Стратегический инновационный менеджмент учебное пособие


НазваниеСтратегический инновационный менеджмент учебное пособие
страница1/29
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Г.Я. Гольдштейн
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ





Учебное пособие






Таганрог 2004
УДК 338.242: 339.92

ББК 65.290-5я73+65.050.9(2р)2я73

Я 73

Гольдштейн Г.Я.

Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.  267 с.
В учебном пособии изложены концептуальные основы и анализ практики стратегического инновационного менеджмента в условиях глобальной конкуренции. Основное внимание уделено роли инноваций в условиях глобализации экономики, управлению знаниями как стратегическим ресурсом фирмы, стратегии и организации НИОКР, учету неопределенностей в процессе НИОКР и при оценке инноваций, стратегической роли подготовки серийного производства на основе инноваций.

Учебное пособие рассчитано на аспирантов, магистрантов всех направлений, в которых существенную роль играет инновационная деятельность, особенно направлений, связанных с использованием наукоемких технологий. Пособие может быть использовано студентами экономических специальностей, изучающими дисциплины «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», а также научными работниками и менеджерами в сфере стратегического инновационного менеджмента.

Адрес электронной версии пособия: http://www.aup.ru/books/m92/

Табл. 61. Ил. 72. Библиогр.: 56 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Таганрогского государственного радиотехнического университета.

Рецензенты:
Кафедра менеджмента и прикладной информатики Ростовского государственного экономического университета (зав. кафедрой, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор экономических наук В.А. Долятовский)

Зав. кафедрой экономики фирмы ГУ-ВШЭ, профессор, доктор экономических наук И.В. Липсиц.








 Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2004

 Гольдштейн Г. Я., 2004


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

1. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 12

1.1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента 12

2.1.2. Основные характеристики глобализации мировой экономики 14

3.1.3. Инновации – движущий фактор глобальной конкуренции 22

4.1.4. Инновации и теория фирмы 29

2. ЗНАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФИРМЫ 32

5.2.1.Характеристики знания как орудия в конкуренции 32

6.2.2. Связь знания – стратегия 33

7.2.3.Схема стратегии знания 37

8.2.4.Управление знаниями при выполнении НИОКР 40

9.2.5. Проблемы внедрения знания в действия фирм 45

3. Инновационная деятельность в промышленности и основные задачи изучения инновационного менеджмента 48

10.3.1. Место инновационного менеджмента в комплексе дисциплины по теории и практике управления 48

11.3.2. Основные задачи изучения инновационного менеджмента 49

4. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И ВЫВЕДЕНИЮ НА РЫНОК НОВОГО ТОВАРА 53

12.4.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 53

13.4.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 54

14.4.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 54

15.4.4. Фильтрация идей 57

16.4.5. Проверка концепции и экономический анализ 57

17.4.6. Разработка и испытание нового продукта 58

18.4.7. Пробный маркетинг 59

19.4.8. Итоговые выводы по главе 4 60

5. Практические аспекты реализации маркетинга инноваций 62

20.5.1. Маркетинговая информация и источники ее получения 62

21.5.2. Обзор рынка маркетинговой информации 67

22.5.3. Организация маркетинговых исследований 70

23.5.4. Основные группы потребителей 78

24.5.5. Сегментирование рынка и позиционирование товара на нем 83

25.5.6. Выбор целевого рынка 84

26.5.7. Маркетинговое исследование инновационных проектов 87

6. СТРАТЕГИЯ НИОКР 91

27.6.1. Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка 91

28.6.2. Включение менеджмента знаний в стратегический менеджмент инноваций 93

29.6.3. Общие подходы к стратегии НИОКР 94

30.6.4. Инновационная стратегия корпорации «Дженерал Электрик» 100

7. ОТБОР И ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ НИОКР 102

31.7.1. Содержание и процедура оценки и отбора 102

32.7.2. Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации 104

33.7.3. Маркетинговые критерии 105

34.7.4. Научно-технические критерии 107

35.7.5. Производственные критерии 108

36.7.6. Организация оценки проекта 109

8. ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ 112

37.8.1. Финансовые критерии оценки проектов 112

38.8.2. Финансовый анализ в процессе НИОКР 112

39.8.3. Оценка эффективности инвестиций в НИОКР 114

40.8.4. Финансовая оптимизация структуры НИОКР 120

9. ПРОБЛЕМЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИ ПРИНЯТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ И РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 127

41.9.1. Роль неопределенности в задаче оптимизации управления предпринимательскими проектами 127

42.9.2. Роль концепции риска в управлении инновационными проектами 129

43.9.3. Практика риск-менеджмента инновационного процесса 131

44.9.4. Системы оценок риска проекта с высоким уровнем неопределенности 140

10. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НИР 143

45.10.1. Виды НИР и их основные этапы 143

46.10.2. Информационное обеспечение прикладной НИР 145

47.10.3. Методы оценки научно-технической результативности НИР 145

11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ОКР 149

48.11.1. Основные задачи и этапы ОКР 149

49.11.2. Философия и логика проектирования 150

50.11.3. Интегральный технический показатель качества изделия 153

51.11.4. Интегральный экономический показатель изделия и его технико-экономическая эффективность 156

52.11.5. Управление эффективностью разработки 158

53.11.6. Итоговые выводы по главе 11 160

12. ПРИМЕРЫ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НИОКР 161

54.12.1. Общность практики в больших и малых фирмах 161

55.12.2. Опыт организации НИОКР в глобальных японских компаниях 168

12.2.1. Основные подходы 168

12.2.2. Управление НИОКР в МЕ 170

12.2.3. Основные тенденции управления НИОКР в фирме Sony 174

56.12.3. Особенности организации и управления виртуальными предприятиями 177

57.12.4. Организация процесса разработки технологической стратегии 184

58.12.5. Практические организационные структуры сферы НИОКР в России 194

59.12.6. Проблема оптимального управления потоком НИОКР 199

13. Основные тенденции развития глобального стратегического инновационного менеджмента 204

60.13.1. Инновационная практика глобальных фирм 204

61.13.2. Анализ практики глобального стратегического менеджмента НИОКР 208

14. Стратегическая роль и содержание научно-технической подготовки производства 216

62.14.1. Структура жизненного цикла изделия 216

63.14.2. Стратегическая роль научно-технической подготовки производства 218

64.14.3. Конструкторская подготовка производства на заводе-изготовителе серийной продукции 219

65.14.4. Технологическая подготовка производства (ТПП) 220

66.14.5. Организационная подготовка производства (ОПП) 223

67.14.6. Итоговые выводы по главе 14 226

15. Экономическая разведка – неотъемлемая часть инновационного менеджмента 228

68.15.1. Место информации в НИОКР 228

69.15.2. Характер решений в НИОКР и соответствующие информационные базы 229

70.15.3. Основные источники и каналы информации 230

71.15.4. Организация службы информации фирмы 232

72.15.5. Итоговые выводы по главе 15 234

16. Проблемы организации и функционирования рынка новшеств 235

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 238

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основной 241

Дополнительный 242

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблицы оценки рисков по факторам системы STAR [6] 245

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблицы оценки факторов успешности НИОКР
(по методу подкомитета IRI по управлению портфелем НИОКР [42]) 259

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Упрощенный агрегированный сетевой граф выполнения ОКР «Комплексная навигационная система для морских судов» 265

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
УПРОЩЕННЫЙ АГРЕГИРОВАННЫЙ СЕТЕВОЙ ГРАФ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НА ДЕЙСТВУЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ 276




У бизнеса есть только две основные функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации создают результаты. Все остальное – затраты.

Питер Друкер
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Стратегический инновационный менеджмент учебное пособие iconУчебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному...
Учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 менеджмент...

Стратегический инновационный менеджмент учебное пособие iconИнновационный менеджмент
Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Изд-во Таганрог: трту, 1998. 132с

Стратегический инновационный менеджмент учебное пособие iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Стратегический менеджмент»
«Стратегический менеджмент» предназначены для студентов по специальности 080501 «Менеджмент», составлены в полном соответ­ствии с...

Стратегический инновационный менеджмент учебное пособие iconПрограмма дисциплины «Стратегический менеджмент»для направления 38. 03. 02 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38....

Стратегический инновационный менеджмент учебное пособие iconПрограмма дисциплины «Стратегический менеджмент»для направления 38. 03. 02 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38....

Стратегический инновационный менеджмент учебное пособие iconКнига "Стратегический менеджмент"
Книга "Стратегический менеджмент" (Автор А. Томпсон,А. Стрикленд). Формат word

Стратегический инновационный менеджмент учебное пособие iconРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
«Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении...

Стратегический инновационный менеджмент учебное пособие iconУчебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта»
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 050720(51) «Физическая культура» гоу спо «Курганское училище олимпийского...

Стратегический инновационный менеджмент учебное пособие iconТесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент»
Богданов Ю. В. Менеджмент: справочное пособие: Учебное пособие. – Минеральные Воды.: Кавказская здравница, 2009. – с. 237

Стратегический инновационный менеджмент учебное пособие iconУчебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент», по профилю...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск