Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеафанасовская средняя общеобразовательная школа»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
__________ / Н. Н. Фролова
Протокол № _1 от
« 31» _августа 2015 г.
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УР МБОУ
«Большеафанасовская СОШ»
__________ / В.П.Семенова
« 31» августа 2015 г.
| УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Большеафанасовская СОШ»
_________ / Е.М.Гараева
Приказ № __ от
« 31» августа 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру, 2а класс (базовый уровень)
Донсковой Стэллы Анатольевны,
учителя начальных классов
первой квалификационной категории Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «31» августа 2015 г.
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказ МО и НРФ от 6 октября 2009 г., №373 ;
Авторской программы по окружающему миру, утвержденной МО РФ, под редакцией и руководством А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы», изд. «Просвещение», 2012 г.
Школьного положения о рабочей программе в соответствии с ФГОС;
Учебного плана МБОУ «Большеафанасовская СОШ» НМР РТ на 2015-2016 учебный год, рассмотренного на педагогическом совете (протокол № 10 от 10 августа 2015 года) и утвержденного приказом № 32 от 10 августа 2015 года.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Большеафанасовская СОШ»
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с учебниками: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир» 2 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2012г.
Учебный план школы составлен на основе примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ в соответствии с требованиями ФГОС, Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании»
Согласно базисному учебному плану РТ и учебному плану школы на изучение данного предмета отводится во 2 классе 2 часа в неделю. Рабочая программа по окружающему миру соответствует ФГОС и выполняется в полном объёме.
Цель программы:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
Понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях, значения взаимопомощи в семье, способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;
Понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю; приводить примеры приборов и инструментов; пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека; называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс; рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
Различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных); сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; проводить наблюдения и опыты по предложенному плану; оценивать правильность выполнения заданий; развивать и тренировать свою наблюдательность;
Понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; понимать значение справочников, словарей, энциклопедий; пользоваться справочником, помещенным в учебнике; понимать значение знаков и символов в жизни общества; пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта; устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
Общая характеристика предмета
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ. Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.
5.Место предмета в учебном плане
Согласно учебного плана школы предмет «Окружающий мир» реализует предметную область «Обществознание и естествознание».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение курса «окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
6.Ценностные ориентиры учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всѐм многообразии еѐ форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям
Формы организации учебного процесса: уроки изучения нового материала, практические и лабораторные работы, уроки экскурсии, уроки викторины.
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
-учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
|