Учебное пособие Таганрог 2012 министерство образования и науки российской федераци


НазваниеУчебное пособие Таганрог 2012 министерство образования и науки российской федераци
страница1/27
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27






А.Д. КОРЕПАНОВ, Ю.В. ОВСЯННИКОВ, О.А. ХАМЕНОК


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО


ОБУЧЕНИЯ РАДИСТОВ



Учебное пособие

Таганрог 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Технологический институт

Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Корепанов А.Д.

Овсянников Ю.В.

Хаменок О.А.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО ОБУЧЕНИЯ

РАДИСТОВ

Таганрог

2012
УДК 621.396.61

ББК 68.517

Корепанов А.Д., Овсянников Ю.В., Хаменок О.А.
Основы методики подготовки радистов. – Таганрог, 2012. - 150 с.
В настоящем учебном пособии излагаются основные принципы подготовки радиотелеграфистов. Подробно представлены методические приемы и рекомендации по проведению профессионального отбора радистов, содержание и методика обучения приему на слух, передаче датчиком кода Морзе и вертикальным телеграфным ключом. Большое внимание уделяется изучению правил радиосвязи при обеспечении радиотелефонной и радиотелеграфной связи. Для повышения наглядности учебного материала вопросы установления слуховой телеграфной радиосвязи и подготовки к работе аппаратуры адаптации проиллюстрированы рисунками, таблицами и схемами. В приложениях представлены образцы оформления аппаратного журнала, исходящих и входящих радиограмм, а также учебно-тренировочные карты обучения передаче вертикальным телеграфным ключом, подготовки к работе радиостанций малой мощности и настройки радиостанции Р-161А-2М "без излучения".

Кроме этого в учебном пособии изложены основные требования при испытании на присвоение классной квалификации специалистов войск связи, порядок отработки и проверки нормативов и учебных задач. Подробно представлено содержание и условия выполнения нормативов и учебных задач, действия обучаемых в процессе их выполнения. Дается подробное описание методики отработки учебных задач на командно-штабной машине и радиостанции средней мощности. Особое внимание уделяется значению классной квалификации военнослужащих, необходимости ее повышения, изучению правил радиотелеграфного обмена и станционно-эксплутационной службы при обеспечении телеграфной радиосвязи.

Пособие предназначено для подготовки студентов военных кафедр связи высших учебных заведений по дисциплине "Работа на средствах связи" и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов в учебных центрах и подразделениях войск связи.
УДК.621.396.61 ББК 68.517
 Корепанов А.Д.

Овсянников Ю.В.

Хаменок О.А.

ВВЕДЕНИЕ
Военная связь является неотъемлемой составной частью управления Вооруженными Силами, его материальной основой. От ее состояния и функционирования во многом зависит оперативность применения боевых средств и оружия.

В своем развитии военная связь прошла большой и сложный путь, неразрывно связанный с историей Вооруженных Сил, изменением форм и способов их применения, совершенствованием военного искусства. Внедрение в начале XIX в. электрических средств связи (телефона, телеграфа) привело к значительному сокращению цикла управления. Открытие в 1895 году радио, наряду с повышением оперативности в организации связи, существенно повысило устойчивость управления, особенно подвижными объектами. Возникновение и развитие техники радиосвязи неразрывно связано с именем великого русского ученого А.С. Попова. Огромная заслуга А.С. Попова состоит в том, что он объединил ряд приборов общей идеей, подчинил их единой цели. 13 марта 1896 года А.С. Попов наглядно продемонстрировал передачу без проводов и запись на ленту сигналов азбуки Морзе. Таким образом была осуществлена и зарегистрирована передача первой в мире радиограммы. Через три года была установлена возможность приема радиосигналов на слух, т.е. на головные телефоны, подключенные к выходу радиоприемника. Дальнейшие опыты под руководством А.С. Попова показали, что прием сигналов на слух возможен при более слабых сигналах на выходе радиоприемника, по сравнению с записью их на телеграфную ленту. Прием на слух не только облегчил сам процесс установления радиосвязи, но и значительно повысил дальность действия радиостанций.

Великая Отечественная война показала, что личные переговоры командующих и командиров по проводным средствам связи являлись основным средством управления войсками. Громоздкость, низкая мобильность и высокая уязвимость проводных средств связи вызвала острую необходимость в средствах связи, которые позволили бы обеспечивать оперативное ведение не только телефонных, но и телеграфных переговоров. Таким средством стал слуховой и буквопечатающий радиотелеграф. В годы войны слуховой и буквопечатающий радиотелеграф сыграл важную роль в обеспечении передачи информации, особенно в оперативном и стратегическом звеньях управления.

Связь в современных условиях еще более, чем когда-либо, стала одним из решающих факторов и материальной основой обеспечения высокой боевой готовности Вооруженных Сил. Несмотря на ограниченную пропускную способность и подверженность радиопомехам, слуховая радиотелеграфия по-прежнему является одним из способов обеспечения связи.

В процессе совершенствования технической базы военной радиосвязи существенно повысились требования к уровню профессиональной подготовки воинов-связистов, увеличился удельный вес специалистов, непосредственно связанных с эксплуатацией средств связи. Все это вызывает необходимость применения передовых методов в организации подготовки специалистов радиосвязи, осуществляемой в военных училищах, учебных частях и центрах.

Одним из путей повышения эффективности использования учебного времени при подготовке радиотелеграфистов, обеспечения оперативности и объективности контроля качества подготовки обучаемых является широкое использование в учебном процессе персональных электронно-вычислительных машин. Интенсивные длительные испытания, проведенные авторами учебника, показали, что применение, наряду с традиционными способами обучения радиотелеграфистов, персональных ЭВМ способствует многократному улучшению качественных показателей их подготовки.

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ


АДКМ

- автоматический датчик кода Морзе

АП ТГ

- аппаратная телеграфная

АП ТФ

- аппаратная телефонная

АТ

- амплитудная телеграфия

БУ СУ

- блок управления согласующим устройством

ВСУ

- выносное согласующее устройство

ВТА

- вынесенный телефонный аппарат

ВТК

- вертикальный телеграфный ключ

ГЕН.

- генератор

ДИСТ. УПР.

- дистанционное управление

ДКМ

- датчик кода Морзе

ЗУ ПНР

- запоминающее устройство пульта начальника радиостанции

КАНАЛЫ СА

- каналы специальной аппаратуры

КВ

- короткие волны

КВ. КАЛИБР.

- кварцевый калибратор

КИД

- коэффициент исправного действия (канала связи)

КШМ

- командно-штабная машина

МД

- местно-дистанционное (управление)

МТГ

- микротелефонная гарнитура

ОМ

- однополосная модуляция

ПК-1

- пульт командира №1

ПНР

- пульт начальника радиостанции

ПР

- пульт радиста

ПР.УР.

- приемный уровень

ПРД.УР.

- передающий уровень

ПРЦ

- приемный радиоцентр

ПУ СА

- пульт управления специальной аппаратурой

ПЭВМ

- персональная электронно-вычислительная машина

САУ

- согласующее антенное устройство

СБЧ

- субчастота

СУ

- согласующее устройство

СЭС

- станционно-эксплуатационная служба

ТДР

- таблица дежурного радиста




ТДР

- таблица дежурного радиста

УКВ

- ультракороткие волны

УМ

- усилитель мощности

УРОВЕНЬ ПР.

- уровень приема

УРОВЕНЬ ПРД

- уровень передачи

УС

- узел связи

УУ

- указатель уровня

ФЧ

- фиксированная частота


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ

РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ

1.1. Характеристика познавательных процессов в подготовке

радиотелеграфистов
Профессиональная деятельность радиотелеграфиста неразрывно связана с множеством познавательных процессов, таких, как: ощущения, восприятие, внимание, память, представления и др.

Ощущения относятся к простейшим психологическим процессам познания человеком окружающих предметов, явлений и их свойств.

В практике работы радиотелеграфистов большое значение имеют развитые слуховые и двигательные ощущения.

На основе слуховых ощущений происходит формирование навыков слухового радиоприема. Раздражителем для слуховых ощущений являются звуковые волны. Орган слуха человека воспринимает звуковые колебания в пределах от 16 до 20 000 Гц. Органы слуха человека наиболее чувствительны к звуковым колебаниям, близким к 1000 Гц. Эта особенность слухового восприятия учитывается радиотелеграфистами при выборе оптимальных условий для ведения слухового радиоприема.

Двигательные ощущения дают возможность отражать изменения в положении рук во время передачи ключом и работы на клавиатуре ДКМ, сигнализируют о степени сокращения мышц. Эти ощущения помогают создавать правильное представление о направлении, силе и траектории движения кисти руки и пальцев при ударе по клавишам, а также осуществлять контроль своих действий.

Процессы ощущения имеют ряд общих закономерностей. К ним относятся: минимальный и максимальный пороги различия, адаптация и явления контрастности. При постепенном уменьшении силы звука можно в определенный момент получить настолько слабый звук, что он не будет ощущаться – наступит нижний порог различия. Если же увеличивать силу звука, то наступит такой момент, когда ухо перестанет замечать увеличение его интенсивности. Это будет верхний порог различия. Действие раздражителя выше верхнего порога различия может привести к болевым ощущениям.

Чувствительность органов чувств изменяется при длительном воздействии раздражителя. Это явление называется адаптацией (приспособлением).

Один и тот же раздражитель может ощущаться по-разному в зависимости от наличия одновременного действия других раздражителей. Эта особенность ощущения называется явлением контраста. Например, на фоне шумовой помехи сила радиотелеграфного сигнала кажется слабой, но стоит убрать помеху, тот же сигнал ощущается как более сильный.

Одновременно с ощущением и на его основе происходит другой, более сложно организованный познавательный психический процесс – восприятие.

Восприятие – это чувствительное познание человеком предметов и явлений в целом. Целостный характер восприятия заключается в том, что каждая часть воспринимаемого предмета зависит от целого и, наоборот, целое определяет его часть. Например, при слуховом радиоприеме комбинацию из двух коротких и трех длинных звуковых посылок радиотелеграфист воспринимает как радиотелеграфный знак – цифру 2. В данном случае из частей восстанавливается целое.

Восприятию присуща также избирательность. В восприятии предмет всегда выделяется на том или другом фоне, и последний в некоторых случаях затрудняет восприятие. Так, радиотелеграфист, ведя слуховой радиоприем, одновременно слышит работу нескольких радиостанций, однако он воспринимает сигналы только своего корреспондента, а остальные отходят на второй план.

К одним из наиболее существенных психофизических процессов, обеспечивающих формирование умений и навыков радиотелеграфистов, относится внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете для более четкого его восприятия. Большинство ошибок, допускаемых радиотелеграфистами, вызвано их невнимательностью. Кроме этого, причинами ошибок могут быть особенности восприятия, памяти, отсутствие нужных знаний, навыков и умений обучаемых.

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном, целенаправленном выполнении какой-либо деятельности.

Непроизвольное внимание – это внимание непреднамеренное, не сопровождающееся волевыми усилиями. Например, при работе на радиостанции загорание красной лампочки, сигнализирующее о перегреве аппаратуры, сразу же становится объектом непроизвольного внимания. Вниманию присущи такие свойства, как концентрация, распределение, переключение и устойчивость.

Концентрация внимания характеризует сосредоточенность его на главном, т.е. на том, что является целью деятельности.

Распределение внимания характеризуется способностью выполнять одновременно несколько действий или же сложную деятельность, состоящую из нескольких одновременно выполняемых операций. Радиотелеграфисту, например, при работе на радиостанции приходится одновременно осуществлять прием текста радиограммы, вести аппаратный журнал, следить за режимом работы радиостанции, контролировать расположение рабочей документации и выполнять целый ряд других операций. На выполнение каждого действия радиотелеграфист направляет какую-то часть своего внимания. Переключение внимания характеризуется преднамеренным перемещением его от одного объекта к другому. Различают краткое и долговременное переключение внимания.

Устойчивость внимания характеризуется длительностью его сосредоточения на каком-либо объекте или процессе. Например, на занятиях по слуховому радиоприему большинство обучаемых в течение длительного периода способны сосредоточить свое внимание на приеме и записи текстов. Другие обучаемые этого сделать не могут, в процессе приема они отвлекаются на посторонние раздражители и по этой причине допускают много искажений.

Наибольший отрицательный эффект оказывает общее ослабление внимания – рассеянность. Она характеризует отсутствие способности сосредоточиться на чем-либо. Причиной этого явления в большинстве случаев бывает утомление, скука, большая сила концентрации внимания на каком-то другом предмете или действии. Например, радиотелеграфист после приема контрольного текста не может сосредоточиться на дальнейших упражнениях, так как его мысли все еще прикованы к предыдущему действию.

Особое значение в процессе подготовки радиотелеграфиста имеет память.

Память – это совокупность процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения (узнавания) того, что раньше воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось. Процессы памяти могут быть произвольными и непроизвольными. Непроизвольное запоминание происходит тогда, когда не ставится цель что-то запомнить, и запоминание протекает без волевых усилий. Произвольное запоминание происходит в том случае, когда ставится цель что-то запомнить. Одной из форм произвольного запоминания является заучивание. Запоминание может быть механическим и логическим.

Механическое запоминание происходит без осознания логической связи и зависимости частей усваиваемого материала. Таково, например, запоминание расположения клавиш датчика кода Морзе. Логическое же запоминание протекает на основе логических связей между частями материала, при этом происходит его осмысление, анализ и обобщение.

Люди с резко выраженным каким-то одним типом памяти встречаются очень редко, у большинства из них наблюдается смешанный тип памяти.

Обучаемые со зрительным типом памяти быстрее запоминают графическое изображение радиотелеграфного знака в виде точек и тире, нежели звуковой его образ. Они слуховые восприятия вначале воспроизводят в виде зрительных образов, затем переводят их в слуховые.

Обучаемые, обладающие слуховым типом памяти, лучше запоминают то, что слышат, и хуже то, что видят. Например, если на классной доске будет графически изображен радиотелеграфный знак в виде точек и тире и после этого радист прослушивает звучание этого знака в головных телефонах, то звуковое изображение он запомнит быстрее и лучше. Такие обучаемые зрительные восприятия воспроизводят в виде слуховых образов, т.е. когда они смотрят на графическое изображение знаков в виде точек и тире, то воспринимают их так, как будто они звучат.

Обучаемые, обладающие двигательным типом памяти, хорошо запоминают все движения, совершаемые при передаче ключом, работе на радиостанциях.

Обучаемые, обладающие наглядно-образным типом памяти, лучше запоминают конкретный материал, а словесно-логическим – ход мысли, словесное объяснение.

Воспроизведение – это один из процессов памяти, при котором в сознании возникают образы того, что было воспринято и закреплено в прошлом. В практике обучения радиотелеграфистов воспроизведение играет большую роль. Прежде чем повторить какое-то ранее освоенное движение или действие, обучаемый воспроизводит его в памяти. Наиболее легким видом воспроизведения является узнавание. Его сущность заключается в том, что при повторном восприятии или выполнении какого-то действия обучаемый осознает, что он это когда-то уже воспринимал или делал. Примером этого служит узнавание обучаемым радиотелеграфных знаков при слуховом радиоприеме.

Забывание представляет собой процесс, обратный запоминанию, и протекает неравномерно. В течение первых пяти дней после заучивания, как правило, он проходит интенсивнее, чем в последующие пять дней. Учитывая это, повторение нужно начинать как можно раньше, а не тогда, когда изученное уже забыто. Это правило можно отнести ко всем упражнениям, посредством которых вырабатываются определенные навыки. Практика показывает, что перерывы в упражнениях по слуховому радиоприему не должны превышать 48 часов. Практическое применение изученного материала также предупреждает забывание. Например, изученные правила радиотелеграфного обмена быстро забываются, если они не применяются при работе на средствах связи.

Начальным звеном усвоения обучаемыми знаний является формирование в их сознании определенных представлений.

Представления выражаются в конкретном наглядном отражении предметов и явлений, ранее действовавших на органы чувств и непосредственно не воспринимающихся в данный момент. В практике подготовки радиотелеграфиста ни одно действие не совершается им без участия представлений.

Например, при освоении клавиатуры датчика кода Морзе, прежде чем ударить по клавише, обучаемый должен себе ясно представить показанное ему ранее положение рук на клавиатуре, место расположения требуемой клавиши и технику удара по ней. Представление о предмете всегда полнее, четче, ярче и прочнее, если этот предмет часто является объектом внимания. После нескольких занятий у обучаемых начинают проявляться способности.

Способности – это качества, которые являются предпосылками успешного осуществления человеком определенных видов деятельности. Они формируются на основе природных задатков, но не сводятся только к ним. Если, например, обучаемый имеет хорошую природную память, слуховую восприимчивость и чувство ритма, это еще не дает основания полагать, что он может быть хорошим радиотелеграфистом. Задатки должны быть правильно развиты, чтобы они могли превратиться в способности. Таким образом, задаток станет способностью, если его развивать и тренировать. Иногда нужный для деятельности радиотелеграфиста задаток у обучаемого выражен слабо, но он проявляет в процессе обучения упорство и трудолюбие, которые позволяют добиться высоких результатов. Иногда бывает и так, что обучаемый с хорошими задатками к овладению специальностью радиотелеграфиста в силу недостаточного желания, трудолюбия и организованности не может добиться высоких результатов (способности обучаемого нельзя отождествлять с уже имеющимися у него знаниями, навыками и умениями).

Навыки, умения и привычки. Навыком называется действие, которое в результате упражнений доведено до известной степени совершенства и выполняется легко, правильно, быстро, с наименьшей затратой энергии. Процесс формирования навыка носит сознательный характер. В самом начале формирования навыка каждое движение и действие выполняются медленно и полностью находятся под контролем сознания. В процессе тренировки действия постепенно доводятся до автоматизма, при котором они выполняются с достаточной точностью и скоростью без полного контроля сознания. Вместе с тем следует учитывать, что как только изменяются условия применения навыка, сознание вновь включается и действия начинают выполняться под его контролем.

К основным навыкам в профессиональной деятельности радиотелеграфиста можно отнести двигательные (моторные) и сенсорные. Двигательные навыки в большей степени проявляются при передаче ключом, в работе на клавиатуре датчика кода Морзе, настройке радиостанции и обеспечении заданного режима ее работы. Примером сенсорного навыка служит слуховой радиоприем. Формирование навыков происходит в процессе упражнений. На первой стадии формирования двигательных навыков, особенно при отработке элементов движения, обучаемый осуществляет зрительный контроль своих действий. Так, например, при формировании навыка нажатия и отжатия телеграфного ключа на начальном периоде обучения осуществляется зрительный контроль положения пальцев на головке ключа, кисти и предплечья руки. По мере овладения навыком работы телеграфным ключом обучаемый перестает смотреть на руку, ослабляя зрительный контроль. Постепенно вырабатывается умение контролировать положение пальцев, кисти и предплечья руки и их движения с помощью мышечно-двигательных ощущений.

Процесс формирования навыков во времени протекает неравномерно. Как правило, в начальный период упражнений навыки формируются довольно быстро. Особенно это относится к тем обучаемым, которые ранее имели опыт в родственной деятельности. В этом случае имеет место адаптация старого навыка для выполнения другой деятельности.

К основным причинам медленного формирования навыков можно отнести отсутствие опыта, позволяющего приспособить уже имеющиеся навыки, недостаток способностей для такого рода деятельности, слабую память и отсутствие интереса.

Умением называется способность человека выполнять определенный вид деятельности на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Без прочных навыков оно не может быть сформировано. Понятие "умение" более широкое, чем понятие "навык", так как предполагает активное участие мышления и опирается на знания.

Привычки, как и навыки, являются автоматизированными действиями, однако в них главное – не степень автоматизации действия, а потребность в его выполнении. Именно она отличает привычки от навыков. Например, руководитель занятия с первого дня обучает радиотелеграфистов определенному способу держания головки телеграфного ключа, правилам записи принимаемого текста и т.д. При многократном повторении у обучаемого вырабатывается потребность делать и поступать так, как ему было приказано, в результате чего у него формируются нужные привычки. Это пример полезных привычек, так как они помогают обучаемым уверенно, быстро и четко выполнять указанные действия без затрат времени на их обдумывание.

Бывают и вредные привычки, которые не способствуют успешному выполнению тех или иных действий, а, наоборот, сковывают их. Например, при передаче ключом у некоторых обучаемых вырабатывается и укрепляется привычка ставить локоть левой руки на стол. Это не только нарушает правильную посадку на рабочем месте, но и сковывает движение руки радиотелеграфиста при передаче текста. Опыт показывает, что борьба с вредными привычками представляет собой серьезную проблему, поэтому при подготовке радиотелеграфистов необходимо стремиться предупредить их возникновение.

Психомоторика – это связь психических процессов (мысли, чувств, восприятий, воли) с мышечными движениями. Всякое движение радиотелеграфиста осуществляется с помощью мышц, поэтому рассматривается в статике и динамике. При этом статическая работа мышц обеспечивает определенное положение тела (позу), необходимое для выполнения какой-либо деятельности. Динамика движений характеризуется совокупностью таких качеств, как: темп, ритм, точность, координация, экономичность.

Темпом движения называется частота повторения однообразных движений. Каждому обучаемому на определенном отрезке времени доступен свой наивысший (максимальный) темп движения, от которого зависит скорость передачи текстов ключом, движения пальцев на клавиатуре датчика кода Морзе. Темп движения рук и пальцев радиотелеграфистов зависит от их натренированности, амплитуды (траектории), физического состояния обучаемого, темперамента и характера, привычности движений и состояния материальной части.

Движения радиотелеграфистов должны быть ритмичными.

Ритм движения – это равномерное чередование одинаковых движений через равные интервалы. При ритмичной работе действия формируются как повторяющиеся циклы движения, совершаются плавно и гармонично, поэтому они менее утомительны и более продуктивны, чем неритмичные. По мере овладения навыком у обучаемых формируется определенный ритм однообразных движений. Формирование навыка ритмичной работы предполагает анализ времени каждого движения и интервалов между ними. Как показал опыт, уже после небольшого числа упражнений обучаемый способен различать время с помощью двигательного анализатора с точностью 0,1 ÷ 0,005 с. Усвоение ритма зависит от сложности ритмичных движений и способности обучаемых.

Любое движение всегда связано с восприятием. Эта связь проявляется в виде психомоторной реакции.

Реакция – это ответное движение на раздражитель. Каждая реакция включает в себя три акта, следующих один за другим:

акт восприятия, называемый сенсорным моментом реакции;

акт переработки, определения, выбора воспринятого, называемый центральным моментом реакции;

акт движения, называемый моторным моментом реакции.

Реакции могут быть простыми и сложными. В простой реакции акт выбора занимает очень малое время или вообще может отсутствовать. Простая реакция – это ответ простым, заранее известным одиночным движением на внезапно появляющийся, но также заранее известный раздражитель. Примером простой реакции служит начало движения бегуна по взмаху флажка или выстрелу стартового пистолета.

В сложных реакциях центральный момент заполнен одновременной работой внимания, памяти и мышления. Поскольку нужно ответить на один определенный раздражитель из большого количества возможных раздражителей, нужно его точно воспринять, узнать и выбрать ту реакцию, которой следует на него ответить. Примером сложной реакции служит слуховой прием радиотелеграфных знаков. Радист должен точно и быстро воспринимать каждый радиотелеграфный знак, определить какой букве или цифре он соответствует, а затем записать его на бумаге в виде буквы или цифры. Ввиду того, что в сложных реакциях значительно усложняются акты восприятия и выбора, протекают они медленнее простых.

В слуховом радиоприеме отчетливо обнаруживаются индивидуальные психологические особенности радиотелеграфистов. Одни неточно воспринимают звучание радиотелеграфных знаков, не различая их строения. У других процесс восприятия знаков телеграфной азбуки протекает слишком долго, поэтому не остается времени на определение значения знака и его запись. Третьи быстро и точно воспринимают строение радиотелеграфных знаков, но неправильно определяют их значение. Четвертые точно и быстро воспринимают строение радиотелеграфных знаков, но слишком долго определяют их значение. Времени для записи знаков в таком случае не остается, и они делают пропуски, с опозданием вспомнив, какую букву или цифру нужно было записать. Учет этих индивидуальных психологических особенностей имеет большое значение для правильной организации подготовки радиотелеграфистов. Время реакции на раздражители не остается неизменным. В результате правильно организованных тренировок оно значительно сокращается. Подтверждением этому служит процесс наращивания скорости слухового радиоприема.
1.2. Подготовка обучаемых к занятию

На каждом занятии обучаемые должны иметь:

1. Тетради для приема на слух тренировочных и контрольных текстов.

2. Тетрадь по правилам радиосвязи.

3. Два простых карандаша средней твердости, заточенные с обоих концов, длиной не менее 10 см.

4. Набор ручки с разноцветной пастой.

5. Приспособление для заточки карандаша.

Образец оформления тетрадей представлен на рис. 1.1.
40 мм


ТЕТРАДЬ

для приема на слух

тренировочных текстов

мл. сержанта 111 учебной группы

Гончарова С.П.
35 мм

60 мм

100 мм


ТЕТРАДЬ

для приема на слух

контрольных текстов

ст. сержанта 111 учебной группы

Петрова К.В.




ТЕТРАДЬ

по правилам радиосвязи

курсанта 111 учебной группы

Иванова А.П.


Рис. 1.1. Образец оформления тетрадей обучаемыми

Тетрадь для приема на слух тренировочных текстов должна быть объемом 48 листов. При подготовке тетради к работе все страницы необходимо расчертить на пять равных колонок. В тетради осуществляется прием тренировочных текстов на занятиях и в часы самостоятельной работы.

Тетрадь для приема на слух контрольных текстов рекомендуется объемом 12 листов. При подготовке тетради к работе все страницы необходимо расчертить на пять равных колонок. В тетради осуществляется прием на занятиях контрольных текстов.

Тетрадь по правилам радиосвязи объемом 96 листов включает 5 разделов:

РАЗДЕЛ I. Знаки телеграфной азбуки

Первый раздел тетради используется для записи структуры радиотелеграфных знаков, их напева, обозначения и специальных текстов на изучаемые знаки телеграфной азбуки. Кроме этого, в разделе может быть указан порядок написания знаков и отведено место для тренировки в их правильной записи.

При подготовке тетради к работе, начиная со второго листа, все страницы раздела необходимо расчертить на пять равных колонок. Пример заполнения первого раздела тетради показан на рис. 1.2. Объем раздела составляет 10 листов.





15 марта 2000 г.




У  

ти-ти-ТАА

у-нес-ЛА




Ульяна

у у у у у

у у у у у

у у у у у

у у у у у

у у у у у

у у у у ж

ж ж ж у у

у у ж у у

д ж у х у

ю у ж у у

ф ж з у ж

з ж ж у у

ю у у ж д

ц у ф ж у

х у ж у у
















Л   

ти-ТАА-ти-ти

лу-НА-ти-ки

Леонид

л л л л л

л л л л л

л л л л л

л л л л л

л л л л л

з з ф д и

з л л д ф

у л з л д

л л у з л

з д л л у

8 – – –  

ТАА-ТАА-ТАА-ти-ти

ВОСЬ-МО-ГО-и-ди

Восемь

9 9 9 9 8

8 8 9 8 8

8 2 8 9 8

0 9 8 8 2

1 8 9 2 0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Учебное пособие Таганрог 2012 министерство образования и науки российской федераци iconУчебное пособие 2013 Министерство образования и науки Российской...
Юрьева О. А. Бухгалтерский учет на предприятиях сферы услуг. Учебное пособие. Дгту: Ростов-на-Дону. 2008

Учебное пособие Таганрог 2012 министерство образования и науки российской федераци iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо
Министерство образования и науки Российской Федерации направляет для учета и использования в работе рекомендации субъектам Российской...

Учебное пособие Таганрог 2012 министерство образования и науки российской федераци iconСтратегический инновационный менеджмент учебное пособие
Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во трту, 2004.  267 с

Учебное пособие Таганрог 2012 министерство образования и науки российской федераци iconУчебное пособие Министерство образования и науки российской федерации...
А. В. Каболов., канд юрид наук В. В. Каболов., А. Р. Кокоев скгми (гту), Владикавказ: Изд-во скгми(гту), 2013Г

Учебное пособие Таганрог 2012 министерство образования и науки российской федераци iconПрактикум улан-Удэ 2010 министерство образования и науки российской федерации
Учебное пособие предназначено студентам специальности «Маркетинг» иможет быть полезно студентам других специальностей (направлений),...

Учебное пособие Таганрог 2012 министерство образования и науки российской федераци iconУчебное пособие главное управление образования и науки Алтайского...
Учебное пособие мдк 03. 01 «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» рекомендовано к печати Методическим советом...

Учебное пособие Таганрог 2012 министерство образования и науки российской федераци iconУчебное пособие для студентов москва 2013 министерство здравоохранения российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский национальный

Учебное пособие Таганрог 2012 министерство образования и науки российской федераци iconУчебное пособие Йошкар-Ола 2014 Печатается по решению научно-методического...
Учебное пособие предназначено для тренеров-преподавателей дюсш, учителей физического воспитания, преподавателей ссузов, студентов...

Учебное пособие Таганрог 2012 министерство образования и науки российской федераци iconИнновационный менеджмент
Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Изд-во Таганрог: трту, 1998. 132с

Учебное пособие Таганрог 2012 министерство образования и науки российской федераци iconУчебное пособие Учебное пособие Владимир 2016 г. Учебное пособие...
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск