А. Г. Бодункова


НазваниеА. Г. Бодункова
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6

Бакалавриат

Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса


Кафедра экономики и менеджмента

А.Г. БОДУНКОВА

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

В СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ


Рабочая программа дисциплины



по направлениям подготовки

академического бакалавриата
43.03.02 Туризм
По профилю

43.03.02 Туризм



Владивосток 2015

ББК 65.050.9(2)2


Рабочая программа дисциплины «Основы менеджмента в сервисе и туризме» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки академического бакалавриата 43.03.02 «Туризм» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. №1367).

Автор-составитель: Бодункова А.Г., доцент кафедры экономики и менеджмента

Утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента 09.06.2015г., протокол №19.

Заведующий кафедрой ЭМ (разработчика) _____________________ Т.В. Терентьева
«____»_______________20__г.


Заведующий кафедрой ТГРБ (выпускающей) _____________________ Г.А. Гомилевская
«____»_______________20__г.
ВВЕДЕНИЕ

Учебная программа данной дисциплины «Основы менеджмента в сервисе и туризме» разработана на основе учебного плана по направлению подготовки академического бакалавриата 43.03.02 «Туризм» и отвечает основным задачам освоения дисциплины. Данная дисциплина относится к основной (базовой) части профессионального цикла бакалавриата.

Рынок услуг приобретает в современной экономике России всё большее значение. Он представляет собой сложную систему, основной задачей которой является удовлетворение потребностей населения в услугах. В основе рынка услуг лежит разнообразная и быстроразвивающаяся часть мирового хозяйства – сфера услуг. Социально-культурному сервису и туризму принадлежит в этой сфере особая роль. В условиях рыночной экономики и, особенно, экономики, основанной на знаниях, успешная деятельность предприятий сферы сервиса и туризма требует от менеджмента этих предприятий глубокого знания теории и практики управления, понимания особенностей эффективного управления персоналом предприятий сферы услуг.

В настоящее время развитие науки и практики менеджмента определяется следующими факторами и тенденциями:

  • нарастание глобальной конкуренции в самых разных сферах деятельности, в том числе в сфере социально-культурного сервиса и туризма;

  • резкое увеличение скорости коммуникаций и соответственно принятия управленческих решений, обусловленное широким распространением информационных технологий;

  • повышением конкурентоспособности малых и средних предприятий, благодаря их способности быстро и гибко реагировать на изменения окружающей среды;

  • распространение практики аутсорсинга (передачи отдельных функций управления специализированным компаниям) и автоматизация всех бизнес-процессов;

  • повышение роли «человеческого фактора», интерес к творчески мыслящим сотрудникам, инноваторам, способным предложить продукт-новинку, стремление привлечь в компанию и удержать талантливых сотрудников;

  • большая часть стоимости компании в условиях экономики, основанной на знания, создаётся с помощью нематериальных активов и интеллектуального капитала;

  • преобладание межфункциональной деятельности менеджера, требует сотрудничества, стирающего организационные границы внутри компании, создания сетевых структур, участия в сообществах профессионалов, что даст возможность менеджменту компании наращивать её человеческий, социальный, интеллектуальный капитал и укреплять имидж социально-ответственного бизнеса;

  • самым успешным бизнесом может быть лишь в том случае, если он не просто удовлетворяет потребности своих клиентов, но предвосхищает эти потребности.

Управление современным сервисным предприятием требует от менеджеров особых навыков и приёмов, которые они должны постоянно совершенствовать, обучаясь всё новым и новым направлениям, сосредотачивая свои усилия как на собственном профессиональном росте и личностном развитии, так и на развитии своих сотрудников.

Современное бизнес-образование направлено на научение чему-то, упор в нём делается на созидание, развиваются способности воображения, создания результата. В бизнес-образовании взгляд в основном ориентирован в будущее. Студенты учатся ставить цели, искать пути движения к ним, предвидеть возможные последствия своих решений и действий.

Значительный объём практических занятий, проводимых на основе активных методов обучения, направлен на развитие компетенций менеджера и творческих организаторских способностей будущих специалистов по формированию эффективной команды, умения работать в малых гpyппax.

При обучении менеджменту большое значение имеет внеаудиторная работа студента. Эта форма обучения включает широкий набор различных видов работы: изучение литературы, выполнение упражнений, разработку интеллектуальных карт, подготовку групповых устных и PowerPoint презентаций, анализ конкретных ситуаций. В качестве основных форм и методов компетентностного интерактивного обучения используются метод анализа конкретных ситуаций, аналитические обсуждения, дискуссии, презентации, разработка интеллектуальных карт.

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Целями дисциплины «Основы менеджмента в сервисе и туризме» являются:

  • обучение теоретическим основам управления социально-экономической системой, сущности, принципам, законам и способам организации управленческой деятельности, нацеленной на предпринимательский успех;

  • формирование менеджерских и профессиональных компетенций– личностных качеств и способностей, а также профессиональных компетенций, знаний и навыков, необходимых для эффективного управления сервисным и туристским предприятием с учётом влияния различных внутренних и внешних факторов.

В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

  • приобретение студентами знаний о сущности менеджмента, его истории, основных подходах и принципах управления, методах принятия управленческих решений, тенденциях и особенностях развития менеджмента в современных условиях;

  • изучение студентами особенностей управленческой деятельности на предприятии сферы услуг, её содержания в условиях рыночных отношений и экономики, основанной на знаниях;

  • выработка у студентов умения анализировать и диагностировать конкретные ситуации, ставить цели, задачи; находить методы их решения, используя глубокие знания теории и практики управления в сочетании с творческим подходом и методами креативного менеджмента, направленными на эффективное использование потенциала сотрудников сервисных предприятий;

  • приобретение студентами практических навыков выбора оптимальных технологий менеджмента при выходе российских сервисных предприятий (турфирм, гостиничных цепей и т.п.) на международный рынок;

  • развитие у студентов навыков творческого использования приобретенных знаний, умений и навыков при изучении других учебных курсов и дисциплин специальности.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП

(связь с другими дисциплинами)

ООП

Форма обучения

Блок

Трудоемкость

(З.Е.)

Форма промежуточного контроля

43.03.02 Туризм

ОФО, ЗФО

Б.3/ Базовая часть

2

З


Дисциплина «Основы менеджмента в сервисе и туризме» занимает важное место в ряду дисциплин управленческого цикла и неразрывно связана со следующими дисциплинами:

  • «Сервисология»,

  • «Организация и планирование деятельности предприятий сервиса»,

  • «Туристский и гостинично-ресторанный маркетинг»,

  • «Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме»,

  • «Деловые коммуникации в сервисе»,

  • «Правовое обеспечение сервиса и туризма» и др.

Приобретённые в ходе изучения данной дисциплины компетенции необходимы для изучения таких дисциплин как:

  • «Инновации в сервисе и туризме»,

  • «Туристско- рекреационное проектирование»,

  • «Бизнес-планирование в туризме и индустрии гостеприимства» и др.,

а также при прохождении студентами производственной практики на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма и при подготовке выпускной квалификационной работы.
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной

дисциплины

Таблица 1 - Формируемые компетенции

Название ООП

Блок

Компетенции

Знания/ умения/ владения (ЗУВ)

43.03.02

Туризм.

Б.3

ОК-6

Способность работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться

Знания:

основ управления персоналом туристского предприятия







Владения:

основными коммуникативными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере

Б.3

ОК-7

Готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии

Владения:

основными коммуникативными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере

Б.3

ПК-7

Способность к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии

Владения:

основными коммуникативными методами и приемами делового общения в профессиональной сфере

Б.3

ПК-8

Способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской

Знания:

видов управленческих решений и методов их разработки

функции менеджмента, формы управления предприятиями туристской индустрии

Умения:

принимать управленческие решения на основе документированной информации


1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Дисциплина «Основы менеджмента в сервисе и туризме» изучается студентами III курса направленя 43.03.02 Туризм в 6 семестре, продолжительность курса – 17 недель.

Общая трудоемкость дисциплины «Основы менеджмента в сервисе и туризме» составляет 2 зачётных единицы и 72 часа. Из них для студентов ОФО: 34 часа - аудиторная работа, 38 часов - самостоятельная работа студентов; для студентов ЗФО: 10 часов - аудиторная работа, 62 часа - самостоятельная работа.

Удельный вес занятий для студентов ОФО, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 50% от 34 аудиторных часов (т.е. не менее 17 часов, отведённых на аудиторные занятия) (см. Задания и интерактивные формы обучения. Командная работа).

Промежуточная аттестация по курсу – зачёт.

Программой дисциплины «Основы менеджмента в сервисе и туризме» предусмотрено чтение лекций и проведение практических занятий, на которых студенческим командам предстоит защищать проекты (устная и PowerPoint презентация), требующие принятия управленческих решений в области планирования и организации деятельности предприятия социально-культурного сервиса и туризма, анализировать конкретные ситуации (case studies), а также выполнять письменные задания, в том числе в форме теста.

Самостоятельная работа студентов (СРС) занимает важное место среди организационных форм, причем характер заданий направлен на учёт профессиональной направленности, интересов и желаний студентов. Индивидуализация заданий повышает заинтересованность студентов, и в то же время создаёт потенциал из разных знаний по одной теме, что необходимо для более активного её обсуждения на аудиторных занятиях.

1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Изучение дисциплины «Основы менеджмента в сервисе и туризме» завершается зачётом, который проводится в форме компьютерного тестирования.

Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний.

Фонд оценочных средств по дисциплине включает:

  • презентации результатов анализа кейсов (ситуаций) и групповых проектов;

  • педагогические тесты (текущие тесты по темам курса и промежуточная аттестация по дисциплине).

Текущая аттестации знаний студентов очной формы обучения проводится в ходе регулярной проверки выполнения ими домашних заданий к практически занятиям, устных и PowerPoint презентаций, обсуждения конкретных ситуаций и выступлений на практических занятиях, выполнения тестовых заданий и письменного тестирования по основным темам дисциплины.

Промежуточная аттестация проводится в форме компьютерного тестирования по основным темам дисциплины.

Обязательным условием допуска студента к промежуточной аттестации (тесту) является его активная работа на лекционных и практических занятиях, выполнение всех аудиторных и внеаудиторных индивидуальных и групповых заданий, в том числе, заданий для СРС, а также групповых проектов.

Оценка по дисциплине формируется на основе результатов текущей и промежуточной аттестаций.

Студент, набравший по сумме результатов текущей и промежуточной аттестаций 61 и более баллов, получает 2 зачётных единицы и оценку, выставляемую в баллах (от 61 до 100).

Контроль знаний студентов заочной формы обучения проводится в форме компьютерного тестирования.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций

Тема 1. (2 часа) Рыночная экономика и менеджмент

Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием сферы сервиса и туризма. Виды и функции менеджмента. Характеристика общих функций менеджмента. Понятие и классификация методов менеджмента. Регламентирующие методы управления: организационные и административные. Стимулирующие методы управления: экономические и социально-психологические. Основные характеристики американского менеджмента. Особенности японского менеджмента.
  1   2   3   4   5   6

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск