Скачать 137.87 Kb.
|
Липецкая область Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 города Липецка имени С.В.Добрина Витт Олег Владиславович, 14 лет, 8А класс Тема работы «Певец русской природы М.М.Пришвин. Побег в Азию» Некрасова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Место проживания автора: 398902, г. Липецк, ул. Монтажников, д.5, кв. 15 Телефон автора: 89525938690 Телефон руководителя: 89525901749 Адрес электронной почты автора: vitt48lip@yandex.ru Адрес электронной почты руководителя: natashanekrasova83@mail.ru Место учебы автора: 398902, г. Липецк, ул. Ударников, д. 21 Оглавление I. Введение Певец русской природы М.М. Пришвин……………………………………….3 II. Основная часть М.М. Пришвин и липецкий край……………………………………………..3-4 Годы учёбы Пришвина в Елецкой гимназии………………………………..4-6 Побег в Азию……………………………………………………………………6-8 «Успехи» Пришвина в учёбе………………………………………………… 8-9 III. Заключение «Волчий билет» М.М. Пришвина. Уроки жизни …………………………..9-10 IV. Библиографический список …………………………………………………...11 V. Приложения…………………………………………………………………...12-26 Есть писатели, чьи книги становятся друзьями человека с самых ранних лет. К ним с полным основанием можно отнести Михаила Михайловича Пришвина. Его короткие детские рассказы, философские повести и романы полны удивительных открытий, нравственной красоты. Цель работы: проследить связь писателя М.М. Пришвина с липецким краем. Задачи исследования:
Небезынтересна биография писателя, о которой мы узнаём из его произведений, сохранившихся архивных документов. Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) - один из создателей советского философского романа, поэт в прозе, крупнейший новеллист, замечательный детский писатель, несравненный знаток русского языка и сокровищ фольклора. Родился 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво-Лёвшино, близ г. Ельца Орловской губернии (ныне Липецкая область), которое в своё время было куплено дедом, преуспевающим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. Несмотря на происхождение, Пришвин не был богатым человеком, так как его отец жил на широкую ногу и промотал состояние, когда Михаил был совсем ребёнком. В семье было пятеро детей: Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил. Мать — Мария Ивановна (1842—1914), урождённая Игнатова. Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником. Однажды отец проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Отец не пережил потрясения и умер, разбитый параличом. В романе «Кащеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» — символ мечты, которой он не смог достичь. Тем не менее матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование. Отдельные страницы жизни Пришвина в Ельце нашли своё отражение в документах, находящихся на хранении в Государственном архиве Липецкой области. Гимназический период биографии Михаила Пришвина уже давно стал достоянием большой литературы, о нём написаны сотни исследований и статей. И это неудивительно, ведь сам писатель в своих произведениях и в Дневнике елецким событиям уделяет достаточно много внимания, возвращаясь к ним вновь и вновь на протяжении всей жизни. В «Фонде Елецкой мужской гимназии» Государственного архива Липецкой области знакомимся с «Прошением» Марии Ивановны. Пожелтевший от времени небольшой листок представляет собой типографский бланк, в тексте которого предусмотрены пропуски для заполнения. В 1882 году Михаила Михайловича Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу. 31 мая 1883 года Мария Пришвина, мать писателя, обратилась с прошением о допуске её сына к вступительным испытаниям в Елецкую мужскую гимназию. Суть документа состояла в следующем: желая дать образование своему сыну Михаилу Пришвину, Мария Ивановна просит «господина директора» о том, чтобы её сын «был подвергнут надлежащему испытанию и медицинскому освидетельствованию и помещен в тот класс, в который он, по своим познаниям и возрасту, может поступить». В «Прошении» сообщается, что Михаил Пришвин «приготовлялся к поступлению в 1-й класс и до сего времени обучался дома». 3 июня этого же года Михаил Пришвин был принят в первый класс гимназии. (Информация предоставлена ОКУ «Государственный архив Липецкой области». Основание ф.119 оп.1 д.152 л. 13 сб; основание ф.119 оп.1 д.225 л.32; основание ф.119 оп. 1 д.162 л.44. Мужская классическая гимназия была открыта в 1871 году на средства крупного предпринимателя, владельца нескольких железных дорог Самуила Соломоновича Полякова и занимала одно из красивейших зданий. Теперь здесь расположена средняя школа №1 имени М. М. Пришвина. Здание двухэтажное, размером 45 м х 22 м). М. М. Пришвин учился в Елецкой гимназии в годы, когда директором был Николай Александрович Закс. Он имел чин действительного статского советника, равный званию генерал-майора. Его заместителем (завучем), он назывался тогда «инспектирующим», был С. П. Федюшин. Закон Божий преподавал протоиерей Г. Н. Селехов. Законоучитель был третьим лицом в гимназии. В архивных документах в числе других преподавателей упоминается Василий Васильевич Розанов, перемещённый по его ходатайству к попечителю Московского учебного округа в Елецкую гимназию из Брянской прогимназии. Программы обучения и экзаменов составлялись Педагогическим Советом и утверждались Попечителем Московского учебного Округа. Учеников в гимназии в тот период было более трёхсот человек. В гимназию принимались (после необходимых испытаний) дети всех сословий: дворян, чиновников, духовенства, мещан и даже крестьян. Обучение было платным. Чтобы поступить в приготовительный класс, необходимо было держать экзамены по арифметике, русскому языку и Закону Божьему. Поступающий должен был уметь бегло читать, со смыслом рассказывать прочитанное, знать четыре арифметических действия над целыми числами, утренние и вечерние молитвы. Елецкая гимназия конца XIX века была носительницей славных традиций классицизма, содержание образования основывалось на изучении древних языков и классической литературы. До 1917 года гимназия успешно выполняла задачу, готовя детей разного сословия к усвоению университетского курса, а затем – к государственной службе. Елецкая гимназия не готовила своих выпускников к практической, предпринимательской и общественной деятельности. Она не давала законченного образования и выполняла функцию подготовки к продолжению обучения, в отличие от Елецкой женской гимназии (открылась в 1874 году), которая давала выпускницам педагогическое образование. «В нашей старинной гимназии отметка за поведение могла быть только высшая – пятерка, – писал М. Пришвин. - Всякие другие отметки объединялись общим именем: «волчий билет», и с ним выгоняли из гимназии. Сколько ни обижался я на старую гимназию, но необходимое высшее единство отметки за поведение берегу в себе как единственную и возможную и понимаю её, как древний человек понимал своё первородство» [12, с. 451-452].В жизни Миша Пришвин тоже учился очень слабо: уже в первом классе остался на второй год. В своём Дневнике он запишет: «Я совершенно не в состоянии понимать, что от меня требуют учителя. Мучаюсь, что огорчаю мать единицами и за успехи, и за поведение». В третьем классе Мишу догнал его младший брат Сергей, с которым он сидел за одной партой. «Ни одного предмета из всего, что преподавалось в школе, я не любил, не понимал, и если в чём-нибудь успевал, то брал это только насилием, зубрил». Мать стала на сторону учителей и не принимала его оправданий по поводу дурных отметок. Далее в Дневнике читаем: «1885. Влияние строгого, беспощадного и справедливого директора Закса. Он обращает на меня внимание исключительное, я учусь хорошо и перехожу в третий класс». «1886. Опять лень. Закс бросает меня. Я остаюсь в третьем классе, и брат Серёжа догоняет меня». Хочется остановиться на одном чрезвычайном происшествии, случившемся в гимназии 12 сентября 1885 года. На уроки не явились ученики 2-а класса Михаил Пришвин, Николай Чертков, Владимир Тирман и ученик 4-го класса Константин Голофеев. Дома их тоже не оказалось, а на квартире Голофеева была найдена записка о том, что гимназисты отправились в Азию. Инспектирующий Федюшин известил об этом городскую и уездную полиции, а на следующий день, утром, пристав 2-го стана Елецкого уезда Крупкин доставил домой наших незадачливых путешественников; причём отобрал у них три револьвера, три ружья, две сабли, топор, порох и патроны. 16 сентября 1885 года спешно собрался педагогический совет. На его заседании выяснилось следующее: «….ученики Голофеев, Пришвин и Тирман согласно показали, что предприняли это путешествие по настоянию и убеждениям Чертова и что отобранные вещи принадлежат Чертову и куплены им частью в магазине Черномашенцева, частью на базаре и в мелочных лавках. 12 сентября, в 9-м часу утра, все эти ученики отправились будто бы в гимназию, но пришли в заранее условленное место городского сада, где Чертов окончательно уговорил их немедленно отправиться в предложенное путешествие, причём и показал им всё приготовленное оружие и деньги, которых, по мнению этих учеников, было достаточно, но, сколько именно, они не могли определить. Приехав на извозчиках к реке Сосне, они сели в купленную Чертовым за 19 рублей лодку и отправились вниз по реке….» (Вся информация по данному расследованию официально предоставлена ОКУ «Государственный архив Липецкой области»). Педагогический совет определил: «ученика 2-го класса Николая Чертова уволить из гимназии, а остальных (Пришвина, Тирмана и Голофеева) подвергнуть более продолжительному аресту с понижением отметки поведения за 1-ю четверть учебного года» (Дело канцелярии Елецкой гимназии. Информация предоставлена ОКУ «Государственный архив Липецкой области». Основание ф.119 оп.1 д.176 л.25). 25 октября 1885 года педагогический совет, обсудив поведение учеников за 1 четверть учебного года, оценил поведение Михаила Пришвина баллом «три». Из протокола педагогического Совета, приведённого выше, видим, что побег в Азию состоялся в сентябре 1885 года, когда Пришвин был учеником 2 класса. В документах гимназии, а также в Государственном архиве Липецкой области сохранилось объяснение Михаила Пришвина своего проступка. Этот документ, автору которого ещё не исполнилось и 13 лет, является наиболее ранним пришвинским текстом: «Нынешнее лето проживал у нас в деревне кадет 3-го Московского корпуса Хрущов со своею матерью. Хрущов рассказывал мне, что у них в корпусе бежали два кадета и были возвращены назад. Это я, когда приехал в город, рассказал Чертову как новость. Чертов сказал, что кадеты дураки, потому что не умели бежать. Спустя неделю Чертов во время классных перемен начал подговаривать меня, Тирмана и Голофеева к бегству, говорил, что это очень заманчиво, что можно бежать так, что не воротят, и сказал, что у него уже всё готово, что есть деньги, оружие и что есть; сказал, что поедем с переселенцами, а потом сказал, что на лодке по Сосне в Дон, а из Дона по берегу Азовского моря… По дороге к Сосне мы остановились около кузницы, где Тирман сошёл с извозчика, чтобы взять заказанные в кузнице мечи. Около моста Чертов дал лодочнику за лодку 25-рублевую бумажку и получил сдачи 6 рублей… Когда мы спрашивали, откуда у Чертова деньги, он сказал, что продал часы золотые… родителей… Шмоль, у которой я с Голофеевым квартировал, тотчас же дала знать о моём побеге моей маме, и мама моя приехала из деревни в тот же день ночью… Ученик 2 класса Елецкой гимназии Михаил Пришвин. 22 декабря 1885 года». В гимназии Пришвин успехами не блистал: за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был очередной раз быть оставлен на второй год, из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым — будущим известным философом — был из гимназии отчислен «за дерзость учителю». Из других документов, характеризующих обучение М.Пришвина в Елецкой мужской гимназии, необходимо выделить докладную записку учителя географии Василия Розанова о недостойном поведении ученика 4-го класса Михаила Пришвина, донесение директора гимназии попечителю учебного округа о его увольнении из гимназии. (Информация ОКУ «Государственный архив Липецкой области». Основание ф.119, оп.1, д. 225, л.28, л. 43). Помимо этих сведений, в Свидетельстве имеются данные об успеваемости будущего писателя за последний год его пребывания в Елецкой гимназии. Пришвин при поведении хорошем («4») оказал следующие успехи за 3 четверти 1888/89 учебного года: Успеваемость Михаила Пришвина за три четверти 1888/1889 учебного года
Порядки в Елецкой гимназии были достаточно строгие, и Михаил Пришвин решением педагогического совета был исключен «с волчьим билетом» - без права поступления в другое учебное заведение на территории Московского учебного округа, куда входила данная гимназия. (Донесение директора гимназии попечителю учебного округа также хранится в архиве). Пришвину на руки выдали Свидетельство, а копия этого документа хранится теперь в Липецком архиве. Исключённый из гимназии, М.М.Пришвин уехал в Сибирь к брату матери промышленнику И.И.Игнатову. Жизнь научила М.Пришвина самому главному - общению с людьми, открыла в нём путешественника, юного искателя приключений, любящего окружающий мир каждой частичкой своей души. Обязательный герой в книгах Пришвина – природа. Максим Горький в одном из писем писателю говорил: «Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта её, как Вы, Михаил Михайлович, в нашей литературе не было». По-настоящему талант писателя – певца русской природы - раскрылся уже при Советской власти. Умер писатель 16 января 1954 года. Его тело было предано земле на московском Введенском кладбище. Сидящая на уступе (на могиле М.М. Пришвина) птица СИРИН - таинственная птица счастья. Расправив крылья, запрокинув голову, она поёт, сливаясь в песне с травами, цветами, животными, птицами, – всем тем, что так любил в своей жизни М.М. Пришвин. Данное исследование способствует расширению сведений о жизни писателя М.М. Пришвина, воспитанию чувства гордости за великих людей, чьи имена связаны с липецким краем. Библиографический список
Материалы ОКУ «Государственный архив Липецкой области» 1. ГАЛО. Ф. 119. Оп. 1. Д.225. ЛЛ. 21, 21 об. Докладная записка В. В. Розанова директору Елецкой гимназии. 20 марта 1889 года 2. ГАЛО. Ф. Р. 150. Оп. 1. Д. 9. Л.168. Елецкое уездное земельное управление. Сведения о бывших частновладельческих имениях 3. ГАЛО Ф.119, Оп. 1. Д. 225. ЛЛ.22, 22 об., 25. Копия Свидетельства, выданная М. Пришвину при исключении из гимназии. 4 апреля 1889 года 4. ГАЛО. Ф. Р. 150. Оп. 1 Д. 9. ЛЛ. 169-169 об. Опись имения бывшего помещика М. М. Пришвина и Л. М. Пришвиной в с. Хрущево-Левшино Соловьевской волости Елецкого уезда. 14 августа 1918 г. 5. ГАЛО. Ф. 119. Оп. 1 Д.222, ЛЛ. 26, 26 об. Подтверждение попечителя Московского учебного округа директору Елецкой гимназии об исключении М. Пришвина из Елецкой гимназии. 25 апреля 1889 года 6. ГАЛО. Ф.119. Оп.1. Д.152. ЛЛ.13, 13 об. Прошение М. И. Пришвиной директору Елецкой гимназии о допуске сына к испытаниям в учебное заведение. 31 мая 1883 года 7. ГАЛО. Ф. 119. Оп. 1. Д.144. Л.22 об. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Прошение М. И. Пришвиной директору Елецкой гимназии о допуске сына к испытаниям в учебное заведение. 31 мая 1883 года
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Дело канцелярии Елецкой гимназии об увольнении из гимназии ученика Чертова Николая ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Переводный список |
Учитель истории и обществознания мбоу сошс. Лесогорское Углегорского муниципального | Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (приказ от 11. 01. 2005 г. №1/к-н) | ||
Составитель Нерода Т. Ю., учитель истории и обществознания. Руководитель клуба «Малая родина» | А. к функциям права относится прогнозирование последствий изменения окружающей среды | ||
Форма: интеллектуальная игра по основам духовно-нравственной культуры народов России | Шесть авторов посвятили свои статьи проблемам русской и советской идентичности, русско-украинским отношениям, банкротству неолиберальной... | ||
Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует... | Рецензенты: Киселева М. В., канд ист наук, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин фгбоу впо «Мордовский государственный... | ||
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного... | Проект: «Экспертный анализ уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания в субъектах Российской Федерации... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |