Учебник Тема 1


НазваниеУчебник Тема 1
страница1/25
ТипУчебник
filling-form.ru > Туризм > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25




Краткое изложение программного материала (учебник)

Тема 1. Объект изучения социологии и его особенности




План


§ 1. Объект изучения социологии и его особенности.

§ 2. Задачи социологии: поиск закономерностей или «понимание»?

§ 3. Предмет современной социологии.

Социология и другие науки об обществе.

§ 4. Структура современного социологического знания.

Функции социологии.
§ 1. Что изучает наука социология

Социология – это наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Также можно с полной уверенностью определить социологию как науку о коллективных формах жизни людей, о поведении людей в группах, общностях и организациях, образующих общество. Общество же как объект изучения обладает рядом особенностей.

Во-первых, общество изменчиво, что отличает его от природных явлений и процессов. Изменчивость вызвана тем, что люди создают формы своей социальной жизни. Коллективная, социальная жизнь существует не только у людей, но и у животных: муравьев, пчел, волков и т.д. Но социальная жизнь животных определяется инстинктами и поэтому не меняет своих форм. Муравейник сегодня живет по тем же "законам", что и тысячи лет назад. Человеческое же общество за такой период значительно изменилось. Каждое человеческое общество формируется в уникальных природных и исторических условиях, к которым люди должны приспособиться. Поэтому не существует одинаковых обществ, каждое отличается своеобразием. Черты же сходства между человеческими обществами объясняются единством биологической природы человека, сходством базовых человеческих потребностей. Так, во всех обществах существует семья, что обусловлено половой структурой человеческого рода, необходимостью продолжения рода. Однако формы семьи отличаются значительным многообразием. То же самое можно сказать и о других важных элементах социальной жизни: политическом устройстве, религии, производстве и др.

Во-вторых, общество обладает двойственной природой. С одной стороны, каждому конкретному человеку общество предстает как нечто внешнее, от него не зависящее, существующее само по себе. С другой стороны, именно люди своими ежедневными действиями и создают общество. Каждый из нас, выполняя определенную функцию, участвуя в тех или иных социальных процессах, реально поддерживает социальную реальность, участвует в ее "строительстве". Эта двойственность общества нашла отражение и в социологических теориях, среди которых можно выделить "объективистские" и "субъективистские" (часто два этих подхода называют социологическим реализмом и социологическим номинализмом). Представители первых считают, что общество – это объективная реальность, первичная по отношению к человеку, существующая согласно собственным законам Представители субъективистского направления полагают, что общество не обладает самостоятельной реальностью и возникает как нечто производное от индивидуальной деятельности людей. Таким образом, общество "вторично" по отношению к конкретным людям - участникам социального взаимодействия. Лишь они существуют реально, общество же - всего лишь сумма их действий, и нет никаких особых "законов", управляющих жизнью общества как целого.
§ 2. Задачи социологии: поиск закономерностей или «понимание»?

Социальная реальность – это реальность искусственная, созданная человеком. Однако это не означает", что человек может произвольно "перекраивать", переделывать общество. Попытки масштабных социальных экспериментов всегда приводили к негативным последствиям. Формы социальной жизни складываются медленно, и, сложившись, обретают собственную логику развития, оказывающую воздействие на человеческую активность, задающие ей определенные границы. Выявить, понять эту логику и призвана социология.

Социология, как и любая наука, имеет эмпирическую основу. Это означает, что она опирается на факты, которые даны человеку в опыте. Любая наука стремится к выявлению закономерностей – то есть устойчивых, повторяющихся связей между явлениями. Однако выявление закономерностей в социальной жизни людей сопряжено со значительными трудностями.

Во-первых, на поведение людей и групп воздействует слишком много факторов и психологического, и биологического, и культурного, и собственно социального характера. Очень сложно в анализе какого-либо социального явления выявить именно те причины, которые привели к конкретному следствию.

Например, такое значимое для жизни общества явление, как падение рождаемости, объясняется и биологическими факторами (определенными закономерностями демографического развития), и культурными стереотипами (наличие или отсутствие убеждений в ценности деторождения и т.д.), и социологическими причинами (участие женщин в профессиональной деятельности наравне с мужчинами, повышение уровня их образования, и обусловленное этим стремление к личностной самореализации, чему деторождение служит помехой; или кризисное состояние общества, падение уровня жизни). Какие из этих факторов являются решающими? Что можно признать причиной падения рождаемости? Однозначного ответа не существует.

Во-вторых, социальная жизнь – это жизнь людей, каждый из которых наделен чувствами, разумом и относительно свободной волей. Это вносит значительный элемент случайности в социальную действительность. Трудно предвидеть поведение одного человека, тем более сложно предсказать итог совокупной деятельности множества людей.

Необходимо отметить еще один важный момент: этот совокупный результат зачастую не имеет ничего общего с индивидуальными целями и намерениями людей, вносящих в нею свой вклад. Самый простой пример – автомобильные "пробки" па городских улицах по утрам. Каждый водитель действует совершенно обдуманно и рационально – спешит на работу. Но совокупный итог индивидуальных действий всех водителей создает затор на дороге, который совершенно не входил в планы водителей.

Вернемся к проблеме случайности. От действия случайности не застрахован не только конкретный индивид, но и общество в целом. Формирование западной индустриальной цивилизации вполне можно считать исторической случайностью - такой уникальной комбинацией факторов она была порождена. Но после ее формирования само существование индустриального Запада стало определяющим фактором для остальных обществ, вынужденных под внешним воздействием резко менять вековые традиции. Такие масштабные изменения трудно признать случайностью, и были предприняты многочисленные попытки представить случайное закономерным. Так, возникновение того же индустриального общества можно истолковать как закономерный этап социальной эволюции, к которому рано или поздно придут и другие общества. Соотношение случайности и закономерности в жизни общества и его историческом развитии - отдельная и сложная проблема. Возможно, "закономерное" кажется нам таким только потому, что уже свершилось, и ничего нельзя изменить? Закономерен или случаен распад СССР? Аргументы можно подобрать для обоснования любого подхода.

Указанные причины приводят к тому, что многие исследователи с большой осторожностью относятся к выявлению социальных закономерностей. Известный и влиятельный мыслитель ХХ века Карл Поппер отрицал возможность выявления каких-либо закономерностей в развитии обществ Законы истории выявить невозможно потому, что выявление любого закона подразумевает повторяемость определенного типа явлений и условий, им сопутствующих. История же каждого общества уникальна. К. Поппер считал поиск законов истории не только бессмысленным, но и опасным делом, поскольку тот, кто убежден в своем знании путей истории, может попытаться подогнать общество под предсказанные теорией образцы. А это, как показывает исторический опыт, чревато социальными катастрофами.

Соглашаясь с К. Поппером в отношении законов социального развития, нельзя, тем не менее, исключить закономерность из социальной жизни вообще. Мы можем хотя бы в общих чертах предвидеть (пусть и не всегда), к чему приведут те или иные действия. В развитии общества можно выявить те или иные тенденции, появление и развитие который связано с предшествующим развитием общества- Т.е. мы можем сказать, что такие-то причины в таких-то условиях могут привести к такому-то следствию. Если бы этого нельзя было сделать, наука об обществе не могла бы существовать. Проблема, однако, в том, что, учитывая все перечисленные выше особенности социальной реальности, "следствия и причины" выделить сложно.

Однако анализ общества возможен не только на путях поиска "закономерностей" и "тенденций". Существует и другой подход, восходящий к научной деятельности Макса Вебера, может быть самого выдающегося социолога за всю недолгую историю этой науки. Общество складывается из действий конкретных людей, а люди - существа разумные. Их поведение (в большинстве случаев) наделено определенным смыслом. Человек всегда вкладывает в явления окружающей действительности какой-то смысл, и на основе этого смысла действует. Учитывая эту особенность человеческой деятельности, задачу социологии можно видеть не в установлении закономерностей социальной жизни, а в понимании смысла социального поведения людей. Именно так и понимал задачу социолога М. Вебер, и эта точка зрения получила дальнейшее развитие во многих направлениях социологической мысли.
§ 3. Предмет современной социологии.

Социология и другие науки об обществе

Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил развития общества. Она касалась в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, а затем и религиоведение, культурология и ряд других наук.

Во второй половине XIX – начале XX в. предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. Уже в то время появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих решения указанных проблем. И в дальнейшем многие поколения ученых приумножали принципы нового знания, что, собственно, и позволяет определять предмет современной социологии как концептуальную, понятийную схему социальной реальности.

Сложная, многоуровневая структура социологического знания, различные ракурсы и уровни социологического анализа обусловливают тот факт, что в десятках учебников и учебных пособий, опубликованных в последние годы, даются различные определения социологии, по-разному указываются ее предмет и объект. К примеру, социология определяется как «наука об общих и специфических социальных законах, о закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов»; или как «наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как модусов их существования...».

Весьма интересно и такое определение социологии: «наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества», в соответствии с которым «предмет социологии включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании...».

Кроме того, во многих учебниках по социологии, изданных в США и Западной Европе, можно также обнаружить различные определения этой науки: социология – «это научное изучение образцов человеческого взаимодействия и поведения... это особый путь изучения общества и социальной активности человеческого бытия; это учение о социальных группах – как систематическое изучение человеческого общества, уделяющее особое внимание современной индустриальной системе...», и т. д.

Несомненно, эти и многие другие определения социологии имеют право на существование, содержат в себе определенное рациональное зерно, отражают тот или иной аспект социологического анализа. Однако обратимся к выяснению предмета науки социологии в нынешних его характеристиках.

Объект науки – это определенная часть действительности, которая отражается, исследуется конкретной наукой, находясь за ее пределами. А предмет – это содержание науки, ее основные положения, это система категорий и законов, отражающих объект. В соответствии с этим, под объектом социологии, как мы уже отмечали, понимается общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. А предметом же социологии выступает концептуальная (т. е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило принципы нового знания, и речь о которых впереди. А поскольку мы неоднократно подчеркивали в определениях социологии поведение людей и социальные отношения между ними, постольку можем смело утверждать, что первопричинами предмета социологии являются два понятия – социальный статус и социальная роль. Первое дает статическую, а второе – динамическую картину общества.

Общество, общественные явления изучаются и другими гуманитарными науками: социальной философией, экономикой, политологией, культурологией и т. д. В отличие от других гуманитарных наук социологию и социальную философию сближает то, что они рассматривают общество в целом. В то же время, в отличие от социальной философии, социология – эмпирическая наука. Провести четкую границу между социологией и социальной философией довольно сложно. Многие социологические теории вполне могут быть отнесены и к сфере социальной философии. Единственное четко отличие: применение социологией эмпирических методов исследования. Эти методы знакомы не только социологам: каждый хоть раз, но сталкивался с социологическими опросами, исследованиями общественного мнения и т.д. Социологи применяют и другие методы эмпирических исследований для анализа социальной реальности. Философия же полагается на силу умозрения, интуицию исследователя.

Следовательно, можно сделать вывод, что социология, во-первых, глубоко изучает жизнь людей, их потребности и интересы, их мнения; во-вторых, рассматривает общество, общественные явления в аспекте отношений между социальными группами, в аспекте взаимоотношений людей как личностей; в-третьих, имеет эмпирический уровень, включает эмпирические прикладные исследования.

Социальная (и культурная) антропология близка социологии и по задачам, и по методам исследования, но ее интерес сосредоточен прежде всего на так называемых «примитивных», архаичных общностях, в то время как социология изучает современные сложные общества. В изучении социального поведения человека социология тесно соприкасается с социальной психологией. В случае изучения поведения человека в группе, процесса социализации, межличностного взаимодействия сфера интересов социальной психологии и социологии фактически совпадает. Однако социальная психология не изучает такие социальные феномены, как социальные институты, социальные изменения, социальное неравенство и т.д. Социология кроме общества в целом и социальных отношений может изучать все общественные явления, экономические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, в аспекте жизнедеятельности человека. Человек – основное звено общественной системы, и социальный аспект имеется во всех сферах, явлениях общества. Таким образом, можно еще раз определить социологию как отрасль науки о человеческом поведении, ставящей своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействия и взаимосвязей между индивидами и группами.

Кроме того, можно конкретнее отмечать, что объектом социологии на различных уровнях исследования являются: микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив; неформальная группа, т. е. группа друзей, приятелей), макрогруппа (население города, рабочего поселка, села, коллектив крупной организации, объединения), общность (рабочие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, общество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденция и закономерность. Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них – к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и получить определенную возможность для выявления тенденций, закономерностей.
§ 4. Структура современного социологического знания.

Функции социологии

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части: а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого, в том числе глобальных проблем всего человечества (демографические перекосы с целым комплексом сопутствующих проблем, потоки миграции, противостояние христианской и мусульманской цивилизаций, четко обозначившееся к рубежу столетий, социальную экологию, становление информационных обществ и т.д.); б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология кино, социология СМИ, социология труда и др.); в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания, как нам представляется, находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Следует особо отличать в структуре социологии фундаментальную и прикладную социологию. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций. Поэтому особо следует подчеркнуть, что и ту и иную направленность могут иметь как теоретические, так и эмпирические исследования.

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки – социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям.

Практически-политическая функция социологии связана с тем, что данная наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология – одна из теоретических основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т. д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Поэтому еще выделяются такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование; управленческая функция, организационно-техническая функция (разработка и внедрение социальных технологий).

Идейно-воспитательная функция социологии находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Однако сами эти классы, слои и группы широко используют социологические исследования и их результаты (нередко в средствах массовой информации) для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых целей и интересов, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности.

Тема 2. Основные направления развития мировой социологии в XIXXX веках




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Учебник Тема 1 iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Учебник Тема 1 iconТема урока: Чтение. Библиотеки. История книгопечатанья
Умк: Английский язык. 7 класс. Учебник для школ с углубленным изучением англ яз. Афанасьева О. В., Михеева И. В. 13-е изд. М.: 2012....

Учебник Тема 1 iconУчебник по дисциплине Тема 1
Она трансформирует общие этические нормы и требования применительно к профессиональному аспекту трудовых отношений

Учебник Тема 1 iconТема занятия
Карточки со словами, на которых нанесены цифры от 1 до 5, презентация, учебник 10 класса, форматы а-3, фломастеры, стикеры, раздаточные...

Учебник Тема 1 iconУрока английского языка класс: 3 Тема урока: Профессии!
Базовый учебник: «Английский язык 2» авт. Верещагина И. Н., Бондаренко К. А., Притыкина Т. А

Учебник Тема 1 iconУчебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса
Образовательная. Закрепить знания об основных путях эволюционного процесса (ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация)

Учебник Тема 1 iconС. Л. Шибанова рассмотрено и одобрено
Учебник: «Немецкий язык. 10 класс/Deutsch. Klasse 10». Учебник для общеобразовательных организаций. И. Л. Бим, Л. В. Садомова; Рос...

Учебник Тема 1 iconУчебник для вузов Оглавление Учебник посвящен анализу и современной...
Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих...

Учебник Тема 1 iconВ. И. Добреньков, А. И. Кравченко методы социологического исследования учебник
Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник)

Учебник Тема 1 iconУчебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск