ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ. 5—9 КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Настоящая программа включает следующие разделы:
1) основное содержание;
2) тематическое планирование;
3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;
4) ожидаемые результаты обучения.
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:
1) «Бактерии. Грибы. Растения» — 35 часов (5 класс);
2) «Многообразие покрытосеменных растений» — 35 часов (6 класс);
3) «Животные» — 70 часов (7 класс);
4) «Человек» — 70 часов (8 класс);
5) «Введение в общую биологию» — 70 часов (9 класс).
Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Содержание программы
Биология.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(68 часов, часа в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта. Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей. Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника. Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей. Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Резервное время — 3 часа
Примерное тематическое планирование
5 класс. Бактерии. Грибы. Растения (35 часов, 1 час в неделю)
5класс
Тема
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Планируемые образовательные результаты
|
|
|
| предметные
| УУД
| личностные
| Биология — наука о живой природе
| Постановка цели и задач урока (просмотр видеофрагмента) Предлагает обсудить тему урока в группах.
Учитель знакомит учащихся с требованиями к изучению биологии как предмета, со структурой учебника и рабочей тетради. Беседа учителя с учащимися о биологии как науке о жизни, о разнообразии живых организмов.
Показывает слайды с диска.
Ставит вопрос: «Что изучают естественные науки? Биология?»
Значение биологических знаний в жизни человека. (Фронтальная беседа с использованием рисунка 3 учебника.)
Предлагает заполнить таблицу по естественным наукам «Науки о природе». Даёт образец заполнения таблицы. Контролирует, как учащиеся справляются с заполнением таблицы.
| Учащиеся, просмотрев видеофрагмент и обсудив его, сами формулируют тему и цель урока.
Создаются условия для возникновения внутреней потребности включения в учебную деятель-
ность(хочу);
устанавливаются тематические рамки (могу).
Разбираются со структурой учебника и рабочей тетради. Определяют для себя уровень выполняемых творческих заданий, вырабатывают план своих действий. Знакомятся с диском к учебнику.
Работа с диском. Самостоятельно читают тест параграфа. Отвечают на вопросы.
Формулируют чёткие определения терминам.
Планирование работы с учителем и сверстниками.
По окончании чтения заполняют таблицу в рабочей тетради.
|
В ходе урока учащиеся получают представление
о биологии как науке, о значении биологических
знаний в современной жизни и роли биологической
науки в жизни общества; усваивают понятия «биология», «естественные науки», «экология»
|
Самостоятельно формулируют тему и цели урока;
учатся работать в группах. Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету.
Сотрудничество
с одноклассниками при обсуждении.
Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
|
В ходе урока у учащихся формируется любовь и бережное
отношение к родной природе, элементы экологической культуры
Формируется умение слушать в соответствии с целевой
установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию
| Методы исследования в биологии
| Вступительное слово учителя. Постановка цели и задач урока (предлагает учащимся опыты по измерению веса, роста, приготовление смеси сахара с водой) Предлагает обсудить тему урока в группах.
Проверка знаний
1. Фронтальная беседа по вопросам в конце пара-
графа.
2. Обсуждение вопроса: «Почему считают, что
роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?»
3. Заслушивание сообщений учащихся.
Учитель задаёт вопрос: «Что помогает изучать природу? Какие приборы используются?»
Учитель раскрывает связь новой темы с предыдущей. Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся.
Беседа с учащимися о методах изучения природы с использованием диска к учебнику.
Рассказ учителя и
демонстрация приборов и инструментов, используе-
мых в биологических исследованиях, выполнение
учащимися задания в рабочей тетради
Знакомит с правилами техники безопасности в биологическом кабинете.
Проводит лабораторную работу «Методы изучения природы: измерение, эксперимент, наблюдение»
| Учащиеся, проделав опыты и обсудив их, сами формулируют тему и цель урока.
Отвечают на вопросы после параграфа, заданного на дом. Отвечают на вопросы. Слушают выступления своих товарищей.
Обсуждают заданный вопрос, формулируют ответ. Перечисляют приборы, помогающие изучать природу.
Работа с диском и рабочей тетрадью. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Планирование работы с учителем и сверстниками.
Обсуждение в группе.
Обсуждение правил техники безопасности в биологическом кабинете. (Работа с текстом учебника и
обсуждение важности ответственного отношения к
соблюдению правил техники безопасности в кабинете
биологии.) Работа в парах. Выполнение лабораторной работы, записи в тетради.
| Учащиеся знают основные методы
изучения биологии, правила техники безопасности
в биологическом кабинете. Получают практический опыт в проведении экспериментов, измерений и наблюдений.
Получают практический опыт в проведении экспериментов, измерений и наблюдений.
| Формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать
и оформлять их результаты.
Умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;
учатся работать в группах. Усиление учебной мотивации.
Умение сотрудничать
с одноклассниками при обсуждении.
Построение понятных для собеседника высказываний.
Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, тетради, диска. Формируется умение полно и точно выражать свои мысли, планировать свою учебную деятельность.
Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию.
Умение сотрудничать
с одноклассниками при обсуждении.
Планирование работы с учителем и сверстниками.
| Повышение интереса к предмету.
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
Формируется умение слушать в соответствии с целевой
установкой.
Формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности. Повышение интереса к изучению природы.
Готовность к самообразованию, самовоспитанию
| Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого
| Вступительное слово учителя.
«Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок».
Раздаёт учащимся тест по вопросам изученной темы: «Методы изучения природы» (тест построен по плану: выбор одного правильного ответа из четырёх предложенных)
Учитель показывает изображения растений, животных, бактерий и грибов. (работа с диском)
Задаёт вопрос: «Что объединяет все эти организмы? Какие свойства характерны для них всех?
Царства живых организмов. (Рассказ учителя
с использованием рисунка учебника и заполнение
схемы в рабочей тетради: «Царства живых организмов».
Отличия живого от неживого. (Рассказ учителя с элементами беседы и рисунка учебника.) Работа с диском.
Обсуждение требований к составлению плана
параграфа.
| Отвечают на вопросы теста.
Работа с диском и рабочей тетрадью. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Планирование работы с учителем и сверстниками.
Обсуждение в группе.
Обсуждают заданный вопрос, формулируют ответ.
Работа с текстом и
иллюстрациями учебника, сотрудничество с одно-
классниками при обсуждении. Составление схемы.
Работа с диском. В итоге формулируют список основных свойств живого.
Составляют план параграфа. Обмениваются результатами.
| Учащиеся знают названия царств
живой природы и отличия живых организмов от
объектов неживой природы.
| В ходе урока у учащихся развиваются навыки работы
с текстом и иллюстрациями учебника. Умение планировать свою работу, обсуждать разные версии ответов на поставленный вопрос.
Формируется
адекватное восприятие оценки учителя. Формируется познавательный интерес к предмету.
Владение смысловым чтением.
Умение сотрудничать
с одноклассниками при обсуждении.
Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию: оценка и самооценка учебной деятельности.
| Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках
живого от неживого.
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
Формируется умение слушать в соответствии с целевой
установкой.
| Среды обитания живых организмов.
| Вступительное слово учителя. Определение целей и темы урока.
Учитель предлагает разные варианты тестов.
Используя знания, - установите соответствие.
- выберите «Четвёртый лишний»
Предлагает учащимся ответить на вопросы: «Что такое среда обитания?», «Какие существуют среды обитания?», используя слайды диска
Рассказ учителя с элементами беседы и использованием
рисунков учебника.
Предлагает составить план параграфа.
| Участвуют в определении целей и темы урока.
Демонстрируют знания по пройденному материалу. Меняются вариантами, проверяют друг друга по шаблонам ответов.
Работа в парах.
Выполняют творческое задание в тетрадях. Распределяют предложенных животных по средам обитания.
Составляют план параграфа.
| Учащиеся умеют различать среды
обитания организмов, знают их особенности.
Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания.
Формируется умение выполнять несложные практические задания.
| Формируемые способы деятельности:
-выявление готовности к уроку
- формулирование собственных ожиданий.
Формируется адекватное восприятие оценки.
Формируется
-умение структурировать знания.
-выбирать наиболее эффективные
способы решения задачи
-умение выстраивать логическую цепь рассуждений
Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию.
Формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.
Формируется умение планировать самостоятельную работу.
| Формируется умение слушать в соответствии с целевой
установкой.
Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Готовность к самообразованию, самовоспитанию
| Экологические факторы и их влияние на живые организмы
| Учитель предлагает разные варианты тестов.
Используя знания, - установите соответствие.
- выберите «Четвёртый лишний»
Учитель задаёт вопрос: «Чем отличаются науки биология и экология?» Даёт задание:
объяснить разницу.
Подводит учащихся к правильной формулировке ответов.
Объяснение с элементами беседы. Заполнение схемы
«Экологические факторы»
Обсуждение положений
«Как работать с текстом учебника» (фронтальная беседа).
Просмотр части I видеофильма «Природные сообщества»; предлагает ответить на вопросы.
| Демонстрируют знания по пройденному материалу. Меняются вариантами, проверяют друг друга по шаблонам ответов.
Обсуждение в группах. Формулируют ответы на вопросы.
Заполняют схему в рабочей тетради. Отвечают на вопросы, поставленные учителем перед фильмом
Записывают домашнее задание.
| Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влия-
ние на живые организмы.
Формируется умение планировать самостоятельную работу.
| Формируется
- умение структурировать знания.
-выбирать наиболее эффективные
способы решения задачи
-умение выстраивать логическую цепь рассуждений Развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию.
| Формируются элементы экологической культуры.
Готовность к самообразованию, самовоспитанию
| Обобщающий урок (экскурсия)
| Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах
поведения в природе.
Проводит экскурсию.
Подготовить отчёт по экскурсии: «Фенологические изменения (осенние) в жизни растений и животных»
| Наблюдают, делают записи. Работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осен-
них явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений.
Готовят отчёт по экскурсии.
| Учащиеся имеют начальные
представления о многообразии растений и живот-
ных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что
живые организмы связаны со средой обитания и
приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.
| Развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и
оформлять их результаты.
| Готовность к самообразованию, самовоспитанию.
Формируется любовь и бережное
отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
| Устройство увеличительных приборов
| Учитель пользуется сценарным планом урока.
Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока.
Включает учеников в деятельность урока на личностно -значимом уровне.
Способствует возникновению положительной эмоциональной направленности. Учитель высказывает добрые пожелания и предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы.
Ставит проблемную ситуацию (актуализирует ЗУН в мыслительных операциях).
Постановка учебной задачи. Учитель обсуждает затруднения.
Учитель использует диалог, подводящий к теме урока.
Изучение нового материала. Объяснение учителя. Организация групповой самостоятельной работы по изучению устройств микроскопа и использованию микропрепаратов.
Учитель предлагает алгоритм действий по отработке навыков работы с микроскопом и лупой.
Учитель корректирует выполнение заданий.
Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу с самопроверкой в качестве закрепления изученного материала.
Учитель создает ситуацию успеха- ученик сам себя проверяет.
Учитель корректирует действия ученика, направленных на включение новых знаний в систему знаний и повторения.
Учитель проводит оценку урока и рефлексию.
Учитель объясняет домашнее задание.
| Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Выполняют самостоятельную работу в группах по изучению устройств микроскопа и использованию микропрепаратов.
Выполняют алгоритм действий по отработке навыков работы с микроскопом и лупой.
Объясняют назначение увеличительных приборов. различают ручную и штативную лупы. Определяют величину получаемого с и их помощью увеличения. Изучают устройство микроскопа и понимают необходимость соблюдения правила работы с биологическим оборудованием. Учатся сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Приобретают навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.
Дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Ученики в тетради зарисовывают клетки готовых микропрепаратов, рассмотренные под микроскопом.
Ученики выполняют самостоятельную письменную работу (отвечают на вопросы на слайде), с целью самопроверки.
В рамках применения на уроке игровых технологий, ученики выполняют Синквейн (микроскоп).
Рефлексия: ученики продолжают предложения, представленные на слайде: 1. На уроке я выяснил........ 2.выучил....... 3.познакомился......4. запомнил...........
Домашнее задание:
№ параграфа, подготовить сообщения о жизни и деятельности Р. Гука и А. Ван Левенгука.
| Познакомятся с устройством светового микроскопа, научатся работать с микроскопом и лупой. Научатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.
| Познавательные:
Общеучебные:
Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности.
Логические - подводить итоги работы, формулировать выводы.
Коммуникативные:
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: Целеполагание (Рц):
осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно. Выполняют контроль (Рк),коррекцию (Рк), оценку деятельности(Ро).
Планирование (Рп):составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность.
| Смыслообразование (Лсмб):
Стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования.
Личностное самоопределение (Лсм): любовь к природе, выработка экологического сознания.
Развитие Я-концепции (Ля-конц)
Л(нрэ) - формирование характера, ценностного самоопределения, развитие культурно-моральных норм и ценностей.
| |