Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Дагестанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ
к.э.н. АТАХАНОВ Р.А.
________________________ «_____» __________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине: «Поликлиническая терапия»
По специальности: 31.05.01- «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
Уровень высшего образования - СПЕЦИАЛИСТ
Квалификация – ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
Факультет - лечебный
Кафедра поликлинической терапии
Форма обучения – очная
Курс 5, 6.
Семестр – 9,10,11,12.
Всего трудоёмкость – 24 зач.ед. (432)
Лекций – 68 часов
Практических (семинарских, лабораторных) занятий - 196 часов
Самостоятельная работа – 132 часов
Экзамен – 36 часов
Всего – 432 часов
Махачкала 2016 г.
Программа составлена в соответствии с требованием ФГОС 3+ ВО по специальности «Лечебное дело»
______________________________________________________________ Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры поликлинической терапии
от «___»__________2016___ г. Протокол №____ Заведующий кафедрой ____________________________ Рабочая программа согласована:
1. Директор НМБ ДГМУ ______________________ Бекеева Н.В.
2. УМО _____________________________________Гаджимурадов М.Н.
3. Зам. декана по 5 курсу _____________________ Омаров М.М.
4. Зам. декана по 6 курсу _____________________ Алиева Д.З.
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена и утверждена на заседании Совета факультета от «___»________201___г. Протокол№ _____
Председатель СФ _________________________________ Р.М. Рагимов Составители: Зав кафедрой, профессор Масуев К.А.
Рецензент:
Зав. Кафедрой Поликлинической терапии, кардиологии и общеврачебной практики ФПК и ППС, профессор ____________________Абдуллаев А.А.
АННОТАЦИЯ
Пояснительная записка.
Поликлиническая терапия – учебная дисциплина, содержащая систематизированные знания по оказанию медицинской помощи пациентам с терапевтическими заболеваниями в амбулаторно-поликлинических условиях (диагностика, лечение, врачебная тактика, экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная экспертиза, диспансеризация, реабилитация, профилактика).
Учебная программа дисциплины «Поликлиническая терапия» включает новейшие научные данные по вопросам диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных терапевтических заболеваний в амбулаторно-поликлинических условиях, а также общие вопросы организации практической деятельности участкового врача-терапевта.
Амбулаторно-поликлиническая помощь имеет первостепенное значение в медицинском обслуживании населения, как наиболее массовая и доступная. На амбулаторно-поликлиническом этапе начинают и заканчивают обследование и лечение до 80 % населения. Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает: «Главная цель модернизации Российского здравоохранения – повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения».
В современных условиях реформирования отечественного здравоохранения необходимо формирование у студентов клинического мышления, приобретение и систематизация знаний об амбулаторных аспектах деятельности врача-терапевта и умения использования их на практике.
Подготовка врача терапевта для работы в амбулаторно-поликлинических условиях имеет ряд особенностей, зачастую требует большого объема дополнительных знаний и умений (вопросы профилактики, экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности, диспансеризации,определения показаний для госпитализации, оформления документации и др.), освоения навыков оказания медицинской помощи в условиях дефицита времени. Специфика преподавания также включает в себя: особенности дифференциальной диагностики терапевтических заболеваний, вопросы врачебной тактики, современного лечения пациентов с терапевтическими заболеваниями в амбулаторных условиях, алгоритмы оказания неотложной медицинской помощи пациентам на догоспитальном этапе. Большое внимание уделяется обучению методам санитарно-просветительной, профилактической и противоэпидемической работы врача-терапевта в условиях поликлиники.
Оказание первичной медико-санитарной помощи предполагает контакт с пациентами разного возраста, пола, национальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы участковый терапевт видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания, поэтому в процессе обучения также необходимо освоение этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности.
Таким образом, основной задачей обучения студента является подготовка квалифицированных врачей, способных решать сложные вопросы по предупреждению развития заболеваний, раннему распознаванию и рациональному их лечению на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания медицинской помощи, а также реабилитации пациентов и восстановления их трудоспособности.
Цель преподавания дисциплины
Целью преподавания дисциплины «Поликлиническая терапия» является подготовка студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в условиях поликлиники: профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной, организационно- управленческой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Задачи преподавания дисциплины
1. Освоить основные принципы организации лечебно-профилактической помощи населению в условиях поликлиники.
2. Знать особенности организации работы и должностные обязанности врача-терапевта поликлиники.
3.Осуществлять диагностику заболеваний и патологических состояний у взрослого населения и подростков на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования.
4. Развить умения клинического мышления по ранней диагностике заболеваний, часто встречающихся в поликлинической практике с учетом особенностей их течения, лечения, первичной и вторичной профилактики, диспансеризации, экспертизы трудоспособности.
5. Проводить диагностику неотложных состояний и оказывать первую медицинскую и врачебную помощь при них на амбулаторно-поликлиническом этапе.
6. Уметь распознавать особенности клинического течения, диагностики, лечения заболеваний внутренних органов у пациентов пожилого и старческого возраста.
7. Проводить реабилитационные мероприятия среди взрослого населения и подростков, перенесших соматическое заболевание, использовать средства лечебной физкультуры, физиотерапии, нетрадиционных методов лечения и основных курортных факторов у лиц, нуждающих
ся в реабилитации. Студент должен полностью освоить все должностные обязанности участкового терапевта, сформировать практические навыки, необходимые для самостоятельной работы по оказанию населению квалифицированной терапевтической медицинской помощи в условиях поликлиники. Он должен самостоятельно (под контролем врача и преподавателя) вести прием больных в поликлинике, выполнять вызовы на дому, заполнять необходимую медицинскую документацию, решать вопросы экспертизы трудоспособности, преемственности оказания медицинской помощи, заниматься профилактикой и диспансеризацией. При этом помощь коллег-врачей должна быть минимальной, а преподаватель должен выполнять функции консультанта. В самостоятельной работе должен присутствовать обучающий компонент в виде обсуждения с преподавателем обоснованности и правильности самостоятельно решенных вопросов. Профессиональные требования к студентам 5 курса лечебного факультета при изучении дисциплины
Студент 5 курса должен знать:
- принципы современной диагностики, дифференциальной диагностики и лечения заболеваний внутренних органов на амбулаторно-поликлиническом этапе
- принципы организации лечебно-профилактической помощи населению в условиях поликлиники, планированием и анализом своей работы, принципами сотрудничества с другими специалистами и службами (социальная служба, страховая компания, ассоциации врачей, стационарами, станциями скорой помощи и др.)
Студент 5 курса должен уметь:
- организовать проведение комплекса диагностических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий с привлечением, при необходимости, для этой цели специалистов других лечебно-профилактических учреждений, консультантов
- проводить анализ состояния здоровья прикрепленного контингента
- вести санитарно-просветительскую деятельность среди прикрепленного населения Профессиональные требования к студентам 6 курса лечебного факультета при изучении дисциплины
Студент 6 курса в поликлинике должен знать:
- демографическую и медико-социальную характеристику прикрепленного контингента
- освоить все должностные обязанности участкового терапевта
- знать особенности клинического течения, диагностики, лечения заболеваний внутренних органов, в том числе, у пациентов пожилого и старческого возраста. Студент 6 курса в поликлинике должен уметь:
- принимать участие в проведении пропаганды медицинских знаний, здорового образа жизни, рационального питания; проводить гигиеническое обучение и воспитание различных групп населения, антиалкогольную и антинаркотическую работу
- организовать проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции, иммунопрофилактику
- привлекать руководителей учреждений и предприятий, профсоюзных и других общественных организаций, пациентов к активному участию в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий
- проводить работу по выявлению ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска, оказывать содействие в снижении их влияния на пациентов
- уметь организовать проведение комплекса диагностических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий с привлечением, при необходимости, для этой цели специалистов лечебно-профилактических учреждений
- принимать участие совместно с органами социального обеспечения и службами милосердия в организации помощи одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, в том числе по уходу, устройству в дома-интернаты
- проводить экспертизу временной нетрудоспособности пациентов, направлять на МСЭ, определять показания к трудоустройству, переводу на облегченные условия труда, санаторно-курортному лечению, организовать медико-психологическую помощь пациентам с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей, проводить анализ состояния здоровья прикрепленного контингента
- овладеть принципами организации лечебно-профилактической помощи населению в условиях поликлиники, планированием и анализом своей работы, принципами в условиях сотрудничества с другими специалистами и службами. Место «Поликлинической терапии» в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования
Дисциплина «Поликлиническая терапия» относится к профессиональному циклу С3 базовой части.
Основные знания, необходимые для изучения поликлинической терапии формируются:
- в блоке гуманитарных дисциплин, таких как философия; биоэтика; история медицины; психология и педагогика; латинский язык;
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин в том числе: физика, математика; медицинская информатика; биология; химия; биохимия; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; патологическая анатомия, клиническая патанатомия, нормальная физиология; патофизиология, клиническая патофизиология, микробиология, вирусология; иммунология; фармакология;
- в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: гигиена; общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; эпидемиология; медицинская реабилитация; клиническая фармакология; дерматовенерология; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия; психиатрия, медицинская психология; пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; фтизиатрия; инфекционные болезни; анестезиология, реанимация, интенсивная терапия;общая хирургия, лучевая диагностика; педиатрия; инновационные технологии в медицине, доказательная медицина; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности, педиатрия, лучевая терапия и лучевая диагностика, офтальмология, акушерство и гинекология, оториноларингология.
3. Требования к результатам освоения поликлинической терапии
Код соответствующей компетенции по ФГОС3+
| Содержание компетенции или ее части (в соответствии с ФГОС 3+ и паспортами компетенции
| В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
| Общепрофессиональные компетенции
| ОПК- 6
| Готовность к ведению медицинской документации
| Знать:
- основные документы, заполняемые врачом поликлинического звена в своей врачебной практике
Уметь:
- заполнять медицинскую карту амбулаторного больного (ф 025-12/у-04)
- Контрольную карту диспансерного наблюдения (ф 030/у-04)
- Листков нетрудоспособности (ф 36/у)
- Санаторно-курортную карту (ф 079/у)
- Посыльной лист лист на МСЭК (ф 088/у 97)
- Направления в стационар (ф 057/у 04)
- Рецепт серии для региональных льготников (ф 148/у вв)
- Рецепт для федеральных льготников (ф 148-1/у 01)
| ОПК – 8
| Готовность к применению лекарственных препаратов и их комбинаций при решении рофессиональных задач
| Знать:
- основные классы лекарственных препаратов, применяемых при различных заболеваниях в амбулаторной практике
- механизмы действия, показания, противопоказания, возможности комбинированного лечения основных нозологических форм в амбулаторной практике
Уметь:
- назначить лечение амбулаторному пациенту и выписать рецепты на основные лекарственные препараты, применяемые в амбулаторной практике
|
ОПК – 9
| Способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека, для решения профессиональных задач
| Знать:
- Основные изменения, происходящие при заболеваниях внутренних органов у амбулаторных больных при различных заболеваниях.
Уметь:
- оценить тяжесть состояния больного, показания для проведения амбулаторного этапа лечения, показания для направления на стационарное лечение, необходимость экстренной госпитализации и т.д.
| Профессиональные компетенции
|
ПК - 2
| Способность и готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения
| Знать:
- принципы диспансеризации населения с целью профилактики хронических заболеваний
Уметь:
-Проводить диспансеризацию, оформить первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансеризации
|
ПК-6.
| Способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем X пересмотра.
| Знать
-основные патологические симптомы и синдромы заболеваний;
-законы течения заболеваний по органам системам и организма в целом;
-Международную статистическую классификацию болезней (МКБ)
Уметь
-выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учётом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом;\
- анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах.
-использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнения) с учётом Международной статистической классификации болезней;
-выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний
| 3. ПК-7
| Готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека
| Знать:
- вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов.
Уметь:
- определять необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу;
- оформлять соответствующую медицинскую документацию;
- определять состояние биологической смерти
| 4. ПК-9
| Готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара
| Знать
- клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения заболеваний внутренних органов, не требующего круглосуточного наблюдения;
Уметь
- провести обследование необходимое обследование в условиях поликлиники, назначить соответствующее лечение и осуществить наблюдение и оценку эффективности проводтмой терапии в условиях поликлиники или дневного стационара.
| 5. ПК – 11
| Готовность к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
| Знать:
- принципы и методы проведения неотложных мероприятий при ургентных ситуациях основных заболеваний внутренних органов (остановка дыхания, остановка кровообращения, коллапс, шок)
Уметь:
- выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок);
- осушествлять противошоковые и реанимационные мероприятия.оказывать медицинскую помощь пациентам с ургентной патологией внутренних органов в чрезвычайной ситуации.
| ПК – 14
| Готовность к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно - курортном лечении
| Знать:
- необходимые принципы восстановительного лечения при основных
терапевтических заболеваниях, показания и противопоказания к проведению санаторно – курортного лечения при различных заболеваниях внутренних органов.
Уметь:
- оформить направление на санаторно – курортное лечение при проведении реабилитационного этапа лечения в соответствии с конкретной нозологией.
| 7. ПК-15
| Готовность к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам спмоконтроля основных физиологических параметров, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний.
| Знать
- вопросы организации и принципы проведения профилактических мероприятий при различных заболеваниях внутренних органов
Уметь
- организовать проведение и осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными
| ПК- 16
| Способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера
| Знать
- формировать навыки здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек
| |