Скачать 167.89 Kb.
|
Тема: «Актуализация грамматического материала при интенсивной подготовке к ГИА» Оглавление
С модернизацией системы образования и выхода ее на европейский уровень связана новая политика государства и множество проектов в области образования, среди которых одним из важнейших является государственная итоговая аттестация (в новой форме), представляющий собой систему оценивания знаний выпускников основного общего образования, приближенную к европейским стандартам. Практическое овладение языком связано с формированием «коммуникативной компетенции», которая включает в себя социокультурные и страноведческие знания. При этом грамматические навыки и умения, занимают ведущее место в процессе ее формирования. Бесспорно, коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. В последние десятилетия наблюдается стремление к чрезмерному сокращению роли грамматики, которое привело к значительному увеличению количества ошибок в речи учащихся. Многие европейские педагоги отмечают, что образовательные и развивающие цели в обучении не бывают достигнуты в силу того, что школьники при изучении традиционных грамматик иностранного языка, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и понятий, ни целей грамматического анализа. Как показывает исторический опыт, с одной стороны, попытки отказа от какой-либо грамматики, а с другой стороны, преувеличение её роли в учебном процессе, отрицательно сказываются на результатах практического овладения языком. В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и требует к себе комплексного и системного подхода, затрагивающего все основные его стороны. Среди изучающих иностранный язык и учителей существуют различные точки зрения на необходимость системного изучения (обучения) грамматики. Представим две противоположные точки зрения. Таблица № 1 Системное изучение грамматики: за и против
При обучении иностранным языкам выделяют активный и пассивный минимум материала. Активный материал предполагает отработку для использования в продуктивных видах речевой деятельности, а пассивный служит лишь для узнавания при чтении и аудировании. Как правило, активная грамматика изучается в средней школе, а более сложные грамматические явления, отнесенные к пассивному минимуму, в старшей школе. Знать грамматику означает знать: · форму · значение · употребление · речевую функцию того или иного грамматического явления
Задачей выполнения экзаменационных текстов в разделе «Грамматика и лексика» является проверка уровня сформированности навыков экзаменуемых использовать грамматические и лексические средства в текстах с коммуникативной направленностью. Задания В3–В9 базового уровня предполагают заполнение пропусков в предложениях грамматическими формами, образованными от приведенных слов. Задания В10–В14 базового уровня предполагают заполнение пропусков в предложениях однокоренными (родственными) словами, образованными от приведенных слов.
При предъявлении того или иного грамматического материала учитель ставит своей главной целью научить детей грамматическому явлению так, чтобы у них сформировался устойчивый навык использования этого грамматического явления в различных видах речевой деятельности. Если у учащихся сформированы определенные грамматические навыки, то написание контрольных, сдача экзаменов не будет вызывать у детей больших трудностей. Выделяют четыре основных этапа работы над грамматическим материалом. I. Этап презентации грамматических явлений и создание ориентировочной основы для последующего формирования навыка. Целью этого этапа является создание ориентировочной основы для последующего формирования навыка в процессе: 1) презентации его в устной и письменной речи с целью демонстрации его коммуникативной функции; 2) ознакомления со способами образования, со значением и сферой его употребления; 3) первичного выполнения действий, включающих данное явление, по образцу без правила, либо по образцу и правилу. Форма презентации -- устная и письменная -- выбирается с учетом стадии обучения и трудности (сложности) грамматического материала. Более сложные явления целесообразно вводить в письменной форме, простые -- в устной. Ознакомление учащихся с новым грамматическим явлением имеет важное значение для правильной ориентировки в способах образования, сфере его применения и последующего правильного употребления. Характер ознакомления может быть различным: и чисто практическим, и теоретико-практическим. В первом случае (индуктивный метод, эксплицитный подход) учащиеся, знакомясь с новым грамматическим явлением в речевом образце и понимая в целом его значение из контекста (предложения), осмысливают его самостоятельно (т. е. устанавливают наиболее существенные его признаки) и затем, по аналогии с образцом, выполняют грамматические действия имитативно. Второй - теоретико-практический (дедуктивный метод, эксплицитный подход) - способ ориентировки предполагает краткое теоретическое пояснение к речевому образцу, касающееся образования и употребления данного грамматического явления в ряде случаев в сопоставлении с коррелирующими явлениями родного языка. II. Формирование речевых грамматических навыков путем их автоматизации в устной речи. Целью этого этапа является создание достаточно автоматизированных и прочных (стабильных) речевых связей между грамматической формой и ее функцией в речи. Задача этого этапа состоит в том, чтобы придать тренировке грамматических явлений речевой характер. Эти связи устанавливаются путем достаточно частого употребления тренируемого явления в однотипных речевых ситуациях, более или менее изолированно от других грамматических явлений, которыми учащиеся уже хорошо владеют и которые не вызывают у них дополнительных трудностей (и, следовательно, ошибок в речи). III. Включение речевых навыков в разные виды речи. Этот этап является продолжением второго этапа и главной целью этапа является включение навыка тренируемого грамматического явления в речевые умения монологического и диалогического говорения. VI. Развитие речевых умений. Цель заключительного этапа состоит в употреблении нового грамматического явления в течение всего процесса обучения иностранному языку, периодически возвращаться к нему, находить связь с другими грамматическими явлениями. Основным фактором, обусловливающим успех овладения грамматическими навыками, являются упражнения. Так как только в упражнениях, моделирующих деятельность, формируются, развиваются и совершенствуются речевые навыки и умения. С помощью выполнения определенных упражнений помогает осуществлять контроль в обучении иностранным языкам. Выделим 3 типа упражнений для обучения учащихся речевой деятельности: 1) языковые, 2) условно-речевые, 3) подлинно речевые упражнения. Под подлинно речевыми понимаются упражнения в естественной коммуникации в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Естественная речевая коммуникация представляет собой обмен информацией, мотивированный целями и условиями обчения. В искусственных школьных условиях овладения иностранным языком этот тип упражнений является наиболее творческим и самым сложным для обучающихся, поэтому он завершает всю систему упражнений и используется, как правило, для развития речевых умений (например, «Опишите ситуацию, изображенную на рисунке», «Прослушайте текст, прокомментируйте поступки действующих лиц» и т.д.). Упражнения, имитирующие речевую коммуникацию в учебных условиях, являются учебно-речевыми или условно-речевыми (например, «Ответьте на вопросы по рисункам», «Ответьте на вопросы, употребив указанную грамматическую форму» и т.д.). Этот тип упражнений является наиболее эффективным для целенаправленного формирования речевых навыков во всех видах речевой деятельности. К языковым относятся все упражнения, в которых нет никаких признаков коммуникативности, или упражнения с некоторой речевой направленностью. К данному виду языковых упражнений относятся все языковые аналитические упражнения (например, «Перепишите предложения, поставив глаголы в нужном времени», «Дополните предложения соответствующими глаголами», «Образуйте правильную форму прилагательного в предложении» и т.д.) Тренировочные (предречевые, формальные) упражнения (например, «Перепишите предложения в вопросительной форме», «Образуйте из двух предложений одно сложноподчиненное», «Постройте предложение по образцу» и т.д.). Именно типовые языковые упражнения включены в государственную итоговую аттестацию в разделе «Грамматика и лексика». В связи с установленной формой контроля знаний в 9 и 11 классах, на каждом этапе активизации грамматического материала в каждой возрастной ступени возможен контроля знаний и навыков употребления грамматического материала в формате ЕГЭ. Основными заданиями для учащихся при подготовке к ГИА должны быть:
При подготовке к тренингу выполнения заданий по словообразованию ученику потребуется дополнительная тетрадь-словарь, в которой учащийся должен будет записывать новые слова от уже известных производных слов. Усложнить задание по словообразованию можно, проведя словарный диктант на записанные в «словарь» слова на английском языке, а также усложнить задание, проведя словарный диктант-перевод с русского на английский язык. Учителю необходимо добиваться от ученика осознанного выполнения грамматического задания. Тестирование рекомендуется проводить чередуя тест-листы, презентация при помощи мульмедийного оборудования, в электронном виде (файлов в формате Word в качестве домашнего задания, тест онлайн (itest - Интернет или приложение). Главное, чтобы соблюдалась общепринятая форма ЕГЭ. КИМы (контрольно-измерительные материалы) представлены в виде демонстративных версий тестирования уровня овладения английским языком. На данный момент существует достаточно большое количество печатных версий и интерактивных приложений контрольно-измерительных материалов для подготовке к ГИА в 9 классах. В результате профессионального сетевого взаимодействия с учителями и преподавателями английского языка, членами НОПАЯз, наиболее удачными разработками для подготовки к ГИА коллеги высказываются о нижеследующих изданиях: - Grammar & Vocabulary for the Russian State Exam (exam practice and tests) – Macmillan Publishers, E.Moutsou, T.A. Kuznetsova - Practice Tests for the Russian State Exam - Macmillan Publishers, Klekovkina, Taylore-Knowles, Mann - Activate! A1, B1+ - Pearson Longman
Наиболее типичными ошибками являются:
Исходя из характера вышеперечисленных ошибок, рекомендуется: Для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола использовать связные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому эти действия относятся. При обучении временам глагола обращать больше внимания на те случаи употребления времен, когда в предложении не употреблено наречие времени, а использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом.
1. Бабанский К.С. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2005. 2. Боярская Ю.А. Английский язык: Руководство для подготовки к экзаменам. - М.: АСТ-Астрель, 2004. 3. Бутько А.Ф., Маслыко Е. А. Современный экзамен в школе 21 века. - Минск, 2005. 4. Витлин Ж.Л. " Современные проблемы обучения грамматике иностранного языка" // Иностранные языки в школе. - 2000. - №5. - С.13-21. 5. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по английскому языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2010. 6. Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по английскому языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2010. 7. Лизенин С.М., Денисова Л. Г. "Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы"// Иностранные языки в школе. - 2005. - №5. - С.5-12. 8. Миловидов В. А. Справочные материалы по английскому языку для подготовки к экзаменам. - М.: АСТ-Астрель, 2004. 9. Мильруд Р.П. " Комуникативность языка и обучение разговорной грамматике"// Иностранные языки в школе.- 2001.- №6. - С.13-19. 10. Музланова Е.С., Кисунько Е.И. Тесты по английскому языку для подготовки к экзаменам. - М.: АСТ-Астрель, 2004. 11. Пернас С.В. Подготовка иноязычного теста по грамматике. - М.: Просвещение, 2008. 12. Сайт www.fipi.ru |
Классное собрание 9,11 классов «Ознакомление с документами по вопросам подготовки к гиа: положение, с инструкцией по подготовке к... | Грамотная организация работы школы по подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме егэ и гиа | ||
Совещание при директоре: «Утверждение плана-графика подготовки школы к егэ и гиа» | Грамотная организация работы школы по подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме егэ и гиа | ||
Средства массовой информации: телевидение и видео. Совершенствование умения выражать свое мнение и аргументировать его. Карманные... | При подготовке материала учтены изменения налогового законодательства на 01. 02. 2007 | ||
При подготовке материала учтены изменения налогового законодательства на 01. 02. 2007 | Информирование обучающихся 11 класса о гиа (новое в гиа, предварительный выбор экзаменов, процедура сдачи экзаменов, выставление... | ||
Формирование речевого грамматического навыка предполагает воспроизведение различных грамматических явлений в ситуациях, типичных... | При подготовке материала учтены изменения налогового законодательства на 16. 10. 2010 |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |