Скачать 219.78 Kb.
|
Тест по теме: « _________Смута___________________» Выполнил(а) учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка Зубова Елена Александровна 2016 Часть 1 Ответами к заданиям 1–19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Р 1 асположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Заключение Столбовского мира со Швецией. 2) Движение Лжедмитрия II 3) Восстание Ивана Болотникова 4) Деулинское перемирие.
У 2 становите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции второго столбца подберите соответствующие позиции из первого столбца. ГОДЫ СОБЫТИЯ 1)1598-1605 а) оборона Смоленска 2)1605-1606 б) период «семибоярщины» 3)1606-1607 в) царствование Бориса Годунова 4)1609-1611 г) царствование Лжедмитрия 1 5)1610-1612 д) восстание под предводительством И.Болотникова Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами Ответ:
Н 3 иже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVII в. 1) Земский собор; 2) гражданская война; 3) засечная черта; 4)Всероссийский рынок; 5) меркантилизм; 6) предприниматель Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду. Ответ:
4 45 Запишите термин, о котором идет речь. ________________________- временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха. Ответ: _____________________________ У 5 5 становите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФАКТЫ ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) 1) введение патриаршества А) пресечение династии Рюриковичей 2) война со Швецией Б) повышение авторитета России 3) строительство крепостей В) возвращение Балтийского побережья 4) указ об «урочных летах» Г) укрепление хозяйства 5) гибель царевича Дмитрия Д) повышение обороноспособности страны Ответ:
6 Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Бывший холоп, “воевода” спасшегося “царевича Дмитрия”, руководитель первой крестьянской войны в России 2) Падение Смоленска. 3) Сигизмунд III и гетман Жолкевский. 4)Кондрат Буссов - немец, находившийся в Туле. 5) Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от иноземных захватчиков. 6) созыв Земского собора 1613г. Ответ:
. Ч 7 то из перечисленного относится к событиям Смутного времени? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
П 10 рочтите отрывок из сочинения историка Н. И. Костомарова и определите пропущенную в тексте фамилию исторического деятеля, к которому относится данная характеристика. "Выбрали царем князя ______, уверившись, что прежний, убитый, названный Дмитрием, был не настоящий Дмитрий… Но народ был недоволен тем, что сел на трон неправильно: не вся земля через своих выбранных людей избрала его на царство, а прокричали его царем и посадили на престол благоприятели его и нахлебники в Москве". Ответ:_______________ З 11 аполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы: 1) К. Минин; Д. Пожарский. 2) Выступление Хлопко. 3) 1606-1607 гг. 4)Марина Мнишек, Филарет Романов. 5)1605-1606 гг. 6) 22 октября 1612г. 7)1609 год. 8)Указ об «урочных летах», начало сыска беглых крестьян. 9)Оборона Смоленска. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
У 12 становите соответствие между текстом и фрагментами, подберите соответствующую позицию из второго столбца: а) своими привычками, отдельными поступками и распоряжениями, заграничными сношениями…возбуждал против себя в различных слоях московского общества множество нареканий и неудовольствий, хотя вне столицы, в народных массах популярность его не ослабевала. б) он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, имел прекрасную библиотеку. Отказался от политики устрашения и массовых казней, но со своими врагами не церемонился. Неудачи его царствования подготовили почву для самозванца. в) «…был маленького роста, некрасивый, подслеповатый. В книжном учении сведущ, рассудителен и разумен, скуп и неотзывчив. Единственно к тем благоволил, кто нашёптывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью». г) его имя осталось неизвестным, но за ним закрепилось прозвище «тушинский вор». д) возможно он был дворянином и служил боевым холопом у крупного землевладельца. Он побывал в крымском и турецком плену, из которого ему удалось освободиться. По пути на родину побывал в речи Посполитой. Вскоре появился с грамотой «истинного царя», о назначении его царским воеводой. К нему стекались все недовольные московским царём.
Рассмотрите схему и выполните задание 13-16 Н 13 апишите названия периода в истории России, во время которого происходили события, обозначенные на схеме стрелками. Ответ: ___________________________________________. 14 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». Ответ: ____________________________________________. 15 Напишите цифру, которой обозначен на схеме город, который стал центром формирования Второго народного ополчения. Ответ: ____________________________________________. К 16 акие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) этот период характеризуют как время тяжелейших потрясений и испытаний для русского народа, гражданской войной и иностранной интервенцией; 2) одним из основных событий этого времени, зафиксированным на карте, стало народное восстание против царя В. Шуйского под руководством Кондратия Булавина; 3) интервенцию на территорию России совершили Речь Посполитая и Пруссия; 4) после 16-месячной осады тушинцы и поляки смогли захватить Троице-Сергиев монастырь; 5) в результате событий, обозначенных на схеме, Россия утратила Смоленские земли; 6) в итоге событий, обозначенных на схеме, русский народ смог отстоять национальную независимость и утвердить на престоле новую династию. Ответ:
У 17 становите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ А) «Апостол» 1) авторы—Барма и Постник Б) памятник Минину и Пожарскому в Москве 2) место сбора первого ополчения В) Ипатьевский монастырь 3) первая печатная книга Г) «Жизнь за царя» 4) автор - И.Мартос 5) вотчинное владение бояр Романовых 6) автор—М.Глинка Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами
Рассмотрите изображение и выполните задание 18,19 18 термин, о котором идёт речь. Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV. Ответ: ___________________________. Какие суждения о памятнике, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры под которыми они указаны. 1) присоединение Западной Сибири. 2 воцарение династии Романовых. 3) первый памятник, посвященный не государю, а народным героям. 4) воссоединение Украины с Россией. 5) освобождение Москвы от польских интервентов. Ответ:
19 Кто из исторических персонажей изображён на памятнике продемонстрированном выше? В ответе напишите цифры, под которыми указаны персоналии.
Памятник Минину и Пожарскому. Почему им поставили памятник на Красной площади? (приведите три объяснения). Ответ:
ЧАСТЬ 2 Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина: «В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому....он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу. Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?» 20 К какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла особенность его воцарения? 21 Каковы, по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений Используя источник и знание курса истории, объясните, почему Борис Годунов, несмотря на все его заслуги, оставил о себе в истории России противоречивую память. Приведите не менее трех объяснений. 22 23 Укажите способ, который использовали некоторые претенденты для победы на выборах в 1613 г. Почему, по мнению атамана, сын Фёдора Никитича был достоин царского престола? Назовите социальную группу, которая, по мнению автора, оказала решающее влияние при выборе монарха. 24 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже проведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. " В России в XVII в. произошла гражданская война. Современники назвали её Смутой и Лихолетьем. Страна пережила национальную катастрофу. Смута имела только негативные последствия" Ответ напишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1).... 2).... Аргументы в опровержение: 1)..... 2).... Ответ: 25 Вам необходимо написать историческое сочинение о XVII в. Смутное время России: 1)Размышление о Смутном времени; 2) Заслуга русского народа в изгнании из страны иноземных захватчиков и ликвидации Смуты; 3) Минин и Пожарский – как национальные герои. В сочинении необходимо: – указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России; – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. Ответ: Правильные ответы:
20. Ответ: Может быть указано, что 1) Борис Годунов царствовал в 1598—1605 гг.; 1) он впервые в истории России был избран на царство. – 2 балла 21. Ответ: Может быть названы следующие заслуги: 1) стремился проводить реформы; 2) уделял большое внимание развитию образования (стремился завести школы, университеты); 3) отправлял молодых бояр за границу; 4) приглашал на службу иностранцев с целью перенять у них опыт. – 2 балла 22. Ответ: Может быть приведены следующие положения: 1) правление Бориса Годунова стало одной из причин Смуты, в ходе которой Россия могла потерять свою независимость; 2) его считали виновным в гибели малолетнего царя Дмитрия; - 2 балла 23. Ответ: «претенденты созывали "избирателей" из числа участников собора на пир и там угощали их и уговаривали голосовать за них»; «последний царь из прежней династии Рюриковичей сам "благословил" на престол Фёдора Никитича Романова, а Михаил должен быть царём, так как приходится сыном Фёдору Никитичу- 2 балла 24.Ключи:
25 Ключи: 11 баллов «Длинная ночь перед рассветом» (размышления о Смутном времени) Тема Смутного времени на Руси – актуальный образец совокупного кризиса всех сфер общественной жизни. Предлагаю заострить внимание на двух сторонах этого явления: на предпосылках Смуты и на его итогах. За основу я использую теорию культурно-исторических циклов Питирима Сорокина, по которой смена одного мировоззрения другим сопровождается кризисами. В данном случае, я полагаю, что произошел переход от чувственного (материального) мировоззрения к идеалистическому, а затем к духовному. То есть кризис был закономерным событием. Как говорится, перед рассветом - всегда длинная ночь. Почему переход от материального? В преддверии Смуты во главе государства стоял Иван Грозный. Им были расширены права правителя, он стал первым самодержцем на Руси. Но то, как он шел к самодержавию было крайне жестоко. Яркий пример – опричнина. Ее целью был захват земель бояр и передача их царю. Казни и опалы, террор и грабежи. В конечном итоге, царь получил, что хотел, но люди находились в состоянии ужаса. Таким образом, картина, которая сложилась перед Смутой, показывает, что власть имущие мечтали лишь о выгоде и не думали о душе. Почему к духовному? В период интервенции поляков в России было создано два ополчения. Ополченцы не получают ни денег, ни другой выгоды – они действуют по зову сердца. Вспомним, когда представители «семибоярщины» в ночь на 21 сентября впустили поляков в Москву, второе ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского подошло к столице и осадило город. Москва – сердце России была освобождена. Люди сплотились и спасли Русь – вот проявление духовности, отсутствие корысти. А когда все закончилось, кто был избран монархом? Сын патриарха Филарета: Михаил Романов! Пришли ли они к духовности? Думаю, что да… Ценой жизни, схваченный поляками староста Иван Сусанин, спас своего царя, не отвел врага к нему, а завел в дебри, где отряд и был погублен… Был ли этот кризис закономерен? Если рассматривать его со стороны конфликтологии и морали, то мы видим, что антагонисты здесь – духовность и материализм. К материализму я причисляю всех: Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, Василия Шуйского и всю знать, стоявшую во главе раздела власти. К духовности же я отношу церковь и, конечно же, народ. В разные периоды его олицетворял Иван Болотников, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский и Иван Сусанин. Это была схватка ни на жизнь, а на смерть. Выжить должна была либо духовность, либо материализм. Простая закономерность была соблюдена – побеждает сильнейший! Возможно, та духовность, которой добились люди, была очень кратковременна. Возможно, многие жертвы были напрасны. Возможно, люди по окончании Смуты были в заблуждении относительно монархии, однако они верили в Россию. Русские люди имели добро и патриотизм в сердцах. Они очистили власть от самых нечестных и положили начало нового царского рода Романовых, который правил триста лет! |
Форма: интеллектуальная игра по основам духовно-нравственной культуры народов России | Рецензенты: Киселева М. В., канд ист наук, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин фгбоу впо «Мордовский государственный... | ||
Учитель истории и обществознания мбоу сошс. Лесогорское Углегорского муниципального | Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (приказ от 11. 01. 2005 г. №1/к-н) | ||
Составитель Нерода Т. Ю., учитель истории и обществознания. Руководитель клуба «Малая родина» | А. к функциям права относится прогнозирование последствий изменения окружающей среды | ||
Л. Ф. Иванова, А, Ю. Лазебникова (учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 10-11 классы»,... | Гбоу дпо ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки | ||
Автор: Толпегина Светлана Николаевна, учитель иностранного языка гбоу сош №1 «ОЦ» с. Борское | Настоящие «Правила приема граждан (далее граждане, дети) в гбоу сош №556, порядок и основания отчисления обучающихся» (далее Правила)... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |