Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году


Скачать 412.44 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации

об особенностях преподавания истории и обществознания

в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году

Преподавание учебных дисциплин общественно-гуманитарного цикла в 2016/2017 учебном году претерпевает значительные изменения. Особенно это касается истории.

Интеграционный характер истории служит достижению приоритетной внешнеполитической цели России - становлению новой системы многополярного мира, стремлению к национальной консолидации на основе духовно-культурной общности и общности исторической судьбы.

Именно история играет ключевую роль в формировании личности школьника, готовит его жить в меняющемся мире, с учётом предшествующего опыта, позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления в развитии человечества.

ФГОС предполагает изменение основ образовательного процесса: переход от «педагогики знаний» к педагогике деятельностного и компетентностного подходов.

Изменение целей образования в настоящее время идёт от формирования системы знаний к формированию компетентной личности, способной применять знания в жизни.

На современном этапе особое значение приобретает сохранение исторической памяти народа, противодействие попыткам фальсификации истории, навязывания некоторым народам исторической вины для приобретения политических дивидендов. Стремление из трагических страниц истории формулировать обвинительные заключения и культивировать стереотипы должно встречать адекватную и аргументированную реакцию российских граждан. Для этого необходимо знать ключевые моменты истории своей страны, понимать причинно-следственные связи, отделять достоверные факты от сознательных искажений, субъективных суждений и интерпретаций.

В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования формирование этнокультурной идентичности и толерантного сознания - одно из важнейших направлений учебно-воспитательной работы в школе. Жизнь в эпоху глобализации, сталкивающая лицом к лицу носителей разных культурных традиций, ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, главной целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Цель изучения истории в основной школе в редакции примерной программы - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.

Задачи изучения истории в основной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах и сферах развития человечества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;

- развитие способности учащихся анализировать информацию в источниках о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.

Содержание учебного предмета «История» в основной школе отражено в единой Примерной программе по истории для 5-9 классов в виде двух курсов: «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

В соответствии с требованиями историко – культурного стандарта рекомендуется в курсе Отечественной истории в общеобразовательных организациях преподавать историю России как историю крупнейшей многонациональной, поликультурной и поликонфессиональной страны, делая акцент на положительном опыте взаимодействия культур и религий, созидательном характере политических, экономических, социальных и культурных связей между народами Российского государства. Исходя из концептуальных основ стандарта, можно сформулировать следующие рекомендации по реализации концепции преподавания курса «История России»:

 1. Педагог, при формировании ценностных ориентаций у школьников, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности, должен позаботиться о том, чтобы не «мельчить», не перегружать учащихся обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.

2. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, т.е. кем бы ни был ты: мордвин, чуваш, карел или татарин, ты должен помнить, что нас объединяет то, что мы – россияне.

3. Одним из «трудных вопросов» является тема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Старшеклассники должны уметь проводить чёткую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.

4. При формировании у школьников чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Одновременно самое пристальное внимание следует уделить освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формированию российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.

5. Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. Существенная составляющая отечественного исторического сознания –

мы граждане великой страны с великим прошлым. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории.

Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории следует вести преподавание региональной истории в тесной связи с общероссийской историей, раскрывая сложные процессы из истории единого Российского государства на понятных и близких школьникам примерах из истории родного края.

Предполагается ввести региональный компонент в форме истории различных народов Российского государства в новый учебник по курсу «История» для 11 класса». (Из Резолюции III Всероссийского Съезда учителей истории и обществознания).

Учебный предмет «История» рекомендуется изучать на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа (при 34-35 неделях учебного года): в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.

В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов для реализации авторских программ, использования различных форм организации учебного процесса, внедрения современных технологий и т.д.

При планировании школьного исторического образования следует учитывать начавшийся переход к линейной системе преподавания и процессы синхронизации курса истории России с преподаванием истории зарубежных стран.

Переход на новую линейную структуру преподавания отечественной истории начался осенью 2015/2016 учебного года с 6 класса. В 2016-2017 учебном году 6 и 7 классы должны быть переведены на новую систему преподавания, предполагающую обновление содержания исторического образования в соответствии с Концепцией единого учебно-методического комплекса по отечественной истории и историко – культурным стандартом.
Рекомендации по организации перехода на линейную систему обучения

6 класс (Старый УМК)

Учителю необходимо самостоятельно учесть изменение хронологических рамок изучаемого периода истории до конца правления Ивана III (1505). Это означает, что данный период истории изучается в соответствии с новыми требованиями более подробно, чем в старых учебниках. Изучение периода истории, связанного с правлением Василия III (1505-1533) и Ивана Грозного (1533-1584) соответственно переносится в 7 класс.

7 класс

Необходимо предусмотреть повторение тем, связанных с историческими событиями 1505-1584 гг. (ориентировочно в объеме 10 часов). Чтобы избежать полного повторения ранее изученных тем, уже знакомых школьникам, их внимание необходимо сконцентрировать на темы и сюжеты, предусмотренные историко-культурным стандартом.

Например:

- формирование идентичности россиян в новом цивилизационно-культурном и историческом пространстве в данный исторический период;

- культурологические аспекты восприятия государства и личности царя;

- особенности народного восприятия власти и важнейших событий;

- историко-культурные сюжеты концепции «Москва – третий Рим»;

-особенности взаимоотношений Ивана IV с ханствами на постордынском пространстве;

- влияние ордынских элементов на формирование государственности в централизованной России;

- особенности взаимоотношений России со странами Запада;

- взаимоотношения между народами России в XVI веке.
8 класс

Два пути изучения истории России:

1. Усиление историко-культурологического подхода, так как это предложено для 7 класса. Основное внимание при этом уделяется осмыслению особенностей российской цивилизации, многонационального государства и формированию российской идентичности в условиях европеизации.

2.Переход к изучению событий, процессов, фактов и явлений XIX века необходимо осуществлять либо по новым учебникам для 9 класса, либо по старым учебникам с соответствующей корректировкой по тематике историко-культурного стандарта и завершить его рубежной датой 1861 года с тем, чтобы в 9 классе довести преподавание курса до начала Первой мировой войны.
9 класс (С 1861 года до начала Первой мировой войны)

Предлагается усилить культурологические аспекты феномена российской интеллигенции в сопоставлении с интеллектуальной элитой Запада, показу её роли в формировании общественного мнения и протестных настроений, вызревания незападной альтернативы развития страны (славянофилы, теория официальной народности).
10 класс

Возможно не хронологическое, а проблемно-тематическое изучение истории России в 1914-2015 гг. с осмыслением событий ХХ – начала XXI века в значительной исторической ретроспективе. Проблемно-тематическое изучение истории должно строиться в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта и не подразумевает строго хронологического принципа преподавания истории.

Согласно Концепции обучение отечественной истории завершается в10 классе. В настоящее время не принято окончательного решения о том, какие учебники и какое содержание исторического образования будет реализовываться в11 классе.

На усмотрение учителя истории в 11 классе в переходный период возможны несколько вариантов изучения истории, а также их сочетание:

1. Завершение курса Всеобщей и Истории России с акцентом на события XXI в., подведение обобщающих итогов;

2. Комплексный и синхронизированный курс истории по проблемному принципу, позволяющий осуществить обзорные экскурсы по пройденному ранее материалу, сделав акцент на непосредственные интересы учащихся или наиболее актуальные проблемы современности (например, история миграций, история науки и техники, история спорта и т.д.);

3. Обучение основам источниковедения, философии и теории истории с увеличением самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;

4. Интенсивный курс подготовки к сдаче ЕГЭ. Для изучения на углубленном (профильном) уровне предлагается разработать итоговый курс истории с акцентом на теоретические и методологические основы учебного предмета. Содержание курса в этом случае необходимо дополнить историографическими, историко-философскими сюжетами, а процессу обучения придать выраженный личностно - деятельностный характер.
Реализация историко - культурного стандарта предполагает изучать историю России с древности до наших дней с 5 по 10 класс по следующей структуре:
6 класс Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству

7 класс Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству

8 класс Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи

9 класс Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.

10 класс Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1922 гг.

10 класс Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.

10 класс Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

10 класс Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.

10 класс Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.

11 класс История России в мировом контексте (базовый и профильный уровни)

При переходе на новую линейную структуру исторического образования

педагоги могут ориентироваться на следующую схему

Классы

Всеобщая История

История России

5

История Древнего мира (68ч.)

Нет

6

Всеобщая история VIXV вв. Средние века до падения Византии, до Великих географических открытий

(28часов)

История России VIII- XV вв. До создания единого Русского централизованного государства

(РЦГ), до конца правления Ивана III(1505)

(40часов)

7

Всеобщая история XVIXVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии

От абсолютизма к парламентаризму (28 часов)



История России XVI-XVII вв.

От начала правления Василия III (1505) до начала правления Петра I

(40часов)

8

Всеобщая история XVIII в.

Эпоха Просвещения

Эпоха промышленного

Переворота

Первые Буржуазные Революции

Великая французская

Революция (28часов)

История России XVIII в.

От начала правления Петра I

до конца правления Павла I (1801)

(40часов)

9

Всеобщая история XIX в. Становление буржуазного общества (28часов).

История России XIX в.

От начала правления Александра 1(1801) до начала первой мировой войны (1914) (74часа)

10

Всеобщая история XX в. (40 часов)

  • История России

  • с1914 –до начала XXI в. (62 часа)
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году iconМетодические рекомендации об особенностях преподавания математики...
Преподавание математики в основной и старшей школе в 2016/2017 учебном году определяется следующими нормативными документами

Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году iconПорядок организации и проведения итогового сочинения (изложения)...
Настоящий Порядок организации и проведения итогового сочинения (изложения) как условие допуска к гиа-11 в общеобразовательных организациях...

Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году iconРабочая программа по истории 11 класс составлена в соответствии с...
М.: «Русское слово». 2006. Инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области Белиро «О преподавании...

Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году iconМетодические рекомендации Повышение качества подготовки выпускников...
Повышение качества подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации по химии в 2016-2017 учебном году

Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году iconПоложение об особенностях применения закон
О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года №2010-6/14 «Об утверждении Положения...

Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году iconРекомендации по проведению муниципального этапа
Радченко О. А. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады...

Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году iconНалоговые инспекции Налоговой службы Республики Крым
Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденного...

Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году iconПравила регистрации электронных заявлений о приеме детей на обучение...
В 2016 году запись детей на обучение в первый класс общеобразовательных учреждений осуществляется как в традиционном порядке (личное...

Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году iconПлан мероприятий по обеспечению проведения государственной итоговой...
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования в общеобразовательных организациях...

Методические рекомендации об особенностях преподавания истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/2017 учебном году iconМетодические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных...
Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск