ПАМЯТЬ О ХОЛОКОСТЕ – ПУТЬ
К ТОЛЕРАНТНОСТИ Из опыта работы учителей Республики Мордовия
Выпуск 4
САРАНСК 2016
Рецензенты: Киселева М.В., канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»; Ушакова О.А. учитель истории и обществознания высшей категории МОУ «Красноподгоренская СОШ» Краснослободского района.
Память о Холокосте – путь к толерантности: из опыта работы учителей Республики Мордовия. Вып. 4 / сост.: А.В. Рогозин; Мин-во образования РМ, МРИО. – Саранск, 2016. –…..с.
Холокост является уроком всему человечеству, который ни в коем случае не должен повториться. Тема геноцидов, расистских, экстремистских, террористических, ксенофобских проявлений приобретает в современном мире всё большую значимость. В связи с этим для российских школьников изучение темы Холокоста имеет важное историческое и мировоззренческое значение.
Пособие включает конспекты внеклассных мероприятий учителей Республики Мордовия, творческие работы учащихся. Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом МРИО
© Рогозин А.В., составление, 2016
© Мордовский республиканский
институт образования, 2016
ПОЛОЖЕНИЕ
о XVI Международном конкурсе работ школьников, студентов и преподавателей «Память о Холокосте – путь к толерантности»
(региональный этап) Цели конкурса:
- усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире;
- формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества;
- привлечение педагогов, студентов и школьников к изучению и преподаванию истории Холокоста; выявление и анализ современных методик преподавания темы;
- расширение контактов и обмена опытом российских учащихся и педагогов со своими зарубежными сверстниками и коллегами. Задачи конкурса: формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцидов; воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма; формирование у учащихся и педагогов интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн; стимулирование и активизация поисковой, научно-исследовательской и творческой деятельности школьников и студентов по теме; создание и апробация новых методик и технологий преподавания; повышение квалификации педагогов. Участники конкурса:
Участниками конкурса могут быть граждане России, стран СНГ, других государств:
- школьники (8 – 11 класс) и учащиеся средних специальных учебных заведений;
- студенты колледжей и вузов;
- аспиранты;
- преподаватели высшей и средней школы. Тематика конкурсных работ и требования к оформлению работ:
На конкурс принимаются:
- исследовательские работы (общего характера и тематические);
- творческие работы (эссе, рассказы, стихи, рисунки, документальные фильмы, сайты);
- поисковые работы (интервью; исследования по истории семьи, основанные на документах личных архивов, свидетельств и т. д.);
- методические разработки.
Преподаватели представляют методические разработки по теме Холокоста: планы и тексты уроков; программы факультативов; проекты; сценарии внеклассных мероприятий; учебные пособия; тексты для разделов учебных и методических пособий.
В качестве конкурсных работ могут выступать также компьютерные программы, мультимедийные проекты и Web-сайты. Работы должны быть представлены на русском языке, размер шрифта – не менее 14 ед. Объем работ не лимитирован. Творческие работы прикладного характера должны иметь (помимо заполненной заявки) этикетки с названием работы, ФИО её автора и местом его учебы-работы. Объем прикрепляемых к электронному письму-заявке материалов должен быть не более 4 МГБ. Свыше этого объема материалы должны быть в формате «архив». Лучшие работы отмечаются специальными дипломами трех степеней. Работы победителей рекомендуются к публикации. Победители конкурса получают ценные подарки.
Участники и победители конкурса приглашаются на семинары, стажировки, конференции, в поездки по местам Холокоста, в том числе - за рубежом. Сроки и порядок представления конкурсных работ:
Срок подачи – с 1 февраля по 10 ноября 2016 г. (при подаче работ до 1 июня т.г. возможна их доработка по замечаниям рецензентов). ВНИМАНИЕ. Работы, присланные без разборчиво и полностью заполненных заявок, регистрироваться НЕ БУДУТ. Подведение итогов – 16 ноября 2016 г.(международный день толерантности)
Награждение лауреатов конкурса – Москва, 27 января 2017 г. Конкурсные работы следует направлять по электронной почте E-mail: konkurs@holofond.ru или заказной бандеролью (письмом) по адресу: 115035, Москва, ул. Садовническая, 52/45, Центр "Холокост".
Справки по тел. (495) 953-33-62, 8-915-091-5321, с 12.00 до 19.00 час. Координатор конкурса в республике Рогозин А.В. ,методист МРИО, rogozav@mail/ru
Приложение
ЗАЯВКА УЧАСТНИКА
ХV Международного конкурса работ "Память о Холокосте - путь к толерантности"
|
| Название работы
| Автор (ФИО полностью)
| Учебное заведение
| класс (курс, должность)
| Научный руководитель (ФИО полностью)
|
| Адрес учреждения
| индекс
| страна
| край, обл.
| город
| ул.
| № дома
| корпус
|
|
| Домашний адрес
научного руководителя или автора (нужное подчеркнуть)
| индекс
| страна
| край, обл.
| город
| Ул.
| № дома
| корпус
| квартира
| Контактный телефон (с кодом)
| e-mail
| Дата заполнения
| Подпись
|
Рекомендации
органам управления сферой образования, Институтам повышения квалификации педагогических кадров и высшим учебным заведениям гуманитарного профиля «О необходимости преподавания и освещения темы Холокоста в образовательных учреждениях Российской Федерации»
Рогозин Александр Васильевич, региональный представитель Научно-просветительного Центра «Холокост» в Республике Мордовия, методист кафедры гуманитарного образования МРИО
Общие Положения
В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537), направленной на противодействие терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма, гармонизацию межнациональных и межрелигиозных отношений, патриотическое воспитание молодежи, во всех регионах Российской Федерации был принят комплексный план и региональные целевые программы по противодействию идеологии экстремизма и терроризма.
В целях реализации государственной программы, в июне с. г. в Москве прошел Международный форум «Холокост – 70 лет спустя», при организации которого использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.
Участники форума, региональные представители Научно-просветительного Центра «Холокост» из Брянской, Псковской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской, Челябинской областей, Республики Мордовия и ЕАО, выработали методические рекомендации о преподавании и освещении темы Холокоста в образовательных учреждениях Российской Федерации. Рекомендации также прошли обсуждение и апробацию в ходе ежегодного семинара на базе Академии ПКиППРО для преподавателей по теме Холокоста 26 - 29 июня с.г., в котором приняли участие педагоги школ и вузов, музейные и архивные работники из 24 регионов Российской Федерации.
Цели и задачи изучения темы Холокоста
Цель рекомендаций - формирование толерантного сознания и культуры обучающихся в условиях поликультурной и полиэтнической среды в преддверии 75-летия начала Великой Отечественной войны
Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
1. Повышением профессионального мастерства работников образовательных организаций по преподаванию и освещению темы Холокоста.
2. Воспитанием у обучающихся стремления противостоять насилию и жестокости в современном мире.
3. Формированием у обучающихся духовно-нравственных ценностей в условиях открытой социокультурной среды с помощью произведений литературы, изобразительного искусства, музыки и т.д., отражающих данную тему.
4. Формированием у обучающихся опыта межкультурного взаимодействия, толерантного поведения.
5. Проведением профилактической работы по предупреждению экстремистских идей в процессе обучения и воспитания.
6. Созданием педагогических условий для развития творческой, проектной, научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Ш. Перечень рекомендуемых мероприятий
Для реализации названных целей и задач предлагаем перечень организационных мероприятий.
Рекомендовать органам управления сферой образования субъектов Федерации обеспечить участие подведомственных образовательных организаций в Международном конкурсе «Уроки Холокоста – путь к толерантности», разместить информацию о конкурсе на Интернет - порталах образовательных организаций (учреждений), издать Положение о проведении регионального этапа конкурса (Приложение 1). Использовать накопленный положительный опыт проведения региональных конкурсов по теме Холокоста в Ставропольском крае, Калмыкии, Белгородской, Владимирской, Вологодской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Омской, Оренбургской, Псковской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской, Челябинской и Еврейской автономной областях.
Включить в календарь образовательных мероприятий (в дополнение к Письму Министерства образования и науки РФ от 30 июня 2015 г.) следующие педагогические акции по преподаванию и освещению темы Холокоста:
3 сентября «Всероссийский урок Памяти жертв Беслана»
16 ноября – «Международный день толерантности»
27 января – «Международный день памяти жертв Холокоста»
Дни Памяти жертв нацизма (с учетом региональных особенностей и дат массовых расстрелов мирного населения в 1941-1943гг.).
Организовать в Академии повышения квалификации (АПКиППРО), региональных институтах повышения квалификации работников образования подготовку педагогических кадров (учителей, преподавателей и педагогов дополнительного образования) по преподаванию и освещению темы Холокоста. Подготовка педагогических кадров должна осуществляться с учетом междисциплинарного подхода и проходить в форме обучающих семинаров, курсов повышения профессиональной компетентности (квалификации), «круглых столов», дискуссионных клубов, конференций, творческих инновационных лабораторий, стажерских площадок, с использованием интернет – технологий (видео-конференции, мультимедийные презентации, группы в социальных сетях).
Рекомендовать включить в учебные планы высших учебных заведений гуманитарного профиля и гуманитарных факультетов вузов информацию о Холокосте и геноцидах, их последствиях и уроках при изучении истории Первой и Второй мировых войн, Великой Отечественной войны, нацистской идеологии и гитлеровского режима. Использовать научные и методические наработки и рекомендации Научно-просветительного центра «Холокост», а также сотрудничество с программой «Центр по изучению и преподаванию тем Холокоста и геноцидов» в Российском государственном гуманитарном университете.
Расширить опыт заключения Договоров с Научно-просветительным центром «Холокост», проведения совместных мероприятий и участия педагогов регионов РФ в семинарах и стажировках на базе научных учреждений, профильных мемориальных организаций в России и за рубежом, организуемых Центром.
Место и роль изучения темы Холокоста в контексте перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
Ю.В. Першина,
кандидат исторических наук,
КОГОАУ ДПО
«Институт развития образования Кировской области» Ключевые слова: Холокост, толерантность, «окончательное решение» еврейского вопроса, Вторая мировая война
Holocaust, tolerance, the «final solution» of the Jewish question, the Second world war
Аннотация. Автор анализирует возможности изучения темы Холокоста в контексте перехода на ФГОС ОО.
The author analyzes the possibility of studying the Holocaust in the context of the transition to Federal state educational standard of General education. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, в качестве первоочередной поставлена задача перехода на новые образовательные стандарты в образовательных организациях РФ. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (определение В.С. Леднева). Определенной проблемой является переход от государственного образовательного стандарта 2004 г. к новому ФГОС 2010 г. при изучении отдельных учебных тем.
Изучение Катастрофы европейского еврейства может быть осуществлено в школе в рамках учебных предметов «Всеобщая история» (темы «Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм», «Рост международной напряженности», «Вторая мировая война»), «История России» (тема «Великая Отечественная война»), «Обществознание» (темы «Добро и зло», «Регулирование поведения людей в обществе», «Политические режимы», «Права и свободы человека и гражданина» и др.), «Право» (темы «Нарушения прав человека», «Преступление» и др.). i
Наиболее оптимальный вариант, на наш взгляд, - изучение темы Холокоста в курсе всеобщей истории.
Цель изучения темы - проанализировать возможности воспитания толерантности, развития исторического мышления обучающихся через осмысление отдельных аспектов Катастрофы европейского еврейства.
Задачи изучения темы:
Сформировать в образовательном процессе систему ценностных отношений обучающихся к Холокосту в странах Западной и Восточной Европы, на оккупированных территориях СССР.
Освоить способы деятельности, применимые как в рамках учебной темы, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Усвоить знания о Холокосте, приобрести опыт решения учебных проблем, опыт освоения творческой деятельности.
В рамках темы «Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм» на уроке можно изучить особенности идеологии национал-социализма (ее составляющие элементы: «чистоту крови», расовую теорию, возникшую на основе социал-дарвинизма, «жизненное пространство»). Этим достигается понимание учащимися мотивов деятельности руководителей Третьего рейха, осознание несправедливости расовой теории.
У обучающихся складывается представление о евреях в Германии в 1933-1939 гг. как об изгоях в родной стране. Указанный аспект важен в плане воспитания толерантности - для формирования уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, языку, вере в современном обществе. Учащиеся объясняют явления и процессы социальной действительности, рассматривают их комплексно в контексте сложившейся исторической ситуации (например, объясняют причины изоляции, бойкота и террора евреев в Германии в 30-е гг. ХХ в.). Они учатся анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения (на примере вариантов поведения в отношении евреев: «жертва», «палач», «стоящий в стороне»). На уроке осмысливается роль нацистского искусства в жизни немецкого общества (образы арийца, еврея в пропаганде нацистов, карикатуры на евреев).
В рамках темы «Рост международной напряженности» рассматривается подготовка нацистской Германии к войне, в т.ч. «окончательное решение» еврейского вопроса, изложенное в плане «Барбаросса». Полезным для учащихся будет знакомство с отдельными техниками преодоления конфликтов (например, учителю можно провести практикум «Кто виноват?», когда в роли «козла отпущения» выступает еврей).ii
Тема «Вторая мировая война» предоставляет широкие содержательные и методические возможности учителю для изучения Холокоста в Западной и Восточной Европе, на территории СССР. Это может быть обсуждение в диалоге с учащимися вариантов решения моральных проблем на основе личностного выбора (например, вариантов отношения общества к евреям в Западной Европе при нацистской оккупации: поддержка антиеврейской политики, попытки спасти евреев от нацистов, равнодушное наблюдение, помощь депортированным и др.); воспитание сочувствия к жертвам нацистской политики; воспитание отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности (на примере интолерантности: жизни евреев в гетто, депортаций, «окончательного решения» еврейского вопроса на территории СССР, концентрационных лагерей и лагерей смерти и др.).
На уроках, посвященных Второй мировой войне, формируются умения: самостоятельно планировать пути достижения учебной цели (например, при выполнении учебного проекта «Формы еврейского сопротивления в тылу врага»); строить логические рассуждения и делать выводы (например, о возможностях спасения и выживания евреев в период Катастрофы); организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при работе в группах при выполнении задания «Как захват Польши вписывался в общие стратегические планы Гитлера?»); находить информацию в различных источниках, извлекать информацию из исторических карт (например, при использовании карты «Центральная и Южная Европа после весны 1941 года» дается характеристика политических режимов в государствах-сателлитах Германии, описывается судьба евреев в этих странах). iii
Важным моментом на уроках является формирование следующих умений: различать факты, аргументы («за» и «против»), оценочные суждения (о роли юденратов, о причинах и последствиях «окончательного решения» еврейского вопроса, о значении деятельности Праведников); организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели учебного занятия до получения и оценки учебного результата); использовать ИКТ; вести диалог; выполнять познавательные и практические задания, в т.ч. используя учебные и социальные проекты, исследовательскую деятельность.
Учителем дается характеристика причин, участников и этапов Холокоста во время Второй мировой войны. Материал об этапах Холокоста может быть систематизирован учащимися в форме таблицы. Знания особенностей принудительного труда евреев в гетто, концентрационных лагерях могут иметь для учеников тяжелую эмоциональную окраску.
При характеристике итогов и уроков Холокоста происходит осознание учащимися своей этнической принадлежности, ответственности за судьбу страны перед будущими поколениями (необходимости вести борьбу с проявлениями экстремизма, неонацизма, ксенофобии и др.), ценностных ориентиров, основанных на идеях гуманизма, толерантности.
Основными подходами к организации обучения при изучении темы Холокоста для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов можно считать системно-деятельностный, развивающий, дифференцированный, исследовательский, личностно-ориентированный подходы.
Преимущественно следует использовать образовательные технологии деятельностного типа для формирования вышеперечисленных результатов обучения при изучении темы Холокоста: например, проблемную технологию, технологии продуктивного чтения, уровневой дифференциации, ИКТ-технологии, технологию критического мышления, RAFT-технологию, технологию ситуативного обучения, исследовательскую и проектную деятельность.
В результате изучения темы Холокоста выпускник научится: характеризовать основные этапы Катастрофы европейского еврейства; использовать историческую карту как источник информации; анализировать информацию разных исторических источников (например, учебный текст, фотографии, карикатуры, документальные свидетельства); представлять в различных формах условия и образ жизни немцев и евреев в Германии и других странах Европы в 30-40-е гг. ХХ в.: в гетто, на оккупированных территориях, лагерях смерти и др.; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе; раскрывать существенные черты экономического и социального развития Германии, СССР, стран Западной и Восточной Европы в 20-40-е гг. ХХ в., их политических режимов, их влияние на реализацию антиеврейской политики; сравнивать исторические ситуации и события (Холокост в СССР, Польше, Западной Европе и др.); давать оценку историческим личностям (например, А. Гитлеру, М. Анилевичу, Р. Гессу, др.).
|