Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,


НазваниеРабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
страница1/15
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО БИОЛОГИИ. 5—9 КЛАССЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Настоящая программа включает следующие разделы:

1) основное содержание;

2) тематическое планирование;

3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;

4) ожидаемые результаты обучения.

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:

1) «Бактерии. Грибы. Растения» — 35 часов (5 класс);

2) «Многообразие покрытосеменных растений» — 35 часов (6 класс);

3) «Животные» — 70 часов (7 класс);

4) «Человек» — 70 часов (8 класс);

5) «Введение в общую биологию» — 70 часов (9 класс).

Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.


Содержание программы

Биология.

Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

(68 часов, часа в неделю)

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Резервное время — 3 часа

Примерное тематическое планирование

5 класс. Бактерии. Грибы. Растения (35 часов, 1 час в неделю)

5класс

Тема

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты










предметные

УУД

личностные

Биология — наука о живой природе

Постановка цели и задач урока (просмотр видеофрагмента) Предлагает обсудить тему урока в группах.

Учитель знакомит учащихся с требованиями к изучению биологии как предмета, со структурой учебника и рабочей тетради. Беседа учителя с учащимися о биологии как науке о жизни, о разнообразии живых организмов.

Показывает слайды с диска.

Ставит вопрос: «Что изучают естественные науки? Биология?»

Значение биологических знаний в жизни человека. (Фронтальная беседа с использованием рисунка 3 учебника.)

Предлагает заполнить таблицу по естественным наукам «Науки о природе». Даёт образец заполнения таблицы. Контролирует, как учащиеся справляются с заполнением таблицы.

Учащиеся, просмотрев видеофрагмент и обсудив его, сами формулируют тему и цель урока.

Создаются условия для возникновения внутреней потребности включения в учебную деятель-

ность(хочу);

устанавливаются тематические рамки (могу).

Разбираются со структурой учебника и рабочей тетради. Определяют для себя уровень выполняемых творческих заданий, вырабатывают план своих действий. Знакомятся с диском к учебнику.

Работа с диском. Самостоятельно читают тест параграфа. Отвечают на вопросы.

Формулируют чёткие определения терминам.

Планирование работы с учителем и сверстниками.

По окончании чтения заполняют таблицу в рабочей тетради.


В ходе урока учащиеся получают представление

о биологии как науке, о значении биологических

знаний в современной жизни и роли биологической

науки в жизни общества; усваивают понятия «биология», «естественные науки», «экология»


Самостоятельно формулируют тему и цели урока;

учатся работать в группах. Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету.

Сотрудничество

с одноклассниками при обсуждении.

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.



В ходе урока у учащихся формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Методы исследования в биологии



Вступительное слово учителя. Постановка цели и задач урока (предлагает учащимся опыты по измерению веса, роста, приготовление смеси сахара с водой) Предлагает обсудить тему урока в группах.

Проверка знаний

1. Фронтальная беседа по вопросам в конце пара-

графа.

2. Обсуждение вопроса: «Почему считают, что

роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?»

3. Заслушивание сообщений учащихся.

Учитель задаёт вопрос: «Что помогает изучать природу? Какие приборы используются?»

Учитель раскрывает связь новой темы с предыдущей. Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся.

Беседа с учащимися о методах изучения природы с использованием диска к учебнику.

Рассказ учителя и

демонстрация приборов и инструментов, используе-

мых в биологических исследованиях, выполнение

учащимися задания в рабочей тетради

Знакомит с правилами техники безопасности в биологическом кабинете.

Проводит лабораторную работу «Методы изучения природы: измерение, эксперимент, наблюдение»

Учащиеся, проделав опыты и обсудив их, сами формулируют тему и цель урока.

Отвечают на вопросы после параграфа, заданного на дом. Отвечают на вопросы. Слушают выступления своих товарищей.

Обсуждают заданный вопрос, формулируют ответ. Перечисляют приборы, помогающие изучать природу.

Работа с диском и рабочей тетрадью. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Планирование работы с учителем и сверстниками.

Обсуждение в группе.

Обсуждение правил техники безопасности в биологическом кабинете. (Работа с текстом учебника и

обсуждение важности ответственного отношения к

соблюдению правил техники безопасности в кабинете

биологии.) Работа в парах. Выполнение лабораторной работы, записи в тетради.


Учащиеся знают основные методы

изучения биологии, правила техники безопасности

в биологическом кабинете. Получают практический опыт в проведении экспериментов, измерений и наблюдений.

Получают практический опыт в проведении экспериментов, измерений и наблюдений.


Формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать

и оформлять их результаты.

Умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

учатся работать в группах. Усиление учебной мотивации.

Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Построение понятных для собеседника высказываний.

Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, тетради, диска.
Формируется умение полно и точно выражать свои мысли, планировать свою учебную деятельность.

Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию.

Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Планирование работы с учителем и сверстниками.

Повышение интереса к предмету.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой.

Формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности. Повышение интереса к изучению природы.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Вступительное слово учителя.

«Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок».

Раздаёт учащимся тест по вопросам изученной темы: «Методы изучения природы» (тест построен по плану: выбор одного правильного ответа из четырёх предложенных)

Учитель показывает изображения растений, животных, бактерий и грибов. (работа с диском)

Задаёт вопрос: «Что объединяет все эти организмы? Какие свойства характерны для них всех?

Царства живых организмов. (Рассказ учителя

с использованием рисунка учебника и заполнение

схемы в рабочей тетради: «Царства живых организмов».

Отличия живого от неживого. (Рассказ учителя с элементами беседы и рисунка учебника.) Работа с диском.

Обсуждение требований к составлению плана

параграфа.

Отвечают на вопросы теста.

Работа с диском и рабочей тетрадью. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Планирование работы с учителем и сверстниками.

Обсуждение в группе.

Обсуждают заданный вопрос, формулируют ответ.

Работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с одно-

классниками при обсуждении. Составление схемы.


Работа с диском. В итоге формулируют список основных свойств живого.

Составляют план параграфа. Обмениваются результатами.

Учащиеся знают названия царств

живой природы и отличия живых организмов от

объектов неживой природы.


В ходе урока у учащихся развиваются навыки работы

с текстом и иллюстрациями учебника. Умение планировать свою работу, обсуждать разные версии ответов на поставленный вопрос.

Формируется

адекватное восприятие оценки учителя.
Формируется познавательный интерес к предмету.

Владение смысловым чтением.

Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию: оценка и самооценка учебной деятельности.

Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках

живого от неживого.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой.



Среды обитания живых организмов.

Вступительное слово учителя. Определение целей и темы урока.

Учитель предлагает разные варианты тестов.

Используя знания, - установите соответствие.

- выберите «Четвёртый лишний»

Предлагает учащимся ответить на вопросы: «Что такое среда обитания?», «Какие существуют среды обитания?», используя слайды диска

Рассказ учителя с элементами беседы и использованием

рисунков учебника.

Предлагает составить план параграфа.

Участвуют в определении целей и темы урока.

Демонстрируют знания по пройденному материалу. Меняются вариантами, проверяют друг друга по шаблонам ответов.

Работа в парах.

Выполняют творческое задание в тетрадях. Распределяют предложенных животных по средам обитания.

Составляют план параграфа.

Учащиеся умеют различать среды

обитания организмов, знают их особенности.

Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания.

Формируется умение выполнять несложные практические задания.


Формируемые способы деятельности:

-выявление готовности к уроку

- формулирование собственных ожиданий.

Формируется адекватное восприятие оценки.

Формируется

-умение структурировать знания.

-выбирать наиболее эффективные

способы решения задачи

-умение выстраивать логическую цепь рассуждений

Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию.

Формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.

Формируется умение планировать самостоятельную работу.

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой.

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Учитель предлагает разные варианты тестов.

Используя знания, - установите соответствие.

- выберите «Четвёртый лишний»

Учитель задаёт вопрос: «Чем отличаются науки биология и экология?» Даёт задание:

объяснить разницу.

Подводит учащихся к правильной формулировке ответов.

Объяснение с элементами беседы. Заполнение схемы

«Экологические факторы»

Обсуждение положений

«Как работать с текстом учебника» (фронтальная беседа).

Просмотр части I видеофильма «Природные сообщества»; предлагает ответить на вопросы.

Демонстрируют знания по пройденному материалу. Меняются вариантами, проверяют друг друга по шаблонам ответов.

Обсуждение в группах. Формулируют ответы на вопросы.

Заполняют схему в рабочей тетради.
Отвечают на вопросы, поставленные учителем перед фильмом

Записывают домашнее задание.

Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влия-

ние на живые организмы.

Формируется умение планировать самостоятельную работу.

Формируется

- умение структурировать знания.

-выбирать наиболее эффективные

способы решения задачи

-умение выстраивать логическую цепь рассуждений
Развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию.

Формируются элементы экологической культуры.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Обобщающий урок (экскурсия)

Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах

поведения в природе.

Проводит экскурсию.

Подготовить отчёт по экскурсии: «Фенологические изменения (осенние) в жизни растений и животных»

Наблюдают, делают записи. Работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осен-

них явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений.

Готовят отчёт по экскурсии.

Учащиеся имеют начальные

представления о многообразии растений и живот-

ных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что

живые организмы связаны со средой обитания и

приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и

оформлять их результаты.


Готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры.


Устройство увеличительных приборов

Учитель пользуется сценарным планом урока.

Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока.

Включает учеников в деятельность урока на личностно -значимом уровне.

Способствует возникновению положительной эмоциональной направленности. Учитель высказывает добрые пожелания и предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы.

Ставит проблемную ситуацию (актуализирует ЗУН в мыслительных операциях).

Постановка учебной задачи. Учитель обсуждает затруднения.

Учитель использует диалог, подводящий к теме урока.

Изучение нового материала. Объяснение учителя. Организация групповой самостоятельной работы по изучению устройств микроскопа и использованию микропрепаратов.

Учитель предлагает алгоритм действий по отработке навыков работы с микроскопом и лупой.

Учитель корректирует выполнение заданий.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу с самопроверкой в качестве закрепления изученного материала.

Учитель создает ситуацию успеха- ученик сам себя проверяет.

Учитель корректирует действия ученика, направленных на включение новых знаний в систему знаний и повторения.

Учитель проводит оценку урока и рефлексию.

Учитель объясняет домашнее задание.

Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Выполняют самостоятельную работу в группах по изучению устройств микроскопа и использованию микропрепаратов.

Выполняют алгоритм действий по отработке навыков работы с микроскопом и лупой.

Объясняют назначение увеличительных приборов. различают ручную и штативную лупы. Определяют величину получаемого с и их помощью увеличения. Изучают устройство микроскопа и понимают необходимость соблюдения правила работы с биологическим оборудованием. Учатся сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Приобретают навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.

Дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Ученики в тетради зарисовывают клетки готовых микропрепаратов, рассмотренные под микроскопом.

Ученики выполняют самостоятельную письменную работу (отвечают на вопросы на слайде), с целью самопроверки.

В рамках применения на уроке игровых технологий, ученики выполняют Синквейн (микроскоп).

Рефлексия: ученики продолжают предложения, представленные на слайде: 1. На уроке я выяснил........ 2.выучил....... 3.познакомился......4. запомнил...........

Домашнее задание:

№ параграфа, подготовить сообщения о жизни и деятельности Р. Гука и А. Ван Левенгука.

Познакомятся с устройством светового микроскопа, научатся работать с микроскопом и лупой. Научатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Познавательные:

Общеучебные:

Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности.

Логические - подводить итоги работы, формулировать выводы.

Коммуникативные:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: Целеполагание (Рц):

осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно. Выполняют контроль (Рк),коррекцию (Рк), оценку деятельности(Ро).

Планирование (Рп):составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность.



Смыслообразование (Лсмб):

Стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования.

Личностное самоопределение (Лсм): любовь к природе, выработка экологического сознания.

Развитие Я-концепции (Ля-конц)

Л(нрэ) - формирование характера, ценностного самоопределения, развитие культурно-моральных норм и ценностей.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, iconПримерная программа по географии для 5-9 классов. 2-е издание М.:...
Первомайского района Республики Крым составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам...

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по технологии составлена на основе Федерального...
Перечень литературы и другого методического обеспечения учебно-образовательного процесса

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, iconПрограмма по иностранному языку для основной школы составлена на...
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,...

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, iconСроки реализации программы 4 года Классы 6 а, б
Рабочая программа на уровне основного общего (6-9 классы) образования разрабатывается на основе Федерального компонента Государственного...

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, iconПояснительная записка рабочая программа по изучению технологии в...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от «17» декабря 2010 г. №1897

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа пояснительная записка рабочая программа по географии...
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном...

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, iconОсновная образовательная программа основного общего образования в...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного...

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе составлена в соответствии с основными...
Федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск