Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов. Автор Великанова С. Н


Скачать 455.05 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов. Автор Великанова С. Н
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОШАХТИНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ

имени Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.»
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов.
http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=117702730-67-72&n=21

Автор Великанова С.Н.
г. Новошахтинск

Содержание

1. Пояснительная записка.

2.Введение. Исследовательская работа как важнейшая форма учебного процесса.

3. Цели и основные задачи исследовательской работы студентов.
4. Организация исследовательской работы:

а) Структура и этапы учебно-исследовательской работы.

б) Выбор темы учебно-исследовательской работы.

в) Характеристика методов исследования.

г) Использование лингвистических методов исследования в

учебно-исследовательской работе.

5. Создание текста учебно-исследовательской работы:
а) Цели и задачи исследования.
б) Работа с научной литературой.
в) Выводы.
г) Составление списка используемой литературы.
д) Реферирование как особая форма учебно-исследовательской работы.

6. Требования к оформлению учебно-исследовательской работы.

7. Формы представления исследовательских работ.

8. Оценка учебно-исследовательской работы.

9. Составление отзыва руководителя на исследовательскую работу.

10. Составление рецензии на исследовательскую работу.
11. Заключение. Исследовательская деятельность учащихся как

средство воспитания.

12. Литература.

Пояснительная записка


Цель разработки:

-показать значимость исследовательской работы обучающихся как инновационной формы учебного процесса;

-определить и расписать основные этапы работы над исследовательским проектом;

-раскрыть требования, предъявляемые к исследовательским работам при их проверке.


        В общественном сознании и сознании педагогов прочно утвердился миф о том, что человек может начинать собственный исследовательский поиск  только тогда, когда обогатит свою память множеством знаний. Многие из нас отвергают мысль о том, что  исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше    того времени, как родители поведут его в детский сад.
В работе речь идет об учебно-исследовательской работе обучающихся как о новом виде учебной деятельности в условиях внедрения инновационных педагогических технологий.

В данной работе показано, как в организации исследовательской работы преломляется личностно-деятельностный подход.
Во-первых, обучающийся сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями.

Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеетобучающийся.

В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития.

В-четвертых, решая исследовательскую задачу,обучающийсяактивно добывает знания и заинтересован в результате работы.
Эффективность такой учебной деятельности будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков.


Введение. Исследовательская работа как важнейшая форма учебного процесса.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения человеком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления обучающегося к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.    
       Мы должны четко понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Умения и навыки исследовательского поведения универсальны и требуются в самых разных сферах жизни.


В последнее десятилетие общественные требования к образованию существенно изменились. Это изменение принято связывать с так называемым «информационным взрывом, основной признак которого — легкость получения, общедоступность информации. Следовательно, важной образовательной задачей становится подготовка выпускников, готовых жить и работать в условиях информационного общества.
От характерного для советской школы гностического («знаниевого») подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний обучающимися.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования эти задачи конкретизируются: сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход принято называть личностным. Однако нужно принимать во внимание, что современная психологическая наука связывает развитие личности прежде всего с деятельностью. Это предполагает, что из объекта ученик становится полноправным участником образования (проще говоря, не «его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменяется и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении.

Цели и основные задачи исследовательской работы студентов.
Исследовательская работа - планируемая учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем за собой роль не стороннего наблюдателя, но руководителя этого вида работы студентов).
Как в организации исследовательской работы преломляется личностно-деятельностный подход?
Во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями.

Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик.

В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития.

В-четвертых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате работы.
Управление исследовательской работой студентов включает в себя

  • четкое планирование содержания и объема работы;

  • организацию, контроль и анализ результатов работы;

  • необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;

  • внедрение новых технологий обучения;

  • учет трудозатрат студентов и преподавателей в рамках исследовательской работы студентов.


Основные характеристики исследовательской работы студентов:

1. Психологические условия успешности исследовательской работы студентов.

Прежде всего – это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров: взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе;

2. Уровень сложности заданий для исследовательской работы;

3. Включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

Как любой вид человеческой деятельности, учебная деятельность с психологической точки зрения представляет собой процесс решения специфических задач. Отличие исследовательских задач от всяких других состоит в том, что их целью является изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Необходимость в постановке и решении таких задач возникает перед субъектом лишь в том случае, если ему необходимо овладеть такими способами действия, в основе которых лежат обобщения теоретического типа.

На начальном этапе обычно выделяется основное направление исследования, уточнение темы и её окончательное формулирование происходит позднее, когда пишется текст работы и ведется подготовка к представлению исследования.

Цель – это ответ на вопрос, что именно я хочу показать в своей работе. Определить цель – значит ответить на вопрос: зачем проводится исследование?
Задачи описывают основные шаги, задачи исследования уточняют цель.

Позднее высказывается гипотеза (предположение). В качестве гипотезы могут быть предположения:

- о существовании или отсутствии какого-либо феномена;

- об условии его возникновения и проявления;

- о взаимосвязи между явлениями;

- о наличии свойства и степени его выраженности у какого-либо объекта.

Гипотеза, как правило, начинается со слов:  предположим…, допустим…, возможно…, или  что, если…

Гипотеза в рабочем или окончательном виде совсем не обязательно включается в текст исследовательской работы, но формулировать её необходимо, чтобы определить конкретную цель исследования.


Организация исследовательской работы.

Преподаватель формирует содержание, планирует, организует, руководит, контролирует исследовательскую работу студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и программ. Формирование содержания исследовательской работы включает в себя: определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем, вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную УИР студентов; отбор и предложение методов и форм УИР студентов в соответствии с современными технологиями обучения; определение форм и методов контроля за выполнение УИР студентами; разработку критериев оценки результатов исследовательской работы, с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных Госстандартом.

Структура и этапы учебно-исследовательской работы.

Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.


Основными компонентами (или этапами) научного исследования являются:

  1. постановка задачи;

  2. предварительный анализ информации, условий и методов решения задач;

  3. формулировка исходных гипотез; планирование и организация эксперимента;

  4. анализ и обобщение полученных результатов;

  5. проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

  6. окончательная формулировка новых фактов и законов;

  7. получение объяснений или научных предсказаний;

  8. внедрение полученных результатов в производство.

Подобным образом организуется и учебно-исследовательская работа (УИР).

Обязательным условием, обеспечивающим эффективность УИР, является соблюдение этапности в ее организации и проведении. Можно выделить следующие основные этапы в подготовке и проведении исследовательской работы студентов.

Первый этап – подготовительный. Он должен включать в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для УИР; сквозное планирование УИР на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап – организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации, во время которых разъясняются формы УИР и ее контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап – мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверку в соответствии с выбранной целью.

Переходя от этапа к этапу, студент учится

  • работать с первоисточниками;

  • наблюдать явления, факты;

  • объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;

  • составлять и решать задачу;

  • формулировать гипотезу;

  • разрабатывать и проводить эксперимент;

  • обобщать материал и представлять его в виде текста.

Непременное требование к основной части исследовательской работы — наличие аргументов, их объективность и доказательность.

 Выдвигаемые в работе тезисы (утверждения) должны быть подтверждены языковым материалом, обработанным адекватными научными лингвистическими методами.

Четвертый этап – контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде дипломного проекта, курсовой работы, реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, моделей, макетов, отчетов и т.п. (в зависимости от дисциплины и специальности).
Подробнее этапы исследовательской работы можно рассмотреть в следующей таблице:

 

Этапы работы

Цели и задачи УИР

Содержание занятий

1. Предварительный

Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика

Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями, способности и интересы участников УИР

2.Выбор проблемы исследования

Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования

Обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся)

3.Изучение научной литературы

Приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой.

Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ

4. Формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, определение целей, задач, методов

Формирование исследовательских навыков (формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).

Консультирование по вопросам формулирования объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования

5. Сбор материала

Обучение сбору материала или постановке эксперимента

Планирование и проведение эксперимента, сбор материала

6.Обработка полученного материала

Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п.

Обработка полученного материала

7.Формулирование выводов

Выработка умения формулировать выводы

Систематизация и обобщение результатов работы

8. Создание текста УИР

Практическое овладение научным стилем

Написание текста исследовательской работы

Обучение редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста

Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана

9.Представление результатов работы

Овладение навыками устного публичного выступления

Представление работы на научно-практической конференции школьников.

10. Оценка работы

Рефлексии на продукт и результат УИР

Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов

Выбор темы учебно-исследовательской работы.
Работа преподавателя начинается с собеседования с обучающимися. На таком «консилиуме» рождаются оригинальные идеи исследований, всегда связанные с увлечениями, личными склонностями и интересами исследователей. 

Этап выбора темы для исследования очень сложен.

Какой же должна быть хорошая тема?

Хорошая тема

— интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности;

— интересна научному руководителю;

— опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;

— соответствует принципу научности;

— доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;

— посильна по объему и времени, необходимому для его выполнения;

— содержит проблему, требующую решения.

На начальном этапе обычно выделяется основное направление исследования, уточнение темы и ее окончательное формулирование происходит позднее, когда пишется текст работы и ведется подготовка к представлению исследования.
Характеристика методов исследования.
Наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.

Сравнение - позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности.  В результате сравнения устанавливается общее, что присуще двум или нескольким объектам.

Измерение - определение численного значения некоторой величины, посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент - предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения, без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств

Абстрагирование - мыслительное отвлечение от несущественного, выделение и фиксация одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета исследования.

Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата как абстракции.

Примерами могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость…

Анализ - изучение каждого элемента как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы.

Синтез - соединение элементов изучаемого объекта в единое.

Моделирование - исследование объектов при помощи моделей – аналогов определенного фрагмента природной или социальной реальности.

Построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов.

Моделирование может быть предметным и знаковым.

В предметном – исследование проводится на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала.

При знаковом – моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.

Обобщение - позволяет обнаружить в многообразии предметов нечто общее, необходимое для правильной ориентации в окружающем мире.

Прогнозирование - вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем

Беседа - организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.

Анкетирование – метод опроса, заключающийся в самостоятельном заполнении респондентом (опрашиваемом) опросного листа (анкеты) по указанным в нем правилам.

Интервьюирование - метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с лицом или группой лиц, чьи ответы на поставленные вопросы служат исходным источником информации.
Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе.

Основной этап учебно-исследовательской работы этап сбора и анализа языкового материала.
Существуют разные методы сбора языкового материала. Можно

  •  выписывать какие-либо грамматические формы или группу лексики определенного значения из художественных, рекламных или публицистических текстов;

  • записывать фрагменты живой разговорной речи (вручную или с помощью технических средств), в том числе и собственной (самозапись);

  • опрашивать респондентов.

Перед этой работой сообщим обучающимся несколько важных правил:
1. Необходимо до начала сбора материала установить, какого рода информацию нужно получить: просто частоту использования того или иного языкового средства или, например, оттенки значения определенной языковой единицы.

В последнем случае не обойтись без записи достаточно обширного контекста.
2. Записи не должны искажаться, хотя и могут быть сделаны в сокращенном виде — с помощью специальных стенографических и им подобных значков.

Бессмысленно записывать устный диалог товарищей на перемене, придя вечером домой: большинство специфических черт спонтанной разговорной речи будет утрачено. Для таких целей удобно пользоваться диктофоном, тем более что это устройство практически всегда под рукой: в каждом современном мобильном телефоне или МРЗ-проигрывателе.
3. Обязательно нужно фиксировать, когда, где и как сделана запись: из какого журнала (название, год, номер, страница) или книги (название, автор, год издания, страница) выписана; от кого, когда и при каких обстоятельствах услышана; наконец, когда сделана самозапись.
Хотя на уроках русского языка школьников знакомят с элементами некоторых лингвистических методов исследования (словообразовательным анализом, структурно-семантическим анализом при разборе предложения, описательным методом при характеристике явлений языка),эффективно использовать их они, как правило, не умеют.

Среди основных (общих) лингвистических методов необходимо назвать сравнительно-исторический — первый научный метод, с которым связано становление языкознания как науки. Он позволяет выявить неповторимое своеобразие языка в сравнении с другими, обнаружить родственные языки, установить место языка в языковых группах и семьях.

При факте владения обучающимися двумя языками можно рискнуть предложить им сравнительное обозрение сходств и различий и вообще особенностей этих языков.

Сравнительно-исторический метод можно использовать в исследовательской работе в условиях двуязычия места жительства обучающихся: например, русско-белорусского, русско-казахского и других. Элементы этого метода могут быть использованы в сравнительном анализе текста. Однако, хотя «очень благодарное средство для развития наблюдательности и научного мышления учащихся представляет сравнение языков по их строению… это довольно сложная задача, и не следует ею злоупотреблять.
Экспериментальные методы позволяют «изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем» (Лингвистический энциклопедический словарь). Этими методами, в отличие от сравнительно-исторического, изучаются только живые языки; они зарекомендовали себя в изучении фонетики, диалектологии, вопросов языковой нормы.

 К лингвистическим экспериментам можно отнести наблюдение (в том числе и самонаблюдение) и различные виды анкетирования.


Социолингвистическое исследование также является экспериментальным методом. По нашему опыту оно привлекает исследователей, склонных к активной публичной деятельности, общению. Будучи пограничной областью лингвистики и социологии, социолингвистика использует методы, заимствованные у социологии: устный опрос, интервью, анкетирование, тесты, статистические методы обработки полученных результатов.

При этом ставятся лингвистические цели: собрать языковой материал или сведения об отношении к тому или иному языковому явлению.

Очевидно, что на эффективность проведения социолингвистического исследования — его достоверность — влияют:

1) продуманность составления вопросника, анкеты;

2) тщательность в проведении опросов (независимые ответы и аккуратная их фиксация);

3) выбор респондентов.

Социолингвистические исследования дают возможность изучить языковое явление в социальном аспекте.


Итак, самые важные вопросы, связанные с методологией лингвистических исследований в рамках учебной исследовательской работы:
1) по этапам проведения исследования методы делятся на методы сбора и обработки материала;
2) многие методы используются в школьном преподавании русского языка (описательный, словообразовательный, структурно-семантический и другие);
3) некоторые методы сбора и обработки материала не используются в школе, но в адаптированном виде они доступны, посильны и очень интересны для школьников;
4) выбор метода исследования зависит от исследуемого материала и от теоретических установок, в рамках которых проводится исследование.


Еще раз подчеркнем, что работу обучающихся без собственно исследовательской части нельзя рассматривать как исследование. Смысл исследовательской работы обучающихся - прежде всего, в овладении методами исследования, что равнозначно овладению универсальным способом познания.


Создание текста учебно-исследовательской работы.
В ученических исследованиях чаще всего конечным продуктом является текст. Это может быть текст разных жанров:

- устный доклад,

- курсовая работа,

- дипломная работа,

-письменный текст доклада,

- статья,

- реферат,

-текст компьютерной презентации…
Как и любой научный текст, текст учебно-исследовательской работы должен отвечать требованиям логичности, точности, объективности.
Логичность обеспечивается, во-первых, непротиворечивостью, аргументированностью суждений, во-вторых, композиционной стройностью текста, который должен включать:

1) постановку цели и задач исследования;

2) основную исследовательскую часть;

3) выводы.

Цели и задачи исследования.

Рекомендую преподавателям требовать от обучающихся начинать и работу над исследованием, и сам текст исследовательской работы с формулирования целей и задач исследования.

Пример:

Научно - исследовательская работа «Аббревиатуры в русском языке».

Цель исследования:

- Определить роль и значение аббревиатур в современном русском языке.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотреть историю возникновения аббревиатур у древних народов.

2. Проследить динамику развития аббревиатур в различных областях русского языка.

3. Рассмотреть способы образования аббревиатур и систематизировать наиболее употребительные.

4. Исследовать область употребления аббревиатур в современном русском языке.

Обратите внимание, что задачи раскрываются как этапы достижения цели. Каждый этап — это, по сути дела, спланированный шаг к достижению поставленной в работе цели. Продуманные задачи служат и планом действий, и планом («содержанием») создаваемого текста.

Работа с научной литературой.

Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке, и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для учебно-исследовательской работы. Однако не менее важны и другие, обучающие задачи:

  • Научить поиску научной литературы по теме исследования;

  • Сформировать навыки работы с такой литературой, то есть научить читать её, конспектировать, делать ссылки и грамотно цитировать.

Эти навыки важны для любого современного человека, специалиста в любой области.

Понятно, что поиск информации при составлении списка литературы в большей степени ложится на плечи научного руководителя. Самый привычный путь поиска  - изучение библиотечного каталога. Найти научную и научно- популярную литературу по теме можно и с помощью  поисковых систем в Интернете. Ученики, как правило, делают это не хуже учителей, однако предварительно нужно обсудить с ними отправную точку поиска: имя автора или название статьи, ключевые понятия.

Одна из главных трудностей, возникающих при чтении научной литературы у обучающихся, — непонимание специфической терминологии. Решить эту проблему помогает правильный отбор текстов. И в этом помогает преподаватель. Перед чтением статьи нужно пояснить термины: руководитель может предложить поработать со справочной литературой или дает необходимые объяснения сам.

Ещё один способ подобрать литературу по теме (например, для тех, кто пишет работу, связанную с изучением языковых явлений) – обратиться к справочному аппарату лингвистических энциклопедий. В них после статьи на определенные темы дается список литературы, в которой надо постараться сориентироваться научному руководителю, чтобы выбрать основополагающие и при этом доступно написанные, небольшие  по объёму работы. Дополнить список современными исследованиями можно с помощью библиографии тематических научных сборников и обзорных статей по проблеме. Кроме умения пользоваться каталогом, Интернетом, справочной литературой – научному руководителю в не меньшей степени необходимы коммуникативные способности. Не стоит упускать возможность получить необходимую консультацию от любого компетентного человека: библиографа, бывшего одноклассника, который стал профессиональным ученым, в научно-исследовательском институте. Иными словами, следует использовать все доступные способы, чтобы получить информацию  о научной литературе по теме, которая заинтересовала ученика.

Теперь необходимо остановиться на проблеме отбора литературы для учебно-исследовательской работы. Составление библиографии -слишком трудоемкое занятие для обучающихся, и оно вряд ли принесет пользу. Тем более  излишне изучать все обнаруженные  труды. Если вы составили с помощью справочной литературы и каталогов достаточно обширный список, его следует «сжать», оставив только наиболее доступное и необходимое для дальнейшего исследования, и прежде всего публикации, в которых доступно изложены основные положения теории.

Ещё один совет по отбору научной литературы для УИР: отдельная статья предпочтительнее, чем монография того же автора. В статье основная мысль выражена лаконично и проиллюстрирована примерами кратко.

Одну из главных трудностей, возникающих при  чтении научной литературы у школьников, - непонимание специфической терминологии. Напомним, что решить эту проблему помогает правильный отбор текстов. Перед чтением статьи нужно пояснить термины: руководитель может предложить поработать со справочной литературой или даст необходимые объяснения сам.

Может возникнуть и другая трудность – в понимании целого текста, его логики, которая задана ходом авторской мысли. Тогда чтение работы рациональнее задать на дом, предварительно поставив вопросы, которые помогут сориентироваться при самостоятельной работе.

При работе с научной литературой необходимы навыки конспектирования, создания вторичного текста, в котором зафиксирована переработанная информация. Конспект избавляет от необходимости вновь обращаться к источнику; это особенно ценно, когда источники многочисленны или представляют собой монографии большого объема. Чаще всего прибегают к более экономичным видам конспектирования  - составлению тезисного плана или выборочному конспектированию. Выборочный конспект включает отдельные фрагменты первоисточника, например, определения того или иного понятия, представляющие интерес для составителя.


Обратите внимание на оформление ссылок в тексте.

Возможно
• указание источника в скобках непосредственно после цитаты;
• присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки внизу страницы;
• присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки в конце текста.


Наиболее приемлемы следующие виды ссылок:


1. Подстрочные ссылки.

В тексте, после цитаты, заключённой в кавычки, над строкой ставится цифра или звёздочка. На той же странице внизу под последней строкой текста проводится черта длиной 2 см., под ней повторяется цифра или звёздочка, а затем дается библиографическое описание цитируемого издания по схеме:

Фамилия И.О. автора ( в том числе, второго и третьего). Основное заглавие. -Место издания, Год издания. - Номер страницы, где находится цитата.

______

Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.,1997.-С.139.

2. Затекстовые ссылки.

Оформляются с помощью круглых (или квадратных) скобок. В скобках после цитаты ставится арабская цифра, которая указывает порядковый номер источника цитаты в библиографическом списке, а через запятую указывается страница: (1,с.15) или (1,15).

3. Внутритекстовые ссылки.

В скобках после цитаты указывается автор работы, через запятую – год издания, а затем – номер страницы: (Шамова Т.И., 2001,с.321). Такой способ применяется, если библиографический список не пронумерован.

Какой из этих вариантов выбрать – вопрос личного предпочтения, однако ссылки на литературу необходимы.

Одна из важнейших научных традиций — признание достижений предшественников.

Нужно учитывать, что работа с научной литературой связана с освоением нового функционального стиля речи – научного. Практический опыт работы с научной литературой  даже у старшеклассников, как правило, незначителен  и исчерпывается, чаще всего, чтением учебно-научной и научно-популярной литературы. Поэтому следующий этап УИР – написание текста УИР в научном стиле речи – для них может представлять серьезные затруднения. Последовательная работа научного руководителя (учителя) по обучению чтению научной литературы поможет снять значительную часть их.

Выводы.
Задача обобщить полученные факты и закономерности и сформулировать выводы представляет известную трудность. На этом этапе работы над текстом исследователь более всего нуждается в помощи научного руководителя.

Нужно иметь в виду, что выводы должны кратко излагать факты и закономерности, полученные в ходе исследования; в них не должно быть привнесено ни соображений, оснований для которых нет в исследовании, ни излишней риторики, призванной украсить финал. Если работа проводилась четко по задачам, поставленным для достижения цели, то выводы будут обязательно соотнесены с этими задачами, целью исследования и, разумеется, с формулировкой темы исследования.
Пример:
Выводы в работе «Аббревиатуры»:

В своей работе мы рассмотрели историю, способы образования и область употребления аббревиатур и пришли к следующим выводам:

1. Аббревиатуры возникли в Древнем Риме и Древней Греции для сбережения места и времени. В России аббревиатуры возникают и начинают активно использоваться в начале XX века в связи с коренными изменениями в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Многие аббревиатуры уже прочно вошли в наш язык и живут в нём на правах обычных слов.

2. Основная задача аббревиатур – это экономия речи и письменного текста.

3. В русском языке преобладают инициальные аббревиатуры и сложносокращенные слова.

4. Аббревиатуры используются чаще всего в научной литературе, в названиях учреждений.

5. В связи с употребительностью аббревиатур создано множество соответствующих словарей.
Составление списка используемой литературы.

При написании работы соблюдайте правила оформления библиографии. Список литературы обязательно должен быть включён  в УИР.

Напомним, что он не должен быть большим. Его «ядром» должны стать:

1)      научные работы по проблеме исследования;

2)      справочные издания: энциклопедии и словари;

3)      сборники текстов, публицистическая и художественная литература, Интернет-ресурсы и т.д.

Рассмотрим данные записи на примерах:

Статья из газеты:

Литвинова О. Радость чтения: цель простая – воспитать счастливого человека/ О. Литвинова // Учит. газ.-2005.-14 февр.-С.11.

Статья из журнала:

Чудинова Е.В.Особенности моделирования в учебной деятельности подростка/ Е.В.Чудинова // Вопр. психологии.- 2005.-№4.-С.107-117.

Книга одного автора:

Максакова В.И. Педагогическая антропология: учеб. Пособие для пед. вузов / В.И.Максакова. - М.: Академия, 2001. – 207с. – (Высшее образование).- ISBN 5-7695-0744-6.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов. Автор Великанова С. Н iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению рефератов Автор:...
Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного поиска информации, грамотного и логического изложения избранной проблемы...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов. Автор Великанова С. Н iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельных работ для студентов заочного обучения
Автор-составитель: Бабичева Т. И. преподаватель дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» гбоу спо «Пильнинский...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов. Автор Великанова С. Н iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов. Автор Великанова С. Н iconМетодические рекомендации для практикующих медицинских сестер г. Вологда 2013 год
Методические рекомендации предназначены для медицинских сестер лпу. В пособии описаны этапы организации и требования к оформлению...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов. Автор Великанова С. Н icon«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации...
Развитие творческих способностей и мыслительной деятельности студентов при самостоятельной работе

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов. Автор Великанова С. Н iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочими программами,...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов. Автор Великанова С. Н iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов. Автор Великанова С. Н iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов. Автор Великанова С. Н iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов. Автор Великанова С. Н iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа является одной из форм организации учебно-профессиональной деятельности студентов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск