Учебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса


Скачать 124.95 Kb.
НазваниеУчебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса
ТипУрок
filling-form.ru > Бланки > Урок
МОУ гимназия №1

Чикина Наталья Александровна

Биология

11 класс, естественно - математический

УМК В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Общая биология 11 класс». Учебник.

Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса

Цели:

Образовательная. Закрепить знания об основных путях эволюционного процесса (ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация),

Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать информацию и выявлять ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации, и делать выводы по проделанной работе.
Воспитательная: прививать навыки заинтересованного обучения.

Тип урока: урок практическая работа

Оборудование: таблицы, рисунки, тексты.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Опрос по терминам темы: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерации

  1. Работа на уроке

Прочитать текст о покрытосеменных растениях и птицах выписать примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций.

Вариант 1. Основная особенность группы покрытосеменных – наличие цветков и плодов. Семяпочка цветковых защищена от неблагоприятных воздействий завязью. Образование плода обеспечило успешное прорастание семян в неблагоприятных условиях. Строение органов у цветковых достигает наибольшей сложности, а ткани характеризуются высокой степенью специализации. Цветковые произрастают во всех климатических зонах и это единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники, деревья.

Клевер является одним из самых распространенных травянистых растений, встретить которое можно буквально везде (по полевым дорогам, на лугах, лесных опушках, полянах, в самих лесах). Цветки небольшие или даже мелкие, собранные у большинства в виде головок, нередко прикрытых, особенно в начале, верхним или двумя верхними листьями. Характерной особенностью клевера является то, что единственными насекомыми-опылителями, способными его опылять, являются шмели и пчёлы. Эта особенность играет большую роль в приспособленности клевера.

Растение заразиху можно увидеть в посевах подсолнечника, клевера и огородных культур. Ее легко отличить по бледно-бурой окраске стебля и чешуйчатых листьев. Эти листья никогда не бывают зелеными: в них нет хлорофилла. На верхней части стебля сидят многочисленные довольно крупные цветки, чаще всего голубовато-лиловые. Значительная часть тела растения-паразита находится в почве. Своим расширенным основанием стебель заразихи прирастает к корням растения-хозяина.

Птицы имеют четырехкамерное сердце и теплокровны, перьевой покров. В яйце увеличился запас питательных веществ и формирование известковой оболочки. У птиц, несмотря на изменение температуры окружающей среды, поддерживается постоянная температура тела, поэтому они активны даже зимой.

Дятел пестрый большой очень пестрая птица. Преобладающая окраска ее состоит из сочетания черных и белых тонов. Хвост у большого пестрого дятла средней длины, заостренный и очень жесткий, так как служит он главным образом как опора при лазании птицы по стволу дерева. Соколы хищные птицы. Взрослые птицы отличаются узкими клиновидными крыльями, благодаря которым они способны ловко маневрировать и развивать необычайно большую скорость в пикирующем полёте.

Задание №2 Самостоятельное заполнение таблицы

Пути достижения биологического прогресса

Эволюционные направления

Характеристика эволюционных направлений

Значение в эволюции

Примеры

к чему приводит


Ароморфоз

крупные изменения в строении, существенно повышающие уровень организации организмов

ароморфозы не служат целям приспособления, а носят общий характер и дают возможность по-новому использовать условия внешней среды.

появление челюстей и скелета как места прикрепления мышц у позвоночных; замена гладкой мускулатуры у червей на поперечнополосатую у членистоногих

Возникновение новых систематических групп


Идиоадаптация

приобретение частных приспособлений к условиям среды без изменения уровня организации

изменения носят приспособительный характер; крайняя степень приспособления к конкретным, ограниченным условиям существования носит название специализации (переход к питанию только одним видом пищи, обитание в однородной среде и пр.)

покровительственная окраска животных, плоская форма тела скатов и камбалы, крючковидный клюв у хищных птиц, ласты у тюленей, китов и др.; питание коала только листьями эвкалипта, колибри — только нектаром цветков тропических растений

Приспособление к специальным условиям среды


Дегенерация

упрощение организации, исчезновение органов активной жизни

общая дегенерация связана главным образом с переходом организмов к паразитическому или сидячему образу жизни

утрата корней и листьев у растений-паразитов; исчезновение органов чувств, пищеварительной системы, упрощение строения.

Переход к сидячему или паразитическому образу жизни

Задание №3. Фронтальная работа с тестами.

1. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра в современную эпоху - пример
А) биологического прогресса Б) биологического регресса
В) идиоадаптации Г) ароморфоза

2. Появление у древних млекопитающих четырёхкамерного сердца, теплокровности, развитой коры головного мозга - пример
А) идиоадаптации Б) ароморфоза
В) биологического прогресса Г) биологического регресса

3. Примером идиоадаптации в эволюции животных служит развитие у
А) земноводных трехкамерного сердца Б) кротов роющих конечностей
В) зверей волосяного покрова Г) насекомых членистых конечностей

4. Какой признак НЕ считают ароморфозом у млекопитающих
А) волосяной покров Б) четырехкамерное сердце
В) диафрагму Г) укороченный хвост

5. Эволюция покрытосеменных растений по пути приспособления к опылению насекомыми - это пример
А) ароморфоза Б) дегенерации
В) идиоадаптации Г) биологического регресса

6. Укажите пример ароморфоза
А) уплощение тела у донных рыб
Б) возникновение покровительственной окраски у щуки
В) редукция кишечника у свиного цепня
Г) возникновение многоклеточности

7. Возрастание численности серой вороны в населённых пунктах - пример
А) ароморфоза Б) дегенерации
В) биологического регресса Г) биологического прогресса

8. Приспособления аскариды к паразитическому образу жизни, упрощение ее организации - пример
А) общей дегенерации Б) ароморфоза
В) видообразования Г) биологического регресса

9. Увеличение численности насекомых-вредителей сельскохозяйственных растений, - пример
А) ароморфоза Б) дегенерации
В) биологического регресса Г) биологического прогресса

10. Появление у земноводных в процессе эволюции трёхкамерного сердца, двух кругов кровообращения - пример развития органического мира по пути
А) ароморфоза Б) идиоадаптации
В) дегенерации Г) биологического прогресса

11. Результатом идиоадаптаций у птиц считают
А) появление перьевого покрова
Б) появление четырехкамерного сердца
В) многообразие форм клюва
Г) формирование высокоразвитой нервной системы

12. Пример идиоадаптации
А) утрата червями-паразитами органов чувств
Б) разнообразие парных плавников у разных видов рыб
В) появление легких у земноводных
Г) четырехкамерное сердце у птиц и млекопитающих

13.Показатель биологического прогресса вида
А) симбиоз Б) взаимопомощь
В) конкуренция Г) высокая численность

14. Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение: ''Ароморфоз ведет к''
А) общему подъему организации
Б) повышению интенсивности жизнедеятельности
В) формированию приспособлений широкого значения
Г) формированию частных приспособлений

15. Укажите пример идиоадаптации
А) возникновение семени у голосеменных
Б) возникновение плода у цветковых
В) возникновение у цветковых растений нектарников
Г) появление фотосинтеза у растений

16. Дегенерация - это
А) эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации
Б) случаи проявления признаков предков у отдельных особей
В) крупные эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации
Г) мелкие эволюционные изменения, обеспечивающие приспособленность к среде обитания

17. Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?
А) экологическое разнообразие Б) забота о потомстве
В) широкий ареал Г) высокая численность

18. Многообразие видов, широкое распространение и высокая плодовитость паразитических червей - показатель
А) ароморфоза Б) дегенерации
В) биологического прогресса Г) биологического регресса

19. Расширение ареала зайца-русака - пример
А) дегенерации Б) ароморфоза
В) биологического прогресса Г) биологического регресса

20. Какая систематическая группа животных формируется в результате крупных ароморфозов?
А) вид Б) класс В) семейство Г) род

4. Контрольный тест

Часть А.
А1.Развитие у птиц крыльев, обеспечивших им возможность полета, характеризуют как:

1) конвергенцию 3) идиоадаптацию

2) ароморфоз 4) дегенерацию

А2.К идиоадаптациям у голосеменных растений относят:

1) появление спор 3) образование плода

2) образование семян 4) видоизменение листьев

А3.В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела:

1) дивергенции 3) параллелизма

2) конвергенции 4) дегенерации

А4.Общая дегенерация у многих видов паразитических червей привела к:

1) ароморфозу 3) биологическому регрессу

2) идиоадаптации 4) биологическому прогрессу

А5.Примером ароморфоза можно считать:

1) утрату шерстного покрова слонами

2) появление яиц пресмыкающихся и их последующее развитие на суше

3) удлинение конечностей лошади

4) возникновение хвоста павлина

А6.Пример идиоадаптации:

1) превращение листьев кактуса в колючки

2) утрата органов кровообращения у плоских червей

3) возникновение теплокровности

4) возникновение челюстей у рыб

А7. Пример общей дегенерации:

1) превращение листьев кактуса в колючки

2) утрата органов кровообращения у плоских червей

3) возникновение теплокровности

4) возникновение челюстей у рыб

А8.Концепцию морфофизиологического и биологического прогресса и путей его достижения предложил:

1) А.О.Ковалевский 3) А.Н.Северцов

2) И.И.Мечников 4) С.С.Четвериков

А9.В эволюции позвоночник животных замена жаберного дыхания легочным – пример:

1) ароморфоза 3) идиоадаптации

2) дегенерации 4) конвергенции

А10.Какие из организмов находятся в состоянии биологического регресса:

1) белые журавли 3) бактерии стафилококка

2) печеночные сосальщики 4) комнатные мухи

А11.Какой из названных ароморфозов сформировался в процессе эволюции органического мира позже остальных:

1) позвоночник 3) 2 круга кровообращения

2) теплокровность 4) половой процесс размножения

А12.Плоская форма тела у камбалы – это пример:

1) ароморфоза 3) общей дегенерации

2) идиоадаптации 4) биологического прогресса

А13.Не является ароморфозом:

1) появление челюстей у позвоночных животных

2) появление внутреннего скелета

3) возникновение двух кругов кровообращения

4) увеличение размеров тела

А14.Примером дегенерации является отсутствие:

1) стебля у повилики 3) конечностей у змей

2) зубов у птиц 4) жабр у взрослых лягушек

А15.Длинный липкий язык, которым хамелеон ловит насекомых, это:

1) ароморфоз 3) дегенерация

2) идиоадаптация 4) дивергенция

А16.Укажите неверное утверждение «Ароморфоз ведет к»:

1) общему подъему организации

2) повышению интенсивности жизнедеятельности

3) формированию частных приспособлений

4) формированию приспособлений широкого значения

А17.Идиоадаптации способствуют возникновению:

1) семейств 3) типов

2) царств 4) отделов

А18.Какие ароморфозы позволили древним пресмыкающимся вытеснить древних земноводных:

1) покровительственная окраска

2) роговой покров, развитые легкие

3) покровительственная окраска, способность к регенерации

4) четырехкамерное сердце, теплокровность

А19.Пример ароморфоза у хвойных растений – возникновение:

1) плода 3) цветка

2) семени 4) корней

А25.Сокращение численности и ареала уссурийского тиора является примером:

1) биологического регресса

2) дегенерация

3) биологического прогресса

4) ароморфоза

Часть В.


В заданиях В1-В3 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.



1. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) развитие образовательных тканей у растений

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани
2.К ароморфозам относят:

1) образование клубней у картофеля

2) появление семян у голосеменных

3) появление обтекаемой формы тела у дельфина

4) появление тканей и органов у растений

5) появление цветка у покрытосеменных

6) образование прицепок у плода череды

3.Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:

1) отсутствие легких у рыб

2) отсутствие зрения у животных, живущих под землей

3) редукция органов чувств у паразитических червей

4) отсутствие хвоста у лягушки

5) превращение корней растения повилики в присоски

6) утрата кишечника ленточными червями


При выполнении заданий В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.



4. Установите соответствие между примерами и путями эволюционного процесса:


Примеры

Пути эволюции

1) ячеистые легкие у рептилий

А) Ароморфоз

2) голый хвост у бобра

Б) Идиоадаптация

3) отсутствие корней у повилики

В) Общая дегенерация

4) молочные железы у млекопитающих




5) отсутствие кровеносной системы у цепней




6) отсутствие потовых желез у собак




7) отсутствие глаз у крота






При выполнении заданий В5-В6 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.



5.Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных животных:

А) двухкамерное сердце

Б) развитие детеныша в матке

В) роговая чешуя в покровах

Г) легочное дыхание
6.Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции:

А) Специализация тканей и органов

Б) Появление многоклеточности

В) Внутриутробное развитие зародыша

Г) Двусторонняя симметрия тела

Д) Внутреннее оплодотворение

Е) Теплокровность

Ответы к тесту.
Часть А


А1

А32

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

2

4

3

4

2

1

2

3

1

1

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А25

2

2

4

1

2

3

1

2

3

1


Часть В


В1

В2

В3

В4

В5

В6

256

245

236

АБВАВБВ

АГВБ

БГАДЕВ



Похожие:

Учебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса iconУрока английского языка класс: 3 Тема урока: Профессии!
Базовый учебник: «Английский язык 2» авт. Верещагина И. Н., Бондаренко К. А., Притыкина Т. А

Учебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса iconТема урока: Чтение. Библиотеки. История книгопечатанья
Умк: Английский язык. 7 класс. Учебник для школ с углубленным изучением англ яз. Афанасьева О. В., Михеева И. В. 13-е изд. М.: 2012....

Учебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса iconУчебник: Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/...
Развивать предметные и общеучебные навыки и умения, умение использовать полученные знания для достижения поставленной цели; устанавливать...

Учебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса iconТема урока Характеристика деятельности учащихся
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям

Учебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса iconСравнительная характеристика режимов налогообложения на примере индивидуальных предпринимателей

Учебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса iconУрока технологии Тема урока
Цель урока Выбор модели проекта, составление описания внешнего вида с применением полученных знаний и использовании икт

Учебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса iconХарактеристика урока
Тема: «The poetic language in the original and translated versions of Alexander Pushkin’s “Eugene Onegin”» (Поэтический язык оригинала...

Учебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса iconПлан-конспект урока тема урока: " Брейн-ринг по информатике"
Рассказывает этапы проведения урока-игры, основные моменты и оценку результатов проведения

Учебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса iconУрока: Понятие об обособлении. Обособленные определения
Учебник: Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразоватетльных учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.;...

Учебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса iconУроке: Тема урока: Тип урока
Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию Результативность решения дидактической задачи

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск