Скачать 6.3 Mb.
|
Содержание АОП для детей с ОВЗ (ЗПР)
Пояснительная записка. Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития— это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы основного общего образования. Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:
Адаптированная программа на ступени основного общего образования сформирована для контингента детей с задержкой психического развития, учащихся в учреждении. Всё большее число ребят относят к группе риска - проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, поведении. Повышенная уязвимость детей из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения. Цель программы :обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации. Задачи программы: - своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития; - определять особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития; -определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; - создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой психического развития основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении; - осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; - оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития. Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ так и специфические. К общим потребностям относятся: выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; раннее получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования характерны следующие специфические образовательные потребности: увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования; наглядно-действенный характер содержания образования; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого; специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации; Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с задержкой психического развития выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с задержкой психического развития в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе. Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы: -реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом ученика; -наличие оборудования, учебных пособий, методик соответствующих типологии отклоняющего развитие детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности; -учет особенностей развития каждого ребенка; -предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций; -создание условий по охране и укреплению здоровья детей; -формирование мотивационной готовности к обучению; -развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь); -развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия; -совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы; -коррекция детско-родительских отношений; Кадровое обеспечение программы: - учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам психолого-педагогических основ коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР; - учитель – логопед; - педагог-психолог; - социальный педагог Адаптированная образовательная программа позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с задержкой психического развития стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться. К числу основных условий необходимых для повышения эффективности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития относятся: - введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье; - интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы; - разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных); - объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с задержкой психического развития; - расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям; - развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-медицинские работники. Практическая работа по реализации адаптированной образовательной программы предполагает: повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности психологов, педагогов, родителей; разработку новых педагогических технологий, учитывающих особенности детей с задержкой психического развития; координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения. Программа позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трёх подходов: - нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей; - комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребёнке; - междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределённую деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка, отражающую, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству). Структура и содержание программы:
Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения. Диагностико-консультативный модуль подразумевает составление программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативная деятельность. Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями,своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ЗПР, способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся. Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям. Характеристика контингента учащихся с задержкой психического развития. Особенности детей с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса учреждения: - Снижение работоспособности; - повышенная истощаемость; - неустойчивость внимания; -более низкий уровень развития восприятия; -недостаточная продуктивность произвольной памяти; - отставание в развитии всех форм мышления; - дефекты звукопроизношения; - своеобразное поведение; - бедный словарный запас; - низкий навык самоконтроля; - незрелость эмоционально-волевой сферы; - ограниченный запас общих сведений и представлений; - слабая техника чтения; - трудности в счете, в решении задач. Рекомендуемые условия обучения и воспитания: - соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребенка, уровню его когнитивной сферы, уровню подготовленности т.е. уже усвоенным знаниям и навыкам; - целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию); - сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем; - индивидуальная дозированная помощь ученику; - развитие у ребенка чувствительности к помощи, способность воспринимать и принимать помощь; - малая наполняемость класса (10-12 чел); - щадящий режим, соблюдение гигиенических и валеологических требований - специальная подготовка педагога; -создание у ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта; - поддержка ученика учителями школы. 3. Концептуальный модуль. В адаптированной образовательной программе медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. В основе сопровождения лежит единство четырёх функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях её решения; консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребёнка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»); непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения. Основная цель сопровождения- оказание помощи в решении проблем. |
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования | Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ | ||
Программа духовно нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования | Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования | ||
Планируемые результаты освоения программ учебных предметов на ступени основного общего образования 18 | Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования 12 | ||
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты усвоения учебных программ на ступени среднего общего образования | Планируемые результаты освоения образовательной программы основного общего образования | ||
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образов | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |