Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям спо технического профиля


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям спо технического профиля
страница1/12
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Договоры > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южно-Уральский многопрофильный колледж»




ИСТОРИЯ
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям СПО

технического профиля

Челябинск

2013

История: Учебно-методическое пособие к дисциплине «История»

Челябинск: ЮУМК, 2013


Составила: Самсонова О.В.

Использованная литература:

Загладин Н.В, Симония Н.А. История России и мира 11 кл. – М.:ООО «ТИД Русское слово», 2007.

Алексашкина Л.Н. Новейшая история. XX-XXI века: 11 кл. - М., 2004.

Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. XX век: 11 кл. - М., 2004.

Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России. - М., 2006.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX - начало XXI в.: 9 кл. - М., 2006.

Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. XX - начало XXI в.: 11 кл. - М., 2005.
Учебно-методическое пособие включает: конспект лекций с вопросами для самопроверки по основным темам данной дисциплины, практические занятия, варианты контрольных работ, экзаменационные вопросы

Предназначено для студентов вечернего отделения.


Рецензент: канд. истор. наук, доцент Челябинского Государственного Педагогического Университета А.Е.Перебейнос

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….5
Раздел I. Модернизационные процессы в мире конца XX в. Россия

в конце XX века…………………………………………………………………………………6

Тема 1. Перестройка. Углубление кризиса советского общества……………………………6

Тема 2. Политический кризис в СССР. Распад СССР………………………………………..10
Раздел II. Страны Европы и США на рубеже XX-XXI в.в………………………………15

Тема 3. Взаимозависимость мира. НТП. Поиски решения глобальных проблем………….15

Тема 4. Рыночная экономика. Противоречия между США и странами Западной

Европы………………………………………………………………………………………….19
Раздел III. Демократические революции в странах Восточной Европы………………22

Тема 5. Падение коммунистических режимов в Венгрии, Чехословакии, Польше. Народное восстание 1989 года в Румынии……………………………………………………22

Тема 6. Договор об объединении Германии 1990 года. Роспуск в 1991 году

организации Варшавского договора и СЭВ…………………………………………………..27
Раздел IV. Модернизационные процессы 1980-1990-х г.г. в США и странах

Европы………………………………………………………………………………………....30

Тема 7. Неконсервативная идеология. Структурная перестройка экономики правительствами М. Тэтчер, Р. Рейгана, Г. Коля…………………………………………….30

Тема 8. Создание единого европейского гражданства. Интеграционные процессы в Северной Америке……………………………………………………………………………...34
Раздел V. Страны Азии Африки и Латинской Америки в конце XX века……………38

Тема 9. Трудности в модернизации развивающихся стран. Особенности в

модернизации Японии, Китая…………………………………………………………………38

Тема 10. Четыре азиатских «тигра». Исламский мир. Модернизационная политика в Латинской Америке…………………………………………………………………………….43
Раздел VI. Россия и мир на пороге веков и в началеXXI века. Россия во второй половине 1990-х г.г……………………………………………………………………………49

Тема 11. Политическое и социально-экономическое развитие России. Война в Чечне…..49

Тема 12. Президентство Б.И.Ельцина…………………………………………………………55
Раздел VII. Россия в начале XXI века………………………………………………………56

Тема 13. Россия в начале XXI века……………………………………………………………56

Тема 14. Основные направления политики Президента РФ В.В.Путина в 2000-2008 гг….60
Раздел VIII. Россия и СНГ. Россия и страны Запада……………………………………..60

Тема 15. «Цветные революции» в странах СНГ. Договор об образовании Союзного государства между Россией и Белоруссией. Учреждение Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)………………………………………………………………………...60

Тема 16. Договор о СНВ-2. Договор о ликвидации ядерного оружия на территории Украины, Белоруссии и Казахстана. Программа НАТО Партнёрство во имя мира……….64
Раздел XIX. Международные отношения начала XXI века……………………………..67

Тема 17. Современные проблемы международных отношений…………………………….67

Тема 18. Организация американских государств (ОАГ), Организация Исламская конференция (ОИК), Лига Арабских государств (ЛАГ), Организация североатлантического договора (НАТО)……………………………………………………...71
Раздел XX. Россия и международная безопасность……………………………………….77

Тема 19. Поддержание стабильных отношений с США и их союзниками.

Расширение возможностей партнерства России с НАТО и Евросоюзом…………………..77
Раздел XXI. Особенности духовной жизни второй половины II века………………….80

Тема 20. Основные направления в развитии зарубежной культуры………………………..80

Тема 21. Духовная жизнь в СССР и РФ………………………………………………………84

Тема 22. Духовная жизнь современной России………………………………………………90
Варианты контрольных работ………………………………………………………………94

Экзаменационные вопросы………………………………………………………………….96

Список литературы для изучения курса………………………………………………..….97

ВВЕДЕНИЕ

История – это 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс наук (исторические науки), изучающих прошлое человечества.

Современная историческая наука как учебная дисциплина состоит из отдельных разделов и отраслей. Она традиционно включает в себя историю России как самостоятельную дисциплину, и историю общества в целом (всеобщая или всемирная история), в рамках которой изучается происхождение человечества, этногенез, а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций. Всеобщая история делится прежде всего на историю первобытного общества, историю древнейших цивилизаций и античную историю, объединенных в историю Древнего мира, а также историю Средних веков, Новую историю и, наконец, историю Новейшего времени, которая включает XX-XXI века. Дисциплина «История» включает в себя изучение последнего периода Всеобщей истории.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI в.в.);

сущность и причины локальных региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX- начале XXI в.в.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

Пособие содержит конспект лекций по основным темам данной дисциплины. Учебно-методическое пособие окажет большую помощь студентам при подготовке к семинарским занятиям и экзаменам, позволяет усвоить логику дисциплины, проверить полученные знания. Вопросы и задания для самопроверки существенно облегчат процесс освоения учебного материала, способствует закреплению полученных навыков.

Количество часов может меняться в зависимости от объема дисциплины, поэтому часть тем может быть вынесена преподавателем студентам для самостоятельного изучения.

Итогом изучения данной дисциплины является контрольная работа и экзамен.

Раздел I. Модернизационные процессы в мире конца XX в. Россия в конце XX века

Тема 1. Перестройка. Углубление кризиса советского общества

План:

1. Предпосылки реформ.

2. «Новое политическое мышление» в международной политике.

3. Реформа политической системы.

4. Экономические реформы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Вопрос 1. Предпосылки реформ.

К середине 80-х годов в социально-экономической системе СССР развились кризисные явления. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80-х годов). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе по мировым показателям резко отставали по продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры.

«Застой» в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45 % средств расходовалось на ВПК), падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях.

В 1965—1985 годы завершилось формирование основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность (коррупция, протекционизм и т. д.). Происходила деградация правящей верхушки общества — номенклатуры, ставшей оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры.

Ю.В. Андропов, занявший после смерти Брежнева (ноябрь 1982 года) пост Генерального секретаря ЦК КПСС, попытался развернуть борьбу с коррупцией, обновить систему за счет ее очищения от «разложившихся» элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова (февраль 1984 года) и вовсе были свернуты.

Тем не менее, необходимость перемен осознавалась руководством страны. Пришедшие в апреле 1985 года к власти «молодые» партийные руководители — М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев и другие сочетали в себе приверженность коммунистической идее и методам управления и стремление к преобразованию социалистического общества.

Обозначился кризис и в социальной сфере. В начале 80-х годов реальные доходы на душу населения (по сравнению с 1966—1970 годами) уменьшились почти в три раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения — СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности.

«Холодная война» нанесла удар по идее «естественных союзников», выдвинув на первый план в США концепцию «империи зла», в СССР — тезис о «кровавом империализме». «Холодная война», сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США, вылились в их соперничество и непрерывную, изматывающую гонку вооружений.

К середине 80-х годов экономическая несостоятельность великодержавных притязаний Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства «третьего мира».

Бессилие советской военной машины демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т. е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике)




Вопрос 2. «Новое политическое мышление» в международной политике.

На XXVII съезде КПСС (1986) была сформулирована концепция создания системы международной безопасности, многие положения которой оказались схожими с системой коллективной безопасности 30-х годов и программой мира, принятой XXIV съездом КПСС в 1971 году. Некоторым коррективам была подвергнута советская политика в Афганистане, где СССР произвел в мае 1986 года замену руководства страны. Новый генеральный секретарь НДПА М. Наджибулла провозгласил курс на национальное примирение, принял новую конституцию, согласно которой был избран в 1987 году президентом Афганистана. Советский Союз стремился укрепить позиции нового руководства, с тем, чтобы впоследствии начать вывод войск из страны.

В октябре 1986 года состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового геополитического курса СССР. М.С. Горбачев предложил Р. Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности, при этом Советский Союз шел на большие уступки, чем США. Хотя инициатива Советского руководства не была поддержана американской стороной, данное заявление имело большой международный резонанс. В 1987 году страны Варшавского договора выработали новую сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности». Наряду с идеями конверсии, реализуемой в СССР, принятие оборонительной доктрины демонстрировало желание СССР добиться реальных сдвигов в процессе разрядки напряженности. Оказывало влияние и стремление снизить военные расходы (минимально 25 % госбюджета СССР).

Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы М. Горбачевым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», вышедшей в 1987 году. По утверждению М. Горбачева, все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступать перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей, в том числе мира. В этом процессе страны-лидеры должны жертвовать своими интересами в пользу малых стран и общих целей мира и разрядки. Для выживания в ядерный век нужна взаимная добрая воля. Одностороннее разоружение не является таковым, так как способствует разрядке напряженности и снижению уровня вооружений у противостоящей стороны, не решавшейся ранее на первый шаг.

На состоявшейся в Вашингтоне третьей встрече президента США Р. Рейгана и М.С. Горбачева 8 декабря 1987 года стороны подписали соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и малой дальности. Вскоре после вашингтонской встречи 15 февраля 1988 года СССР начал вывод войск из Афганистана. Ровно через год, 15 февраля, последний солдат 40-й армии вернулся домой. Война была закончена. Весной 1989 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ о сокращении армии на 500 тыс. человек, а также расходов на оборону на 14,2 %. Вывод советских войск из Афганистана, наряду с возвращением вьетнамских войск из Кампучии, сделал возможным диалог с Китаем. Началось урегулирование спорных территориальных вопросов. В мае — июне 1989 года М.С. Горбачев совершил поездку в Китай, в результате которой СССР пошел на изменение границ по фарватеру пограничных рек.

В декабре 1989 года на Мальте состоялась встреча нового президента США Д. Буша и М.С. Горбачева. Во время переговоров было намечено приступить в ближайшем будущем к 50 % сокращению стратегических наступательных вооружений. Также предусматривалось снижение численности войск в Европе.

В 1990 году М.С. Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Реакция на это в Советском Союзе была двойственной: с одной стороны, в 1989 году закончилась афганская война, опасность нового конфликта также снизилась, с другой — СССР терял свои позиции в мире. Международный авторитет М.С. Горбачева возрастал обратно пропорционально падению престижа Советского Союза.
Вопрос 3. Реформа политической системы.

Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 года и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском пленуме ЦК).

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, 1) в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), 2) в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

Первоначально (начиная с 1985 года) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском пленуме ЦК КПСС 1987 года, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 года) ставилась задача создания новой модели социализма — «социализма с человеческим лицом».

В идеологию «перестройки» были включены либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических прав человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.

Демократизация и гласность стали выражениями новой концепции социализма.

На данном этапе «перестройки» широкое развитие получила гласность, критика «деформаций социализма» в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений. В августе 1990 года были приняты указы Президента СССР М.С. Горбачева о реабилитации жертв политических репрессий 1920-х — 1930-х годов и о возвращении советского гражданства всем, кто был его лишен с 1966 по 1988 годы.

В марте 1990 года была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. В 1989—1991 годы были сформированы основные партийно-политические партии и блоки.

Для определения законодательной политики в стране вновь вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа страны. Съезд формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). Первые альтернативные выборы проходили весной 1989 года. После этого состоялся в мае — июне 1989 года. Первый съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин.

В 1990 году в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 года избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 года прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 года Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Политические преобразования и неоднозначность их оценок в обществе вызвали борьбу вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшуюся все более острой борьбой за власть.

Осенью 1988 года в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло (лидеры А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин и др.), настаивавшее на демонтаже унитарного государства. После весенних выборов 1990 года в местные Советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС — представители движения «Демократическая Россия» (лидер — Е.Т. Гайдар). 1989—1990 годы стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий.

М.С. Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Н.Б. Ельцин был отстранен от руководства Московской парторганизацией. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 года центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.




Вопрос 4. Экономические реформы.

Ключевым в стратегии реформ М.С. Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, научно-технического прогресса, увеличение производства средств производства, развитие социальной сферы. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (закон о госприемке).

Разработкой реформы занимались известные экономисты (Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунин и др.), она осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.

Проект реформы предусматривал:

— расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

— постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего путем развития кооперативного движения;

— отказ от монополии внешней торговли;

— глубокую интеграцию в мировой рынок;

— сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

— признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 году были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 года более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще один миллион — индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация «теневой экономики».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 года было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе. В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовали дотации и производителя (до 80 %), и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не были приняты законы о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т. д.) народное хозяйство страны лишилось и административно-командных рычагов принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988 года происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 года началось общее сокращение производства в промышленности.

Летом 1990 года взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 год, т. е. к концу 12-й пятилетки (1985—1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план (известный как программа «500 дней»), нацеленный на «быстрый прорыв» в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.

Авторами проекта выступила группа ученых-экономистов — академик С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский, Б.Г. Федоров и др. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонопольного законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие, в основном, государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики.

Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы.
Вопросы для самопроверки

 

1.Какие факторы обусловили необходимость перестройки в СССР?

2. Чем можно объяснить половинчатость и непоследовательность курса экономических реформ СССР в 1985-1991 гг.?

3. Покажите эволюцию взглядов М.С. Горбачева на характер политических изменений в обществе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям спо технического профиля iconУчебно методическое пособие по выполнению обязательной контрольной...
Учебно – методическое пособие по выполнению обязательной контрольной работы для студентов заочного отделения

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям спо технического профиля iconУчебно-методическое пособие для студентов-заочников неязыковых факультетов
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников I-II курсов неязыковых факультетов педагогических вузов. Оно составлено...

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям спо технического профиля iconУчебное пособие с методическими указаниями и тестами для текущего...
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 43. 03. 03 Гостиничное дело....

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям спо технического профиля iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов заочного...
Методические указания по выполнению контрольной работы по Социальной статистике предназначены для студентов дневного отделения фго,...

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям спо технического профиля iconИнформатика
Учебное пособие предназначено для студентов гбпоу ио «иттриС» заочного отделения, обучающихся по специальностям тора, тэпс и опут....

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям спо технического профиля iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочного...
Методическое пособие предназначено для обучающихся заочного отделения по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по...

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям спо технического профиля iconУчебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделения...
Учебно-методическое пособие предназначено для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов...

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям спо технического профиля iconУчебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям спо технического профиля iconПравовое обеспечение социальной работы учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие по правовому обеспечению социальной работы для студентов дневного отделения / Е. С. Путилина, М. А. Каплюк;...

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям спо технического профиля iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», и содержит материалы по всем...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск