Преподавание национальной истории в контексте культорологических проблем на примере сербских учебников и учебных пособий


Скачать 105.03 Kb.
НазваниеПреподавание национальной истории в контексте культорологических проблем на примере сербских учебников и учебных пособий
ТипУчебник
filling-form.ru > Туризм > Учебник
Кузьмичева Л.В. (МГУ им. М.В. Ломоносова)

Преподавание национальной истории в контексте культорологических проблем на примере сербских учебников и учебных пособий

История и ныне продолжает оставаться важнейшим инструментом в формировании национального самосознания, и это обуславливает особое внимание к преподаванию истории в начальных, средних и высших учебных заведениях новых балканских государств.

Понятно, что разработка новых программ по курсу истории и выпуск в свет новых учебников требует времени. За прошедшие после распада СФРЮ годы (1991-2010) предприняты пока еще первые шаги в этом направлении.

В этом контексте очевидны позитивные сдвиги в деле активного сотрудничества академической исторической науки и системы школьного и высшего образования. Особая роль принадлежит здесь сравнительно молодым ученым, заявившим о себе уже солидными научными трудами. По большей части их характеризует глубокая фундаментальность знаний, открытость к новым методам и концепциям, широкий диапазон исследований и, главное, отход от «краеведческого» принципа в изучении истории, стремление к компаративным исследованием, к анализу и синтезу.

Активную позицию в подготовке новых учебников и учебных пособий, атласов и карт по национальной истории заняли преподаватели Белградского университета Сузана Раич, Милош Ягодич и др. Координирует эту работу известный сербский ученый, руководитель кафедры национальной истории нового времени профессор Радош Люшич. Наряду с монографическими исследованиями, серией работ, посвященных выдающимся личностям сербской истории, появился ряд новых учебников и учебных пособий. Они дают широкую картину становления сербского государства и общества, не оставляя без внимания и повседневную жизнь.

Интересно в этом отношении учебное пособие «Жизнь в Сербии в 19 веке: между вечеринками и балами»1, написанное Александрой Вулетич и Ясной Мияилович. Признанные академические ученые, авторы сумели в изящной и увлекательной манере представить все многоообразие повседневной жизни сербского народа на фоне быстро меняющейся политической реальности XIX века. Не остались без внимания ни турецкое, ориентальное наследие в повседневной жизни и менталитете сербов, ни начавшаяся вестернизация всех сторон жизни.

Одиннадцать разделов книги знакомят учащихся с особенностями сельской и городской жизни, образованием, транспортом, здравоохранением, кухней и одеждой сербского народа, устройством жилищ и архитектурой городов. Но главное место в пособии занимает глубокий анализ истории национальных обычаев и традиций, оказавших существенное влияние на формирование современного государства. Много внимания уделено категориям «род», «семья» в сербской общественной жизни. Авторы показывают истоки сербской демократической традиции, столь удивлявшей иностранных наблюдателей в XIX веке. «Сербия – единственная страна, в которой в порядке вещей, что и министр и государственный советник посреди улицы расспрашивает о здоровье и обнимается с кем-нибудь из односельчан», – приводят авторы слова сербского ученого В. Карича. Книга не только снабжена замечательными иллюстрациями, списком литературы, но и терминологическими словарями по всем разделам, рецептами старинной сербской кухни и даже в виде приложения огромным листом со схемой Генеалогического древа семьи, которое предстоит заполнить ученику самостоятельно. Книга являет собой блестящий образец того, как можно с любовью и научной достоверностью популяризировать национальную историю, не прибегая к лакировке действительности. Она воспитывает уважение не только к героическим страницам прошлого, но и к повседневному труду.

Одним из драматических сюжетов сербской истории, безусловно, является Первая мировая война, когда государство было разгромлено превосходящими силами противника и полностью оккупировано. Эти сюжеты представлены во вспомогательной педагогической литературе.

Так в книге Любомира Сарамандича и Небойши Максимовича «Там далеко»2, события Первой мировой войны и трагического исхода сербской армии через албанские горы представлены в контексте культурно-социологическом. Это и раздел, посвященный судьбе детей в годы войны, и обращение к историческому прошлому острова Корфу, где в 1916 г. нашли убежище тысячи солдат и офицеров сербской армии, а также сопровождавших их мирных жителей. Сербской трагедии, получившей название «Голгофа Сербии» посвящена знаменитая сербская песня «Там далеко», которая и стала как бы осью учебного пособия. Оптимистический, жизнеутверждающий тон изложению придает рассказ о художественном, театральном творчестве сербских беженцев на Корфу. Таким образом, сила духа сербского народа представлена не только в его военных победах, но и в победе духовной, культурной.

Интересным дополнением к этому пособию является богато иллюстрированная книга Милана Ристовича «Черный Петр и балканские разбойники. Балканы и Сербия в немецких сатирических журналах 1903-1918 гг.»3. Представленный в книге ряд карикатур дает возможность читателю представить как наиболее доступными и массовыми средствами фыормировался негативный стереотип жителей Балкан в целом и сербов, в частности, в немецкоязычной прессе.

Наиболее сложная и одновременно важная часть исторического курса - современная история. Представляется поэтому закономерным обратиться к ситуации с преподаванием истории нового и новейшего времени в школах Сербии.

В Сербии в деле модернизации преподавания курса новой и новейшей истории раюботают преподаватели Белградского университета – Любодраг Димич, Мирослав Йованович, Милан Ристович и другие. А также сотрудники Исторического института Сербской академии наук. Они пошли по пути создания серии работ «Вспомогательные материалы для преподавания». Проанализируем конкретные примеры.

Первая книга посвящена проблемам детей и детства в 19 и 20 веках4. Это сборник текстов, снабженный фотографиями и иллюстрациями и предназначенный в качестве дополнительного материала для преподавания истории в средней школе. В подборе и подготовке текстов участвовали специалисты не только всех бывших республик Югославии (Македонии, Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории, Словении), но и соседних стран - Албании, Болгарии, Венгрии, Греции, Румынии и Турции.

В предисловии авторы четко определяют задачи своего труда: «Народы юго-востока Европы, несмотря на то, что исторически очень взаимосвязаны, недостаточно знают друг о друге. Когда речь заходит о прошлом, то в основном вспоминаются войны, которые велись на этих территориях. Поэтому главная цель нашей книги помочь ученикам познакомиться с соседними народами другим, новым путем, который, мы надеемся, будет для них интересен. Тема книги жизнь детей в 19 и 20 веках. На примере этой темы мы хотим показать, как много есть сюжетов в истории, которые очень занимательны, и которые показывают нам как жили люди в предшествующие годы. Мы старались на примере мира детства рассказать о различных областях, в которых работает современная историческая наука, стремясь понять, как люди жили раньше, что ели, как лечились, какой была их повседневная жизнь»5. Итак, пособие призвано решить как минимум три важные задачи: общеобразовательную, научно-просветительскую и воспитательную. Десять глав книги посвящены ключевым темам в жизни ребенка: повседневная жизнь в городе и на селе, игры, семья, образование, использование детского труда, дети в условиях войн и военных конфликтов.

Источники для раскрытия этих тем очень разнообразны – от школьных сочинений современников событий, мемуаров, до выдержек из сводов законов и полицейских протоколов. Каждая глава наряду с источниками содержит и вводный текст, разъясняющий основные категории темы, каждый раздел снабжен и методическим материалом - вопросами и заданиями для проверки усвоения материала. Иллюстративный ряд представлен по большей части фотографиями – от безыскусных семейных портретов XIX века до пронзительной хроники военных конфликтов на Балканах недавних лет.

Второе пособие «Рассказы по истории ХХ века»6, носит более конкретно-исторический характер и предназначено для учеников старших классов гимназии. Это пособие рекомендовано Министерством просвещения и спорта Республики Сербии и имеет соответствующий гриф. Характерно. что и здесь задачи, которые ставят перед собой авторы широки: «В предлагаемых исторических источниках вы не только найдете множество конкретных фактов, но и увидите новые исторические темы и новые вопросы, которые ставит историческая проблематика. Вы увидите, что современная историография избавилась от крена в сторону изучения только политической истории, и исследует все стороны человеческого существования в прошлом»7.

Авторы этого пособия, который являет собой синтез учебника и хрестоматии, заявляют, что они постарались свести свои разъяснения к минимуму, отдавая главное место оригинальным и разнообразным источникам. Действительно в пособии наряду с нарративными источниками, представлены фотографии. таблицы, плакаты, схемы, графики. Цель у авторов пособия – дать представление и сформировать мнение об истоках и последствиях национализма, о природе войн, о тяжелой и трудной жизни села.

Здесь представлено 11 разделов, выстроенных хронологически и тематически. Пособие предлагает и новые популярные темы по обыденной, повседневной жизни общества. Так, в главе «Белград на рубеже веков» представлены материалы о том, как выглядели улицы города, дома и квартиры белградцев в начале ХХ века. Пять разделов книги знакомят учеников с важнейшими событиями ХХ века сквозь призму ярких личностей этой эпохи. Так, начало ХХ века и создание Югославии представлено в разделе «Никола Пашич», переворот 1903 г и начало первой мировой войны в разделе «Драгутин Димитриевич Апис», межвоенный период в разделе «Король Александр».

Все эти три важнейшие политические фигуры югославской истории первой половины ХХ века игнорировались в учебниках по истории в годы социалистической Югославии.

Отрадно отметить, что представлены разные точки зрения в историографии о роли этих ключевых фигур сербской и югославской истории, ученику же предлагается сделать собственные выводы на основании представленных источников и с помощью рекомендуемой дополнительной литературы.

Культурные процессы в королевстве Югославия и в первые годы строительства социалистического государства представлены в пособии на примере жизни и творчества известной писательницы Исидоры Секулич. Это сделано достаточно деликатно и очень выразительно. Конфликт науки и искусства с требованиями новой идеологии дан на примере критики Милованом Джиласом последних работ Исидоры Секулич.

Традиционно для югославской литературы предшествующих десятилетий большое место в книге уделено второй мировой войне и событиям конфликта СССР – Югославия 1948 г.

Но и эти две стандартно излюбленные темы югославской историографии представлены по-новому. Так, вторая мировая война дается в блоке с первой мировой войной. Раздел называется: «Мировые войны», а материалы, размещенные в этом разделе, преимущественно рассказывают о страданиях мирного населения в годы войны, особое место уделяется становлению и функционированию системы концентрационных лагерей.

Конфликт руководства компартии Югославии с СССР и Коминфорбюро представлен в достаточно традиционном для югославской историографии предшествующих десятилетий одностороннем виде – мужественное сопротивление югославского руководства великодержавным амбициям СССР. Но «перегибы» в деле поиска сочувствующих СССР, очерчены рельефнее, представлены яркие свидетельства о югославском концентрационном лагере для политзаключенных «Голи оток» («Голый остров»). Однако глубокого и серьезного анализа о причинах конфликта СССР – Югославия в 1948 г. представить на основании предложенных материалов невозможно. Акцент в большей степени сделан на страдания жертв репрессий, чем на реальных политических событиях.

Бурные шестидесятые годы представлены в издании в виде избранных газетных заголовков о наиболее значимых культурных, политических и спортивных событиях. Это и полет Юрия Гагарина в космос, и победа мадридского «Реала», война в Лаосе и смерть Мерлин Монро, бегство за границу советского балетного танцовщика Нуриева и конференция лидеров неприсоединившихся государств. Дидактики здесь нет вообще никакой, учащимся предлагается самим сделать выводы о доминирующих событиях эпохи.

Наиболее трудные для разъяснения и интерпретации сюжеты югославской истории 70-90-х гг. ХХ века в пособии и вовсе опущены. События, предшествующие распаду Югославии и сам драматический процесс распада, вооруженные конфликты даже не упоминаются.

Заключает пособие раздел, носящий название «Иосиф Броз Тито». Здесь вообще отсутствуют какие-либо комментарии, равно как и документы. Сразу после большого портрета Тито и перед краткой его биографической справкой следует задание: «Перед вами хронология одной бурной и длинной жизни, написанная в форме досье. Следующие данные из вашего пособия постарайтесь насытить существующими историческими источниками»8. Вот такой самостоятельный подход к оценке, наверное, самого яркого представителя Югославии в ХХ веке.

Серьезные проблемы, связанные с преподаванием истории в школах и вузах не остались вне поля разбора и критики ведущих сербских ученых. Детальнейший анализ того, как представлена история СССР и России в современных сербских школьных учебниках написал профессор Белградского университета М. Йованович9. Автор считает, что современные сербские учебники не дают цельного представления о современной истории России и пестрят многочисленными фактическими ошибками. «Этноцентристский подход не позволяет авторам учебников выработать более широкий и более комплексный взгляд на мировую (европейскую) историю ХХ в. в целом, и на историю России/СССР, в частности».10 Характеризуя систему преподавания истории в Сербии в целом, автор подчеркивает, что «Сербия является одной из последних европейских стран, в которых существует политика «одного учебника». В странах Юго-Восточной Европы такая политика наблюдается еще только в Албании и Греции. Во всех остальных государствах педагогическая и образовательная политика разрешает параллельное существование нескольких учебников, тем самым оставляя возможность профессорам и ученикам самим выбирать наиболее подходящий с их точки зрения учебник». М. Йованович констатирует, что если при правительстве С. Милошевича это обуславливалось жестким, идеологическим подходом к образованию, то нынешние власти в стране, хотя на словах и согласны, что надо деидеологизировать и деполитизировать учебный процесс, тем не менее еще не приняли никаких мер для изменения ситуации11.

Распад федеративного югославского государства и создание новых государств естественно поставили задачу замены общеюгославского стандарта и программы в преподавании истории на новые, отвечающие интересам молодых государств. В Сербии, например, это выразилось, в увеличении количества часов для изучения национальной сербской истории и изменения наименования некоторых ранее существовавших дисциплин. Так, предметы, которые раньше именовались «Национальная история средних веков» и «Национальная история нового времени» теперь именуются соответственно «Сербская история в средние века» и «История сербского народа в новое время».

1 Вулетић А., Миjаиловић J. Србиjа у 19. веку: између посела и балова Београд. 2005.

2 Сарамандић Љубомир, Максимовић Небојша. Тамо далеко. Београд. 2006.

3 Ристовић Милан. Црни Петар и балкански разбојници. Балкан и Сбија у немачким сатиричним часописима. Београд, 2003.

4 Детињство у прошлости. Помоћни наставни материјал за средње школе // Ристовић М., Стојановић Д. Београд. 2001.

5 Ibid. С. 7.

6 Приче из ХХ века: радна свеска из историје за 4. разред гимназије // Радојевић М., Димић Љ. Нови Сад. 2002.

7 Ibid. С. 3.

8 Ibid. С. 191-195.

9 Йованович М. Россия / СССР ХХ века в сербских учебниках истории // Россия и страны Балтии, Центральной и Восточной Европы, Южного Кавказа, Центральной Азии: старые и новые образы в современных учебниках истории. М., 2003. С. 54-68.

10 Там же. С. 65.

11 Там же. С.55.

Похожие:

Преподавание национальной истории в контексте культорологических проблем на примере сербских учебников и учебных пособий iconУчебники и учебные пособия учебные иллюстрированные пособия (альбомы)
Гоу «умц ждт») осуществляет выпуск учебников, учебных пособий, учебных иллюстрированных пособий (альбомов), монографий, словарей,...

Преподавание национальной истории в контексте культорологических проблем на примере сербских учебников и учебных пособий iconГорода костромы «средняя общеобразовательная школа №18» согласовано с Управляющим советом
Перечень учебников и учебных пособий, реализующих программу среднего общего образования 16

Преподавание национальной истории в контексте культорологических проблем на примере сербских учебников и учебных пособий iconФедеральным законом от 04. 06. 2014 n 140-фз "О внесении изменений...
Письмом Минобрнауки России от 07. 04. 2014 n 08-455 "О закупке учебников и учебных пособий" разъяснен порядок закупки учебников для...

Преподавание национальной истории в контексте культорологических проблем на примере сербских учебников и учебных пособий iconМетодические рекомендации об особенностях преподавания истории и...
Преподавание учебных дисциплин общественно-гуманитарного цикла в 2016/2017 учебном году претерпевает значительные изменения. Особенно...

Преподавание национальной истории в контексте культорологических проблем на примере сербских учебников и учебных пособий iconПедагогически обоснованная свобода выбора и использование методик...
Правительством Российской Федерации для соответствующих профессионально-квалификационных групп работников

Преподавание национальной истории в контексте культорологических проблем на примере сербских учебников и учебных пособий iconРоссийская правовая академия постатейный комментарий к кодексу российской федерации
Андрей Борисович Агапов доктор юридических наук, профессор; автор 12 книг, в том числе учебников и учебных пособий по курсам административного...

Преподавание национальной истории в контексте культорологических проблем на примере сербских учебников и учебных пособий iconСогласовано
Проверяемое в экзаменационных материалах содержание не выходит за рамки утвержденного стандарта 2004 г и не зависит от рабочих программ...

Преподавание национальной истории в контексте культорологических проблем на примере сербских учебников и учебных пособий iconВселенской Православной Церкви Предисловие
Российского Православного Университета. Поскольку автор не преподавал историю Русской Церкви, ее изложение отсутствует в данной книге....

Преподавание национальной истории в контексте культорологических проблем на примере сербских учебников и учебных пособий iconПлан работы моу дпос «Информационно методический центр» Комитета по образованию
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и модернизации образования в контексте приоритетного национального проекта...

Преподавание национальной истории в контексте культорологических проблем на примере сербских учебников и учебных пособий iconРешение проблем аварийного жилья на примере города Пермь
Нормативно-правовые акты, контролирующие деятельность по аварийному и ветхому жилью в РФ

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск