Скачать 310.78 Kb.
|
А НКЕТА ПЕДАГОГА Фамилия ____Кабанова_____________ Имя _______Елена________________ Отчество ____Юзефовна____________ Общие сведения.
Контактная информация:
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Уче6но-методический центр Курсовая работа Тема: Дидактические особенности применения информационных технологий в современной школе Выполнила: Кабанова Е.Ю., учитель истории и обществознания МОУ СОШ N1 им. А.С. Пушкина г. Ржева Тверской области Руководитель: Зубарева Н.Н. старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики УМЦ ТОИУУ Тверь, 2007г. Содержание: стр.
реализации инновационной работы
Развитие информационно-телекоммуникационных технологий в образовании - это фундаментальная проблема современности. Переход от индустриального общества к постиндустриальному неизбежно затрагивает и сферу образования. B образование постиндустриальные информационные техника и технологии пришли позже, чем в промышленность и другие наукоемкие отрасли человеческой деятельности. Но, тем не менее, они пришли в разные учебные заведения, причем затронули их в неодинаковой степени. От информационной техники и технологии во многом зависит будущее образования. Классно-урочная форма образовательного процесса существует всего лишь несколько веков. Предшествующая ей система «учитель – ученик» носила сугубо индивидуальный характер. B новой системе, отвечающей потребностям индустриального общества, между одним учителем и многими учениками появилась дистанция. Индивид, получающий образование, рассматривается как некий объект, к которому прилагаются разные технологии, прежде всего индустриального характера. Очередной технологический скачок - в постиндустриальное общество - требует совсем другого подхода к процессу образования. Если прежде обучающийся использовал лишь часть органов чувств для восприятия учебной информации, например слух, то теперь такой подход недопустим. Ограничение познавательной деятельности обучаемых сегодня выглядит как полный анахронизм, ведь это огромная растрата всех средств, и прежде всего времени того, кто учится. Образовательная парадигма, которая сейчас формируется в русле модернизации современного образования - это парадигма максимально эффективного использования времени обучающегося. Именно в этом видится, прежде всего, эффективность обучения. Подача материала должна быть организована так, чтобы все органы чувств, которые при этом могут быть задействованы, участвовали в обучении. Надо, чтобы человек жил процессом восприятия потока информации и потом осваивал то, что он получает, закреплял это, сам себя проверял. Нам нужен человек «самоо6разующийся». Общеизвестна формула: настоящее образование - это самообразование, когда учащийся мотивированно подходит к образовательному процессу, понимает, что, как и зачем он делает. Именно новые информационные технологии дают возможность реализовать наилучшим образом эту идею самообразования. Кроме качества обучения, важно обратить внимание на воспитание обучаемого. Классический подход в педагогике рассматривает воспитание как часть обучения. Процесс обучения вообще сугубо индивидуален, и человек не порывает связей с окружающим миром. Важно, как в процессе образования мы формируем не только сами знания, но и умение получать эти знания и общаться с другими людьми, общаться опосредованно через технику или просто глаза в глаза. Поэтому в решении проблем, связанных с навыками общения компьютер просто необходим. Известно, что образование - один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать любую ситуацию, оценить ее и принять Соответствующее решение - это гражданин открытого общества. Одной из важнейших задач, стоящих в русле модернизации образования, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеуче6ных и общекультурных навыков работы с информацией. Известно, однако, что, компьютерные технологии в преподавании истории в школе используются весьма редко. Так как преподаватель сталкивается с рядом проблем и причин, как объективного, так и субъективного характера; 1.Отсутствие четко отработанных методик, недостаточное техническое оснащение, загруженность учителей, трудность придерживаться временных рамок при внедрении Интернет-технологий в строгую классно-урочную систему. 2. Существующие традиционные подходы к обучению недостаточно развивают навыки самостоятельной познавательной деятельности в процессе выполнения работ по гуманитарному, естественнонаучному и техническому профилям. 3. Успешной реализации организационных форм и методов проведения учебного эксперимента препятствует авторитарный подход в обучении, не способствующий в полной мере формированию способов умственной деятельности и умения использовать прежние знания и опыт для усвоения нового учебного материала при решении практических задач. 4. Ограничение самостоятельной познавательной деятельности тормозит развитие природных задатков учащегося и его творческих способностей. Поэтому особую роль играют методические приемы, а также позиция преподавателя по организации деятельности всех этапов обучения: введение школьников в интерактивную среду, постановка проблемных ситуаций, формирование мотивов, деятельности и развитие познавательных интересов, творческого мышления и воображения учащихся, роли интегрированных знаний и медиаобразовательных умений, социальной и общественной направленности, осознание учащимися необходимости получения знаний, учет особенностей группы. Универсальных решений на все случаи жизни нет, и многое зависит от преподавателя. Сумеет ли он заинтересовать школьников, мотивировать работу, учитывая их психологические и возрастные особенности, привлечь к работе других школьников в сети, направить их в определенное образовательное русло и грамотно распространить опыт. Актуальность разработки и применения средств новых информационных технологий идет в русле модернизации современного образования и определяется необходимостью решения следующих задач: 1. Социально-экономических – повышение качества общеобразовательной подготовки учащихся за счет использования возможностей средств информационных технологий и подготовки их грамотного пользователя; 2. Философских – подготовки специалиста, обладающего современным научным мировоззрением и опытом эмоционально-ценностных отношений к миру знаний; 3. Научно-педагогических – использования средств новых информационных технологий для разрешения разнообразных психолого-педагогических проблем, в том числе формирования умения и навыков осуществления экспериментально-исследовательской деятельности, выбора содержания обучения основам информатики, а также возможностей применения средств новых информационных технологий в качестве средства учебной, научно-исследовательской деятельности. 4. B связи с использованием новых Интернет-технологий, согласно модернизации Тверского образования, необходимо пересмотреть и изменить цели, содержания обучения, т.к., возрастает роль интегрированных знаний. Потребуются новые условия организации занятий, которые не будут замыкаться в рамках классно-урочной системы. 5.Задача преподавателя направить деятельность учащихся на самостоятельную работу с информационными сообщениями, научить использовать медиаобразовательные технологии, критически осмысливать и интерпретировать информацию. 2. Основная часть 2.1. Гипотеза. Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся. Внедрение компьютерной техники может позволить одновременно искать ответ на несколько вопросов. Следовательно, возникает возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время, обрабатывая огромную информацию, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных. При этом существенно меняется положение, как ученика, так и учителя, по-иному строится их познавательная и обучающая деятельность. Компьютер для учащегося выполняет многообразные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива (полилог), досуговой среды. При этом реализуется принцип адаптивности (приспособление содержания, уровня сложности заданий к индивидуальным особенностям учащихся), наличествует управляемость: в любой момент возможна коррекция процесса обучения учителем. Меняется и характер мотивации, ее уровень. Обеспечивается насыщенная и разнообразная обратная связь: компьютер позволяет контролировать качество усвоения материала, оценивать, диагностировать, давать рекомендации по коррекции. Работа на компьютерах и использование средств глобальных коммуникаций может помочь учащимся гармонично жить и работать в информационном обществе, глубже и разнообразнее познавать окружающий мир и эффективнее развивать свой интеллектуальный потенциал. B связи с использованием новых Интернет-технологий возможен пересмотр и изменения целей, содержания обучения, возрастает роль интегрированных знаний. Потребуются новые условия организации занятий, которые не будут замыкаться в рамках классно-урочной системы. При обучении учащихся работе с информационными технологиями в и Интернете используются как традиционные методы - беседа, рассказ, объяснение, самостоятельное изучение, сопровождаемое наглядным показом на компьютере, дополняя использованием различных наглядных пособий - таблиц, плакатов, так и различные новые формы организации учебной деятельности учащихся: проектные методы, работа в группе и с партнерами, автономное обучение и т.д. Новые методы нельзя ограничивать пределами кабинетной системы, которая постоянно претерпевает определенные изменения. 2.2. Цели и задачи. Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения», хотя более точным для технологий, использующих компьютер, является «компьютерная технология». Новые информационные (компьютерные) технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Они направлены на достижение следующих целей: - формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; - индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала - формирование личности информационного общества; - максимальное усвоение учебного материала; - формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать оптимальные решения. В преподавательской деятельности можно выделить творческую и техническую стороны. Первая отражается в личностно-ориентированном подходе к обучению с акцентом на формирование эмоционально ценностного отношения учащихся к миру, окружающим, к себе как субъекту познания, труда и общения. При выполнении этой деятельности учитель становится для обучаемых своеобразным эталоном, с которым они сравнивают окружающих и которому в значительной степени подражают. K технической стороне работы учителя можно отнести аспекты, связанные с созданием необходимых условий для самостоятельной работы учащихся, передачей новых знаний, проведением контроля успеваемости и т.д. Обе эти функции взаимосвязаны сложным образом, они очень важны и не могут быть переадресованы даже самой совершенной технике. Применение разнообразных технических средств не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя; эти средства служат лишь орудиями труда учителя, эффективность которых зависит от умения применять их для достижения конкретных педагогических целей на основе глубокого изучения возможностей и приемов их использования. Урок с применением СНИТ - это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения СНИТ. Основными задачами преподавателя при использовании СНИТ являются: 1. Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала 2. Разъяснять учащимся познавательную задачу (проблему) так, чтобы она стала для них личностной, значимой, стимулировать их познавательную активность; 3. Привлекать внимание учащихся к возможностям СНИТ, обеспечивающим визуализацию, интерактивность, обработку информации, помогающим решить поставленную проблему (задачу); 4. Обсуждать способы выполнения задачи, разрешения проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки; 5. Опираться на предшествующий познавательный опыт учащихся, необходимый для усвоения нового, передаваемого непосредственно с экрана дисплея: 6. Подготовив учащихся к восприятию материала, который будет им представлен с помощью СНИТ, не устраняться от управления познавательным процессом, обращая особое внимание учащихся в нужных случаях на главные объекты, ставя дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждая их. Так что же такое компьютерная грамотность? Умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию самого различного рода, получать ее из различных источников, систематизировать, накапливать и перерабатывать ее в форме таблиц, рисунков, чертежей и различных описаний, оформлять в виде текстов, передавать по сети, вновь перерабатывать и использовать для решения различных практических задач. Эти умения и образуют то, что называют информационной культурой. Для того, чтобы овладеть этой грамотностью необходимы, базы данных и информационно-поисковых систем по учебным предметам и дисциплинам. Учащихся необходимо научить не только работать с этими базами данных, но и наполнять их информацией, проводить ее поиск и анализ, искать ошибки и находить правильные решения. B таком расширенном понимании информационная культура естественно соединяется с обычным пониманием общечеловеческой культуры. |
Учитель истории и обществознания мбоу сошс. Лесогорское Углегорского муниципального | Составитель Нерода Т. Ю., учитель истории и обществознания. Руководитель клуба «Малая родина» | ||
А. к функциям права относится прогнозирование последствий изменения окружающей среды | Форма: интеллектуальная игра по основам духовно-нравственной культуры народов России | ||
Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует... | Рецензенты: Киселева М. В., канд ист наук, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин фгбоу впо «Мордовский государственный... | ||
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного... | Проект: «Экспертный анализ уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания в субъектах Российской Федерации... | ||
Буриченко Елена Лионтьевна, учитель английского языка первой квалификационной категории мбоу «Байкитская средняя школа» Эвенкийского... | Есть писатели, чьи книги становятся друзьями человека с самых ранних лет. К ним с полным основанием можно отнести Михаила Михайловича... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |