Скачать 384.63 Kb.
|
Формы анализа и самоанализа урока МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КО ГОУ СПО «АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Формы анализа и самоанализа урока МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИАнжеро-Судженск 2005 ББК 74.57 Рекомендовано к изданиюГМ редакционно-издательским советом ГОУ СПО «Анжеро-Судженский колледж» 21.11.2005г. Председатель РИС Гумирова Н.М. Рецензенты: Бесфамильная М.Д., зам. директора по УПР ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж» Терентьева Г.А., учитель начальных классов, зам. директора по УВР школы №15 Формы анализа и самоанализа урока: Методические рекомендации/ сост. С.В. Грек, М.П. Михеева. - Анжеро-Судженск: ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж». -2005. – 27с. В данных рекомендациях раскрываются схемы-требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа урока, его структурных компонентов. Рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050709 Преподавание в начальных классах, учителей начальной школы. © ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж» Сост. Грек С.В., Михеева М.П., 2005г. ОглавлениеВведение…………………………………………………………….………………… 41. Формы анализа и самоанализа урока…………………………….………….……. 5 2. Памятка практиканту по подготовке к уроку………………………….………… 6 3. Схема самоанализа урока………………………….……………………….……… 7 4. Примерная схема комплексного анализа традиционного урока……….….…… 85. Примерная схема комплексного анализа проблемно - развивающего урока(схему можно использовать и для самоанализа)…………………………………… 106. Схема анализа урока литературного чтения …………………………. 137. Схема анализа урока русского языка……………………………………………… 148. Схема урока математики…………………………………………………………… 15 9.Схема анализа внеклассного занятия по предмету……….……..………..………. 16 10. Схема анализа урока (по Т. И. Шамовой и Ю. И. Конаржевскому)……….…. 17 11. Теория, методика и технология системного анализа урока (по В.П. Симонову)………………………………………………………………. 18 Литература……………………………………………………………… ……..…… .. 27 ВведениеПрофессионализм педагога выражается в умении рефлексировать свою педагогическую деятельность и деятельность коллег. Будущие учителя испытывают серьезные затруднения в анализе проведенных и просмотренных уроков. Нами предприняты попытки систематизировать накопленный материал в педагогической литературе по указанной проблеме, модифицировать подобранные требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа уроков, его структуры, предложены авторские методики анализа урока. Данные рекомендации помогут овладеть аналитико-синтетической деятельностью. Формы анализа и самоанализа урока1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации. 2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся. 3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения. 4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока. 5. Структурно- временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу. 6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов. 7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа). 8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.) 9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:
10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков) ПАМЯТКА ПРАКТИКАНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ
СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗАтрадиционного УРОКА1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО. 2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе. 3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом. 4. Организация урока;
5. Содержание урока:
6. Методика проведения урока: а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока; б) соответствие методов и приёмов образовательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание; в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов и приёмов; г) постановка учителем перед обучаемыми цели урока и подведение итогов; д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке; е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учеников, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность; ж) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся. 7. Организация познавательной деятельности обучающихся:
8. Психологические основы урока:
9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке. 10.Наличие, объём, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач. 11. Работа и поведение учащихся на уроке:
12. Поведение учителя на уроке:
|
Департамент образования и науки кемеровской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального... | Уфк по хмао (дф хмао, Департамент образования и науки хмао-югры л/с 230 01 00 11) | ||
Республики Дагестан и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении Министерства... | Департамент образования и науки Кемеровской области направляет информацию для организации работы по набору обучающихся в губернаторские... | ||
«Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598) и Приказа Министерства... | Департамент образования и науки Кемеровской области направляет информацию для организации работы по набору кандидатов в государственные... | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... | Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Руководителям подведомственных государственных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, реализующих... | Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |