Пояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального,


НазваниеПояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального,
страница1/9
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г.Буинска РТ.


«Утверждено»

на методическом совете ЦВР. Протокол №__

от «__»___________2013г.

Адаптированная программа

туристского объединения

«Тропинка»


Возраст обучающихся -11-18 лет

Срок реализации программы-3 года
педагог дополнительного образования

туристско-краеведческого отдела

Салабайкин Валерий Николаевич.


г. Буинск

2013 г.
Ι РАЗДЕЛ

Пояснительная записка
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Предлагаемые программы разработаны по блочно-модульному принципу. Первый год обучения является базовым т.к. дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых сложно и небезопасно заниматься каким-либо видом туризма или краеведения.

Данная программа основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях:

  1. Формирование разносторонне развитой личности

  2. Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.

  3. Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях.

  4. Физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения, приобщение к здоровому образу жизни.

При этом необходимо учитывать принципы организации самодеятельности объединения (группы) для успешной реализации данной программы:

    • обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;

    • насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;

    • дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;

организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.

Цели и задачи программы
Цель:

1. Воспитание духовно-нравственных ценностей у учащихся, направленное на самосовершенствование личности.

Задачи:

  1. Обучающая: подготовка к защите Родины, выбору профессии и предстоящей трудовой деятельности, формирование навыков преодоления различных препятствий, которые встречаются в походах, а зачастую и в реальной повседневной жизни.

  2. Развивающая: развитие физических способностей, реакции и выносливости. Воспитывающая: воспитание волевых качеств, таких как целеустремлённость, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициатива, решительность и смелость, выдержка и самообладание.

  3. Воспитывающая: воспитание волевых качеств, таких как целеустремлённость, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициатива, решительность и смелость, выдержка и самообладание.


Организация учебно-тренировочного процесса программы предусматривается в течение календарного года. Педагог может увеличивать объемы учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время. Как правило, в это время организуются учебно-тренировочные походы, сборы, профильные лагеря с круглосуточным пребыванием занимающихся.

Рекомендуется использовать методику «погружения» детей (подростков) в проблему (учебно-тренировочный или образовательный процесс, туристско-спортивные мероприятия или организация быта в полевых условиях), для разрешения которой необходимо коллективно-командное (самодеятельное) решение комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отрезок с полной концентрацией средств и сил.

Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

При решении вопросов, связанных с индивидуальными нагрузками (весовые, объемные, интенсивность тренировок) для занимающихся , необходима их строгая дифференциация и индивидуализация с учетом физического, половозрастного, морально-волевого и функционального развития.

Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Она должна включать краеведческое изучение региона; разработку маршрута; переписку с общественно-туристскими и детско-юношескими организациями (объединениями) региона; распределение должностно-ролевых обязанностей; организационную и хозяйственную подготовку; проверку тактико-технической, морально-волевой, физической готовности воспитанников к учебным походам по родному краю. Педагогу необходимо уделять внимание психологической подготовке воспитанников к зачетному мероприятию, культуре межличностного общения, формированию коллектива.

Программа объединения (кружков, секций) рассчитаны на учащихся 5 – 11 классов и предусматривают приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в своем классе, школе, туристском объединении; необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию, званий «Юный турист России», «Турист России», «Юный судья», «Младший инструктор туризма».

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана на 3 года обучения, но в случае необходимости могут быть использованы в течение более длительного срока. После прохождения трехлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет 144 часа в год из расчета 4 часа в неделю в первый год обучения, 144 часов из расчета 4 часов в неделю, в последующие года, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы в первый год – 15 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.

Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (2 – 3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация. На второй год обучения -12 детей, третий и последующие года -10 детей

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять требования «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителей – предметников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов.

Практические занятия проводятся в 1-3-х дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных или категорийных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объединениях детей.

В связи со спецификой работы туристских объединений, время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности, экскурсий в своем населенном пункте, устанавливается в количестве 4 часов; за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, любого другого туристского мероприятия за пределами своего населенного пункта – 8 часов.

После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного степенного или категоричного похода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения (базовый) предполагает преподавание основ техники пешеходного туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения. При этом по окончании базовой подготовки

предусматривается участие в соревнованиях: по личной и командной технике пешеходного туризма (ТПТ), на контрольно-туристском маршруте (КТМ) на дистанциях 1-2 класса, по спортивному ориентированию районного масштаба, а также участие в однодневном туристско-тренировочном походе.
Второй год обучения предполагает обучение техническим видам личной и командной техники пешеходного туризма (ТПТ), прохождению контрольно-туристского маршрута (КТМ), туристскому ориентированию. При этом по окончании начальной подготовки предусматривается участие в соревнованиях на дистанциях 1-2 класса по туристскому многоборью, спортивному ориентированию районного масштаба, а также участие в нескольких однодневных и двухдневных тренировочных туристских походах.
Третий год обучения предполагает дальнейшее расширение и углубление знаний по туристско-спортивной подготовке; участие в зачетных туристских соревнованиях: по личной и командной технике пешеходного туризма (ТПТ), на контрольно-туристском маршруте (КТМ) на дистанциях 2-3 класса городского, участие в соревнованиях по спортивному ориентированию в заданном направлении, по выбору; участие в многодневном походе, подготовку организаторов туристского движения, старших судей технических этапов; участие в зачетных соревнованиях по спортивному ориентированию.
(этап туристско-спортивного совершенствования и высших достижений) предусматривает становление туристского мастерства, совершенствование технико-тактического мастерства, отработка приемов прохождения этапов; участие в зачетных соревнованиях: по личной и командной технике пешеходного туризма (ТПТ), на контрольно-туристском маршруте (КТМ) на дистанциях 3-4 класса городского, республиканского масштабов; выполнение взрослых спортивных разрядов, участие в зачетных соревнованиях по спортивному ориентированию
ФОРМА

оценки полученных знаний, умений, навыков


п/п

Название
разделов и тем


Знания, умения
и навыки


Форма контроля.

1. Основы туристской подготовки

1.1.

Туристские путешествия, история развития туризма

Основные сведения по истории развития туризма в России. Виды туризма. Основные задачи и содержание туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество»

Урок-беседа

1.2.

Воспитательная роль туризма

Роль туризма в становлении личности. Законы, правила, нормы поведения юных туристов

Урок-опрос

1.3.

Личное и групповое туристское снаряжение

Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Перечень личного и группового снаряжения для походов выходного дня Составление перечня личного и группового снаряжения для похода выходного дня с учетом погодных условий. Укладка рюкзака. Подгонка снаряжения. Уход за снаряжением

Проверка полученных знаний в соревнованиях, однодневных и многодневных походах.

1.4.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

Основные требования к месту привала и бивака. Порядок работы по развертыванию и свертыванию лагеря. Основные типы костров и их назначение. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Выбор места для привала, бивака. Установка палатки и размещение в ней вещей. Разведение костра. Заготовка дров
Проверка полученных знаний в однодневных и многодневных походах.

1.5.

Подготовка к походу, путешествию

Порядок подготовки к походу. Основные источники сведений о районе похода. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения

Педагогическое наблюдение

1.6.

Питание в туристском походе

Основные требования к продуктам, используемым в походе. Правила хранения продуктов в походе. Принцип составления меню и списка продуктов. Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление на костре каши и супа из концентратов
Проверка полученных знаний в однодневных и многодневных походах.

1.7.

Туристские должности в группе

Перечень должностей членов туристской группы и основные их обязанности.

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения и подведения итогов похода

Урок - зачет

1.8.

Правила движения в походе, преодоление препятствий

Основные правила движения группы на маршруте. Общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления. Соблюдение правил и режима движения. Преодоление несложных естественных препятствий
Проверка полученных знаний в однодневных и многодневных походах.

1.9.

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

Меры безопасности при проведении тренировочных занятий и в походе, при преодолении естественных препятствий. Правила поведения в населенных пунктах.

Использование самостраховки при преодолении несложных естественных препятствий. Вязание улов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь

Урок-зачет

1.10.

Подведение итогов туристского похода

Порядок подведения итогов похода.

Составление отчета о походе. Ремонт снаряжения. Подготовка экспонатов для школьного музея и предметных кабинетов

Конкурс по итогам однодневных походов

1.11.

Туристские слеты, соревнования

Основные сведения по подготовке и проведению туристских соревнований.

Виды туристских соревнований.

Участие в туристских соревнованиях в качестве участника

Проверка полученных знаний на тур. соревнованиях.



2. Топография и ориентирование

2.1.

Понятие о топографической и спортивной картах

Понятие о масштабе карты. Оформление карт. Их отличительные свойства. Различия топографических и спортивных карт. Определение масштаба и расстояния по карте. Копирование участков маршрута на кальку
Топографические игры

2.2.

Условные
знаки

Группы условных знаков. Изображение рельефа на карте. Типичные формы рельефа.

Чтение и изображение топографических знаков. Определение рельефа по карте

Урок-игра

2.3.

Ориентирование по горизонту, азимут

Стороны горизонта. Понятие азимута и его определение.

Измерение и построение азимутов
Проверка полученных знаний на тур. соревнованиях.

2.4.

Компас. Работа с компасом

Устройство компаса. Четыре действия с компасом. Понятие «ориентиры».

Ориентирование карты по компасу. Выполнение прямой и обратной засечки. Движение по азимуту с помощью компаса

Урок-зачет

2.5.

Измерение расстояний

Способы измерения расстояния по карте и на местности. Использование курвиметра.

Измерение расстояний на карте и на местности

Урок-зачет

2.6.

Способы ориентирования

Способы ориентирования с помощью карты в походе. Виды ориентиров. Сохранение направления движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Организация разведки маршрута. Движение по легенде.

Определение ориентиров движения, способов привязки, точки стояния. Сохранение направления движения

Мини -соревнования

2.7.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

Определение сторон горизонта по небесным светилам и местным предметам. Порядок действий в случае потери ориентировки.

Определение сторон горизонта по небесным светилам и местным предметам. Определение направления выхода в случае потери ориентировки

Урок-опрос

3. Краеведение

3.1.

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки

Основные сведения о климате, растительном и животном мире родного края. Транспортные магистрали. Основные сведения по истории, культуре своего населенного пункта и своего края

Краеведческая викторина «Родной край»

3.2.

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

Памятники истории, культуры и природы родного края. Разработка маршрута по интересным местам своего края

Урок-опрос

3.3.

Изучение района путешествия

Планирование маршрута с учетом посещения интересных мест. Сбор краеведческих сведений о районе похода.

Разработка маршрута и сбор краеведческих сведений

Урок-беседа

3.4.

Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры

Порядок выполнения краеведческих заданий на маршруте. Выполнение краеведческих заданий на маршруте. Изучение краеведческих объектов

Конкурс экскурсоводов

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Гигиенические требования при занятиях туризмом. Гигиена тела, одежды и обуви. Сущность закаливания и систематических занятий спортом.

Уход за телом, одеждой и обувью. Подбор одежды и обуви для занятий и похода. Комплекс упражнений утренней зарядки

Проверка полученных знаний на занятиях в форме игры. меж.
Устные зачёты на занятиях.

4.2.

Походная медицинская аптечка

Состав медицинской аптечки, ее хранение при транспортировке. Назначение и дозировка препаратов. Личная аптечка туриста.

Подбор состава медицинской (групповой и личной) аптечки на поход выходного дня и многодневный поход. Применение медицинских препаратов

Урок-опрос

4.3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Правила оказания первой доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах. Оказание помощи утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Наложение повязок.

Оказание первой доврачебной помощи. Способы обеззараживания воды

Урок-зачет

4.4.

Приемы транспортировки пострадавшего

Способы транспортировки. Определение способа транспортировки пострадавшего.

Изготовление транспортировочных средств и транспортировка пострадавшего

Урок-зачет

5. Общая и специальная физическая подготовка

5.1.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

Краткие сведения о строении организма человека. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья и предотвращение травматизма

Мини-соревнования между учащимися группы

5.2.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Значение врачебного контроля и самоконтроля.

Осуществление самоконтроля и ведение дневника самоконтроля

Урок-опрос

5.3.

Общая физическая подготовка

Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к походам
Проверка полученных знаний в соревнованиях, однодневных и многодневных походах.

5.4.

Специальная физическая подготовка

Значение специальной физической подготовки в развитии различных групп мышц

Выполнение принятых в школьной программе нормативов по физической подготовке с превышением их на 10-15%
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Пояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, iconПояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует...
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г. Буинска рт

Пояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, iconПояснительная записка в программе отражены основные методологические...
Обсуждаются традиционные для психологии личности проблемы: мотивация, темперамент, способности, эмоции и защитные механизмы, социальные...

Пояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, iconФакультет иностранных языков Кафедра теории речи и перевода
Дисциплина относится к разделу учебно-производственной практики. Как дисциплина общегуманитарной культуры, расширяет эрудицию, способствует...

Пояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, iconКонкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (доу)
В настоящее время самое пристальное внимание уделяется развитию ребенка как уникальной личности с его индивидуальными способностями,...

Пояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, iconПояснительная записка в настоящее время многие профессии требуют...
Пэвм; ориентация на профессиональную деятельность в условиях автоматизированного промышленного производства; совершенствование познавательных...

Пояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, iconПояснительная записка Целью
Средства массовой информации: телевидение и видео. Совершенствование умения выражать свое мнение и аргументировать его. Карманные...

Пояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих...

Пояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, iconПояснительная записка 3-4
Принципы построения программы логопедического сопровождения личности дошкольника 6-7 лет

Пояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, iconПояснительная записка Программа «Плетение из бересты»
Программа «Плетение из бересты» посвящена сохранению и развитию этого вида народно-прикладного творчества, ее цель воспитать интерес...

Пояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, iconПояснительная записка 3 Нормативно-правовая база 3 Назначение образовательной...
Сегодня происходит изменение парадигмы образования от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск