Скачать 0.79 Mb.
|
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 «Ручеёк» комбинированного вида __________________________(МАДОУ № 19)__________________________ 462630, Оренбургская область, г.Гай, пр. Победы,12-А, телефон (35362) 40876 факс (35362) 4-08-76 e-mail:gaidetsad.19@yandex.ru Вариативная часть ООП МАДОУ №19 «Природа наш дом» Выполнили: Валитова Г.В.– воспитатель МАДОУ № 19 Скрыльникова Т.А. - воспитатель МАДОУ № 19 Якунина Т.А. - воспитатель МАДОУ № 19 г.Гай 2012-2013 Содержание I. Пояснительная записка………………………………………...3 1.1. Актуальность………………………………………………….3 1.2. Нормативно-правовая база…………………………………...4 1.3. Цель и задачи программы……………………………………5 1.4. Новизна……………………………………………………….5 1.5. Виды интеграции…………………………………………….6 1.6. Методические принципы программы………………………7 1.7. Условия реализации программы……………………………9 II.Тематическое планирование. 2.1. Младший возраст………………………………………………10 2.2. Cредний возраст……………………………………………….12 2.3. Старший возраст………………………………………………14 2.4. Подготовительная к школе группа…………………………..15 III. Содержание программы…………………………………….17 IV. Ожидаемые результаты……………………………………..18 V. Методическое обеспечение……………………………………18 VI. Мониторинг…………………………………………………...19 VII. Список литературы…………………………………………27 Приложения………………………………………………………28 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.Актуальность Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания ХХI века. На современном этапе, когда мир находится на грани экологической катастрофы, и под угрозой исчезновения находится будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальных проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту). Следует подробно разъяснить детям правила поведения в природе, а затем постоянно следить за их выполнением, учить осознавать все ценности природы (экономическую, эстетическую, духовную, научную и др.), наивысшей из которых является внутренняя, самостоятельная ценность природы, вне отношений с человеком. Такой подход к содержанию экологического образования делает педагогическую деятельность более эффективной и целесообразной в аспекте формирования основ экологической культуры детей, умений экологически сообразных действий в окружающей природе. Важно также создавать в детском коллективе эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовать диалогическое общение с детьми и с природой. Данная программа разработана в связи с особой актуальностью проблемы экологического воспитания подрастающего поколения. В качестве теоретического и методического основания для разработки программы «Зеленая тропинка» использовались результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования: теория и методика экологического воспитания С. Н. Николаевой; Перспективный план работы по формированию экологической культуры у дошкольников «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, программа «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, методические разработки «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» И. Н. Павленко, Н. Г. Родюшковой, методические рекомендации «Ознакомление с природой через движение» М. А. Руновой, А. В. Бутиловой, программа экологического образования «Мы» Н. Н. Кондратьевой в рамках программы «Детство» и др. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Именно поэтому мы считаем необходимым внедрение данной программы в образовательную деятельность ДОУ. 1.2.Нормативно-правовая база Программа «Природа - наш дом» опирается на следующие нормативные документы:
1.3. Цель и задачи программы Цель программы – формирование основ экологической культуры личности дошкольников. Задачи: Образовательные -Формировать способность видеть и понимать красоту родной природы; - Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе; -Знакомить с определенными знаниями в области экологии. Развивающие -Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника через интегрированный подход; -Развивать познавательный интерес к миру природы; -Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного безопасного для природы и самого ребенка поведения. Воспитательная -Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное отношение к миру природы и окружающему миру в целом. -Воспитывать устойчивый интерес детей к природе , её неживым и живым объектам и природным явлениям , потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к природе . Направленность программы: познавательно-речевое; доминирующие области: «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Труд». 1.4.Новизна Данная программа представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы педагогов по экологическому воспитанию с дошкольниками, отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу воспитателей, родителей и всего коллектива образовательного учреждения. 1.5. Виды интеграции области «Познание» по программе
1.6.Методические принципы программы. Программа реализуется с учетом ряда принципов: - принцип экологической воспитанности выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчиваость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, создавать необходимые для их жизни условия. - принцип гуманизации – обеспечение физического, психического и социального благополучия каждого ребёнка. Построение содержания методов и форм занятий в соответствии с опытом и уровнем знаний детей, направленностью их личности, структурой интересов. Вся экологическая работа строится на основе создания положительных эмоций от общения с природой, со сверстниками (чувство радости, сопереживания, оказание помощи другим), победы над своим неумением; пониманием того, что ребёнок делает что-то важное и нужное. - принцип демократизации – Обеспечение права педагогу свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Это гарантирует адекватность избранных форм, средств и методов с задачами экологического образования дошкольников. - принцип региональной специфики предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий как одного их факторов экообразования. - принцип социализации ребёнка – вовлечение дошкольника в речевую и двигательную активность, в совместное решение экологических задач в процессе игр-занятий, чтобы это стало составной частью системы действий всей группы. - принцип вариативности – предполагает использование различных технологий экологического развития дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д. - принцип индивидуализации предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход к каждому ребёнку играет главную роль. - принцип развивающего характера образования направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне ближайшего его развития. Этот принцип предполагает вовлечение ребёнка в экологическую деятельность с использованием наглядно-дидактических игр и упражнений, что способствует обогащению речи, воображения, памяти, мышления ребёнка. - принцип единства с семьей предполагает соблюдение единых требований ДОУ и семьи в вопросах экологической подготовленности дошкольника. 1.7.Условия реализации программы в воспитательно-образовательном процессе - Программа рассчитана на 4 учебных года. - При планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей. - Все занятия проводятся с учетом специфики дошкольного возраста, в игровой форме с использованием экспериментальной и практической деятельности, в соответствии с имеющимися условиями. - При проведении наблюдений учитывается специфика климатических условий региона. - При организации работы предполагается стратегия сотрудничества ДОУ и семьи. ЧАСТЬ 2. Примерный тематический план 2.1.Первый год обучения Примерный тематический план (Младший возраст).
2.2.Второй год обучения Примерный тематический план (Средний возраст)
2.3.Третий год обучения Примерный тематический план (Старший возраст)
2.4.Четвёртый год обучения Примерный тематический план (Подготовительная к школе группа)
|
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга | Приложения 3 к Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 года №66н; 8 настоящая пояснительная записка | ||
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования мбоу анно-Ребриковская сош | Рекомендован методической комиссией областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический... | ||
Форма 0503160 «Пояснительная записка» состоит из 22 выходных форм: (№№0503161, 0503162, 0503164, 0503166, 0503167, 0503168 –три формы,... | Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования мбоу «Большемеминская средняя общеобразовательная... | ||
Паспорт программы | Целевой раздел | ||
Общие положения |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |