Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»


НазваниеОсновная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
страница1/11
ТипОсновная образовательная программа
filling-form.ru > Туризм > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»

Профиль «Социальная антропология»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Конструирование традиций в контексте практик посткроссинга

Выполнила: Смагина Дарья Сергеевна
Научный руководитель:

Кандидат социологических наук,

Доцент кафедры культурной антропологии и этнической социологии

Васильева Дарья Алексеевна

Санкт-Петербург

2016

Оглавление





Введение 3

Глава 1. Социальная природа конструирования традиций 10

1.1. Открытка как традиция: социально-исторический обзор 10

1.2. Postcrossing-community как объект исследования 24

Глава 2. Сообщество postcrossing как форма организации традиционных практик 32

2.1. Традиционализация образа бумажной открытки в рамках сообщества postcrossing 32

2.2. Эмпирическая база исследования 41

2.2. 1. Анализ результатов онлайн-анкетирования 43

2.2. 2. Опыт вхождения в российское и немецкое postcrossing-сообщество 48

Заключение 59

Анализ результатов онлайн-анкетирования и включенных наблюдений 61

Выводами исследования можно назвать следующие находки: 62

Список литературы 64

Приложения 69

Приложение 1. Протокол пилотажного анкетирования русскоговорящей аудитории посткроссеров 69

Приложение 2. Гайд для проведения неформализованных интервью в контексте изучения посткроссинг-сообщества 74

Приложение 3. Транскрипт глубинного неформализованного интервью, г. Санкт-Петербург 75

Приложение 4. Протокол неформализованных интервью, г. Билефельд 94

Respondent 1. 94

Respondent 2. 94

Respondent 3. 95

Respondent 4. 97

Respondent 5. 98

Respondent 6. 99

Respondent 7. 99

Приложение 5. Визуальный материал 101

Открытки, принесённые информантом на глубинное интервью. 101


Введение


Актуальность темы и работы

На протяжении десятилетий европейское общество прошло сквозь множество исторических трансформаций, которые привели к травмирующему опыту радикальных перемен. Чаще всего массовая ностальгия по «старым добрым временам» выступает способом разрядки от исторического ущерба или же служит в качестве адаптации к неожиданным (в том числе социокультурным) изменениям. Такая разновидность ностальгической волны стала характерной общей чертой для ХХ столетия, когда происходили значительные геополитические потрясения, мировые войны, революции и беспрецедентный социальный и технический прогресс.

Популярность социальных сетей часто ассоциируется со спадом интереса к традиционным формам бумажной корреспонденции. В данном исследовании я рассматриваю практики Посткроссинга в качестве устоявшейся традиции сохранения памяти в период стремительной медиатизации.

Плотность и уровень потребностей индивида, культурное развитие, информационная и историческая память - это характеристики устойчивого развития общества [Бороноев, Емельянов, Скворцов 1994: 152-168]. Идеей Посткроссинга является возможность компенсаций запросов потребительского поля посредством получения открыток от заинтересованных в обмене участников. Пользователи, известные как посткроссеры, создают электронную анкету на бесплатном сайте и запрашивают адрес других участников сообщества, выбираемый квази-случайно роботом с сайта. Для каждого адреса отправитель выбирает открытку, пишет на ней уникальный идентификатор (например, RU-17711) и затем отправляет ее. В дальнейшем адресант использует идентификатор открытки для отчетной ее регистрации на postcrossing.com, а также выражает свои впечатления в публикации новости на своей страничке. Таким образом, однажды отправивший открытку посткроссер вступает в активную очередь на получение привета из другой страны взамен. За счет таких интеракций Посткроссинг формализует процесс отправки открыток в интригующий и невиданный раннее подход: учитывая традиционно принятый обмен карточками между родственниками и друзьями [Lehtonen, Koskinen, Kurvinen 2002: 71–98], сайт предлагает незнакомцам установить контакт посредством обмена почтовыми открытками и без какой-либо гарантии на личный контакт в будущем.

Под влиянием широкого спектра ответвлений коллективного прошлого участники сообщества Посткроссинг вовлечены в одно из таких - «бумажный» обмен. Вселенная медиа (интернет и телевизионное влияние), свободное пространство потребительского поля а также социальный дизайн городской среды определяют желание сохранять почтовые артефакты. Все, что было произведено под эгидой почты и сохранено до наших дней, репрезентируется как символический ресурс для самопродвижения и продаж. В данном вопросе, при рассмотрении теории материальных объектов, я опираюсь на мнение Ж. Бодрийяра, М. Хальбвакса, С. Бойм.

Суть проблемной ситуации, с которой я столкнулась при изучении случаев включения в Посткроссинг-группы в России и Германии, заключается в том, что признаки технологического единства в данном международном сообществе формируют предпочтения касательно выбора открыток; однако, причины их написания остаются дифференцированными в контексте разного «использования традиции».
Объект и предмет исследования

Объект исследования - postcrossing-сообщества Германии (г. Билефельд) и России (г. Санкт-Петербург). Исследование проводится среди участников ежегодных встреч посткроссеров и пользователей, воздерживающихся от посещения данных тематических собраний, но зарегистрированных на сайте.

Предмет исследования – конструирование традиций в процессе музеефикафии открыток.
Гипотезы исследования

Генеральная гипотеза 1: Активное обобщение деконструкции и поддержания анонимности в виртуальной коммуникации преобладает в Посткроссинг-сообществе.

Генеральная гипотеза 2: Происходит отнесение особой роли традиции в процессе установления обменных практик в Посткроссинг-сообществе.

Гипотеза – следствие:

• Осуществление привязки к традициям прошлого при установлении обменных «открыточных» практик.

Таким образом, конечной целью ставится, в рамках социологической и социально-антропологической дискуссии о природе традиции и связанных с ней культурных процессов, выяснение того, что скрывается за простым актом отправки открытки, которая мотивирует на дальнейшее взаимодействие внутри образовавшейся группы единомышленников, а также то, как происходит конструирование традиции в процессе устоявшихся практик Посткроссинга.
Задачи исследования

  1. Распознать характеристики субъекта сообщества, выделение его отличительных черт от обычного индивида.

  2. Проанализировать на уровне взаимодействия в рамках тематической встречи, что меняется в поведении и представлениях индивида, входящего в Посткроссинг-сообщество, когда он попадает в оффлайн-среду.

  3. Выявить тенденцию, при которой происходит процесс структуризации общества посткроссеров, отличающегося определенной самоорганизацией в поле своей обменной деятельности.

  4. Выявить, как работает феномен ностальгии в процессе создания традиции и раскрыть смыслы, которыми люди наделяют артефакты – открытки.



Теоретическая база

Уточнение и интерпретация основных понятий

Посткроссинг (англ. postcrossing) — проект, созданный для возможности получения открыток со всего мира. «Основная идея такова: Если вы посылаете открытку, то получаете как минимум одну взамен, от случайного посткроссера из какого-то уголка земного шара.»1. Подразумевается, что подобное сообщество устойчиво взаимосвязанных субъектов создаёт сеть, которая выступает мощным социальным амортизатором при распаде социальных общностей. [Барсукова C.Ю. 2003: 88-93]. Так, взаимообмен дарами между членами социальной горизонтальной сети представляет собой особый тип социальной интеграции - реципрокность (reciprocity).

Традицию по М. Хальбваксу [2005:8-27] стоит понимать как коллективную память, которая воплощена в идентичностях. Вместе с тем, они составляют условие и средство функционирования памяти как таковой, в том числе индивидуальной. В этом своем качестве они являются важнейшим фактором идентичности: индивидуальной, групповой, социальной. Рациональность в данной теории выступает не как антипод традиции, а как традиционность более широких социальных образований, включающих в себя множество традиций различных социальных групп, по отношению к более узким.

Ностальгия в данной работе выступает сложным комплексом для анализа: вовлекая любую социальную группу, в некотором смысле данный феномен способен вступить в противоречие с устоявшейся в ней социальной идентичностью. Соответственно, важным видится рассмотрение ностальгии как метода сохранения памяти и, при этом, отделения коллективного опыта от индивидуальных специфических привязанностей к прошлому. Так, я опираюсь на труды M. Chase и C. Shaw [1989: 1-18] и С. Бойм [1999], которые выразили основные условия для развития ностальгии в обществе постмодерна. Также мнение, что «во вчерашнем дне мы находим то, чего недостает сегодня» [Lowenthal 1985: 49] аффективно сказывается на построении теории о Посткроссинг-сообществе. Более того, объекты [в нашем случае -открытки], конструкции или картины прошлого должны быть доступными для того чтобы стать присвоенными ностальгически [Shils 1981: 69].

В настоящее время происходит размытие традиционной системы ценностей, общества модерна с их идеологиями упорных перемен и инноваций пробуждают ностальгические настрои. Этот процесс, вызванный дезориентацией в неопределенном настоящем с еще более неизвестным будущим оставляет штамп стресса на целых поколениях. Здесь я в целом разделяю позицию, высказываемую в работах А. Hepp [2013: 29-31], J. Habermas [(1981) 1987], E. Manheim [(1933) 1979] о медиатизации в широком смысле, когда происходит расширение влияния и власти институционализированных технологий коммуникаций.
Эмпирическая база дипломной работы

В методологической основе исследования конструирования традиции в практиках «бумажного» обмена я обращаюсь к качественным и количественным методам, поскольку обе стратегии имеют достоинства и недостатки, обе стремятся дать теоретические интерпретации социальных явлений исходя их эмпирических данных, и нельзя говорить о приоритете одной из них [Ragin 1997: 27–42; Ядов: 1987].

Предпосылкой к написанию данной работы послужила полевая работа в рамках case-study: включение в посткроссинг-сообщество в 2012 году, а также составление онлайн-анкеты для пилотажного опроса российской аудитории [Дудина, Смирнова: 2014]. Данная практика определила темы для дальнейшего изучения и начальные коды для последующего установления границ между изучаемым феноменом и контекстом [Yin: 2009]. Анкета была распространена в социальных сетях, группах по интересам посткроссеров на vk.com.

Следующим этапом работы стало составление гайда для неформализованных интервью [Васильева Д.А., лекции курса «Методы в социальной антропологии»: 2015; Григорьев В.Е. семинары курса «Методология и методика социологического исследования»: 2014], и посещение в качестве включенного наблюдателя неформальной встречи посткроссеров в 2014 году.

Далее происходило интервьюирование представителей сообщества в Санкт-Петербурге. Выборка для интервью включила в себя посткроссеров, которые хотя бы единожды посещали встречу сообщества.

Причиной к проведению глубинных интервью легла идея о том, что в качественной стратегии данной работы оно может быть нацелено на выявление уникальности принятия индивидуальных решений участников сообщества, помогает воспроизвести логику рассуждений индивида посредством развернутых ответов на открытые вопросы. Собранный нарратив анализировался при помощи метода контент-анализа [Васильева Д.А., лекции курса «Методы в социальной антропологии»: 2015; Blumer: 1984].

При выборе социальных сценариев для наблюдения я руководствовалась стратегией максимальной вариативности: в случае данной работы она выступает в контексте культурных дифференциаций, поскольку встречи проходили в разных странах. По итогам наблюдений и последующих интервью удалось установить такие характеристики, как число вовлеченных и пассивных участников, социально-демографические характеристики посткроссеров, степень социокультурной гетерогенности внутри сообщества, наличие лидера/-ов, их предыдущие практики встреч. Данные характеристики, а также подспорье к изучению самоорганизации локальных сообществ и исследованиям памяти я нашла в работах Тыкановой Е. В. и Хохловой А.М. [2014].

Итоговыми методами сбора эмпирического материала послужили 12 глубинных интервью с представителями сообщества Посткроссинг, а также включенное и невключенное наблюдение процессов самоорганизации сообщества во время тематических встреч в Санкт-Петербурге и Билефельде.
Апробация дипломной работы

Различные аспекты дипломного исследования докладывались на Всероссийской научной конференции «X Ковалевские чтения. Россия в современном мире: взгляд социолога.», проходившей 13-15 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге. По материалам данной конференции опубликованы следующие работы:

  • Смагина Д., Васильева Д.А. Конструирование ностальгии в контексте практик посткроссинга / / Тезисы Всероссийской научной конференции X Ковалевские чтения. Россия в современном мире: взгляд социолога, СПб, 2015. – с. 2159-2161.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» iconОсновная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» iconОсновная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» iconСанкт-петербургский государственный университет
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» iconОсновная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
«Формирование конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: социологический анализ»

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» iconОсновная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
Теоретические основы социологического изучения социальных сетей в стратегии поиска работы 7

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» iconОсновная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
Проекты развития и мобилизация локальных сообществ в Горно-Бадахшанской Автономной Области

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» iconСанкт-петербургский государственный университет
Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 040100 «Социология»

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» iconРабочая программа дисциплины в12. Логопедический практикум Основная...
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» iconПримерная программа дисциплины «История»
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» iconПрограмма учебной практики образовательной программы по направлению...
«Социология социальных процессов и социальных изменений» (набор 2013 г.), очная форма обучения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск