Скачать 0.69 Mb.
|
Тема: Развиваем читательские умения 1. Введение Школа есть тот общественный институт, который призван привить подрастающему поколению любовь и уважение к книге, желание и умение читать. К сожалению, уже в начальных классах констатируется факт, что дети стали читать меньше. Среди объективных причин можно назвать такие, как: - увеличение удельной массы творческих учебных заданий взамен репродуктивных, что усложняет умственную работу, увеличивает затраты времени и сил ученика; - усложнение содержания образования за счет усиления теоретического его компонента; - резкое увеличение объема информации: несформированность познавательных интересов, информационная «всеядность», отсутствие избирательного подхода к информации - все это характерно для младшего школьника. Снижение качества здоровья детей приводит к срабатыванию защитных механизмов и торможению. Стоит ли упрекать ребенка в том, что лишний раз взять в руки книгу он не в состоянии? Ведь, несмотря на художественную и познавательную притягательность книги как источника знаний для младшего школьника, не стоит упускать из виду, что чтение для него – непростой труд, особенно если навык чтения пока сформирован недостаточно. Кроме этого недостаточно внимания уделяется сегодня знакомству детей с книгами, выходящими за рамки школьного урока: исключен из программы час внеклассного чтения, не предусмотрено коллективное посещение библиотек. Вместе с тем школьники все чаще и чаще ощущают потребность обращаться к справочникам, энциклопедиям, словарям, использовать научно-популярную литературу. Поэтому в стенах школы необходимо развивать у детей читательские умения. Развить в ребенке читательские умения значит не только привить любовь к чтению, но и сформировать информационные вкусы, интересы, потребности, приемы рациональной (эффективной по способам и экономной по времени) работы с книгой и информацией в широком смысле, т.е. информационную культуру. Информационная культура предполагает мотивационную и операционную готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической. 2. Мотивационная готовность О мотивационной готовности можно говорить тогда, когда ученик проявляет интерес к самостоятельной работе с литературными и другими источниками. Это будет возможным при соблюдении ряда условий:
2.1. Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся Вкус к самостоятельной работе с художественной литературой и литературой познавательного характера появляется у школьников в том случае, если инициатива по поиску книг как источника информации принадлежит им самим, а работа по изучению литературных источников умело стимулируется и поощряется учителем. Это может осуществляться через создание проблемной ситуации, когда для ответа на вопрос у детей нет достаточных знаний и нет однозначного ответа. Нет необходимости целенаправленно отсылать детей к книге как единственному источнику информации. Возможно, поиск информации школьники начнут с вопросов к родителям, старшим братьям и сестрам (с познавательного общения). Но в итоге практически каждая семья обратится к книгам (текстам в домашней или общественной библиотеке) и к Интернету (электронным материалам). Чтобы в условиях развития компьютерных технологий дети не потеряли интереса к книге, вряд ли следует противопоставлять компьютер и книгу с точки зрения их информационной ценности. Они могут и должны дополнять друг друга. Уровень мотивации самостоятельной информационно-поисковой деятельности детей на уроке и за его пределами значительно зависит от степени заинтересованности школьников проблемой исследования. Для организации настоящих детских исследований учителю важно научиться задавать школьникам такие вопросы, которые заставят их размышлять и отстаивать определенную точку зрения, разбудят воображение, творчество, интеллектуальную активность. Еще полезнее – научить детей задавать такие вопросы друг другу и самим себе, делая всех участников беседы инициаторами познавательного поиска. Главное требование к вопросам, составляющим основу проблемной ситуации: они должны быть сформулированы в доступной и интересной детям форме. Необходимо помнить, что:
Объем такой работы может измеряться минутами (в рамках урока), например, при ответах на вопросы «Какой способ вычислений при сложении двузначных чисел самый удобный?» или «Как не спутать чайку с бакланом?», а может измеряться днями, неделями (в случае переноса информационного поиска во внеурочную познавательно-поисковую деятельность): «Могли ли дети помочь взрослым во время Великой Отечественной войны?», «Какие тайны хранят камни?», «Что значит быть свободным человеком?». Последний вариант длительности информационного поиска более предпочтителен, так как предполагает проявление ребенком собственной познавательной активности в свободное от учебы время. 2.2. Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации Любое принуждение в организации информационного поиска способно принести процессу формирования познавательных интересов, вкусов, потребностей младшего школьника больше вреда, чем пользы. Добровольность в использовании разных источников информации для поиска ответа на заинтересовавший школьника вопрос заключается: а) в свободе их выбора; б) в проявлении собственной инициативы ученика по определению видов используемых информационных ресурсов. Важно сформулировать проблемный вопрос так, чтобы он оказался интересен каждому ученику в классе, вне зависимости от уровня общего и интеллектуального развития ребенка. Интересно сформулированный вопрос и короткий диспут вокруг этого вопроса подталкивают школьников к использованию дополнительной литературы. 2.3. Доступность информационных ресурсов Литературные источники следует разделить на две группы по степени их доступности для младших школьников: а) учебная литература (учебники, рабочие тетради); б) дополнительные литературные источники (книги, соответствующие возрастным возможностям детей 7-10 лет: словари и энциклопедии, научно-популярная и художественная детская литература). Учебники и рабочие тетради есть у всех учащихся. Дополнительная литература в достаточном (для удовлетворения разнообразных познавательных интересов школьника) объеме имеется в домашней библиотеке лишь у небольшой части детей. Наиболее типичная картина для семейной детской библиотеки – отсутствие какой-либо системы в ее комплектации. Бедная коллекция книг не дает возможности ребенку найти какую-либо информацию оперативно (когда все необходимые тексты, что называется, под рукой). Доступность библиотечного фонда также ограничена. Для большей доступности познавательной литературы для каждого конкретного ученика необходимо создание в начальной школе комплекса условий для работы с детской книгой. В него могут быть включены: а) «Библиотечные уроки» - приучение детей к посещению и регулярному использованию школьной библиотеки и развитие библиографических умений младших школьников; б) «Классная библиотека» - развитие сети временных классных библиотек, где каждый ученик сдает в класс на условленное время (например, на год) 1-2 книги: энциклопедии, словари, справочники, детские научно-популярные издания типа «Все обо всем». Такая библиотека может использоваться в рамках учебного процесса и за его пределами: книги могут выдаваться на дом детьми-«библиотекарями». Классная библиотека может периодически пополняться и обновляться по решению родительского комитета и в связи с возникающими новыми образовательными задачами; в) «Библиотека на неделю» - создание тематических классных библиотек по актуальным проблемам, изучаемым школьниками в конкретный период; г) «Домашняя библиотека» - упорядочение, совершенствование, пополнение личных библиотек школьников на основе обмена семейным опытом и анализа ассортимента книжных магазинов. Перечисленный комплекс условий делает доступной познавательную литературу для тех детей, у которых ее нет дома, насыщает и разнообразит предлагаемый детям информационный фонд, стимулирует книгообмен в детской среде, позволяет повысить оперативность работы школьников с текстовой информацией, повышает престиж книги в глазах юных читателей. 2.4. Наличие времени для самостоятельной работы учащихся с источниками информации Практически на любом уроке нет достаточного времени для самостоятельной (индивидуальной, дифференцированной) работы детей с книгой. Время ищем в процессе систематического обучения младших школьников рациональным приемам информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности. Пример 1. Информационный поиск. За одну минуту найти в детской энциклопедии как можно больше текстов из предложенного учителем списка. Положить закладки. Цель упражнения - увеличить скорость ориентировки в незнакомой книге. Пример 2. Анализ соответствия содержания источников информационному запросу. Требуется найти информацию по определенной теме. Источников (книг) больше, чем требуется. Из них часть текстов имеет лишь отдаленное отношение к исследуемой проблеме. Другая часть позволяет дать точный ответ на поставленный вопрос. С источниками информации работают три группы учащихся в разное время - по 5 минут каждая группа. Их выбор источников различен. По окончании работы коллективно определяется группа-победитель, которой удалось за короткое время наиболее точно выполнить задание. Пример 3. На уроке возникает проблемный вопрос. Для поиска ответа на этот вопрос класс делится на группы. Школьники обращаются за помощью: 1 группа - к учебнику, 2 группа - к подборке книг, 3 группа - к присутствующему на уроке взрослому консультанту (может быть, родителю, специалисту в какой-либо профессии), 4 группа - к газетам и журналам, 5 группа - к компьютеру с диском по теме исследования (при наличии этих возможностей прямо в классе). Задание-соревнование: найти информацию как можно быстрее. Оценивается и качество найденной информации. Суть всех упражнений, выполняемых в рамках урока, одна: учить работать с конкретными информационными источниками в максимально скоростном режиме. При таком подходе упражнения не занимают много времени. У детей формируется интерес и умения выполнять различные процедуры информационной деятельности. Далее большая часть такого рода упражнений выносится за рамки урока, в самостоятельную дополнительную работу детей с разными источниками информации (исключительно на добровольной основе, но при постоянной поддержке этого процесса со стороны учителя). На уроке же постоянно происходит реализация обратной связи озвучивание и показ результатов информационно-поисковой работы, выполненной школьниками самостоятельно. 3. Операционная готовность 3.1. Классификация содержания операционного компонента информационной культуры по способам работы с информацией и используемым информационным источникам (книга, текст) Известно: если ученик не владеет навыками познавательных операций настолько, что способен применять их по собственному желанию, то проявления познавательной инициативы, а значит, и качественного познавательного процесса не будет. Без способов деятельности нет результата; нет результата – умирает интерес, а с ним – мотив. Поэтому так важно развивать информационные и библиографические умения младших школьников. К таким умениям относятся:
Таблица 1
3.2. Условия развития информационных и библиографических умений Успешно данные умения могут развиваться при соблюдении условий:
Этапы в повышении качества взаимодействия младшего школьника с информационной средой определяет учитель. Выстраивая на междисциплинарной основе технологические цепочки обучения детей приемам наблюдений, элементам техники общения, работе с книгой и с медиаресурсами, учитель: - определяет время и место, частоту проведения соответствующих упражнений; - пошагово (поэтапно) планирует наращивание объема, форм, результативности использования детьми разных источников информации; - ведет мониторинг качества самостоятельной информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности учащихся. Качественный рост в использовании школьниками определенного вида информационных ресурсов (к примеру, словарей) проявляется: - в увеличивающейся частоте выбора детьми этого вида источников для выполнения информационно-поисковой деятельности; - в увеличении количества учащихся конкретного класса, добровольно и охотно использующих данные информационные источники; - в количественном и качественном росте найденной и логически обработанной школьниками информации (от отдельных устных сообщений по изучаемой теме до проведения широких дискуссий, оформления альбомов, газет, рукописных книг). Важно отслеживать динамику развития информационных умений школьников. Мониторинг может быть построен учителем на основании следующих таблиц:
Таблица 2 Направления, уровни и критерии оценки сформированное операционного компонента информационной культуры младших школьников
Не может и не должно быть жесткой регламентации (стандартизации) процесса освоения детьми умений информационной деятельности. Темп, объем, формы работы с разными источниками информации в значительной степени зависят от состава детей в классе. Большая часть такой работы нацелена на развитие познавательной самостоятельности каждого школьника, а это значит, что ведется она учителем преимущественно в групповой или индивидуальной форме, что само по себе предполагает неравномерность усвоения детьми новых приемов действий с источниками текстовой, графической, звуковой, видеоинформации. При этом только учитель в состоянии и вправе оценить силы и возможности своих воспитанников. Только учитель способен учесть индивидуальные особенности школьников, предлагая им воспользоваться теми или иными информационными источниками. Очень важно систематически наблюдать за ходом и результативностью познавательного процесса, чтобы максимально оперативно реагировать на индивидуальные проблемы детей в усвоении способов работы с информацией. Поэтому планирование учителем работы по формированию информационных умений младших школьников должно быть гибким. 3.3. Спецкурс «Библиотечные уроки» Курс «Библиотечные уроки» был разработан в рамках эксперимента и апробирован в гимназии г. Мурманска (Соколова Т.Е.). Данный курс может быть переработан педагогом с учетом условий образовательного учреждения, возможностей учащихся и включаться в образовательный процесс как дополнение к основному курсу «Литературное чтение» либо реализовываться через направление «Внеучебная деятельность» как факультатив, спецкурс и т.д. Указанный спецкурс включает в себя темы наиболее актуальные и незаслуженно забытые в начальном звене: - создание опыта адекватного поведения в читальном зале библиотеки (выбор детьми и длительное чтение книг по собственному вкусу); - знакомство с библиотечными читательскими ориентирами: стеллажами, справочными стендами, указателями, каталогами и пр.; - обучение правильному формулированию информационного запроса; - опыт экономии сил и времени школьника в процессе информационного поиска на основе рациональных приемов работы с книгой; - стратегия поведения ученика при встрече с новым понятием в тексте. На библиотечных уроках учителя учили детей использованию индивидуальных особенностей памяти и различных способов кодирования для рационального запоминания и хранения информации. Количество уроков в спецкурсе - 14. Цель занятий: формирование библиографических умений (подбор литературы по заданной теме; использование словарей, справочников, энциклопедий; сужение круга поиска информации рациональными приемами и пр.). Время проведения для каждого класса - любые две четверти (по графику, с учетом загруженности библиотеки). Условия реализации спецкурса:
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА «БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ СПЕЦКУРСА «БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ» (2-4 классы) Первому занятию предшествует подбор учителем специального фонда библиотечных книг. Далее – проведение в библиотеке первого занятия (в счет урока чтения). Время занятий согласовывается заранее с библиотекарем. Занятие 1 (Проводится в помещении библиотеки с заранее подготовленными условиями: обеспечением нужного количества посадочных мест, с определением и предварительным размещением специального фонда книг.) |
При этом грамматические навыки и умения, занимают ведущее место в процессе ее формирования. Бесспорно, коммуникация возможна лишь... | |||
Компетенция ― способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности | Во время прохождения практики студент показал знания и умения, освоенные по профессиональным модулям | ||
Формирование умения узнавать, составлять и записывать числовые выражения, упрощать их | Цель: Совершенствовать речевые навыки и умения учащихся, активизировать речевую деятельность | ||
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для | Сформировать умения при приготовлении открытых бутербродов с соблюдением правил Т. Б. и санитарии | ||
Приобретаемые навыки и умения: уметь распознавать организационно-правовые формы организаций | В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |