Развиваем читательские умения


НазваниеРазвиваем читательские умения
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5
Тема: Развиваем читательские умения
1. Введение

Школа есть тот общественный институт, который призван привить подрастающему поколению любовь и уважение к книге, желание и умение читать. К сожалению, уже в начальных классах констатируется факт, что дети стали читать меньше. Среди объективных причин можно назвать такие, как:

- увеличение удельной массы творческих учебных заданий взамен репродуктивных, что усложняет умственную работу, увеличивает затраты времени и сил ученика;

- усложнение содержания образования за счет усиления теоретического его компонента;

- резкое увеличение объема информации: несформированность познавательных интересов, информа­ционная «всеядность», отсутствие избирательного подхода к ин­формации - все это характерно для младшего школьника.

Снижение качества здоровья детей приводит к срабатыванию защитных механизмов и торможению. Стоит ли упрекать ребен­ка в том, что лишний раз взять в руки книгу он не в состоянии? Ведь, несмотря на художественную и познавательную притяга­тельность книги как источника знаний для младшего школьни­ка, не стоит упускать из виду, что чтение для него – непростой труд, особенно если навык чтения пока сформирован недоста­точно.

Кроме этого недостаточно внимания уделяется сегодня знакомству детей с книгами, выходящими за рамки школьного урока: исключен из программы час внекласс­ного чтения, не предусмотрено коллективное посещение биб­лиотек.

Вместе с тем школьники все чаще и чаще ощущают потреб­ность обращаться к справочникам, энциклопедиям, словарям, использовать научно-популярную литературу. Поэтому в стенах школы необходимо развивать у детей читательские умения.

Развить в ребенке читательские умения значит не только привить любовь к чтению, но и сформировать информационные вкусы, интересы, потребности, приемы рациональной (эффективной по способам и экономной по времени) работы с книгой и информацией в широком смысле, т.е. информационную культуру. Информационная культура предпо­лагает мотивационную и операционную готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: тексто­вой, звуковой, графической.

2. Мотивационная готовность

О мотивационной готовности можно говорить тогда, когда ученик проявляет интерес к самостоятельной работе с литературными и другими источниками. Это будет возможным при соблюдении ряда условий:

  • Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся:

  • Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации;

  • Доступность информационных ресурсов;

  • Наличие времени для самостоятельной работы учащихся с источниками информации.

2.1. Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся

Вкус к самостоятельной работе с художественной литературой и литературой познавательного характера появляется у школьников в том случае, если инициатива по поиску книг как источника информации принадлежит им самим, а работа по изучению литературных источников умело стимулируется и поощряется учителем. Это может осуществляться через создание проблемной ситуации, когда для ответа на вопрос у детей нет достаточных знаний и нет однозначного ответа. Нет необходимости целенаправленно отсылать детей к книге как един­ственному источнику информации. Возможно, поиск инфор­мации школьники начнут с вопросов к родителям, старшим братьям и сестрам (с познавательного общения). Но в итоге практически каждая семья обратится к книгам (текстам в домашней или общественной библиотеке) и к Интернету (электронным материалам). Чтобы в условиях разви­тия компьютерных технологий дети не потеряли интереса к книге, вряд ли следует противопоставлять компьютер и кни­гу с точки зрения их информационной ценности. Они могут и должны дополнять друг друга.

Уровень мотивации самостоятельной информационно-по­исковой деятельности детей на уроке и за его пределами зна­чительно зависит от степени заинтересованности школьников проблемой исследования. Для организации настоящих детских исследований учителю важно научиться задавать школьникам такие вопросы, которые заставят их размышлять и отстаивать определенную точку зрения, разбудят воображение, творчест­во, интеллектуальную активность. Еще полезнее – научить де­тей задавать такие вопросы друг другу и самим себе, делая всех участников беседы инициаторами познавательного поиска. Главное требование к вопросам, составляющим основу проблемной ситуации: они должны быть сформулированы в доступной и интересной детям форме.

Необходимо помнить, что:

  • Хороший проблемный вопрос, инициирующий деятель­ность исследовательского характера, не предполагает од­нозначного ответа: «да-нет», «белое-черное», а требует рассуждений («Почему облака не падают на землю?»).

  • Ответ на этот вопрос чаще всего не может быть найден в книгах в полном объеме («Каких растений больше в на­шем школьном дворе?»).

  • В итоге информационного поиска могут быть обнаружены разные точки зрения на одну проблему («Вода - наш друг или враг?»).

  • В итоге информационного поиска могут быть найдены сведения, дающие почву для самостоятельных размышлений школьника по исследуемой проблеме («Почему у раз­ных видов птиц в гнезде разное количество яиц?»).

  • При ответе на проблемный вопрос от школьника требует­ся не просто поиск информации (в книгах или других ис­точниках), а ее накопление, анализ, сопоставление фраг­ментов информации, их оценка, выработка собственной точки зрения по поводу содержания информации, структурирование значимой информации, представление итоговых результа­тов и выводов.

Объем такой работы может измеряться минутами (в рамках урока), например, при ответах на вопросы «Какой способ вы­числений при сложении двузначных чисел самый удобный?» или «Как не спутать чайку с бакланом?», а может измеряться днями, неделями (в случае переноса информационного поиска во внеурочную познавательно-поисковую деятельность): «Могли ли дети помочь взрослым во время Великой Отечест­венной войны?», «Какие тайны хранят камни?», «Что значит быть свободным человеком?». Последний вариант длительности информационного поис­ка более предпочтителен, так как предполагает проявление ре­бенком собственной познавательной активности в свободное от учебы время.

2.2. Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации

Любое принуждение в организации информационного по­иска способно принести процессу формирования познаватель­ных интересов, вкусов, потребностей младшего школьника больше вреда, чем пользы. Добровольность в использовании разных источников ин­формации для поиска ответа на заинтересовавший школьника вопрос заключается: а) в свободе их выбора; б) в проявлении собственной инициативы ученика по определению видов ис­пользуемых информационных ресурсов.

Важно сформулировать проблемный вопрос так, чтобы он оказался интересен каждо­му ученику в классе, вне зависимости от уровня общего и ин­теллектуального развития ребенка. Интересно сформулированный вопрос и ко­роткий диспут вокруг этого вопроса подталкивают школьников к использованию дополнительной литературы.

2.3. Доступность информационных ресурсов

Литературные источники следует разделить на две группы по степени их доступности для младших школь­ников:

а) учебная литература (учебники, рабочие тетради);

б) дополнительные литературные источники (книги, соот­ветствующие возрастным возможностям детей 7-10 лет: словари и энциклопедии, научно-популярная и художественная детская литература).

Учебники и рабочие тетради есть у всех учащихся.

Дополнительная литература в достаточном (для удовлетво­рения разнообразных познавательных интересов школьника) объеме имеется в домашней библиотеке лишь у небольшой части детей. Наиболее типичная картина для семейной детской библиотеки – отсутствие какой-либо системы в ее комплектации. Бедная коллекция книг не дает возможности ребенку найти какую-либо информацию оперативно (когда все необходимые тексты, что называется, под рукой). Доступность библиотечного фонда также ограничена.

Для большей доступности познавательной литера­туры для каждого конкретного ученика необходимо создание в начальной школе комплекса условий для рабо­ты с детской книгой. В него могут быть включены:

а) «Библиотечные уроки» - приучение детей к посещению и регулярному использованию школьной библиотеки и развитие библиографических умений младших школьников;

б) «Классная библиотека» - развитие сети временных классных библиотек, где каждый ученик сдает в класс на условленное время (например, на год) 1-2 книги: энциклопедии, словари, справочники, детские научно-популярные издания типа «Все обо всем». Такая библиотека может использоваться в рамках учебного процесса и за его пределами: книги могут выдаваться на дом детьми-«библиотекарями». Классная библиотека может периодически пополняться и обновляться по решению родительского комитета и в связи с возникающими новыми образовательными задачами;

в) «Библиотека на неделю» - создание тематических классных библиотек по актуальным проблемам, изучаемым школьниками в конкретный период;

г) «Домашняя библиотека» - упорядочение, совершенствование, пополнение личных библиотек школьников на основе обмена семейным опытом и анализа ассортимента книжных магазинов.

Перечисленный комплекс условий делает доступной поз­навательную литературу для тех детей, у которых ее нет дома, насыщает и разнообразит предлагаемый детям информаци­онный фонд, стимулирует книгообмен в детской среде, поз­воляет повысить оперативность работы школьников с тексто­вой информацией, повышает престиж книги в глазах юных читателей.

2.4. Наличие времени для самостоятельной работы учащихся с источниками информации

Практически на любом уроке нет достаточного времени для самостоятельной (индивидуальной, дифференцированной) работы детей с книгой. Время ищем в процессе систематического обучения млад­ших школьников рациональным приемам информационно-по­исковой и информационно-аналитической деятельности.

Пример 1. Информационный поиск.

За одну минуту найти в детской энциклопедии как можно больше текстов из предло­женного учителем списка. Положить закладки. Цель упражне­ния - увеличить скорость ориентировки в незнакомой книге.

Пример 2. Анализ соответствия содержания источников информационному запросу.

Требуется найти информацию по определенной теме. Источников (книг) больше, чем требуется. Из них часть текстов имеет лишь отдаленное отношение к ис­следуемой проблеме. Другая часть позволяет дать точный от­вет на поставленный вопрос. С источниками информации ра­ботают три группы учащихся в разное время - по 5 минут каждая группа. Их выбор источников различен. По окончании работы коллективно определяется группа-победитель, которой удалось за короткое время наиболее точно выполнить задание.

Пример 3. На уроке возникает проблемный вопрос. Для по­иска ответа на этот вопрос класс делится на группы. Школь­ники обращаются за помощью: 1 группа - к учебнику, 2 груп­па - к подборке книг, 3 группа - к присутствующему на уроке взрослому консультанту (может быть, родителю, специалисту в какой-либо профессии), 4 группа - к газетам и журналам, 5 группа - к компьютеру с диском по теме исследования (при наличии этих возможностей прямо в классе). Задание-сорев­нование: найти информацию как можно быстрее. Оценивается и качество найденной информации.

Суть всех упражнений, выполняемых в рамках урока, одна: учить работать с конкретными информационными источника­ми в максимально скоростном режиме. При таком подходе уп­ражнения не занимают много времени. У детей формируется интерес и умения выполнять различные процедуры информа­ционной деятельности. Далее большая часть такого рода уп­ражнений выносится за рамки урока, в самостоятельную до­полнительную работу детей с разными источниками информа­ции (исключительно на добровольной основе, но при посто­янной поддержке этого процесса со стороны учителя). На уро­ке же постоянно происходит реализация обратной связи озвучивание и показ результатов информационно-поисковой рабо­ты, выполненной школьниками самостоятельно.
3. Операционная готовность

3.1. Классификация содержания операционного компонента информационной культуры по способам работы с информацией и используемым информационным источникам

(книга, текст)

Известно: если ученик не владеет навыками познавательных операций настолько, что способен применять их по собственному желанию, то проявления познавательной инициативы, а значит, и качественного познавательного процесса не будет. Без способов деятельности нет результата; нет результата – умирает интерес, а с ним – мотив. Поэтому так важно развивать информационные и библиографические умения младших школьников. К таким умениям относятся:

  • Умения ориентироваться в учебной книге;

  • Умения работать с текстом (обращать внимание на выделения, определять основную мысль, группировать материал на главный и второстепенный);

  • Умения выполнять задания к тексту (отвечать на вопросы, использовать иллюстрации, карты, таблицы и схемы).

Таблица 1

Способы работы с информацией

Информационный

поиск

Предметно-аналитическая деятельность

Перекодировка информации

Хранение информации

Библиографический поиск.

Использование ориентировочного аппарата книги. Навыки ориентировки в тексте. Система пометок и закладок

Оценка качества найденной информации с точки зрения ее соответствия учебной задаче. Выделение главного и второстепенного в тексте, изображении. Выделение фрагментов содержания, подтверждающих главную мысль. Планирование способа вербализации знаний, полученных в ходе работы с текстом книги, компьютером

Изменение объема информации в соответствии с учебной задачей. Использование условных сокращений и графиков для удобства хранения информации

Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дискетах. Знание особенностей своей памяти и использование

Удобных мнемонических приемов для работы с информацией. Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого его использования


3.2. Условия развития информационных и библиографических умений

Успешно данные умения могут развиваться при соблюдении условий:

  • Поэтапность в развитии качества взаимодействия школь­ников с информационной средой.

  • Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности.

Этапы в повышении качества взаимодействия младшего школьника с информационной средой определяет учитель. Выстраивая на междисциплинарной основе технологические цепочки обучения детей приемам наблюдений, элементам тех­ники общения, работе с книгой и с медиаресурсами, учитель:

- определяет время и место, частоту проведения соответ­ствующих упражнений;

- пошагово (поэтапно) планирует наращивание объема, форм, результативности использования детьми разных ис­точников информации;

- ведет мониторинг качества самостоятельной информаци­онно-поисковой и информационно-аналитической дея­тельности учащихся.

Качественный рост в использовании школьниками опреде­ленного вида информационных ресурсов (к примеру, слова­рей) проявляется:

- в увеличивающейся частоте выбора детьми этого вида ис­точников для выполнения информационно-поисковой де­ятельности;

- в увеличении количества учащихся конкретного класса, добровольно и охотно использующих данные информаци­онные источники;

- в количественном и качественном росте найденной и ло­гически обработанной школьниками информации (от от­дельных устных сообщений по изучаемой теме до прове­дения широких дискуссий, оформления альбомов, газет, рукописных книг).

Важно отслеживать динамику развития ин­формационных умений школьников. Мониторинг может быть постро­ен учителем на основании следующих таблиц:

  1. «Классификация содержания операционного компонента информационной культуры учащихся по направлениям работы с информацией и используемым информацион­ным источникам» (Таблица 1);

  2. «Направления, уровни и критерии оценки сформирован­ности операционного компонента информационной куль­туры младших школьников» (Таблица 2).

Таблица 2

Направления, уровни и критерии оценки сформированное операционного компонента

информационной культуры младших школьников


Уровни

Информационный поиск

Предметно-аналитическая деятельность

Перекодировка информации

Хранение информации

Низкий

Неумение сконцентрировать внимание на объекте. Слабая техника чтения и письма. Неумение сформулировать информационный запрос.

Эгоцентрическая речь

(как препятствие для плодотвор­ного общения)

Несамостоятель­ность

в осуществлении простейших логических операций, подкрепленных наглядными опорами.

Неумение оценить адекватность источника информации запросу

Копирование устного или письменного текста, его фрагментов

Механическое

запоминание

увиденного,

услышанного,

прочитанного

Стартовый

Умение концентрировать внимание на объекте.

Признаки социализации речи. Умение получать

Информацию с помощью вопросов. Умение принимать

учебную задачу и формулировать информационный запрос. Осознанность

чтения

Элементарные умения в проведении процедуры описания наблюдаемого объекта. Умение определять тему, сюжет, главные слова текста. Способность адекватно оцени­вать выбранный источник с точки зрения его соответствия информационно­му запросу

Копирование текста, его фрагментов с выделением главного

Элементы

логического

запоминания

информации,

опыт хранения

информации

в сжатом

(устном,

письменном,

графическом)

виде

Базовый

Умение вести

целенаправленное

наблюдение.

Умение получать

Информацию на слух.

Умение пользоваться

домашней и общественной

библиотекой, книгой, текстом, компьютером

для поиска нужного источника (фрагмента)

информации

Овладение процедурой

Сравнения объектов.

Умение давать толкования, классифицировать понятия. Умение структурировать информацию, видеть ключевые слова в тексте. Способность

Оперативно и адекватно

Оценивать выбранный

источник с точки

зрения его соответствия

информационному

запросу

Сжимание информации в той же системе кодирования, использование своих слов и формулиро­вок.

Творческий опыт

сжимания информации с изменением системы кодирования

Рациональные

способы

хранения

информации

в соответствии

с особенностями своей памяти.

Наличие

привычек

эффективной

организации

труда

Опережающий

Умение инициировать

и эффективно вести

познавательную

беседу.

Способность ограничивать (сужать) круг поиска информации рациональными

приемами.

Избирательное

Отношение к источникам информации, умение объяснить свои

предпочтения

Умение использовать

информацию, поданную в прямой и косвенной

форме. Умение участвовать в дискуссии, высказывая

суждения, осознанно

пользуясь аргументами

и фактами.

Планирование способа

Вербализации знаний,

полученных в ходе

работы с текстом книги,

компьютером

Сжимание информации с изменением системы кодирования на более рациональную (с точки зрения инди­видуальных особенностей ученика)

Использование

кодированных

записей и компьютера

как средства

хранения

информации


Не может и не должно быть жесткой регламентации (стандартизации) процесса освоения детьми умений информацион­ной деятельности. Темп, объем, формы работы с разными источниками информации в значительной степени зависят от состава детей в классе.

Большая часть такой работы нацелена на развитие познава­тельной самостоятельности каждого школьника, а это значит, что ведется она учителем преимущественно в групповой или индивидуальной форме, что само по себе предполагает нерав­номерность усвоения детьми новых приемов действий с ис­точниками текстовой, графической, звуковой, видеоинформа­ции. При этом только учитель в состоянии и вправе оценить силы и возможности своих воспитанников. Только учитель способен учесть индивидуальные особенности школьников, предлагая им воспользоваться теми или иными информацион­ными источниками.

Очень важно систематически наблюдать за ходом и ре­зультативностью познавательного процесса, чтобы максимально оперативно реагировать на индивидуальные проблемы детей в усвоении способов работы с информацией. Поэтому планирование учи­телем работы по формированию информационных умений младших школьников должно быть гибким.

3.3. Спецкурс «Библиотечные уроки»

Курс «Библиотечные уроки» был разработан в рамках эксперимента и апробирован в гимназии г. Мурманска (Соколова Т.Е.). Данный курс может быть переработан педагогом с учетом условий образовательного учреждения, возможностей учащихся и включаться в образовательный процесс как дополнение к основному курсу «Литературное чтение» либо реализовываться через направление «Внеучебная деятельность» как факультатив, спецкурс и т.д.

Указанный спецкурс включает в себя темы наиболее актуальные и незаслуженно забытые в началь­ном звене:

- создание опыта адекватного поведения в читальном зале
библиотеки (выбор детьми и длительное чтение книг по
собственному вкусу);

- знакомство с библиотечными читательскими ориентирами: стеллажами, справочными стендами, указателями, каталога­ми и пр.;

- обучение правильному формулированию информационного
запроса;

- опыт экономии сил и времени школьника в процессе ин­формационного поиска на основе рациональных приемов работы с книгой;

- стратегия поведения ученика при встрече с новым поняти­ем в тексте.

На библиотечных уроках учителя учили детей использованию индивидуальных особенностей памяти и различных способов кодирования для рационального запоминания и хранения информации.

Количество уроков в спецкурсе - 14.

Цель занятий: формирование библиографических умений (подбор литературы по заданной теме; использование словарей, справочников, энциклопедий; сужение круга поиска информа­ции рациональными приемами и пр.).

Время проведения для каждого класса - любые две четверти (по графику, с учетом загруженности библиотеки).

Условия реализации спецкурса:

  • Уроки проводятся один раз в неделю на базе школьной библиотеки в рамках программы по чтению.

  • Выполнение программы по чтению достигается за счет пе­регруппировки учебного материала. Основная тема урока чтения (в соответствии с календарным планированием) ре­ализуется на библиотечных уроках в сокращенном виде (10 минут). Остальные 30 минут урока отводятся внеклас­сному чтению и целенаправленному развитию умений и навыков информационно-библиографической культуры учащихся на базе школьной библиотеки.

  • Объем и содержание каждой определенной спецкурсом подтемы варьируются учителем в зависимости от возраста детей и уровня подготовленности каждого конкретного класса. Такой подход позволяет через год вновь вернуться к каждой из предусмотренных спецкурсом тем на новом уровне сложности.

  • Материальной базой библиотечных уроков помимо основ­ных библиотечных фондов являются специально созданные силами школьной библиотеки, учителями и учащимися (родителями) резервы спецкурса «Библио­течные уроки», которые не могут использоваться в течение учебного года для других целей и учащимися других классов .

  • В рамках спецкурса желательно ведение учащимися не­сложных читательских дневников, которые являются не средством контроля, а способом фиксации полученных детьми умений.

  • Умения, полученные учениками в ходе библиотечных уро­ков, могут стать навыками только при условии их заинтере­сованного и систематического применения детьми и учите­лем на других (не библиотечных) уроках чтения и при их использовании детьми во внеурочной деятельности (в том числе в школьной и домашней библиотеках).

СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА «БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ»



Рекомендуемые подтемы уроков

Информационно-библиографические представления, знания, умения и навыки

1

Мир особой тишины

Опыт адекватного поведения в читальном зале.

Волшебные свойства тишины. Увлекательное

чтение.

(Примечание. На уроке не должно быть лишней

информации. Минимум разговоров. Максимум

самостоятельного чтения.)

2

Читательские ориентиры

Путеводители по библиотеке: справочные стенды, указатели, каталоги и пр. Увлекательное чтение. Правила заполнения библиографической карточки. Читательский дневник - адреса любимых книг. Коллективное создание мини-картотеки «Увлекательное чтение»

3

Понятие

об информационном

запросе

Ваш помощник и гид - библиотекарь. (Возможны сведения по соответствующей профориентации.) Море книг и способы ориентирования в этом море. Тематическое расположение книг в библиотеке. «Святая святых» библиотеки - стеллажи. Обучение работе у стеллажей (с закладками). Первый опыт формулирования информационного запроса. Подготовка мини-сообщений на заданную тему

4

Библиографический поиск

Знакомство с разными способами библиографического поиска при выполнении учебного задания (или в сфере собственных интересов и увлечений учащихся). Сужение круга поиска информации рациональными приемами. Опыт оценки качества найденной информации с точки зрения соответствия информационному запросу. (Индивидуальная и групповая работа.)

5

Час свободного чтения. Понятие об аннотации

Выбор учащимися книг по собственному вкусу (с использованием выставки книг, формулировки информационного запроса библиотекарю, карточек каталога и т. п.). Увлекательное чтение. Правила знакомства с новой книгой. Назначение аннотации. Составление аннотации по прочитанной книге

6

Ориентировочный аппарат книги

Экономия сил и времени в учебе - реально ли это? От чего зависит скорость информационного поиска? Правила использования ориентировочного аппарата книги. Иллюстрации, аннотации, оглавление и пр. Система закладок. Упражнения на скорость выполнения информационно-поисковых заданий

7

Увлекательное

чтение.

Закрепление

навыков

информационного

поиска

Закрепление умений, полученных

на предыдущих занятиях. Чтение по интересам

8

Встреча с новым понятием

Способы поведения при встрече с новым понятием в учебной литературе. Поиск непонятных слов, попытки их самостоятельного толкования. Виды словарей, энциклопедий. Способы работы со словарями. Отработка знания алфавита (при необходимости использование опор). Упражнения на скорость информационного поиска. Взаимные задания детей по поиску толкования и правильного орфографического написания слов. Задание на неделю: копилка «Непонятное слово», один словарь, одна энциклопедия

9

Урок-игра «Непонятное слово»

Закрепление навыков работы со словом. Коллективное изготовление стенгазеты «Непонятное слово»

10

Урок-игра «Ученый совет»

Увлекательное чтение. Игры в сжимание информации. Краткое содержание прочитанного. Закрепление умений и навыков информационного поиска в ходе игры «Ученый совет» (КСО)

11

Навыки ориентировки в тексте

Умеешь ли ты читать быстро? Что значит «просматривать текст»? Способы скорочтения. Как найти главное в тексте? Чем отличается главное от второстепенного? Выделение в тексте фрагментов содержания, подтверждающих главную мысль. Понятие о суждении и его аргументации

12

Хитрые вопросы

Развитие умений и навыков ориентировки в тексте. Использование закладок и пометок при поиске ответов на вопросы к тексту. Опыт высказывания суждений, их аргументация

13

Зачем придумана шпаргалка?

Особенности человеческой памяти. Особенности твоей памяти. Изменение объема информации с целью более прочного запоминания. Запоминание на основе ассоциаций, графических образов, рифм и пр. Способы рационального кодирования информации с помощью рисунка. Опыт составления краткого конспекта статьи. Задание-шутка: конкурс на лучшую шпаргалку к статье

14

Час читательских удовольствий

Чтение с увлечением. Шуточный конкурс шпар­галок. Конкурс читательских дневников


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ЗАНЯТИЙ СПЕЦКУРСА

«БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ»

(2-4 классы)

Первому занятию предшествует подбор учителем специального фонда библиотечных книг. Далее – проведение в библиотеке первого занятия (в счет урока чтения). Время занятий согласовывается заранее с библиотекарем.

Занятие 1

(Проводится в помещении библиотеки с заранее подготов­ленными условиями: обеспечением нужного количества поса­дочных мест, с определением и предварительным размещением специального фонда книг.)

  1   2   3   4   5

Похожие:

Развиваем читательские умения icon«Актуализация грамматического материала при интенсивной подготовке к гиа»
При этом грамматические навыки и умения, занимают ведущее место в процессе ее формирования. Бесспорно, коммуникация возможна лишь...

Развиваем читательские умения iconЗнания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины: знать

Развиваем читательские умения iconНп впо пси
Компетенция ― способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности

Развиваем читательские умения iconПример производственная характеристика
Во время прохождения практики студент показал знания и умения, освоенные по профессиональным модулям

Развиваем читательские умения iconКонспект урока по математике для 5 класса
Формирование умения узнавать, составлять и записывать числовые выражения, упрощать их

Развиваем читательские умения iconСценарий интеллектуальной речевой игры
Цель: Совершенствовать речевые навыки и умения учащихся, активизировать речевую деятельность

Развиваем читательские умения iconЛ. Б. Сысоенко рабочая программа по немецкому языку
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

Развиваем читательские умения iconКонспект урока в 5 классе «Бутерброды и их виды»
Сформировать умения при приготовлении открытых бутербродов с соблюдением правил Т. Б. и санитарии

Развиваем читательские умения iconПрактическая работа №1 Тема: «Организация и ее отраслевые особенности»
Приобретаемые навыки и умения: уметь распознавать организационно-правовые формы организаций

Развиваем читательские умения iconРосжелдор
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск