Скачать 2.86 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Севастопольский государственный университет Санкт-Петербургский государственный экономический университет Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского Филиал МГУ им. Ломоносова в г. Севастополь Санкт-Петербургский государственный университет Перспективы развития и пути совершенствования финансовой системы России Материалы XVII (I) Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов 15-18 октября 2014 года, г. Севастополь Севастополь 2014 УДК 336.13.012.24(477) ББК Ф44 Научный редактор - Колесова И.В., канд. эконом. наук, доц., Севастопольский государственный университет Редакционная коллегия: А.П. Вожжов, д.э.н., проф., Севастопольский государственный университет, председатель; А.Ф. Белинский, к.э.н., доц., Севастопольский государственный университет; И.В. Колесова, к.э.н., доц., Севастопольский государственный университет; Ю.Н. Воробьев, д.э.н., профессор, Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского Е.С. Вылкова, д.э.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет Н.Г. Иванова, д.э.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет Л.П. Харченко, д.э.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет Перспективы развития и пути совершенствования финансовой системы России: Материалы XVII Всероссийской науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Севастополь, 15-18 октября 2014 г. – Севастополь: Изд-во СГУ, 2014. – 142 с. В сборник вошли материалы докладов студентов, аспирантов и молодых ученых – участников XVII Всероссийской научно-практической конференции " Перспективы развития и пути совершенствования финансовой системы России ", которая состоялась в Севастопольском государственном университете 15-18 октября 2014 г. © СГУ, 2014 СЕКЦИЯ № 1 «ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ» УДК 187.75 И.В. Анистратов, магистрант 1-го курса Научный руководитель: С.П. Вожжов, канд. эконом. наук, доцент Севастопольский государственный университет ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬКОГО РЫНКА ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСВОВЫХ САНКЦИЙ Развитие банковского бизнеса неразрывно связано с новыми технологиями и поиском инструментов, повышающих эффективность и привлекательность банковских услуг. Одним из таких инструментов, являются банковские платежные карты, позволяющие привести к оптимальному соотношению «затраты - результаты» в работе с клиентами кредитных организаций. События марта 2014 года, а именно введение санкций странами Европейского союза и Соединенными Штатами Америки, входе которых международные платежные системы VISA и MasterCard во второй раз в истории остановили обслуживание платежных карт нескольких российских банков, показали на сколько уязвим и зависим российский банковский сектор, что подтверждает актуальность данной работы. С марта 2014 года наблюдается резкое снижение количества платежных карт, банкоматов, а так же числа POS-терминалов, ввиду прекращения деятельности коммерческих банков Украины, на территории Крымского федерального округа, это явление вызвано геополитическим фактором, и носит форс мажорный характер. Для полноты представления ситуации на рынке платежных карт в крымском федеральном округе, предлагаются данные, представленные в таблице 1[1,2]. Таблица 1 - Динамика количества платежных карт и инфраструктура их обслуживания
В качестве вынужденной меры, в связи с экстренной ситуацией, связанной с карточными платежами в регионе, Государственный Совет Республики Крым принял платежную систему «Универсальная электронная карта» (УЭК), работающую под брендом «ПРО100». На сегодня это единственная российская платежная система, представленная в Крыму и Севастополе. В Крыму самая крупная сеть у Российского Национального Коммерческого Банка: 275 отделений и 205 банкоматов. У Черноморского Банка Реконструкции и Развития 39 отделений, у Банка Морской 17 отделений, у «Генбанка» - 30 отделений[3]. «ПРО100» – это технология платежного приложения банковских карт, разработка Сбербанка России, пластиковые карты «ПРО100» делятся на 4 группы [4]: 1) «Дебетовая карта» российской платежной системы ПРО100, предназначена для личного пользования клиентами, есть возможность пользоваться картой в пределах РФ в сети РНКБ (ОАО) и Банков – участников системы «ПРО100»; 2) «Зарплатная карта» российской платежной системы «ПРО100», предназначена для целевого зачисления зарплаты сотрудникам организации; 3) «Крымская Социальная карта Пенсионная» предназначена для зачисления пенсий и иных доплат и пособий «Крымская Социальная карта Льготная» предназначена для зачисления льготных выплат, компенсаций и пособий; 4) «Прайм карта» оформляется для личного пользования VIP - клиентами, предоставляет клиенту доступ к премиальному обслуживанию в подразделениях Private Banking РНКБ. Преимущества «ПРО100» по сравнению с иностранными платежными системами[5]: - независимость платежной системы от состояния международных отношений; - комиссия за услуги платежной системы меньше, чем у VISA и MasterCard; - простота присоединения (технология ПРО100 базируется на технологии M/Chip — разработке MasterCard. Если банк уже работает с MasterCard, то для подключения к платежной системе (ПС) универсальной электронной карты (УЭК): не требуется закупка нового оборудования, необходимо минимально доработать программное обеспечение); - увеличение числа клиентов за счет распространения своего банковского приложения через УЭК; - увеличение безналичных оборотов и транзакций; - увеличение остатков на счетах; - сокращение собственных затрат, за счет использования электронных сервисов портала УЭК (например, аутентификация пользователей для дистанционного открытия счета); - актуальный справочник с реквизитами всех госучреждений, в адрес которых банки могут принимать оплату — банки смогут добавить такие платежи в свой онлайн-банкинг; - доступ к финансовым потокам, идущим в оплату услуг ЖКХ и общественного транспорта, с которого банки могут взимать комиссию; - возможности продажи через терминалы банков билетов на спортивные и культурные мероприятия, организацию оплаты в учебных заведениях. Недостатки платежной системы ПРО100, по сравнению с иностранными платежными системами[5]: - невозможность использовать платежные карты за рубежом, - необходимость открыть корреспондентский счёт в Сбербанке России и перечислить в Сбербанк России гарантийный депозит, - универсальная электронная карта (УЭК) использует чип по лицензии Mastercard, что не снижает зависимость российской банковской системы от действий западных игроков даже при создании национальной платежной системы (НПС). Попытки США и ЕС дестабилизировать банковский сектор Российской Федерации, привели к зарождению национальной платежной системы, как альтернативы мировым платежным системам. Не смотря на то, что попытки создания НПС ведутся с начала 1990-х годов, остается большой перечень проблем, связанных с её функционированием: -проблемы в сфере законодательного регулирования и организационного оформления национальной платежной системы; -проблемы отставания в области научного и методического обеспечения модернизации платежной системы; -отсутствие центрального клирингового центра; -проблема локальности. Учитывая изложенное, для преодоления сложившейся ситуации с целью выхода НПС на международные рынки, необходимо интегрировать НПС с зарубежными платежными системами, тех стран, которые не участвуют в финансовых санкциях против Российской Федерации. Разрабатывать собственные чипы для универсальных электронных карт и совершенствовать законодательную базу, в соответствии с требованиями реального времени. По итогам эффективности внедрения НПС в Крыму, будут делаться дальнейшие шаги по модернизации и компиляции полученных результатов, для дальнейшего распространения на всю территорию федерации и за её пределы. Библиографический список: 1. Веселовский А.В. Анализ рынка пластиковых карт // Вестник НБУ - 2013. - № 2. - С. 24-27. 2. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. М., 1991-2014. URL: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 22.04.2014). 3. Экономические известия: [Электронный ресурс]. М., 2005-2014. URL: http://eizvestia.com. (Дата обращения: 12.04.2014). 4. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК: [Электронный ресурс]. М., 1991-2014. URL: http://www.rncb.ru. (Дата обращения: 22.04.2014). 5. Википедия: [Электронный ресурс]. М., 1997-2014. URL: https://ru.wikipedia.org. (Дата обращения: 14 октября 2014). УДК 187.75 Н.А. Аулова, студентка 3-го курса Научный руководитель: Л.А. Прудникова, ст. преп. Севастопольский государственный университет БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ Банковский маркетинг выступает в качестве рыночного инструментария современного управления, разработки новых продуктов, является важной составляющей конкурентоспособности и влияет на повышение результативности финансово-кредитных организаций. Следует отметить, что большинство отечественных региональных банков, небанковских финансово-кредитных институтов и других нефинансовых организаций предлагают идентичные услуги, что неизбежно приводит к усилению конкуренции, а также оказывает влияние на уровень их доходности. Эти и другие аспекты вызывают необходимость внедрения банковского маркетинга как комплексной системы, формирующую организацию управленческой и маркетинговой деятельности банков с учетом интересов и потребностей потребителей банковских продуктов и услуг. Становится необходимым построение системы банковского маркетинга, основанной на социально-ориентированной концепции, суть которой заключается в том, что именно внедрение такой системы указывает пути эффективной деятельности банков, ориентированных на рынок и на потребителя, укрепляет имидж банка, повышает банковскую лояльность клиентов, оптимизирует процесс принятия руководством региональных банков гибких решений, расширяет возможности банковской деятельности и тем самым способствует увеличению доходности и прибыльности. Для нормального функционирования банка на современном этапе развития экономики требуется применение сегментации рынка банковских услуг, которая позволяет определить преимущества и недостатка банка в конкретном сегменте и принять верное решение о том, необходимо ли банку вести конкурентную борьбу на конкретном участке рынка или необходимо направить все усилия на завоевание другого сегмента. Затрат на сегментирование рынка не требуется, когда речь идет о разделении общего рынка на такие категории, как: географическое расположение, уровни дохода, балансовые отчеты финансовых учреждений. Напротив, затраты велики, когда необходимо выделить каждого, кто является на рынке уникальным, и таким образом образует сегмент, а затем найти общие характеристики, которые дадут возможность банку объединить их в сходные по значению группы. Рынок сам подскажет, как сегментировать, и его не придется делить по какому-либо устаревшему критерию. Важная стратегическая информация может быть потеряна, если сегментирование будет навязываться [1]. Одна из главных проблем российских небанковских финансовых учреждений и коммерческих банков – однообразный и одинаковый спектр предлагаемых услуг. Данная ситуация побуждает банки постоянно совершенствовать свою деятельность на основе долгосрочной стратегии. Для того чтобы выжить в конкурентной борьбе, банки вынуждены вводить в практику новые виды обслуживания и бороться за каждого клиента. Отличительной особенностью маркетинговой деятельности банка является большое количество факторов, которые нужно периодически держать под контролем: денежный оборот и кредитные отношения на макро- и микро-уровнях, наличие рисков при выполнении денежных операций и другие [2]. Разработка маркетинговой стратегии банка, следующих детализированных планов и бюджетов, а также коррекции стратегии связаны с существенными рисками допущения системных ошибок, последствия которых тяжело предусмотреть. К некоторые наиболее распространенные ошибкам можно отнести: понимание всех заданий разработки маркетинговой стратегии как функции маркетологов; разработка отдельных элементов маркетинговой стратегии в разных отделах банка без взаимосогласования и обмена информацией; нарушение последовательности стадий разработки маркетинговой стратегии; использование ненадежных данных о состоянии целевых рынков и экономики в целом [3]. Таким образом, банковский маркетинг необходим для оценивания меняющихся условий рынка, учета всех внутренних и внешних факторов, влияющих на организацию и для разработки различных способов для благополучного развития банка, взаимовыгодного сотрудничества между банком и клиентом. Библиографический список: 1. Свиридов О.Ю. Банковское дело. Издательство Феникс. 2010. – 256 c. 2. Штейн О. И.. Банковский маркетинг: совершенствование организации и обслуживания клиентов// Маркетинг в России и за рубежом. 2012. – 310 с. 3. Специфика банковского маркетинга [Электронный ресурс]: Режим доступа – http://www.marketingweek.ru/43.html УДК 336.71 М.Л. Баскова, магистрант 3-го курса Научный руководитель: Л.П. Харченко, доктор экономических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный экономический университет РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА Учитывая необходимость сохранения экономического и политического суверенитета России, поставленные руководством страны задачи по социальному и экономическому развитию страны могут быть решены только при высоком уровне конкурентоспособности национальной банковской системы Российской Федерации как «финансового локомотива» экономики. Под конкурентоспособностью банковской системы России понимается её способность конкурировать с банковскими системами стран с развитой рыночной экономикой, а также способность национальных коммерческих банков конкурировать между собой. Конкурентоспособность банка – это способность коммерческого банка применять свой совокупный конкурентный потенциал для борьбы с соперниками на рынке и достигать долгосрочных конкурентных преимуществ. Конкурентный потенциал коммерческого банка – это совокупные целеориентированные возможности банка создавать, сохранять, укреплять и развивать устойчивые конкурентные преимущества для обеспечения долгосрочной эффективной деятельности на рынке. Элементы конкурентного потенциала банка можно классифицировать на внешние – рыночный потенциал, и внутренние - ресурсный потенциал, кадровый потенциал, инновационный потенциал, управленческий потенциал, маркетинговый потенциал и информационный потенциал. Под конкурентными преимуществами коммерческого банка стоит понимать материальные и нематериальные активы банка, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для банка и которые позволяют ему обойти конкурентов. Для достижения банком конкурентных преимуществ необходимо совокупно развивать конкурентный потенциал. Основные направления развития конкурентного потенциала коммерческого банка представлены в табл. 1. Таблица 1 - Направления развития конкурентного потенциала коммерческого банка
Комплексный подход к процессу управления совокупным конкурентным потенциалом банка обеспечит его успешное функционирование и развитие и будет способствовать повышению конкурентоспособности на рынке. |
Научный редактор Колесова И. В., канд эконом наук, доц., Севастопольский государственный университет | Материалы IV молодёжной международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных 26-27 ноября 2012 года,... | ||
Материалы II международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных | |||
Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики: Материалы I всероссийской научно-практической конференции,... | Приглашают Вас принять участие в XIX всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов... | ||
Приглашают Вас принять участие в XIX всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов... | Совет студенческого научного общества Национального фармацевтического университета приглашают Вас принять участие в ХХIІІ международной... | ||
Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им академика И. С. Грамберга | Название работы (Например, «Разработка технологии молочных продуктов нового поколения») |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |