Методическое пособие для студентов заочного отделения Специальность «Финансы и кредит»


НазваниеМетодическое пособие для студентов заочного отделения Специальность «Финансы и кредит»
страница1/5
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Методическое пособие
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

.

МЕНЕДЖМЕНТ
Методическое пособие для студентов заочного отделения

Специальность «Финансы и кредит»

Составитель: К.О. Ершов


Пермь 2007 г.

Тема 1. Основные понятия менеджмента


    1. Управление как социальное и культурное явление

Всякая совокупная деятельность людей требует координации отдельных действий. Деятельность, связанная с координацией этих отдельных действий и направляющая их к достижению определенной цели и мобилизующая все имеющиеся ресурсы, называется управлением.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.


    1. Понятие деятельности

Менеджмент – это теория управления человеческой деятельностью и любыми ее организациями.

Структура производственной деятельности и ее элементы: исходный материал, продукт, средства, задача (цель), действия и сам субъект деятельности.

Продукт деятельности в дальнейшем может быть использован двояким образом. Он может быть, либо непосредственно потреблен (использован, съеден, изношен, истрачен и т.п.) – тогда цикл деятельности завершен, либо быть использован дальше в качестве или исходного материала, или средства в другой деятельности. В этом случае цикл деятельности незавершен, и можно говорить о наличии цепочек производственной деятельности, конечным продуктом которых будет продукт деятельности, годный к непосредственному потреблению.

Необходима специальная деятельность, стоящая над непосредственной производственной деятельностью, задача которой организовать наличие всех элементов производственной деятельности в нужное время в нужном месте (задача организации) и не допустить разрывов между отдельными деятельностями (координация) в пространстве и времени. Это и есть деятельность управления, или менеджмент.


    1. Понятие цели и понятие стратегии

Основным системообразующим и смыслообразующим элементом деятельности является понятие цели. Цель является системообразующим элементом деятельности, потому что определяет требования к другим элементам деятельности.

Выделяют пять обязательных критериев цели (SMART- принцип):

Стратегия есть способ достижения поставленной цели. Следовательно, стратегия, в сущности, и есть структура производственной деятельности, развернутая в пространстве и во времени. Однако достижение любой цели возможно различными способами. Поэтому стратегий может быть несколько. Стратегии выступают по отношению друг к другу альтернативами. Альтернатива – это такой способ деятельности, который запрещает другие способы деятельности.

Постановка стратегических целей и выбор стратегии есть первый предмет деятельности менеджера.


    1. Понятие и признаки организации

Организации создаются, когда для достижения какой-либо цели недостаточно усилий одного человека и необходимо объединение ресурсов: человеческих, финансовых, материальных и информационных.

Любая организация может быть представлена как система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она дает ей созданный в организации продукт.

Организация - группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, финансовых, административных и информационных ресурсов ради стоящих перед ними задач для достижения общей цели.

Признаки организации:

  1. Наличие общей цели, к которой стремятся все члены организации.

  2. Численность организации (число членов ≥ 2).

  3. Разделение труда. Организация характеризуется внутренней расчлененностью или структурой. Нетрудно заметить, что структура организации есть форма реализации ее стратегии.

  4. Наличие внутренних организационных процессов, отделяющих ее от процессов внешней среды.

  5. Организационная культура. В каждой организации имеются совокупность установившихся традиций, символов, ритуалов и ценностей, которые возникают как средство укрепления организации и которые играют определенную коммуникативную роль.

Если имеются в наличии все эти пять признаков, то можно говорить с уверенностью о том, что мы имеем дело с организацией.
При планировании стратегии и проектировании организации возможны две концепции (модели) организации – механическая и органическая. Различие между ними определяются тем, какие признаки организации для нас являются главными.

Жизненный цикл организации

Независимо от того, какой концепции придерживается менеджер, во всякой организации с самого начала возникают внутриорганизационные процессы. Эти процессы определяют жизненный цикл организации.

Этапы в жизни любой организации: “рождение, юность, зрелость, старость”. Понятие пределов роста и «критических точек» жизни организации. Эти «критические точки» в развитии организации связаны с «исчерпанием» ресурсов организации.

Старение организации является естественным этапом ее развития. Этот этап связан с достижением тех целей, которые стояли перед организацией. Достижение этого этапа означает смену целей и новый цикл развития организации. Переход на другой цикл развития возможен в двух вариантах. Во-первых, с сохранением основной производственной деятельности. Такой процесс в менеджменте называется реструктуризацией организации, поскольку предполагает, что новые стратегические цели и новая стратегия требуют перестройки организационной структуры предприятия. Во-вторых, переход на другой цикл развития организации может быть связан с переходом к другой производственной деятельности (с сохранением или не сохранением старой). Такой процесс в менеджменте называется диверсификацией, поскольку предполагает не только смену стратегии и организационной структуры предприятия, но смену бизнеса, рынков, потребителей и т.п.

Структура организации есть второй предмет деятельности менеджера.


    1. Персонал

Персонал – это работники организации. Для менеджмента основную роль играют знания, умения и навыки работников, которые позволяют им выполнить соответствующую производственную деятельность. Управление персоналом включает в себя решение четырех задач:

  1. Найм и увольнение работников;

  2. Обучение и аттестацию работников;

  3. Мотивацию и стимулирование работников;

  4. Развитие работников и планирование карьеры.

Персонал есть третий предмет деятельности менеджера.


    1. Функции и предметные области деятельности менеджера

Основные функции менеджера: планирование, организация, мотивация и контроль.

  • Планирование – решение того, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.

  • Организация – создание некой структуры, распределение задач внутри организации путем делегирования полномочий и наделения ответственностью.

  • Мотивация – сообщение другим, в чем состоят их обязанности по выполнению планов организации и отслеживание того, чтобы действия индивида, направленные на выполнение этих обязанностей, приводили к удовлетворению его личных потребностей.

  • Контроль – установление стандартов, измерение того, что было действительно достигнуто, сравнение достигнутого с ожидаемым и корректировка деятельности.


Таким образом, предметами деятельности менеджера являются стратегия, структура, персонал. Это предметы так называемого общего или генерального менеджмента, характерного для верхнего уровня управления организацией. Однако кроме этого выделяется управление самими основными областями деятельности предприятия, такими как: экономика и финансы, производство, маркетинг и сбыт, техническая политика и инновации, логистика, информация, формирование корпоративной культуры.

Это уже предметы так называемого специального или объектного менеджмента.
Тема 2. История управленческой мысли.
Менеджмент – это наука об искусстве управления. Использование понятия искусства в данном определении говорит о том, что эффективное управление – это творческий процесс, требующий определенного таланта и опыта. В то же время, менеджмент признается общественной наукой и может претендовать на свою историю и различные научные школы.

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И, тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.

Необходимо отметить, что развитие менеджмента как науки не прекращается и сегодня.

Школа научного управления

  1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи

  2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения

  3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач

  4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности

Классическая школа управления

  1. Развитие принципов управления

  2. Описание функций управления

  3. Систематизированный подход к управлению всей организации

Школа человеческих отношений

  1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности

  2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом

Школа науки управления

  1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей

  2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в условиях неопределенности



Тема 3. Стратегический менеджмент.
3.1. Понятие стратегического менеджмента

3.1.1. Понятие стратегии. Функции миссии и целей в организации. Стратегическое и ситуативное управление.

В классическом менеджменте под стратегией понимается детальный всесторонне разработанный план, направленный на достижение поставленных перед организацией целей. Разработка стратегических планов существенно различается в зависимости от «уровня» организационной структуры организации. Обычно различают стратегию на корпоративном уровне и стратегию отдельных бизнес-единиц организации (СБЕ).

«Видение» будущего организации включает в себя три важных элемента:

1. Основополагающие ценности организации,

2. Миссия организации,

3. Стратегические долгосрочные цели организации.

Основополагающие ценности организации – это «философия фирмы», т.е. основные ценности и принципы ведения дел, принятые в организации.

Миссия предприятия – есть социально-значимая функция предприятия. Миссия выражает роль организации, связанную с тем, что она удовлетворяет некую общественную потребность. Поскольку организация всегда создается для удовлетворения какой-то общественной потребности, то можно сказать, что миссия организации есть основная общая стратегическая цель организации.

Стратегические долгосрочные цели – это стратегические плановые показатели деятельности, которые должна достичь организация в целом, чтобы реализовать свое корпоративное видение и миссию. Обычно для коммерческой организации различают следующие виды целей, каждый из которых предполагает свою стратегию достижения, свои достоинства и недостатки: прибыль, объем продаж, доля рынка, сбыт товарных единиц, качество, благополучие сотрудников, социальная ответственность.

Стратегические долгосрочные цели предприятия определяются, прежде всего, собственниками организации и ключевыми менеджерами компании, исходя из его миссии и конкретных условий существования предприятия на рынке.

В классическом менеджменте различают ситуационное и стратегическое управление. Ситуационное управление - управление в условиях, когда ситуация управления определяется внешними условиями и полностью не контролируется. Образно можно сказать, что не мы управляем ситуацией, а ситуация управляет нами. Принципы ситуационного управления следующие: принцип реактивности, принцип каузальности, принцип редукционизма.

В отличие от этого стратегическое управление - это управление самими ситуациями или, точнее, созданием самих ситуаций через управление деятельностью. При стратегическом управлении ситуация управления определяется целью, а не внешними условиями. Принципы стратегического управления следующие: принцип активности, принцип саморазвития, принцип иерархичности.

Противопоставление ситуационного и стратегического управления относительно. В реальности имеет место их сочетание с приоритетом стратегического управления.
3.1.2. Общая схема стратегического управления

Общая схема стратегического управления описывает основные этапы принятия решений в управлении долгосрочным развитием организации.

Стратегическое планирование есть первый этап стратегического управления. Стратегическое планирование есть поиск ответов на следующие вопросы:

  1. Где мы находимся? ( Анализ ресурсов предприятия и факторов внешней среды).

  2. Куда мы хотим попасть? (Постановка целей).

  3. Как мы туда попадем? (Разработка стратегии и механизмов ее реализации).

Решение этих проблем предполагает использование различных инструментов анализа.
3.2. Инструменты стратегического планирования

Под инструментами стратегического менеджмента понимаются методы подготовки и принятия управленческих решений, методики прогноза и анализа информации, различные виды матриц, отражающих соотношение экономических и производственных показателей предприятия.
3.2.1. Методы анализа внешней и внутренней среды предприятия
А. PEST-анализ.

PEST-анализ – это метод анализа факторов внешней среды, оказывающих влияние на деятельность предприятия на рынке в долгосрочной перспективе. А именно – политических, социальных, экономических и технологических факторов. Обычно эти факторы называются «факторами дальнего окружения», поскольку их влияние на деятельность предприятия опосредованно или «растянуто» в долгосрочной перспективе. Факторы группируются, а затем топ-менеджеры предприятия определяют экспертным путем степень влияния данных факторов на деятельность предприятия и возможность достижения им стратегических целей.

Б. SWOT- анализ.

SWOT- анализ – широко распространенный метод анализа стратегического положения фирмы, который заключается в анализе факторов внешней и внутренней среды предприятия и нахождении между ними «баланса». Поэтому данный метод иногда называется метод «стратегического баланса».

Суть метода заключается в том, что отдельно определяются факторы внутренней среды предприятия, которые в зависимости от поставленных предварительно стратегических целей разделяются на «сильные стороны», т.е. способствующие достижению стратегических целей компании, и «слабые стороны», т.е. препятствующие достижению таковых. Сильные или слабые стороны предприятия – это фактически те ресурсы, которыми предприятие располагает. Определение сильных и слабых сторон целиком определяются точностью и конкретностью формулировки стратегических целей.

Аналогично анализируются факторы внешней среды, причем для этого можно использовать предварительно проведенный PEST-анализ, дополненный маркетинговым анализом конкурентной среды предприятия и поведения потребителей. Факторы внешней среды «разбиваются» на благоприятные и способствующие достижению целей компании (это «возможности» или «шансы»), и факторы, препятствующие этим целям («угрозы» или «риски»). Точно также определение шансов и рисков целиком определяются точностью и конкретностью формулировки стратегических целей.

На основании проведенного анализа факторов, топ-менеджеры предприятия должны найти «баланс», т.е. взаимосвязь и влияние между факторами внутренней среды предприятии и факторами внешней среды. «Баланс» заключается, во-первых, в том, чтобы использовать сильные стороны предприятия в соответствии с возможностями, которые дает рынок, и «устранить» свои слабые стороны, а во-вторых, в том, чтобы избежать с помощью сильных сторон рисков.

При построении матрицы SWOT применяют метод логико-смыслового моделирования.

В. SNW- анализ.

SNW- анализ – это модификация SWOT-анализа, когда рассматриваются только сильные и слабые стороны компании в сравнении с конкурентами. В некоторых случаях сравнение идет по среднеотраслевым показателям, если таковые удается собрать в результате маркетинговых исследований. SNW-анализ осуществляется путем обобщения экспертных оценок внешних экспертов-консультантов и топ-менеджеров компании.

В каждой строке трафарета необходимо поставить только один крестик: или в колонке S, или в колонке N, или в колонке W. «Крестик» означает выбор одной из альтернативных позиций. Альтернатива (S - «Сильнее и лучше, чем у конкурентов», N – «Такая же, как у конкурентов», «Среднестатистическая в отрасли», W- «Хуже и слабее, чем у конкурентов») – это интегральная и качественная оценка конкретной позиции внутренней среды анализируемого предприятия в данной конкретной ситуации относительно среднерыночного состояния в отрасли.
3.2.2. Портфельные стратегии

Портфельные стратегии применяют для стратегического анализа диверсифицированной компании. Матрица портфеля – это двумерный график, иллюстрирующий стратегические позиции каждого вида деятельности диверсифицированной компании. Матрицы можно строить с использованием любой пары показателей стратегического положения. Всего существуют 46 различных портфельных матриц. Однако для лучшей оценки обычно применяют пары интегрированных показателей.
А. Портфолио-метод.

Портфолио-метод - это метод стратегического планирования развития предприятия, которое имеет несколько стратегических продуктов (причем последние находятся на разных стадиях своего жизненного цикла). Набор стратегических продуктов предприятия называются портфелем фирмы. При этом рассматриваются, во-первых, вся деятельность предприятия, во-вторых, деятельность самостоятельных центров внутри предприятия, называемых стратегическими (деловыми) единицами фирмы.

Портфолио-метод состоит из следующих этапов:

1- этап. Определение стратегических единиц фирмы.

Портфель предприятия составляют различные стратегические единицы фирмы (СЭФ), различающиеся своим стратегическим продуктам, т.е. по гомогенности / гетерогенности групп товаров, видов деятельности, рынков.

2-й этап. Определение привлекательности рынка и позиции предприятия в конкурентной борьбе.

Положение каждой стратегической единицы фирмы определяется по двум параметрам: во-первых, по рыночной привлекательности продукта, во-вторых, по оценке положения предприятия в конкурентной борьбе. Обычно это делается опросом экспертов и заполнения определенной формы. Примеры опросных листов приведены ниже (таблицы 1, 2).

Таблица 1
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие для студентов заочного отделения Специальность «Финансы и кредит» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочного...
Методическое пособие предназначено для обучающихся заочного отделения по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по...

Методическое пособие для студентов заочного отделения Специальность «Финансы и кредит» iconУчебное пособие с методическими указаниями и тестами для текущего...
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 43. 03. 03 Гостиничное дело....

Методическое пособие для студентов заочного отделения Специальность «Финансы и кредит» iconУчебно методическое пособие по выполнению обязательной контрольной...
Учебно – методическое пособие по выполнению обязательной контрольной работы для студентов заочного отделения

Методическое пособие для студентов заочного отделения Специальность «Финансы и кредит» iconМетодическое пособие для студентов третьего курса очного и заочного...
Вопросы к экзамену, практические задания, список источников и литературы для студентов третьего курса очного и заочного отделения...

Методическое пособие для студентов заочного отделения Специальность «Финансы и кредит» iconМетодическое пособие для студентов третьего курса очного и заочного...
Вопросы к экзамену, практические задания, список источников и литературы для студентов третьего курса очного и заочного отделения...

Методическое пособие для студентов заочного отделения Специальность «Финансы и кредит» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы и программа экзамена...
Для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080100. 62 «Экономика» (профиль подготовки «Финансы...

Методическое пособие для студентов заочного отделения Специальность «Финансы и кредит» iconУчебно-методическое пособие для студентов-заочников неязыковых факультетов
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников I-II курсов неязыковых факультетов педагогических вузов. Оно составлено...

Методическое пособие для студентов заочного отделения Специальность «Финансы и кредит» iconУчебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделения...
Учебно-методическое пособие предназначено для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов...

Методическое пособие для студентов заочного отделения Специальность «Финансы и кредит» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 38. 03. 01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»...

Методическое пособие для студентов заочного отделения Специальность «Финансы и кредит» iconУчебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся...
Загладин Н. В, Симония Н. А. История России и мира 11 кл. – М.: Ооо «тид русское слово», 2007

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск