделы: 1. Обследование речи детей. Заполнение речевых карт, оформление документации. 2. Комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий. 3. Направления, задачи и основное содержание коррекционной работы по разделам, в соответствии с направлениями работы. 4. Взаимодействие в работе учителя-логопеда - с воспитателями групп (логопедических и обычных); со специалистами образовательного учреждения (психолог, музыкальный руководитель, руководитель ИЗО, инструктор по физической культуре и т.д.). Работа с родителями (родительские собрания, консультации для родителей, открытые логопедические занятия, оформление уголков и стендов и т.д.) 5. Мероприятия по улучшению оснащенности логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом и т. д. 6. Повышение квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, методических объединений, конференций; вопросы самообразования, аттестация и т.д.) Годовой план заверяется администрацией и хранится у логопеда. 4. Перспективные планы коррекционной работы Составляются на учебный год (квартал, месяц). Если учитель-логопед занимается с детьми одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями - составляется один перспективный план; если логопед занимается с детьми, имеющими разные речевые нарушения или посещающими разные возрастные группы - перспективные планы составляются на каждую подгруппу детей. 5. Календарно-тематический план фронтальных занятий Составляется на основе программы, по которой работает логопедическая группа. В нём указывается месяц, неделя, тема и количество занятий по данной теме. 6. Расписание занятий на неделю После проведения всестороннего обследования речи детей составляется расписание занятий, в котором отражаются все виды логопедических занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). Расписание меняется по мере необходимости (при речевой динамики или изменении состава подгрупп). 7. План ежедневной работы логопеда На титульном листе плана указывается номер МДОУ, учебный год и фамилия логопеда. План можно вести в виде журнала, в котором есть графы: - дата; - фамилия, имя ребёнка; - форма занятия (индивидуальное, подгрупповое, фронтальное); - краткое содержание занятия; В плане указываются все виды работ, которые проводятся логопедом в данный день (обследование речи детей, заполнение речевых карт, проведение диагностики, оформление логопедических уголков или буклетов, проведение консультаций, выступление на родительских собраниях, на педсоветах, участие в развлечениях, утренниках, посещение методических объединений и т.д.) 8. Планы фронтальных занятий Составление планов на каждое фронтальное занятие обязательно. В плане указывается тема и цель занятия, оборудование и примерный его ход. 9. Тетрадь посещаемости логопедических занятий В тетради посещаемости указывается весь список детей логопедической группы или логопункта. Значком «н» отмечаются дети, которые отсутствовали в данный день. Если ребёнок длительное время не посещает детский сад, рекомендуется указывать причину пропусков. 10. Индивидуальные тетради детей Индивидуальные тетради заводятся логопедом на каждого ребенка. В них записывается дата проведения занятия, примерное его содержание. Тетради красочно оформляются (с участием родителей и воспитателей). На выходные дни они могут выдаваться родителям для выполнения заданий дома, а в обычные дни по этим тетрадям с детьми занимается воспитатель (по указанию логопеда). 7. Тетрадь для вечерних занятий воспитателя (форма ведения тетради выбирается логопедом). В тетради записываются задания логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. При анализе указывается, насколько успешно усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий должны быть хорошо знакомы детям. Это могут быть отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов и упражнений, отработанных ранее с логопедом, упражнения по развитию внимания, памяти, фонематического слуха, формированию лексико-грамматической стороны речи и т.д. Тетрадь заполняется логопедом не реже 1 раза в неделю. Воспитатели ведут учёт проведённой работы. В вечерние занятия не должны включаться упражнения по постановке звуков. 9. Паспорт логопедического кабинета Составляется независимо от того, имеется или нет отдельный кабинет у логопеда. Включает в себя перечисление всего, что находится у логопеда:
Может быть представлен в виде схем, таблиц, рисунков по разделам или по центрам (зависит от творчества логопеда). 9. Годовой отчёт о работе учителя-логопеда Это отчёт об эффективности работы логопеда за год, который предоставляется в комитет образования города. Отчет заверяется администрацией дошкольного учреждения. Один экземпляр остается у логопеда. Лучше составлять отчет в виде таблицы. К нему прилагается текстовой отчёт, в котором учитель-логопед рассказывает о выполнении им пунктов плана методической работы на учебный год. Наличие основных видов документации является обязательным условием работы логопеда; правильность её ведения оценивается администрацией учреждения, инспекторами и методистами и является одним из решающих моментов при определении квалификационной категории (разряда) логопеда. Приложение № 2 Статья из журнала «Педагогическое обозрение» № 7 2004 г. Информационное письмо ноябрь 2004 г. Комитет образования, науки и молодёжной политики Администрации Читинской области предлагает к использованию в работе по логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями рекомендации, подготовленные Центром коррекционной педагогики Читинского института повышения квалификации работников образования. Данные рекомендации отражают современные подходы к проблеме диагностики речевых нарушений, одобрены областной творческой группой логопедов, сотрудниками областного Центра медико-социального сопровождения детей «Дар» и общим собранием ассоциации дефектологов Читинской области. Председатель КОПОН и МП Т.К. Клименко Рекомендации по логопедической диагностике детей дошкольного и школьного возраста Диагностика речевых нарушений остаётся одной из актуальных проблем в логопедии. Сложность формулировки логопедических заключений обусловлена рядом причин: - во-первых, несовпадение во взглядах исследователей (проблемы теоретических подходов); - во-вторых, несоответствие речевых заключений с требованиями логопедической науки (проблемы практического характера). Современное состояние логопедической диагностики характеризуется рядом негативных тенденций, среди которых можно отметить следующие:
В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые расстройства в различных аспектах. Вместе с тем, данные этих классификаций дополняют друг друга и служат общим задачам, в первую очередь осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учётом симптоматики и механизмов нарушений. Для коррекционно-логопедической работы важны оба критерия логопедической диагностики: симптомологический и клинико-педагогический. Это, в свою очередь, определяет ряд требований к результатам обследования детей с речевой патологией, в том числе:
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе психолого-педагогической классификации, учитывающей нарушенные компоненты речи и степень нарушения в рамках клинико-педагогической классификации, раскрывающей механизмы, формы и виды речевых расстройств, а именно: * Фонетические нарушения (ФН) нарушения произношения отдельных звуков. Отмечаются нарушения фонетической стороны речи (звукопроизношение, просодика) в комплексе или отдельными компонентами фонетического строя речи (по клинико-педагогической классификации - это различные виды простых неосложнённых дислалий, единичные случаи легких форм ринолалии и дизартрии, нарушения голоса); * Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (по клинико-педагогической классификации - это дислалии, негрубые формы дизартрии, ринолалии; у школьников - дисграфии и дислексии); * Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором наруше-но формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Подразделяется на четыре уровня в зависимости от степени сформированности речевых средств: IV уровень - нерезко выраженные остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи; III уровень - развёрнутая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития; II уровень - начало общеупотребительной речи; I уровень - отсутствие общеупотребительной речи (по клинико-педагогической классификации - это алалии, выраженные дизартрии и ринолалии, заикание при комбинированном дефекте; у школьников - дисграфии и дислексии); * Заикание - нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения (по клинико-педагогической классификации - это невротическое или неврозоподобное нарушение темпа, ритма и плавности речи по клоническому, тоническому или смешанному типу). При определении логопедического заключения на ребёнка с интеллектуальной недостаточностью для обозначения состояния речи умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза рекомендуется корректно указывать состояние речи этих детей, используя следующую формулировку: "недоразвитие речи" при интеллектуальном нарушении, так как термин "общее недоразвитие речи" ограничен следующими параметрами: нормальным биологическим слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития. Для обозначения несформированности речи как системы у детей с задержкой психического развития рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения: - Системное недоразвитие речи при задержке психического развития. - Недоразвитие речи при задержке психического развития. - Системное недоразвитие речи при умственной отсталости. - Недоразвитие речи (лёгкой, средней, тяжёлой) степени при умственной отсталости. При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии. Примерные формулировки логопедического заключения при обследовании дошкольников:
• Фонетико-фонематическое нарушение речи. Полиморфная дислалия. • Фонетическое нарушение речи. Мономорфная дислалия. • Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия и т.п. Примерные формулировки логопедического заключения при обследовании школьников: • Общее недоразвитие речи (III уровень). Выход из моторной алалии. Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Примерные формулировки логопедического заключения при обследовании школьников с интеллектуальными нарушениями • Системное недоразвитие речи при задержке психического развития церебрально-органического генеза; стёртая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии. • Фонетико-фонематическое недоразвитие при задержке психического развития. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Более подробно информацию по данной проблеме Вы можете найти в списке литературы, публикуемом ниже. 1. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - с. 43-49. 2. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. - М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - с. 55-67; 596-599. (Коррекционная педагогика), 3. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /Г.Р. Шашкина. Л.П. Зернова, И.А. Зимина. — М.: Издательский центр "Академия". 2003. — с. 12-21.
Григорьева О.Б., зав. ЦКП ЧЧИПКРО Исполнитель Петрова Е.Т., методист ЦКП ЧИПКРО |
Документы и материалы по результатам деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога первой квалификационной категории | Ученики школы пользуются единым школьным дневником, форма которого была утверждена администрацией образовательного учреждения | ||
Приказ Министерства Просвещения СССР от 27. 12. 1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации» и в соответствии... | Номенклатура дел устанавливает единые требования к педагогической документации дошкольных образовательных учреждений (далее доу) | ||
Перспективное планирование работы учителя – логопеда по коррекции звукопроизношения | Особенности организации обучения и воспитания детей подготовительного дошкольного возраста с онр | ||
Психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 4-5 лет с речевыми нарушениями | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №98 г Липецка | ||
Северный государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – сгму, вуз, университет)... | В центре обложки, в специально отведённом месте подписываем тетрадь на английском языке (смотри пример ниже). Образец заполнения... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |