Пояснительная записка


НазваниеПояснительная записка
страница1/6
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 «Ручеёк» комбинированного вида

__________________________(МАДОУ № 19)__________________________

462630, Оренбургская область, г.Гай, пр. Победы,12-А,

телефон (35362) 40876 факс (35362) 4-08-76

e-mail:gaidetsad.19@yandex.ru

Вариативная часть

ООП МАДОУ №19

«Природа наш дом»

Выполнили:

Валитова Г.В.– воспитатель МАДОУ № 19

Скрыльникова Т.А. - воспитатель МАДОУ № 19

Якунина Т.А. - воспитатель МАДОУ № 19

г.Гай 2012-2013

Содержание

I. Пояснительная записка………………………………………...3

1.1. Актуальность………………………………………………….3

1.2. Нормативно-правовая база…………………………………...4

1.3. Цель и задачи программы……………………………………5

1.4. Новизна……………………………………………………….5

1.5. Виды интеграции…………………………………………….6

1.6. Методические принципы программы………………………7

1.7. Условия реализации программы……………………………9

II.Тематическое планирование.

2.1. Младший возраст………………………………………………10

2.2. Cредний возраст……………………………………………….12

2.3. Старший возраст………………………………………………14

2.4. Подготовительная к школе группа…………………………..15
III. Содержание программы…………………………………….17

IV. Ожидаемые результаты……………………………………..18

V. Методическое обеспечение……………………………………18

VI. Мониторинг…………………………………………………...19

VII. Список литературы…………………………………………27

Приложения………………………………………………………28

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Актуальность
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания ХХI века.

На современном этапе, когда мир находится на грани экологической катастрофы, и под угрозой исчезновения находится будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальных проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого человека.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Следует подробно разъяснить детям правила поведения в природе, а затем постоянно следить за их выполнением, учить осознавать все ценности природы (экономическую, эстетическую, духовную, научную и др.), наивысшей из которых является внутренняя, самостоятельная ценность природы, вне отношений с человеком. Такой подход к содержанию экологического образования делает педагогическую деятельность более эффективной и целесообразной в аспекте формирования основ экологической культуры детей, умений экологически сообразных действий в окружающей природе. Важно также создавать в детском коллективе эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовать диалогическое общение с детьми и с природой.

Данная программа разработана в связи с особой актуальностью проблемы экологического воспитания подрастающего поколения. В качестве теоретического и методического основания для разработки программы «Зеленая тропинка» использовались результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования: теория и методика экологического воспитания С. Н. Николаевой; Перспективный план работы по формированию экологической культуры у дошкольников «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, программа «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, методические разработки «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» И. Н. Павленко, Н. Г. Родюшковой, методические рекомендации «Ознакомление с природой через движение» М. А. Руновой, А. В. Бутиловой, программа экологического образования «Мы» Н. Н. Кондратьевой в рамках программы «Детство» и др.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Именно поэтому мы считаем необходимым внедрение данной программы в образовательную деятельность ДОУ.

1.2.Нормативно-правовая база

Программа «Природа - наш дом» опирается на следующие нормативные документы:

  1. Закон РФ «Об образовании», п.6.2 ст.9;

  2. Федеральный закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

  3. Приказ Министерства образования и науки от 20.07.2011г. №2151«Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

  4. Сан Пин 24.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267;

  5. Конвенция ООН «О правах ребенка»;

  6. Конституция РФ ст.38, 41, 42,43.

1.3. Цель и задачи программы

Цель программы – формирование основ экологической культуры личности дошкольников.

Задачи:

Образовательные

-Формировать способность видеть и понимать красоту родной природы;

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;

-Знакомить с определенными знаниями в области экологии.

Развивающие

-Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных

пониманию ребенка – дошкольника через интегрированный подход;

-Развивать познавательный интерес к миру природы;

-Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного безопасного для природы и самого ребенка поведения.

Воспитательная

-Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

-Воспитывать устойчивый интерес детей к природе , её неживым и живым объектам и природным явлениям , потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к природе .

Направленность программы: познавательно-речевое; доминирующие области: «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Труд».

1.4.Новизна

Данная программа представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы педагогов по экологическому воспитанию с дошкольниками, отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу воспитателей, родителей и всего коллектива образовательного учреждения.

1.5. Виды интеграции области «Познание» по программе

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы


По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» - Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, помогать логично и понятно высказывать суждение. Расширять представления о предметах, явлениях. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.
«Социализация» - Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил. Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов
«Труд» - Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате.


«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений об окружающем мире
«Художественное творчество» Использование средств, продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Познание»


1.6.Методические принципы программы.

Программа реализуется с учетом ряда принципов:

- принцип экологической воспитанности выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчиваость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, создавать необходимые для их жизни условия.

- принцип гуманизации – обеспечение физического, психического и социального благополучия каждого ребёнка. Построение содержания методов и форм занятий в соответствии с опытом и уровнем знаний детей, направленностью их личности, структурой интересов.

Вся экологическая работа строится на основе создания положительных эмоций от общения с природой, со сверстниками (чувство радости, сопереживания, оказание помощи другим), победы над своим неумением; пониманием того, что ребёнок делает что-то важное и нужное.

- принцип демократизации – Обеспечение права педагогу свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Это гарантирует адекватность избранных форм, средств и методов с задачами экологического образования дошкольников.

- принцип региональной специфики предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий как одного их факторов экообразования.

- принцип социализации ребёнка – вовлечение дошкольника в речевую и двигательную активность, в совместное решение экологических задач в процессе игр-занятий, чтобы это стало составной частью системы действий всей группы.

- принцип вариативности – предполагает использование различных технологий экологического развития дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д.

- принцип индивидуализации предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход к каждому ребёнку играет главную роль.

- принцип развивающего характера образования направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне

ближайшего его развития. Этот принцип предполагает вовлечение ребёнка в экологическую деятельность с использованием наглядно-дидактических игр и упражнений, что способствует обогащению речи, воображения, памяти, мышления ребёнка.

- принцип единства с семьей предполагает соблюдение единых требований ДОУ и семьи в вопросах экологической подготовленности дошкольника.

1.7.Условия реализации программы в воспитательно-образовательном процессе

- Программа рассчитана на 4 учебных года.

- При планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.

- Все занятия проводятся с учетом специфики дошкольного возраста, в игровой форме с использованием экспериментальной и практической деятельности, в соответствии с имеющимися условиями.

- При проведении наблюдений учитывается специфика климатических условий региона.

- При организации работы предполагается стратегия сотрудничества ДОУ и семьи.

ЧАСТЬ 2. Примерный тематический план

2.1.Первый год обучения

Примерный тематический план

(Младший возраст).

Месяц

№ занятия

Тема

Сентябрь

1

2

3

4

Мониторинг экологических знаний.

Прогулка: этот незнакомый мир.

Прогулка: рассматривание клумбы с цветами.

Куда залетела пчелка? Дидактическая игра «Пчелка и цветы»

Октябрь

5

6 7

8

Золотая осень. Подвижная игра «Мы — осенние листочки». Чудо-дерево. В гостях у комнатных растений. Знакомство с фикусом.

Что такое вода: знакомство с Капелькой

Ноябрь

9 10

11

12

Кому нужен дождик: Капелька в гостях у огромной Тучки. Его в руки не возьмешь — он колючий, ниток нет, одни иголки: знакомство с ежом. Гостинцы от бабушки: знакомство с фруктами (яблоко, груша). Гостинцы от бабушки: знакомство с овощами (морковка, капуста)

Декабрь

13

14

15

16

Гости с неба: знакомство со снежинками.

Кто под кусточком живет: знакомство с зайцем.

Зимой и летом одним цветом: знакомство с елью.

Здравствуй, птичка-невеличка!

Январь

17

18

19

20

Прогулка: что принесла с собой зима?

В гостях у белочки.

Эта рыжая лиса и красива и хитра.

Лесные спаленки: знакомство с медведем

Февраль

21

22

23

24

Знакомство с рыбкой.

В гостях у рыбок.

В гостях у комнатных растений: знакомство с фиалкой.

Учимся поливать растения

Март

25

26

27

28

Кто весну открывает: солнышко, солнышко, выгляни в окошко!

На птичьем дворе: знакомство с курицей, петухом, их детками.

На деревенском дворе: знакомство с кошкой и собакой.

На деревенском дворе: знакомство с коровой

Апрель

29

30

31

32

У кого какая мама: котята, щенята, телята, цыплята, козлята. Дидактическая игра «Чьи детки?».

У кого какая мама: ежата, зайчата, бельчата, лисята, медвежата. Дидактическая игра «Чьи детки?».

Прогулка: приметы весны.

Растения нашего участка: знакомство с березкой

Май

33

34

35

36

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Лягушка — зеленая квакушка.

Насекомые весной: знакомимся с бабочкой, жуком.

Мониторинг экологических знаний


 

2.2.Второй год обучения

Примерный тематический план

(Средний возраст)


Месяц

№ занятия

Тема

Сентябрь

1

2

3

4

Мониторинг экологических знаний.

Прогулка: растения нашего участка (деревья и кусты).

Какие бывают растения? Дидактическая игра «Кто где живет?». Рассматривание цветов на клумбе

Октябрь

5

6

7

8

Листопад, листопад, листья разные летят! Дидактическая игра «От какой ветки детки?». Мастерская Старичка-Лесовичка. Изготовление поделок из осенних листьев. Комнатные растения: как вас называть? Дидактическая игра «Найди такое же». Где растут овощи и фрукты? Дидактическая игра «Что где растет?»

Ноябрь

9 10 11 12

Для чего нужны овощи и фрукты? Дидактическая игра «Поварята». Зеленые стрелки: высадка лука. Чуть выпадет снежок — дощатый домик уж готов: знаем ли мы птиц? Как живется животным рядом с человеком (коровник, конюшня, конура, курятник)?

Декабрь

13

14

15

16

Как живете? Что жуете?

Зимний сон природы: умирают ли деревья зимой?

Зеленая елочка — живая иголочка.

Зимние встречи в лесу

Январь

17

18

19

20

Лесные спаленки: кто зимой без снега жить не может?

Нужно ли растения поливать?

Нужно ли растения мыть?

Посмотрите — дом стоит, до краев водой налит

Февраль

21

22

23

24

В гостях у рыбок.

Как живется птичке: знакомство с попугаем.

В гостях у солнышка; а можно ли гулять по Солнцу?

Увидел грача — весну встречай!

Март

25

26

27

28

Птичьи домишки.

Где кукует кукушка и такая ли уж она «плохая» мама?

Все о птицах.

К нам весна шагает!

Апрель

29

30

31

32

Телеграмма из леса «Зеленые храбрецы»: знакомство с первоцветами.

Есть ли мама у теленка, жеребенка, поросенка? Дидактическая игра «Чьи детки?».

Как живут звери в лесу весной? Дидактическая игра «Чьи детки?».

Все о зверюшках

Май

33

34

35

36

Насекомые весной: знакомство с бабочкой, жучком, муравьем, кузнечиком, пчелкой.

Чудесные превращения бабочек.

Прогулка по цветущему саду.

Мониторинг экологических знаний


2.3.Третий год обучения

Примерный тематический план

(Старший возраст)
 

Месяц

№ занятия

Тема

Сентябрь

1

2

3

4

Мониторинг экологических знаний.

Что такое природа? Дидактическая игра «Природа — не природа».

Что такое живая природа?

Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер). Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Октябрь

5

6

7

8

Человек — частица природы. Природа — наш дом.

В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку?

Осенняя сказка «Почему желтеют листья?» Рассматривание плодов и семян. Дидактическая игра «От какой ветки детки?»

Ноябрь

9

10

11

12

Собираем осенью урожай плодов.

Вершки — корешки.

Насекомые осенью: летом ползаем, прыгаем, летаем, а осенью засыпаем. Дидактическая игра «Кто где зимует?». Какие бывают птицы: знакомство с перелетными и зимующими птицами

Декабрь

13

14

15

16

Какие бывают животные: знакомство с дикими и домашними животными.

Хвойное дерево — ель: кто дружит с ней?

Кто как зимует: жизнь растений зимой.

Кто как зимует: жизнь животных зимой

Январь

17

18

19

20

Жизнь воды. Основные свойства воды.

Что мы знаем о воде? Дидактическая игра «Какой бывает вода?» (0 различном состоянии воды.)

Круговорот воды в природе.

Есть ли жизнь в воде? Как животные и растения приспособились жить в воде (на примере аквариума и его обитателей)

Февраль

21

22

23

24

У воды, на воде, в воде.

Что в морской глубине, на самом дне?

Всем ли нужна вода: растения и вода.

Всем ли нужна вода: животные и вода

Март

25

26

27

28

Золотая рыбка просит помощи.

Воздух вокруг нас. Свойства воздуха.

Откуда прилетел ветер? Роль ветра в природе.

Загадки природы: кто делает звуки? Дидактическая игра «Невидимый мир»

Апрель

29

30

31

32

Без билета по белу свету: летающие семена.

Вот труба — над нею дым!..

Что за чудо-кладовая есть у матушки-земли: знакомство с почвой.

Обитатели почвы: знакомство с дождевым червем, барсуком, кротом

Май

33

34

35

36

Что такое полезные ископаемые?

Песок и глина вокруг нас.

Как человек использует их? КВН «Путешествие по царству природы».

Мониторинг экологических знаний

2.4.Четвёртый год обучения

Примерный тематический план

(Подготовительная к школе группа)


Месяц

№ занятия

Тема

Сентябрь

1 2 3 4

Мониторинг экологических знаний Сотворение планеты Земля. История планеты Земля и жизни на ней.

Планета Земля — наш дом. Знакомство с глобусом

Октябрь

5

6

7

8

Где ночует солнышко? Отчего бывают день и ночь на планете Земля?

Солнышкина семья: Земля — дочь Солнца.

Отчего бывают зима и лето? Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Разнообразие животного мира

Ноябрь

9

10

11

12

Что кому по вкусу?

Бывают ли животные «вредные» и «полезные»? Чтение рассказа Л.Н. Толстого «На что нужны мыши?».

Зачем тигру полоски, а жирафу пятна?

Загадки природы

Декабрь

13

14

15

16

Зимовка диких и домашних животных.

Растение — живое существо.

Разнообразие растительного мира.

Хвойное дерево — сосна: кто дружит с ней?

Январь

17

18

19

20

Что такое лес? Лес лесу рознь. Какие бывают леса?

Этажи леса.

Как растения приспособились зимовать?

Как животные приспособились зимовать?

Февраль

21

22

23

24

Почему белые медведи не живут в лесу?

Сравнение белого и бурого медведей.

Пищевые цепи: по законам живой природы.

Кто главный в лесу?

Март

25

26

27

28

Экологическая пирамида: что будет если..?

Лес и человек.

Что такое Красная книга?

Как охраняют природу? Знакомство с зоопарком, ботаническим садом, заказниками, заповедниками, памятниками природы

Апрель

29

30

31

32

Цвет — это радость.

Лекарственные растения.

Кто такой человек? Из чего он «сделан»? «Рабочие инструменты» человека.

Праздник «День Земли»

Май

33

34

35

36

Органы чувств — наши помощники.

Зачем человек ест? Как путешествует пища?

Осторожно — нитраты! Могут ли овощи и фрукты навредить нашему здоровью?

Мониторинг экологических знаний

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Моделирование систем»
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга

Пояснительная записка iconПояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности Общества...
Приложения 3 к Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 года №66н; 8 настоящая пояснительная записка

Пояснительная записка iconОбразовательная программа на 2011-2015 учебный год в рамках фгос ноо пояснительная записка
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования мбоу анно-Ребриковская сош

Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 Гражданин и собственность 4 Современная семья...
Рекомендован методической комиссией областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический...

Пояснительная записка iconФорма 0503160 «Пояснительная записка»
Форма 0503160 «Пояснительная записка» состоит из 22 выходных форм: (№№0503161, 0503162, 0503164, 0503166, 0503167, 0503168 –три формы,...

Пояснительная записка iconПояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 3
Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования мбоу «Большемеминская средняя общеобразовательная...

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Паспорт программы

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Целевой раздел

Пояснительная записка iconЦелевой раздел пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Общие положения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск