Конкурс «Учитель Учителю 2008-2009» гоу спо «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова»


Скачать 417.29 Kb.
НазваниеКонкурс «Учитель Учителю 2008-2009» гоу спо «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова»
страница1/3
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
  1   2   3
Всероссийский конкурс «Учитель – Учителю 2008-2009»

ГОУ СПО «Ичалковский педагогический колледж им. С.М. Кирова»


Номинация: «Урок Просвещения»

Методическая разработка

уроков географии для 10 класса по разделу: «География населения»

УМК «География: Современный мир: 10-11 кл.»

(авт. Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина Серия «Полярная звезда», выпуск 2008 г.)

Уровень преподавания - базовый


Автор: Пискайкина Татьяна Сергеевна, кандидат исторических наук, преподаватель общественных дисциплин ГОУ СПО «Ичалковский педагогический колледж им. С.М. Кирова»

2009 г.

1-2 урок.

Тема: Рост населения Земли (2 часа).

Цель урока: познакомить учащихся с особенностью динамики численности населения Земли и выявить суть демографического перехода.

Задачи урока:

  1. Образовательные: рассмотреть демографическую историю Земли; сформировать представление о типах воспроизводства населения мира.

  2. Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, умение работать с разными источниками географической информации.

  3. Воспитывающие: воспитывать убежденность в теоретической значимости информации.

Оборудование: атлас, физическая карта мира, компакт-диск «Экономическая и социальная география мира», видео-проектор, компьютер, учебник, схемы, таблицы, игровое табло на тему «Природные ресурсы мира», презентация «Динамика численности населения мира».

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Новости.

  3. Актуализация опорных знаний и умений.

См. на экран интерактивной доски.

Вниманию студентов представлено игровое табло с дифференцированными заданиями на тему: «Природные ресурсы мира».

Студенты по желанию выбирают задание.

Красная ячейка на оценку «5». Синяя на оценку «4». Желтая на оценку «3».

  1. Формирование новых понятий, знаний, умений, развитие мышления.

35-40 тыс. лет назад на Земле, по мнению ученых, насчитывалось всего около 1 млн. представителей Homo sapiens (человек разумный). С тех пор численность человечества выросла в тысячи раз.

Интерес к численности населения возник давно. Известно, что одни из первых учетов населения проводились в Египте и Китае еще в третьем тысячелетии до новой эры. Однако научно организованные переписи в их современном понимании начали проводиться около 200 лет назад. Историю таких переписей обычно начинают с переписей США (1790 год), Швеции и Финляндии (1800 год), Англии, Франции, Дании и Норвегии (1801 год). В нашей стране начало учету населения было положено в XIX веке.

- Каким же образом изменялась численность населения на протяжении человеческой истории, мы с вами сейчас постараемся выяснить.

См. статистические таблицы «Динамика численности населения Земли»

- Используя данные таблицы, постройте график, отображающий динамику численности населения Земли (работа в рабочих тетрадях и на интерактивной доске).

Динамика численности населения Земли

Годы

Население, млн. чел.

7000 до н.э.

2000 до н.э.

0 н.э.

1000 н.э.

1100 н.э.

1200 н.э.

1300

1400

1500

1600

1650

1800

1900

1910

1920

1930

1940

1950

1960

1970

1980

1890

1995

2000

2007

10

50

230

295

306

348

384

373

446

486

550

930

1634

1710

1789

1993

2248

2536

3014

3701

4443

5293

5732

6048

6600


- Какие выводы можно сделать в результате анализа графика?

См. компакт-диск «Экономическая и социальная география мира», график

В демографической истории человечества условно можно выделить 2 периода:

1. аграрный период характеризуется очень высокой рождаемостью, очень высокой смертностью и в результате низким естественным приростом;

2. эпоха промышленной революции – темпы роста населения начали расти стремительно.

См. график

- Анализируя график, определите для какого времени характерны 1 и 2 периоды.

Физкультминутка. Световой массаж.

Смысл светового массажа заключается в том, что на закрытые глаза попе­ременно падает свет различной интенсивности.

Повернитесь лицом к источнику света - не слишком яркого, но достаточно интенсивного (например, к окну). Затем расположите кисти рук параллельно лицу, примерно на 3-5 см друг от друга, на расстоянии ширины ладони от глаз. Пальцы рук раздвиньте, после чего выполните быстрые попеременные движения ладонями вверх и вниз. В результате на закрытые глаза будет падать свет различ­ной интенсивности (иначе говоря - свет будет мелькать). Световой массаж следует выполнять от двух до пяти минут.
В 60-х годах XX века темпы роста населения достигли максимума – 20 %0.

Тогда и возникло понятие «демографический взрыв», означающее резкое увеличение прироста населения.

См. на экран (презентация)

Темпы ежегодного прироста населения

Годы

Весь мир

Развитые страны

Развивающиеся страны

1960-1965

20

9

25

1975-1980

17

6

20

2000

15

5

18

2007

14

-

-

2025 (прогноз)

9

3

11

- В чем причины «демографического взрыва»?

См. таблицу «Темпы ежегодного прироста населения» (презентация)

- Каким образом изменился прирост населения в последующие после «демографического взрыва» годы?

- Чем это обусловлено?

Детальный ответ на этот вопрос дает теория демографического перехода.

Фазы демографического перехода

См. на слайд презентации график «Фазы демографического перехода»

Для первой фазы характерна высокая смертность, компенсирующаяся высокой рождаемостью, что обеспечивает стабильную численность населения (теперь эта фаза нигде не встречается).

Вторая фаза характеризуется высокой рождаемостью и резко снизившейся в связи с успехами здравоохранения смертностью, следовательно, высоким естественным приростом населения. Именно в этой фазе произошел «демографический взрыв» (страны Тропической Африки).

Для третьей фазы характерна заметно снизившаяся рождаемость, которая все еще превосходит смертность, за счет чего население продолжает расти (многие страны Азии и Латинской Америки).

В перспективе должна наступить четвертая фаза, при которой показатели рождаемости и смертности уравняются, и рост населения стабилизируется (на стыке 3 и 4 фазы сейчас находятся развитые страны). В отдельных странах даже наблюдается естественная убыль населения.

- Используя возможности интерактивной доски, дополните график примерами.

См. на слайд презентации график «Фазы демографического перехода»

- На какой фазе демографического перехода находится Россия?

Физкультминутка.

Комплекс разминки для глаз.

  • И.п. – сидя. 1- смотреть вдаль 2-3 с. 2- перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25-30 см, и смотреть на него 3-5 с. Повторить 10-12 раз.

  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

  • Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево 15 с.

  • Быстрое моргание в течение 15-20 с.

  • Закрыть глаза, подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко 2-3 с. Затем снять пальцы с век и посидеть с закрытыми глазами 2-3 с. Повторить 3-4 раза.

См. видео-фрагмент «Итоги переписи населения 2002 года в России»
- Как изменилась численность населения в России к 2008 году?

См. статистический материал

По прогнозам специалистов население России убывает с 1992 года. До 2006 года этот процесс не затрагивал население трудоспособного возраста. Напротив, на фоне нисходящей тенденции, характерной для общей динамики населения, численность его трудоспособной части росла, причем весьма заметно. Данная ситуация – результат удачного соотношения поколений, входящих в трудоспособный возраст и выходящих из него. В 2006 году этот рост заканчивается, после чего начнется заметная стремительная убыль трудоспособного населения.

Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства.

Воспроизводство населения – это совокупный процесс рождаемости, смертности, естественного прироста населения, который обеспечивает беспрерывное возобновление смену людских поколений.

- Какие факторы влияют на соотношение рождаемости, смертности и естественного прироста населения?

См. компакт-диск «Экономическая и социальная география мира»

Картосхема «Типы воспроизводства населения мира»

В современном мире можно выделить 2 типа воспроизводства населения.

1 тип отличается не высокой рождаемостью, смертностью и естественным приростом населения.

2 тип характеризуется высокой рождаемостью, высоким естественным приростом населения и относительно низкими показателями смертности.

В настоящее время наблюдается постепенный переход от 2 к 1 типу воспроизводства населения.

В современном мире большинство стран стремятся управлять воспроизводством населения, проводя определенную демографическую политику.

Демографическая политика – это система различных мер предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения в желательном для себя направлении.

- Как вы думаете, какие меры можно предпринять для улучшения демографической ситуации в стране?

- На что направлена демографическая политика нашего государства?

- Что вам известно о приоритетных национальных проектах РФ?

- Каким образом сложилась демографическая ситуация в Мордовии?

- Каким образом связана динамика численности населения по крупным регионам мира с демографической политикой проводимой в данных государствах?

- Сравните динамику численности населения по крупным регионам мира.

Динамика численности населения по крупным регионам мира




V. Итог урока.

- С какими новыми понятиями вы познакомились на сегодняшнем уроке?

См. задание 2 в пособии для учащихся «Мой тренажер»

VI. Домашнее задание: § 11, задание 1, 5 в пособии для учащихся «Мой тренажер»

3 урок.

Тема: Этническая и языковая мозаика населения мира (1 час).

Цель урока: познакомить учащихся с этнической и языковой мозаикой населения мира.

Задачи урока:

  1. Образовательные: изучить особенности национального критерия как основы разделения человечества на страны; рассмотреть значение языка и своеобразие языковой близости народов; проанализировать причины появления национальных проблем, их географию и пути их решения.

  2. Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, умение работать с разными источниками географической информации.

  3. Воспитывающие: воспитывать толерантность.

Оборудование: атлас, политическая карта, компакт-диск «Экономическая и социальная география мира», видео-проектор, компьютер, учебник, схемы, таблицы, таблица «Крупнейшие языковые семьи народов мира».

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Новости.

  3. Актуализация опорных знаний и умений.

- Расскажите о динамике численности населения мира.

- Дайте определение понятиям (по цепочке): «демографический взрыв»;

«демографический кризис»;

«демографический переход»;

«демографическая политика».

- Объясните в чем различие 1 и 2 типа воспроизводства населения мира?

  1. Формирование новых понятий, знаний, умений, развитие мышления.

Общепринятой точкой зрения в науке считается, что нынешние основные расы сформировались в результате адаптации человека к древним природным условиям, т.е. человечество имеет общих предков. Процесс расообразования продолжался несколько тысяч лет и в основном завершился около 15 тысяч лет назад. В конце древнекаменного века уже отчетливо выделились основные расовые группы.

- Назовите основные расовые группы?

Расы: европеоидная (белая), негроидная (черная), монголоидная (желтая), некоторые выделяют австралоидную

См. компакт-диск «Экономическая и социальная география мира», таблицу «Расы мира»

Ученые утверждают – неверно думать, что все население мира принадлежит к этим расам. Их представители в общей численности населения мира составляет лишь примерно 70%, остальные принадлежат к малым расам (микрорасам).

Сложен и этнический (национальный) состав населения земного шара.

- Каковы основные признаки этноса? (язык, территория, особенности быта, культуры, этническое самосознание)

Иногда какие-то признаки могут отсутствовать (например, общность территории).

- Объясните, почему?

В мире насчитывается 3-4 тысячи народов, часть которых сложилась в нации, а другие представляют собой народности, племена.

Численность народов колеблется от десятков до сотен миллионов человек.

См. таблицу «Крупнейшие народы страны и языки»

- Сопоставив данные таблицы и карты в атласе, определите месторасположение основных народов?

См. компакт-диск «Экономическая и социальная география мира», карта «Народы мира»

- С помощью возможностей интерактивной доски, обозначьте месторасположения крупнейших народов мира.

Классификация народов обычно ведется по принципу языковой близости. Самыми большими единицами в этой классификации являются языковые семьи.

См. атлас, карту «Народы и языковые семьи»

- Назовите наиболее крупные языковые семьи.

Наибольшая по численности - индоевропейская семья, к которой относится около 2,5 млрд. человек.

См. таблицу «Крупнейшие языковые семьи народов мира»

- С помощью атласа определите, к каким языковым семьям, группам относятся данные языки?

- К какой семье относится мордва? (уральская)

См. таблицу

Крупнейшие языковые семьи народов мира


Семья

Группа

Народы

Индоевропейская

Германская

Немцы, австрийцы, швейцарцы, люксембуржцы, голландцы, шведы, норвежцы, исландцы, дат­чане, англичане, шотландцы, американцы и др.



Славянская

Русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, сербы, хорваты, словенцы, черногор­цы, македонцы, боснийцы, болгары



Романская

Итальянцы, французы, испанцы, каталонцы, румыны, португальцы, молдаване, мексикан­цы, аргентинцы, чилийцы, бразильцы и др.


Кельтская

Ирландцы, уэльсцы и др.

Балтийская

Литовцы, латыши



Греческая

Греки



Албанская

Албанцы



Армянская

Армяне



Иранская

Персы, курды, таджики, пуштуны, хазарейцы, белуджи, осетины и др.

Китайско-тибетская

Китайская

Китайцы, хуэй



Тибето-бирманская

Тибетцы, бирманцы, невары, канаури, ицзу, карены и др.

Афразийская (семито-хамитская)

Семитская

Арабы, евреи Израиля, амхара, тигре, тиграи



Кушитская

Сомали, галла и др.



Берберская

Туареги, кабилы и др.



Чадская

Хауса и др.

Алтайская

Тюркская

Татары, башкиры, чуваши, казахи, киргизы, узбеки, каракалпаки, уйгуры, туркмены, азер­байджанцы, турки, якуты, тувинцы, хакасы и др.



Монгольская

Монголы, калмыки, буряты



Тунгусо-маньчжурская

Эвены, эвенки, приамурские народы

Нигеро-кордо-фанская


Нигер-конго

Фульбе, волоф, малинке, бамбара, моей, груси, сенуфо, йоруба, ибо, конго, ньяруанда, малави, зулусы, банту, азанде и др.





Кордофанская

Тегали, талоди и др.

Дравидийская


Дравидийская



Телугу, тамилы, малаяли, каннара и др.


Австронезийская


Индонезийская


Индонезийские народы, малайцы и др.

Полинезийская

Гавайцы, таитяне, маори и др.

Меланезийская


Фиджийцы и др.

Макронезийска

Макронезийские народы


Уральская

Финно-угорская


Финны, карелы, эстонцы, саамы (лопари), коми, мордва, марийцы, удмурты, венгры, хан­ты, манси


Самодийская

Ненцы, селькупы и др.


Кавказская

Грузинская

Грузины, аджарцы и др.


Адыго-Абхазская

Абхазы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы


Нахская

Чеченцы, ингуши



Дагестанская

Аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы и др.


- Какие народы относятся к крупнейшим языковым семьям мира?

- С помощью возможностей интерактивной доски отметьте место проживания народов индоевропейской языковой семьи.

Релаксационная пауза.

Игра «Подари тепло другу»

Ученики за партами поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладони, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Ребята, посмотрите в глаза друг дружке, чтобы ваши ладони потеплели... Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладони потеплели еще больше...»

Интересные факты.

Всего в мире 6800 языков. Каждые 10 дней один исчезает. 50% населения Земли говорит на 7 крупнейших языках. Мировой рекорд многоязычия у Папуя – Новая Гвинея – 862 языка. 2 место у Индонезии – 701 язык. 3 место у Нигерии – 438 языков. Самый древний язык махаутов – погонщиков слонов в Индии.

- Прокомментируйте данные факты.

В основе разделения человечества на государства лежат национальные критерии. В тех случаях, когда национальные (этнические) границы совпадают с политическими, образуются однонациональные государства, двунациональные и многонациональные государства.

См. задание 6 в пособии для учащихся «Мой тренажер».

В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений.

- В чем заключается эта проблема?

- Приведите примеры?

Несовпадение государственных и этических границ также приводит к разобщению народов.

Таким образом, человечество, это живой многоцветный мир отдельных народов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают и исчезают. У каждого народа свой неповторимый путь, своя судьба, своя культура.

История свидетельствует, что многие некогда известные этносы давно ушли в небытие. История одних народов (китайцы, греки, египтяне и др.) исчисляется тысячелетиями, другие сложились по историческим меркам сравнительно недавно: аглитская – в XVI веке, русская в XVII XVIII веке, немецкая в XIX веке.

V. Итог урока.

- Согласны ли вы с утверждением, что «человечество – это не хаотично «разбросанные» по планете и плохо связанные друг с другом группы людей, а единое целое»?

- Докажите свою точку зрения.

- В оценочном листе укажите, как вы оцениваете ответы одноклассников?



Фамилия, имя

Количество баллов

5

4

3

2

1

  1. Иванов Иван

  2. Петров Сергей

  3. Серова Светлана

  4. и т.д.


+

+



+








VI. Домашнее задание: § 12, задание 1 в учебнике, стр. 55.

4-5 урок.

  1   2   3

Похожие:

Конкурс «Учитель Учителю 2008-2009» гоу спо «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова» iconОтчет по результатам самообследования в гаоу спо рб салаватский медицинский...
Гоу салаватское медицинское училище преобразовано в гоу спо мз рб салаватский медицинский колледж. На основании распоряжения Правительства...

Конкурс «Учитель Учителю 2008-2009» гоу спо «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова» iconМетодические рекомендации Белово 2009 Рекомендованы к изданию Научно...
Рекомендованы к изданию Научно – методическим советом гоу спо «Беловский педагогический колледж»

Конкурс «Учитель Учителю 2008-2009» гоу спо «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова» iconСреднего профессионального образования анжеро судженский педагогический колледж утверждаю
Настоящее Положение регулирует требования к Портфолио студента колледжа и устанавливает общие правила подготовки, оформления и ведения...

Конкурс «Учитель Учителю 2008-2009» гоу спо «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова» iconФгбоу впо «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
«Социальное партнерство в сфере образования как путь к формированию компетентного специалиста», посвященной 140-летию со дня основания...

Конкурс «Учитель Учителю 2008-2009» гоу спо «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова» iconДепартамент науки и профессионального образования ко
Бесфамильная М. Д., зам директора по упр гоу спо «Анжеро-Судженский педагогический колледж»

Конкурс «Учитель Учителю 2008-2009» гоу спо «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова» iconГбоу спо (ссуз) «Челябинский педагогический колледж №1»
Уставом Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное...

Конкурс «Учитель Учителю 2008-2009» гоу спо «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова» iconМетодические рекомендации по написанию выпускной квалификационной...
Рецензент: А. В. Спиридонова, к культурологии, зам директора по умр гоу спо "Читинский педагогический колледж"

Конкурс «Учитель Учителю 2008-2009» гоу спо «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова» iconПоложение о курсовых работах, экзаменах и зачетах в гоу спо тхк №60 Общие положения
Настоящее положение о курсовых работах, экзаменах и зачетах в гоу спо тхк №60 (далее – Положение) регулирует организацию и проведение...

Конкурс «Учитель Учителю 2008-2009» гоу спо «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова» iconГоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический...
Культура. Образование. Право: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, гоу впо «Российский...

Конкурс «Учитель Учителю 2008-2009» гоу спо «Ичалковский педагогический колледж им. С. М. Кирова» iconГоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос науч практ конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / Гоу...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск