МБОУ СОШ № 23
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23
муниципального образования Усть-Лабинский район
352318, Краснодарский край , Усть-Лабинский район,
х. Братский, ул. Ленина, 1
e-mail: school23@uslab.kubannet.ru, тел/факс (86135) 79-2-29
СОГЛАСОВАННО
Управляющий совет
МБОУ СОШ № 23
___________ Е.Г. Гузанова
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 23
_______________ Н.А. Фетисова
31 августа 2016 года
|
Основная образовательная
программа начального общего образования
2016 год
Содержание
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка - 4
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы - 13
1.2.1.Формирование универсальных учебных действий - 16
1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) - 20
1.2.1.2. Формирование ИКТ-‐компетентности обучающихся (метапредметные
результаты) - 22
1.2.2. Русский язык - 25
1.2.3.Литературное чтение - 29
1.2.4.Иностранный язык (английский) - 33
1.2.5. Математика и информатика - 36
1.2.6. Основы религиозных культур и светской этики - 39
1.2.7. Окружающий мир - 41
1.2.8. Изобразительное искусство - 44
1.2.9. Музыка - 47
1.2.10. Технология - 50
1.2.11. Физическая культура - 53
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы - 55
2.Содержательный раздел - 77
2.1.Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий - 78
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов - 104
2.2.1.Общие положения - 104
2.2.2.Основное содержание учебных предметов - 110
2.2.2.1.Русский язык - 110
2.2.2.2.Литературное чтение - 115
2.2.2.3.Иностранный язык - 119
2.2.2.4.Математика и информатика - 122
2.2.2.5.Окружающий мир - 123
2.2.2.6.Основы религиозных культур - 128
2.2.2.7.Изобразительное искусство - 129
2.2.2.8.Музыка - 133
2.2.2.9.Технология - 144
2.2.2.10.Физическая культура - 146
2.3.Программадуховно‐нравственного воспитания, развития обучающихся при
получении начального общего образования - 150
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни - 174
2.5. Программа коррекционной работы - 219
3. Организационный раздел - 233
3.1. Учебный план начального общего образования. - 334
3.2. План внеурочной деятельности 242
3.3.Система условий реализации основной образовательной программы -249
3.3.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы - 249
3.3.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы - 252
3.3.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы - 253
3.3.4.Материально-технические условия реализации основной образовательной
Программы 254
3.3.5. Информационно‐методические условия реализации основной образовательной программы - 255
3.3.6.Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий - 257
1.1 Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования.
ООП НОО МБОУ СОШ №23 -нормативный документ, регулирующий
содержание и организацию образовательного процесса. Данный документ разработан педагогическим коллективом МБОУ СОШ №23 в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; образовательных потребностей и запросов обучающихся, УМК «Школа России».
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №23 разработана на основе следующих нормативных документов: -Конституции РФ;
-Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012№ 273-ФЗ;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2015 N01897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
-Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания №1/15 от 08.04.2015г);
-Санитарно -эпидемиологические правил (СанПиН 2.4.2.1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениям», утвержденных Постановлением главного государственно санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N0 189;
-Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №23 муниципального образования Усть-Лабинский район
Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК «Школа России».
МБОУ СОШ №23 обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в этой образовательной организации;
-с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом МБОУ СОШ №23
Специфика и особенности функционирования МБОУ СОШ № 23:
Принцип адресности ООП и учета возрастных особенностей обучающихся
Программа адресована:
Учащимся и родителям
- для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;
- для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.
Учителям
- для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности.
Администрации
- для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП ООО;
- для регулирования отношений субъектов образовательных отношений, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.
В программе учтены школьные традиции внеурочной деятельности возможности социума, запросы учащихся и родителей в сфере образования, профессиональный уровень педагогов. Одним из приоритетов реализации данной основной образовательной программы является развитие информационной образовательной среды. Программа отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству. Программа соответствует основным характеристикам современного образования: доступности, открытости, перспективности, вариативности, технологичности, поликультурности, носит личностно ориентированный характер.
При определении стратегических характеристик ООП НОО МБОУ СОШ №23 учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности начального общего образования.
Специфика и особенности функционирования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №23 муниципального образования Усть-Лабинский район
Учредитель - администрация муниципального образования Усть-Лабинского района.
Адрес школы: 352318, Краснодарский край, Усть-Лабинский район, хутор Братский , улица Ленина,1
Согласно Устава:
организационно-правовая форма Школы - бюджетное учреждение;
Телефон: 8(86135)79229
Педагогическая система школы - открытая система. Как отдельная образовательная организация школа входит в более широкие образовательные системы, являясь частью муниципального, регионального и федерального образовательного пространства.
Школа является образовательным, культурным и спортивным центром данной территории, т.к. исторически сложилось, что все культурно-спортивные объекты расположены в центре хутора.
Население, живущее рядом, занимается в основном сельским хозяйством и имеет средний достаток. Это люди разных национальностей, что сказывается на этническом составе учащихся ОУ. Учитывая это, педагогический коллектив строит свою работу на принципах приоритета общечеловеческих нравственных ценностей, толерантности, демократизма и гуманизма. Ее цель - сделать школу местом жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, терпимости и сотрудничества. В МБОУ СОШ №23 созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. 86% учащихся охвачено дополнительным образованием. успешно функционируют кружки по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивная направленность)
Данная программа предусматривает в школе наличие профессиональных кадров:
все учителя имеют среднее специальное или высшее педагогическое образование, регулярно проходят курсы повышения квалификации. В школе организовано методическое объединение учителей начальных классов, ведущих просветительскую работу среди социума и коллектива.
Все учителя проходят периодически аттестацию, участвуют в профессиональных конференциях, семинарах районного и краевого уровня.
В реализации программы участвуют учителя начальных классов, учителя-
предметники, заведующая библиотекой, медицинский работник.
Программой предусматривается активная роль психологической службы школы в выявлении и корректировании проблем становления личности младшего школьника. Режим работы.
Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 организуется в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении. Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся, соответствует нормативным требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения в общеобразовательной организации и составляет во 2-4 классах 23 часа при пятидневной рабочей неделе. Обязательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 1 -х классов 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Обучение в 1 классе и 1 и 2 четверти второго класса проводится без оценивания знаний обучающихся. Обучение в 1-м классе осуществляется с использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре- декабре - по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь - май) - по 4 урока по 40 минут каждый. Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): во 2-3-х классах - 1,5 часа, в 4 классе - 2 часа, При проведении занятий по иностранному языку (2 кл.-4 кл.) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 и более человек. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 недели, во 2-4 классах - не менее 34 недель. Учебный год в 1-4 классах делится на 4 четверти. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней Промежуточная аттестация в переводных классах (2-4 классах) проводится в соответствии с решением педагогического совета и другими локальными актами ОУ.
Отличительные особенности.
Главной особенностью МБОУ СОШ №23является ее разносторонность и общедоступность, а также тот факт, что все участники образовательных отношений объединены одним творческим стремлением и интересом - развивать и совершенствовать свои знания и умения с использованием самых передовых, а прежде всего информационных технологий.
Цель и задачи реализации ООП НОО МБОУ СОШ№23
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Миссия МБОУ СОШ №23 состоит в создании условий для:
а) овладения учащимися содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
б) максимального использования возможностей образовательной деятельности для развития познавательных потребностей, содержательных интересов и духовной сферы ребёнка;
в) целостного развития личности ребёнка и приобретения им основ учебной деятельности ООП НОО ставит перед МБОУ СОШ №23 задачи, связанные с изменениями образовательного пространства, что создаёт возможность полностью реализовать требования ФГОС НОО.
Среди них:
Создать эффективную модель синтеза урочной и внеурочной деятельности в целях достижения планируемых образовательных результатов
Повысить эффективность информационной образовательной среды через пополнение банка цифровых образовательных ресурсов, экспертизу и систематизацию электронных материалов для учебных предметов и внеурочной деятельности, использование всеми учителями начальной школы Интернет-технологий, распространение опыта через сеть Интернет, создание системы мониторинга образовательных достижений младших школьников.
Разработать систему общественно-полезных практик, социальных проектов и акций для учащихся, способствующую приобретению значимого социального опыта.
Создать систему методической поддержки и сопровождения процесса реализации основной образовательной программы начального общего образования в школе.
Разработать систему работы с родительским сообществом, обеспечивающую вовлечение родителей в деятельность органов государственно-общественного управления, в деятельность по реализации ООП НОО в МБОУ СОШ №23
Создать систему выявления, поддержки и сопровождения одарённых детей и младших школьников, испытывающих затруднения в учении и самореализации.
|