Департамент науки и профессионального образования ко


Скачать 384.63 Kb.
НазваниеДепартамент науки и профессионального образования ко
страница1/4
ТипЛитература
filling-form.ru > Туризм > Литература
  1   2   3   4



Формы анализа и самоанализа урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КО

ГОУ СПО «АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Формы анализа и самоанализа урока


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Анжеро-Судженск

2005

ББК 74.57 Рекомендовано к изданию


ГМ редакционно-издательским советом

ГОУ СПО «Анжеро-Судженский колледж»

21.11.2005г.

Председатель РИС

Гумирова Н.М.

Рецензенты:
Бесфамильная М.Д., зам. директора по УПР ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж»

Терентьева Г.А., учитель начальных классов, зам. директора по УВР школы №15


Формы анализа и самоанализа урока: Методические рекомендации/ сост. С.В. Грек, М.П. Михеева. - Анжеро-Судженск: ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж». -2005. – 27с.

В данных рекомендациях раскрываются схемы-требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа урока, его структурных компонентов.

Рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050709 Преподавание в начальных классах, учителей начальной школы.
© ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж»

Сост. Грек С.В., Михеева М.П., 2005г.

Оглавление




Введение…………………………………………………………….………………… 4



1. Формы анализа и самоанализа урока…………………………….………….……. 5

2. Памятка практиканту по подготовке к уроку………………………….………… 6

3. Схема самоанализа урока………………………….……………………….……… 7
4. Примерная схема комплексного анализа традиционного урока……….….…… 8

5. Примерная схема комплексного анализа проблемно - развивающего урока

(схему можно использовать и для самоанализа)…………………………………… 10

6. Схема анализа урока литературного чтения …………………………. 13
7. Схема анализа урока русского языка……………………………………………… 14

8. Схема урока математики…………………………………………………………… 15

9.Схема анализа внеклассного занятия по предмету……….……..………..………. 16

10. Схема анализа урока (по Т. И. Шамовой и Ю. И. Конаржевскому)……….…. 17

11. Теория, методика и технология системного анализа урока

(по В.П. Симонову)………………………………………………………………. 18
Литература……………………………………………………………… ……..…… .. 27


Введение



Профессионализм педагога выражается в умении рефлексировать свою педагогическую деятельность и деятельность коллег.

Будущие учителя испытывают серьезные затруднения в анализе проведенных и просмотренных уроков.

Нами предприняты попытки систематизировать накопленный материал в педагогической литературе по указанной проблеме, модифицировать подобранные требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа уроков, его структуры, предложены авторские методики анализа урока. Данные рекомендации помогут овладеть аналитико-синтетической деятельностью.

Формы анализа и самоанализа урока



1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.
3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.
4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.
5. Структурно- временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).
8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)
9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:

  • реализация учителем триединой задачи урока;

  • использование развивающих методов на уроке;

  • пути развития познавательного интереса;

  • формирование общеучебных умений и навыков;

  • проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.


10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)

ПАМЯТКА ПРАКТИКАНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ


  1. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите материал учебника к этому уроку, его место в системе уроков по теме.

  2. Изучите методическую литературу по теме урока.

  3. Посетите 1-2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу обучающихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учеников, ответы, отношение детей к работе, к учителю, к друг другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого вами урока с предыдущим и последующим.

  4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы.

  5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.

  6. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приёмы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте вопросы и задания для обучающихся.

  7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока.

  8. Предусмотрите чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой обучающихся.

  9. Используйте по возможности приёмы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.

  10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки.

  11. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием работы.

  12. Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление записей учеников в тетрадях, а также записей на доске.

  13. Оформите развёрнутый план-конспект урока.


СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА


  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?

  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?

  3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

  4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока?

  5. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

  6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

  7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

  8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

  9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?

  10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

  11. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

  12. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

  13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

  14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?


ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА
традиционного УРОКА


1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.

2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организация урока;

  • тип урока;

  • структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;

  • виды учебной деятельности;

  • сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;

  • плотность урока, рациональное использование времени.

5. Содержание урока:

  • научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям обучающихся;

  • воспитательная направленность урока;

  • правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.;

  • соответствие содержания урока требованиям программы;

  • связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение школьников применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность;

  • связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного;

  • межпредметные связи;

  • использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;

  • качество знаний обучающихся, их умений и навыков.

6. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) соответствие методов и приёмов образовательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание;

в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов и приёмов;

г) постановка учителем перед обучаемыми цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учеников, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность;

ж) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся.

7. Организация познавательной деятельности обучающихся:

  • роль, место и характер самостоятельной работы обучающихся на уроке;

  • место учебника и наглядных средств;

  • место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации обучающихся;

  • характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов.

8. Психологические основы урока:

  • развитие и поддержание внимания;

  • развитие памяти, мышления, воображения; ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;

  • наличие психологических пауз и разрядки;

  • эмоциональная атмосфера урока.

9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке.

10.Наличие, объём, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач.

11. Работа и поведение учащихся на уроке:

  • активность класса, качество ответов учеников;

  • заинтересованность детей материалом урока;

  • дисциплинированность и организованность;

  • речь учащихся, характер задаваемых вопросов.

12. Поведение учителя на уроке:

  • выдержка и собранность, доброжелательность в обращении с учениками;

  • умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам обучающихся;

  • требовательность, использование разнообразных приёмов воздействия на обучающихся;

  • эмоциональность;

  • речь учителя;

  • внешний вид.

  1. Выводы и предложения.


  1   2   3   4

Похожие:

Департамент науки и профессионального образования ко iconРабочая программа учебной дисциплины одп. 1 «Математика»
Департамент образования и науки кемеровской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального...

Департамент науки и профессионального образования ко iconДепартамент образования и науки
Уфк по хмао (дф хмао, Департамент образования и науки хмао-югры л/с 230 01 00 11)

Департамент науки и профессионального образования ко iconАдминистративный регламент Министерства образования и науки Республики...
Республики Дагестан и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении Министерства...

Департамент науки и профессионального образования ко iconОбразования и науки кемеровской области
Департамент образования и науки Кемеровской области направляет информацию для организации работы по набору обучающихся в губернаторские...

Департамент науки и профессионального образования ко iconДепартамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
«Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598) и Приказа Министерства...

Департамент науки и профессионального образования ко iconОбразования и науки кемеровской области
Департамент образования и науки Кемеровской области направляет информацию для организации работы по набору кандидатов в государственные...

Департамент науки и профессионального образования ко iconОбразования и науки Российской
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Департамент науки и профессионального образования ко iconОбразования и науки Российской
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Департамент науки и профессионального образования ко iconОбразования и науки российской федерации
Руководителям подведомственных государственных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, реализующих...

Департамент науки и профессионального образования ко iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск