Учебник по дисциплине Тема 1


НазваниеУчебник по дисциплине Тема 1
страница1/17
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Авторский учебник по дисциплине
Тема 1. Предмет профессиональной этики, её категории и функции
Учебные вопросы:

1. Предмет профессиональной этики и ее место в системе морали.

2. Основные категории (нормативы) профессиональной этики.

3. Структура и свойства профессиональной морали.

4.Функции профессиональной этики и ее роль в жизни человека и общества.

1. Предмет профессиональной этики и ее место в системе морали

Профессиональная этика - философская дисциплина, наука о моральных нормах и требованиях, регулирующих отношения между людьми в сфере трудовой деятельности. Она вырабатывает и определяет нравственные нормативы применительно к конкретным, специальным видам труда с позиций профессионально-этических требований к работнику и включает в себя: моральные нормы, принципы, установки, идеалы во взаимоотношениях людей в трудовом процессе; исторически сформировавшиеся традиции, заповеди и предписания, относящиеся к сфере труда; моральные кодексы, регламентирующие различные аспекты трудовых отношений; обоснование механизма реализации этических норм в деятельности трудовых коллективов и также способы проведения экспертизы результатов процесса трудовой деятельности как в рамках отдельных коллективов, так и между коллективами.

Профессиональная этика - гуманитарная дисциплина, имеющая своей целью формирование социальной и нравственной ориентации специалистов в различных видах материального и духовного производства. Она находится в тесной органической связи с общей этикой и вместе с ней образует единую теоретическую науку, главным содержанием которой является учение о человеке как высшей ценности, регулировании взаимоотношений между людьми применительно к сфере профессионального труда. Если общая этическая теория вырабатывает объективно-необходимые нормы, установки, принципы в отношениях между людьми, распространяя их на всю систему общественных отношений, то профессиональная этика конкретизирует эти универсальные и всеобщие нормы применительно к различным видам труда, регулирует общественные отношения в главной сфере бытия человека - трудовой деятельности. Она трансформирует общие этические нормы и требования применительно к профессиональному аспекту трудовых отношений.

Поэтому профессиональная мораль должна всегда рассматриваться в единстве с общей этической системой. Попытки пренебречь этой связью приводят либо к выхолащиванию собственно профессиональной этики, утрате ее практической основы, либо к потере нравственного кругозора. Только на основе принципов и норм общей этики возможно обобщение нового нравственного опыта в сфере труда, определение новых норм и запретов в профессиональной этике, преодоление отживших нравственных правил и оценок. В свою очередь, нарушение трудовой этики сопровождается разрушением и общих моральных установок. При несоответствии между общей системой морали и содержанием профессиональных кодексов предпочтение должно быть отдано общим принципам нравственности, поскольку они глубже и основательнее определяют перемены в условиях жизнедеятельности людей, в том числе и новые требования в сфере их профессиональной деятельности.

Тесное взаимодействие общей и профессиональной этики определяет их развитие и взаимообогащение, те изменения, которые происходят в этике как научной дисциплине в целом, так и отдельных ее разделах. Однако изменения в различных разделах этики происходят не автоматически. Более подвижной в своих изменениях является профессиональная этика. Будучи тесно связанной с повседневной практикой людей в специальных сферах их взаимоотношений, она быстрее реагирует на изменения, происходящие в них (например, является ли этичным пересадка органов в медицине, усовершенствование ядерного оружия в технико-технологической сфере и др.). В свою очередь, общая этика, отражая всеобщие и универсальные связи в отношениях между людьми, является более консервативной, реагируя не на частные случаи изменившихся отношений, а на изменения, происходящие в системе общественных отношений в целом (например, понятия трудолюбия, гуманизма и другие в этике менялись при смене общественных систем).

При рассмотрении предмета профессиональной этики также необходимо учитывать ее соотношение с понятием профессиональной морали. Они являются близкими, но не тождественными. Этика вырабатывает нормы и принципы поведения людей, обеспечивающие регуляцию и управление в отношениях между людьми в профессиональной сфере, тогда как мораль, включая в себя эти нормативы и требования, добавляет к ним способы их реализации и оценку их практических результатов.

Если этика занимается, в основном, сферой должного, объективно-необходимого, то мораль рассматривает это должное в связи с сущим, т. е. с тем, что реально имеется в наличии, в действительности.

Взаимодействуя на основе норм и требований нравственного поведения в сфере труда, профессиональная этика и профессиональная мораль устанавливают степень соответствия или несоответствия между должным и сущим. Если должное и сущее совпадают, то это определяет высокую степень нравственности в деятельности субъективного фактора (конкретного специалиста, коллектива, корпорации и т. д.). Если же несоответствие между ними велико, то оно означает либо отсутствие нравственных начал вообще, либо их наличие в малом объеме (выпуск некачественной продукции, ее несоответствие современным требованиям, нанесение ущерба потребителю путем недобросовестной рекламы и т. д.). Чем выше уровень усвоения моральных норм профессионалами, тем меньше конфликтов и противоречий в реальной жизни. Огромное количество конфликтных ситуаций в самых различных сферах общественной жизни свидетельствует об игнорировании морали, непонимании ее особой значимости в условиях переходного периода общества, становления рыночной экономики.

В современных условиях профессиональная этика рассматривается как один из разделов прикладной этики, число которых постоянно возрастает по мере развития самого общества и углубления разделения труда (экологическая этика, биоэтика, этика ненасилия, этика политической деятельности, этика бизнеса, этика семейных отношений и др.). Основой для выделения профессиональной этики в один из самостоятельных разделов прикладной этики является понятие профессии, обозначающее род занятий или вид трудовой деятельности человека, совокупность знаний, умений и трудовых навыков работника в определенной сфере труда. В условиях рыночных отношений профессия рассматривается как социально-обусловленный вид труда, продукты которого являются товарами. В информационном обществе, на путь которого в настоящее время вступило человечество, профессионализм является объективно-необходимым социальным и моральным качеством личности, определяющим ее общественную значимость и социальный статус. Это означает, что профессиональная этика в постиндустриальном обществе как неотъемлемая составная часть духовной культуры общества - важный показатель уровня его цивилизационного развития.

Профессиональная этика, как и любая теория, не дает ответа на все случаи жизни, в отношениях между людьми в их трудовой деятельности, так как реальная жизнь всегда богаче, чем любое правило. Она определяет общие принципы и нормы, регулирующие эти отношения. И каждое последующее поколение должно решать эти вопросы творчески, учитывая изменившиеся условия, и тем самым постоянно совершенствовать механизм взаимодействия: человек - профессионал - коллектив — общество.
2. Основные категории (нормативы) профессиональной этики.

Связь между общей и профессиональной этикой, рассмотренная выше, очевидно, проявляется и при рассмотрении соотношения их категориального аппарата. Все категории общей этики применяются и используются в трудовых коллективах (добро, зло, благо, честность, порядочность, совесть и др.) при нравственной оценке человека как целостной личности. И в то же время в процессе трудовой деятельности в специфически профессиональных отношениях между людьми они уточняются и дополняются применительно к конкретным условиям в различных сферах труда.

Так, например, понятие профессионализма, относясь к разделу общей этики, трансформируется, существенным образом дополняется и конкретизируется в своих характеристиках в педагогической, научной, инженерной, предпринимательской, военной и других видах трудовой деятельности. Оно отражает их особенности, учитывает необходимость дополнительных требований в той или иной конкретной сфере труда. Так, в области бизнеса понятие специалиста-профессионала требует от него знания правовых норм в сфере своей деятельности, законов функционирования рыночной экономики, выдвигает на первый план такие нормы морали, как честность, порядочность, коммуникабельность, предприимчивость, общая польза и ряд других, и исключает действия, связанные с обманом, стяжательством, жадностью, коррупцией и другими негативными явлениями. На этой основе определяется наличие или отсутствие профессионализма в данной сфере деятельности. Например, определение капитала в качестве инвестиционного, промышленного, спекулятивного, олигархического, торгашеского, криминального и т. д. придает содержательный нравственный оттенок деятельности бизнесмена.

Аналогичным образом трансформация общих категорий этики происходит и при использовании их в других сферах трудового взаимодействия между людьми. Например, профессиональная деятельность инженера характеризуется, прежде всего, такими качествами как знание новейших разработок и достижений в области техники и технологии, склонность к изобретательству и усовершенствованию технических систем, опора на эксперимент и практическую результативность, трудолюбие, дисциплинированность и др. В последние десятилетия, в связи с возрастанием роли морали в жизни общества в целом и в специфических сферах деятельности, в инженерной этике возникли понятия техноэтики, «компьютерной» этики и ряд др. Профессиональная деятельность инженера включает в себя как общую нравственную культуру поведения, так и конкретные требования морали применительно к данной сфере труда.

Таким образом, профессиональная этика вырабатывает нормативы и кодексы морального поведения в различных сферах разделения труда, регламентирует отношения работников-профессионалов в соответствии с их условиями и спецификой деятельности на основе требований норм общей морали. Так, например, основополагающие категории добра и зла в общей этике трансформируются и конкретизируются применительно к специфическим видам профессиональной этики в связи с дисциплинированностью, оценкой качества выпускаемой продукции, ответственностью или безответственностью, мастерством или халатностью и т. д. работника. Руководствуясь понятиями блага, совести, справедливости, честности, товарищества, долга и других норм общей морали, люди постоянно убеждаются в целесообразности таких поступков, которые были бы в интересах как отдельного работника, так и трудового коллектива, социальной общности, общества в целом. Используя требования общей морали в специальных областях деятельности, они более эффективно решают стоящие перед ними задачи, не допускают конфликтных ситуаций, быстрее преодолевают трудности и кризисные периоды.

В то же время профессиональная этика, наряду с трансформировавшимися понятиями общей этики, располагает и собственными категориями, которые применяются преимущественно при анализе требований профессионального труда. Такими категориями в профессиональной этике являются понятия компетентности, профессиональной квалификации, деловой репутации, умения, мастерства, деловитости и др. Компетентность, как одно из основных качеств специалиста, характеризует уровень знаний работника об объекте своей деятельности, его эрудицию, понимание смысла и значения своего труда, включая идеологический кругозор. Профессиональная квалификация определяется умением реализовать знания, качественной оценкой результатов профессиональной деятельности. Что же касается деловой репутации, то она складывается на основе объединения компетентности и профессиональной квалификации работника, включает такие качества, как трудовая активность, инициатива, способность находить нестандартные решения проблем, возникающих в процессе труда, деловитость, профессиональная ответственность и ряд других высоких моральных требований.

Компетентность специалиста, его квалификация, деловая репутация и другие качества всегда находятся в единстве, отражая различные аспекты трудовой деятельности профессионала. Все они выходят в социальную сферу, определяют общественную значимость специалиста и в совокупности составляют основу понимания социальной справедливости как общесоциологической и профессионально-нравственной категории, определяющей необходимость материального и морального вознаграждения работника в зависимости от количества и качества его труда. Неслучайно в современных экономически развитых странах, в которых велика доля высококвалифицированного профессионального труда в общем объеме трудовой деятельности, имеет место и сравнительно высокая его оплата. Если же в обществе процветает культ нетрудовых доходов, принижается и дискредитируется профессиональный труд, абсолютизируются крупная частная собственность и свобода личности, основанная на ней, то такая социальная система противоречит не только требованиям профессиональной этики, но и этики вообще. Ориентация в развитии общества на идеологию либерализма (не современного, а периода первоначального накопления) превращает требования демократии в ширму для эксплуатации профессионального труда. Так, если в 2004 г. минимальный размер месячной заработной платы, установленный законом, составлял: во Франции — 1154 евро, в Англии - 1160, в Люксембурге — 1402 и т. д., то в России он равнялся 17 (!) евро (здесь не берутся в расчет нефтяные и финансовые частные сектора, где оплата многократно выше). Это является свидетельством того, сколь актуальной в нашей стране является проблема роли профессионального труда и его оплаты.

Значение профессионализма как определяющего элемента трудовой деятельности и наличие в этом этического аспекта можно показать и на многочисленных примерах оценки результатов труда отечественных и зарубежных фирм, предприятий, компаний и т. д. Так, например, японская фирма «Ниссан» в 2003 г. понесла убытки в размере 150 миллиардов долларов из-за того, что была вынуждена вернуть для бесплатного ремонта более одного миллиона автомобилей, выпущенных за последние пять лет в связи с обнаруженными неполадками в электрооснащении, могущими повлечь короткое замыкание и остановку двигателя. Если бы она не пошла на этот шаг, пострадала бы ее профессиональная репутация, а убытки исчислялись бы в неизмеримо большей сумме.

Проблема качества выпускаемой продукции является первостепенной и в России. В прессе за последнее время появилось немало материалов, свидетельствующих о профессиональной некомпетентности чиновников (например, в вопросах строительства: обрушение зданий в результате непринятия своевременных мер по их укреплению, навязывание «уплотнительной» застройки и т. д.). Зачастую к некомпетентности добавляется еще и пренебрежение к элементарным нормам морали, коррупция, отсутствие совести и ответственности. Так, в публикации под заголовком «Кому блинчики с палочкой» (см.: Санкт-Петербургские ведомости. 2004. 29 апр.) сообщается, что в результате экспертизы были обнаружены микробы в продукции, выпускаемой одной из фирм. При проверке в 2004 г. качества продовольственной продукции на российском рынке было забраковано 9,1% товара. Обнаружены многочисленные изъяны в продукции электротехнической, химической, обувной, трикотажной и других отраслей промышленности (см.: Там же. 2005. 19 февр.). Подобных примеров не так уж и мало. В то же время в стране имеются предприятия, выпускающие товары и высокого качества, о чем свидетельствуют результаты ежегодно проводимого федерального конкурса «100 лучших товаров России». В 2004 г. 13 наименований высококачественных товаров и услуг, отмеченных на конкурсе, были произведены предприятиями Петербурга и Ленинградской области.

Нормы (законы) и требования как общей, так и профессиональной этики являются обязательными для выполнения. По своему содержанию они носят объективный характер, исходя из закономерностей развития общества как целостного образования, которому подчинены законы его отдельных сфер. Объективность содержания норм означает, что в них отражается и концентрируется то, что существует в реальной жизни и не зависит от сознания людей. Но это объективное содержание этических норм и установок различно воспринимается и реализуется отдельными людьми. Мораль относительно самостоятельна, обладает свободой выбора и зависит от целого ряда субъективных факторов: интеллектуального развития личности, ее общей и нравственной культуры, образа жизни и др. Это означает, что этические нормы (законы) поведения, будучи объективными по содержанию, требующие определенной направленности в действиях людей, являются субъективными по форме и способам их реализации.

В настоящее время в разных системах морали отношение к труду является различным. Наряду с моралью трудовой, коллективистской, патриотической существуют такие ее разновидности, как иждивенческая, конформистская, рыночно-спекулятивная, криминально-нигилистическая и другие виды нетрудовой морали. Потеря трудовой основы в нравственных ориентирах и предпочтениях у значительной части людей современного российского общества является несомненным признаком его кризисного состояния. Причинами этого являются непрофессиональное управление общественными процессами в условиях перехода к рыночной экономике, деформация представлений о труде как необходимом условии нормальной жизнедеятельности личности и общества, низкая оплата труда, не соответствующая его объему и качеству, значительные нетрудовые доходы у части граждан, криминал, коррупция и многие другие негативные явления, несовместимые с нормами общей и профессиональной этики.

Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных благ. Оно может потреблять то, что произведено его членами, распределяя материальные и духовные блага в зависимости от их трудового вклада в соответствии с принципом социальной справедливости. Поэтому проблемы профессионализма, добросовестного отношения к труду как первостепенному долгу, компетентность и ответственность за результаты деятельности являются важнейшими показателями социального и духовно-нравственного здоровья общества и личности. Решающее значение в этом процессе приобретает состояние субъективного фактора в реализации норм морали, профессионализм в управлении на государственном уровне.
3. Структура и свойства профессиональной морали.
Профессиональная мораль отражает все стороны в нравственных отношениях работников различных видов труда на всех этапах трудового процесса. В ее структуре можно выделить следующие аспекты:

— определение объекта трудовой деятельности (наука, торговля, служба в вооруженных силах, бизнес и т. д.);

—постановку цели и задачи деятельности (например, полеты в космос, создание новой техники, решение научной проблемы и др.);

— мотивацию профессиональной деятельности (во имя процветания Отечества, личное обогащение, обеспечение семьи, карьера, помощь близким и т. д.);

— непосредственный процесс труда (уровень квалификации и отношение к делу работников, трудовая дисциплина, взаимопомощь, коллективизм, ответственность при выполнении поставленной задачи и др.);

— управление процессом труда, моральный климат в коллективе (распределение обязанностей среди работников, регламентация трудовой деятельности, характер служебных отношений, наличие контроля, способы и формы поощрения за хорошую работу и т. д.);

— средства реализации поставленных целей трудовой деятельности (модернизация технико-технологической базы, обучение, наставничество в работе с молодежью, авторитет и профессионализм руководителя и др.);

— оценку результатов профессиональной деятельности (экономическая, социальная, экологическая экспертиза, дизайн, соответствие качества продукции современным требованиям и др.).

Структурная характеристика профессиональной морали свидетельствует, что она присутствует на всех этапах трудового процесса и во всех его звеньях, пронизывает все его составные элементы от начала реализации поставленной цели до ее завершения. Пренебрежение профессиональными обязанностями или отсутствие должного уровня профессионализма даже в каком-либо звене трудового процесса может перечеркнуть конечные результаты труда всего коллектива, привести к значительным материальным и моральным потерям, дезорганизовать весь цикл трудового процесса. Профессионализм требуется также и при обеспечении качества рекламы товара, организации рынка сбыта, в отношениях с деловыми партнерами и т.д. Профессионализм должен присутствовать и в управлении развитием экономики в высших структурах власти. Если прирост ВВП в стране происходит за счет увеличения продаж нефти и газа, строительства новых гостиничных комплексов и бизнес-центров, расширения сферы услуг при развале реального сектора экономики, при игнорировании необходимости развития и внедрения высоких технологий, то это может быть квалифицировано как отсутствие управленческого профессионализма в обосновании целей, задач и организации процесса труда в масштабах государства.

Объективный характер содержания норм профессиональной морали позволяет выявить имманентные внутренне присущие ей свойства. Как определенный вид духовно-практических отношений, профессиональная мораль обладает такими свойствами, как: нормативность (регуляция отношений между людьми на основе определенных норм), императивность (обязательный характер реализации норм) и оценочность (установление соответствия конечных результатов деятельности мотивам и нормам поведения). Свойства профессиональной морали образуют ее внутреннее содержание и действуют во всех видах трудовых отношений.

Так, нормативность в процессе трудовой деятельности выражает аспект должного, программирует направленность действий и определенную целесообразность действий, устанавливает набор необходимых морально-профессиональных качеств работника при реализации поставленной цели {компетентность, мастерство, добросовестное отношение к делу, взаимопомощь в процессе труда и др.). Нормы фиксируют типичные и необходимые, адекватные данным условиям требования в поведении людей в процессе трудовой деятельности, а нормативность является способом их реализации. Эти качества несовместимы с понятиями тунеядства, тщеславия, карьеризма, лжи, безынициативности и т. д. и требуют от каждого работника быть компетентным, знающим свое дело и ответственным за него, добавляя к ним коммуникабельность, уважительное отношение к другим людям, коллективизм, справедливость в решении всех вопросов. Нормативность как свойство профессиональной морали нашла свое отражение в многочисленных пословицах и поговорках: «Делу время, потехе час», «Что посеешь, то и пожнешь», «Шьет не игла, а руки», «Что человек делает, таков он и есть», «Человек велик трудом», «Дружно не грузно, а врозь хоть брось» и др.

Бесконтрольное и плохо управляемое становление рыночной экономики в России привело к вымыванию содержания многих моральных норм, регулирующих отношения в сфере труда. Размытыми оказались понятия чести и честности, правдивости, ответственности и многие др. Многочисленные материалы прессы свидетельствуют о массовом отступлении от норм морали чиновников, предпринимателей, банковских работников, коммерсантов и т.д. Один из примеров: в г. Тихвине еще в начале 90-х годов началось строительство нового предприятия «Металл», пуск которого мог бы значительно сократить безработицу и увеличить на 50-70% городской бюджет. Проект получил положительное заключение 14 государственных и независимых экспертных экологических организаций. Однако петербургская фирма «Зеленый крест» предложила провести свою «независимую» экологическую экспертизу и, естественно, не бесплатно, а за полмиллиона долларов. Получив отказ, фирма развернула «разъяснительную» деятельность среди населения, вплоть до выпуска агитационных листков, организации протестных митингов и т.д.

Дальнейшее строительство завода, построенного на 60%, затормозилось и до сих пор неизвестны сроки его завершения. Представители «Зеленого креста» утверждают, что судьбу любого промышленного объекта должны определять некие «общественные слушания». Этот пример свидетельствует об отсутствии у многих современных коммерческих организаций понятий совести, честности, порядочности в получении средств для своего существования, государственного подхода к решению социально значимых проблем. В большинстве случаев подобные действия остаются безнаказанными со стороны государственных органов.

Важнейшим свойством профессиональной этики является также императивность. Она проявляется в необходимости обязательного выполнения моральных норм, нахождении оптимальных способов их реализации, превращении их в моральный императив. Это свойство выражает приоритет общественных интересов, требует обязательной реализации конкретных предписаний и установок, ставит на первое место решение общественных задач. Многовековая житейская практика зафиксировала это свойство в таких пословицах и поговорках, как: «Куй железо, пока горячо», «Штопай дыру, пока невелика», «Слушай других, но живи своим умом», «Не суй хвост туда, куда голова не лезет», «Семь раз отмерь — один отрежь» и др.

Лишение профессиональной морали свойства императивности приводит ее к потере активности, действенности, превращает в морализаторство - типа увещеваний поваром вороватого кота из соответствующей басни И.А. Крылова. Во всех случаях жизни свойство императивности требует соблюдать дисциплину труда, повышать квалификацию, трудиться со знанием дела, активно относиться к происходящему, решительно и настойчиво преодолевать безнравственное поведение, некомпетентность, профессиональное бескультурье. Оно формирует активную жизненную позицию, утверждая добро и преодолевая зло, воспроизводит, в рамках соотношения должного и сущего моральные законы и требования между людьми в сфере профессиональных отношений.

Третье важное имманентное свойство профессиональной морали — оценочность результатов деятельности в определенной сфере труда. Это свойство устанавливает соответствие целей, мотивов, и результатов трудовой деятельности нормам морали. Формы оценочности в профессиональной морали многообразны: общественное признание, похвала, материальное вознаграждение, моральное поощрение, порицание, моральное осуждение, одобрение и т.д. Составной частью моральной оценочности является самооценка — определение субъектом деятельности своего поведения и социальной значимости результатов трудовой деятельности. Содержание самооценки определяется воспитанием и самовоспитанием личности, ее способностью к контролю за своим поведением, умением соотносить самооценку с оценкой другими людьми, коллективом, обществом.

Оценка мотивов и результатов деятельности работника должна быть объективной и социально-значимой, выражать истинное положение дел. Критерий истины в морали находится за ее пределами в сфере практики, определяется результатами трудовой деятельности и выражается в таких пословицах и поговорках, как: «Цыплят по осени считают», «Каков поп, таков и приход», «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь», «Не место красит человека, а человек место», «Хотели как лучше, а получилось как всегда» и др.

Свойства морали — нормативность, императивность и оценочность существуют всегда в единстве. В своей совокупности они образуют механизм регулирования отношений между людьми в профессиональной сфере. Отсутствие хотя бы одного из этих свойств лишает ее смысловой значимости, способности выполнять свое целевое назначение. В своем развитии профессиональная мораль создает условия для сплочения общества на основе норм и требований трудовой деятельности. Она основывается не на противопоставлении одних профессиональных групп населения другим, а на нахождении в первую очередь общих критериев в их взаимодействии в процессе труда как общественно необходимой деятельности. Профессиональная этика не ставит вопроса о неравенстве существующих в обществе профессий, а решает проблему оптимальных взаимоотношений участников трудового процесса. Выделяя в различных видах труда общие для них моральные нормы и установки, она дополняет их специфическими требованиями в зависимости от условий и способов их реализации. Все это предполагает необходимость творческого подхода и гибкости в формах реализации профессиональной этики и в отношении самой себя.

Характеристика свойств профессиональной морали позволяет предметно определить не только ее целевое назначение, но и основные признаки. Как общесоциологическое понятие, присущее обществу с момента его возникновения и проходящее вместе с ним качественно определенные исторические Этапы, профессиональная мораль и в современных условиях демонстрирует такие из них, которые необходимо знать каждому человеку, включенному в профессионально-трудовые отношения:

— она объективна по содержанию, отражая реальные отношения людей в сфере труда и практические результаты их деятельности;

— носит универсальный характер, обращена к каждому работнику и в трансформированном виде применима ко всем видам профессиональной деятельности;

— моральные качества личности в сфере труда вырабатываются не сразу, а приобретаются постепенно в процессе длительной трудовой деятельности, проходят определенные стадии в своем развитии; профессионалами не рождаются, ими становятся;

—она признает универсальную профессиональную талантливость личности, исходя из того, что нет неспособных к делу людей, а есть люди, занятые «не своим делом» или безответственно относящиеся к профессиональному труду;

-утверждает себя не только на основе собственных свойств, но и через использование других форм общественного сознания (науку, искусство, философию, право и др.);

— воспроизводит свои нормы и требования с помощью государственных институтов и учреждений, общественных объединений, обычаев, традиций, ритуалов, общественного мнения и других форм организации людей;

— она конкретна, устойчива и относительно консервативна, что обеспечивает стабильность в развитии общества и преемственность между поколениями в трудовой сфере. И в то же время она непрерывно развивается в соответствии с изменениями условий труда.
4. Функции профессиональной этики и ее роль в жизни человека и общества.

Свойства профессиональной морали, рассмотренные в предыдущем разделе, составляют ее сущностное содержание и проявляются в многообразных социально значимых функциях. Через функции профессиональной морали осуществляется ее связь с процессами общественной жизни, реализуется целевое назначение в решении профессионально-трудовых проблем, определяется историческая и гуманистическая роль в развитии человека и общества.

Основными функциями профессиональной морали являются:

— регулятивная, формирует основу взаимоотношений между работниками и трудовыми коллективами в процессе решения поставленных целей. В реализации данной функции особую роль играют такие категории профессиональной морали как добросовестное отношение к делу, коллективизм, профессиональная требовательность, доверие, ответственность, трудовые сотрудничество и взаимопомощь и т.д. Реализация этих и других норм морали создает творческую деловую обстановку, предотвращает конфликты и недоразумения, способствует нахождению оптимальных способов выполнения целей деятельности профессиональной общности;

— воспитательная (гуманистическая, просветительская) обеспечивает обучение и организацию практической моральной деятельности в профессиональной сфере, позволяет формировать навыки профессионального труда у последующих поколений, чувство трудовой гордости за его результаты. Трудовое воспитание, осуществляемое в единстве с моральными нормами и на их основе, является важной составной частью формирования целостной личности. Восприняв необходимость добросовестного труда в качестве морального жизненного ориентира, человек связывает его реализацию с честно заработанным материальным вознаграждением, уважением в коллективе, достижением новых рубежей в профессиональной деятельности. В этом процессе формируется понимание значения таких моральных качеств личности как трудовая честь, профессиональный долг, трудовые обязательства, трудовая гордость, чувство собственного достоинства, единство слова и дела, гражданственности и проявления в определенных ситуациях мужества. В этом процессе большую роль могут играть положительный пример, авторитет наставника, творческая обстановка в коллективе и другие воспитательные факторы;

— мировоззренческая функция основывается на универсальной значимости труда и профессионализма в жизни человека и общества, убеждении в его необходимости для достойной жизни самой личности, блага коллектива, процветания Отечества. Профессиональная мораль выступает не только как важный элемент сознания личности, но и играет определяющую роль в формировании ее самосознания, социального идеала, понимания цели и смысла жизни. Выдающиеся результаты в различных сферах трудовой деятельности (организации производства, искусстве, науке, медицине и т. д.) возможны только на основе социально-значимых мировоззренческих установок и принципов жизнедеятельности, какими являются понятия патриотизма, блага, справедливости.

долга, совести и многих других, составляющих главное содержание духовного потенциала и масштаба личности;

— познавательная функция связана с восприятием, анализом, отбором и обобщением того массива информации, который человек получает в процессе профессионального труда. При реализации этой функции он имеет возможность использовать не только собственные опыт и результаты практики, но и опыт других людей, взятый в его историческом развитии. Так, в процессе развития профессиональной деятельности в сфере авиации и космонавтики использовался предшествующий положительный опыт и учитывались неудачные случаи полетов летательных аппаратов. Моральный аспект реализации познавательной функции во всех областях профессиональной деятельности выступает прежде всего в таких ее нормативных требованиях, как объективность, правдивость, разумность, творческая активность, добросовестность, сознательность, критичность, убежденность и др. Объем знаний и позитивная направленность их использования в профессиональной деятельности - необходимое условие успеха любого профессионала-специалиста;

— реализация данной функции необходимо взаимосвязана с действием такой важной функции профессиональной этики, как ценностно-ориентирующая, на основе которой осуществляется выбор ценностных ориентиров в деятельности субъекта. Она может проявиться в заинтересованности определенными видами профессий, пристрастности к тем или иным видам деятельности, обоснованности критериев ценностных ориентиров. При реализации этой функции необходимы объективная оценка ценностей, на которые ориентируется личность, искренность и доброжелательность побуждений, наличие, если не научности, то, по крайней мере, здравого смысла. В ценностно-ориентирующей функции проявляется не только свобода выбора в предпочтительности тех или иных ценностей, но и свобода в выборе средств для достижения намеченных ориентиров, что, в свою очередь, предполагает необходимость объективной критичной (самокритичной) оценки результатов выбора;

— коммуникативная (транслирующая) функция обеспечивает передачу трудового и профессионального опыта другим людям, в том числе последующим поколениям. Она создает возможность взаимодействия отдельных личностей, трудовых коллективов, социальных групп, используя огромный набор таких моральных категорий как гуманизм, доброжелательность, требовательность, ответственность, благородство, доверие, сочувствие, честность и многих других. Моральная основа коммуникативного взаимодействия в сфере профессиональных отношений способствует росту квалификации его участников, повышает их осведомленность в профессиональной сфере, расширяет кругозор, воспитывает необходимые качества, соответствующие званию работника-профессионала;

— созидающая функция, являющаяся духовно-практической реализацией морального и профессионального потенциалов личности в процессе ее деятельности. Через эту функцию наиболее очевидно проявляются творческая трудовая активность, добросовестность, самоотверженность, нравственная культура в целом как уважение к другим людям, непримиримость к лицемерию, обману, хищничеству, потребительству. Проявление созидательной функции является обобщенным результатом совокупной реализации всех остальных функций профессиональной морали. На основе анализа и оценки результатов морально-профессиональной деятельности возможна разработка научно-обоснованных прогнозов и перспективных моделей в развитии объектов деятельности, направленности усилий личностей и коллективов по совершенствованию системы профессиональных отношений.

Все функции профессиональной морали необходимо рассматривать в единстве, однако конкретные условия труда, состояние общественных отношений и другие факторы могут определять на тех или иных этапах выдвижение на первый план определенных функций. Так, в период перехода к новому общественному строю — постиндустриальному обществу — особое значение приобретают мировоззренческая и воспитательная функции (понимание того, что и как реформировать). От их содержания во многом зависит характер проявления всех остальных функций, определяются цели и конечные результаты деятельности в сфере профессиональных отношений, происходит объединение общественных и индивидуальных интересов.

Состояние профессиональной морали - серьезная проблема для современной России. В ходе реформ российское общество столкнулось с такими моральными ситуациями, к которым оно было не подготовлено: деградация личности, кризис духовности, распространение наркомании, насилия, коррупции и других пороков, что пока не получило решительного отпора со стороны государства и общественных организаций. Разрушается трудовая мораль, поощряются нетрудовые доходы, принижена роль профессиональной личности. В этих условиях профессиональная мораль, в которой заинтересованы трудовые слои населения и, прежде всего, нарождающийся новый средний класс, может служить основой восстановления нравственного здоровья и стабильности общества, условием возрождения общей морали. Оздоровление моральной обстановки может быть осуществлено путем преодоления морального нигилизма, противодействия утилитаризму и потребительству, морального осуждения различного рода спекулянтов, коррупционеров и других паразитических элементов, отрицающих вообще какие-либо этические нормы. Профессиональная мораль, отношение человека к труду может явиться реальной опорой для развертывания этого Процесса.

На Западе моральный кризис наступил намного раньше, чем в России. Западная мораль является откровенно утилитарной, прагматичной, сиюминутной, потребительской. Содержание этики рассматривается как индивидуальный опыт личности, лишенный объективных критериев его содержания (этика постмодернизма). В ней отсутствует понятие социальной цели и социального идеала, следствием чего является разрушение моральных и ценностных ориентиров, начиная с детского возраста. Поскольку этот процесс сознательно осуществляется в интересах правящего класса, то для идеологического прикрытия реального аморализма широко используются двойная мораль, концепции о правах человека, фарисейские религиозные установки, что лишает общество определения критериев человеческого в человеке.

Пагубные последствия манипулирования с моралью испытывает на себе и российское общество. Российское руководство, выбрав западный образец в качестве модели для реформирования своей страны, объявив рынок общественным идеалом, вместо того, чтобы рассматривать его как средство для развития духовности и демократии, теряет сотни тысяч будущих профессионалов, оставляя значительную часть молодежи за порогом современной цивилизации, лишая российское общество достойного будущего. Социальным идеалом информационного общества, на путь которого вступила Россия, должен быть не бизнес или рынок, а формирование класса профессионалов, включающего большую часть его рабочей силы, определяющего социальный прогресс и достойное место страны в мировом сообществе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Учебник по дисциплине Тема 1 iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Учебник по дисциплине Тема 1 iconТема урока: Чтение. Библиотеки. История книгопечатанья
Умк: Английский язык. 7 класс. Учебник для школ с углубленным изучением англ яз. Афанасьева О. В., Михеева И. В. 13-е изд. М.: 2012....

Учебник по дисциплине Тема 1 iconРабочая программа по дисциплине «Конфликтология» для специальности «связи с общественностью»
Тема Конфликты в современном обществе 8 Тема Социологическая традиция изучения конфликтов 9

Учебник по дисциплине Тема 1 iconУчебник для студентов направления подготовки 43. 03. 02 «туризм»...

Учебник по дисциплине Тема 1 iconТема занятия
Карточки со словами, на которых нанесены цифры от 1 до 5, презентация, учебник 10 класса, форматы а-3, фломастеры, стикеры, раздаточные...

Учебник по дисциплине Тема 1 iconРабочая программа по учебной дисциплине «Организация и выполнение...
Тема №1: «Нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом»

Учебник по дисциплине Тема 1 iconУрока английского языка класс: 3 Тема урока: Профессии!
Базовый учебник: «Английский язык 2» авт. Верещагина И. Н., Бондаренко К. А., Притыкина Т. А

Учебник по дисциплине Тема 1 iconУчебник. Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса
Образовательная. Закрепить знания об основных путях эволюционного процесса (ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация)

Учебник по дисциплине Тема 1 iconС. Л. Шибанова рассмотрено и одобрено
Учебник: «Немецкий язык. 10 класс/Deutsch. Klasse 10». Учебник для общеобразовательных организаций. И. Л. Бим, Л. В. Садомова; Рос...

Учебник по дисциплине Тема 1 iconУчебник для вузов Оглавление Учебник посвящен анализу и современной...
Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск