Реферат на тему: Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли гбоу гимназия №1505 «Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория» Москва-2016 Работу


Скачать 328.3 Kb.
НазваниеРеферат на тему: Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли гбоу гимназия №1505 «Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория» Москва-2016 Работу
страница1/2
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2



РЕФЕРАТ

на тему:

Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли

ГБОУ Гимназия № 1505

«Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория»



Москва-2016

Работу выполнил

ученик 9 «В» класса

Муксунов Кирилл

Научный руководитель:

К.ф.н. М.Н. Гутлин


Содержание

Введение…………………………………………………………………………… ..2

1 Глава. Происхождение украинского национализма по книге Н.И. Ульянова…5

    1. Запорожское казачество…………………………………………………………6

    2. Захват Малороссии казаками…………………………………………………...9

    3. Борьба казачества против установления государственной администрации Малороссии……………………………………………………………………..14

    4. Начало «идеологии»…………………………………………………………....17

  1. Глава. Происхождение украинского национализма по книге О.А. Бузины..19

Заключение………………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………....25

Введение

Темой моей работы является «Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли». В настоящее время это очень актуальная тема: мы наблюдаем, что происходит в стране, находящейся юго-западней от нас, Украине. У многих граждан России в ней есть родственники, друзья, в общем, близкие люди. Но сейчас отношения между братскими странами ухудшаются. И всему причиной украинский национализм, который прорывается наружу, а именно украинский переворот, на который повлияли украинские националисты. И мы видим, к чему все привело: заниженная репутация, огромные долги, инфляция, потеря территорий (Автономная Республика Крым и Севастополь, Донецкая и Луганская Республики), в следствие чего военный конфликт на Юго-Востоке, ну и конечно же формирование украинских националистических организаций и группировок, которые пропагандируют неверную и варварскую информацию, восхваляя настоящих злодеев и преступников. Объектом изучения нашего исследования является украинский национализм. Предметом исследования является происхождение украинского национализма, его истоки. Цель: рассмотреть тему украинского национализма, а именно его истоки по произведениям Николая Ивановича Ульянова и Олеся Алексеевича Бузины, а также дать оценку истокам этого движения.

Задачи:

1. Определить понятие украинского национализма.

2. Определить происхождение и процесс создания украинского национализма.

3. Дать оценку истокам украинского национализма в современной философско-политологической мысли.

4. Определить первых представителей, основателей и националистических лидеров.

Работа будет составлена по работам Олеся Бузины и Николая Ульянова.

Биографическая справка

Николай Иванович Ульянов - российский историк и писатель. Родился 23 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге в Российской Империи. Закончил Петроградский Государственный Университет. У Николая Ивановича очень тяжелая судьба. Он пережил арест и ссылку в ГУЛаг, попал в плен к немцам, сбежал, после чего отыскал свою жену, но вместе с ней был сослан оккупационными войсками на работы в Германию. После всех событий эмигрировал на запад, где и продолжил свои научные исследования. Работа, под названием "Происхождение украинского сепаратизма", которая представляется источником информации к моему реферату, является главным исследованием Николая Ивановича. На написание книги Н.И. Ульянов потратил 15 лет. К сожалению, Николая Ивановича давно нет с нами. Он скончался 7 марта 1985 года.

Олесь Алексеевич Бузина родился в Украине в городе Киеве 13 июля 1969 года. Его отец украинский филолог, служивший в КГБ, вел борьбу с "украинским буржуазным национализмом». Олеся до 16 лет был украинофилом. Но взрослея и знакомясь с произведениями русских классиков, стал имперцем, принимая культурное и высмеивая политическое украинство. Был зачарован Русской Империей. Страшно гордился, что его казацкие предки служили в Ахтынском гусарском полку. Не меньше гордился своими дедами-фронтовиками. Стал русским писателем в Украине. За свои разоблачительные труды о классиках украинской культуры был призван к ответу в суд Союзом писателей Украины. И все суды сумел выиграть. Он не отрекся от своего украинского. Но писал свои книги на русском. В 2015 году 16 апреля был убит недалеко от своего дома. Как утверждают близкие к нему люди, нет сомнений, что это сделали украинские националисты. Он входил в тройку самых главных ненавистников. Они преследовали его, не раз он подвергался их нападкам, вплоть до больницы. В своих произведениях основывался на исторических документах и фактах.


Глава 1

Украинский национализм – общественно-политическое движение, целью которого является создание и развитие отдельного национального государства и защита национальной самобытности украинцев. В книге Николая Ивановича Ульянова используется слово сепаратизм, а не национализм, так как именно нaциональной бaзы не хватало украинской самостийности; сепаратизм является также целью украинского национализма. Другими словами, сепаратизм или отделенчество – стремление отделения или отсоединение части территории государства для создания нового; возможен также переход в другое государство для получения статуса автономии. Украинский сепаратизм начал зарождаться еще в XVII веке, когда казаки, населявшие территорию Малороссии, решили выйти из состава Речи Посполитой. Интересным является тот факт, что желание отделиться на Украине появилось раньше, чем появление национальной идеи, что не поддается ни одной схеме развития сепаратизма. Отделенчество принято подразделять на два разных типа: этнический и религиозный. И опять же, украинский национализм нельзя отнести к этим типам, так как украинцы не обладали никакими внешними, присущей только жителям Украины, и никакой собственной культурой; более того, в казачество входили турки, тaтары, поляки, черкесы, которые являются не православными, то есть отнести украинцев-казаков к защитникам православия нельзя.

Из-за чего же тогда образовались идеи об отделении и независимости Украины? Многие историки считают образование украинского национализма результатом воздействия исключительно внешних сил, и они правы. Ведь действительно, после деятельности aвстро-германцев, а после и немцев в течение первой половины XX века, их финансирование с целью развития идей о независимости мы можем сказать, что они причастны к созданию украинской идеологии. Или действия поляков, которые после потери территорий на юго-востоке не могли смириться и решили, что для России этот край тоже должен стать потерей. Тем более само слово «Украина» впервые стало использоваться поляками. Внедрение «Украины» началось еще при Александре I, когда, ополячив Киев, покрывши весь правобережный юго-запад России густой сетью своих поветовых школ, основав польский университет в Вильно и прибрав к рукам открывшийся в 1804 году Харьковский университет, поляки почувствовали себя хозяевами умственной жизни малороссийского края.

Хорошо известна роль польского кружка в Харьковском университете, в смысле пропаганды малороссийского наречия как литературного языка. Украинскому юношеству внушалась мысль о чуждости общерусского литературного языка, общерусской культуры и, конечно, не забыта была идея нерусского происхождения украинцев.1

Запорожское казачество

Многие считают, что причиной возникновения украинского сепаратизма является национальное угнетение жителей Украины со стороны россиян. Но те, кто согласен, скорее всего не знают, или знaют, но не говорят, о том, что «москалей» уже в период существования украинского сепаратизма на Украине еще не было. Украинский сепаратизм начал зарождаться еще раньше и уже существовал на момент присоединения Гетманщины (в официальных документах – Войско Запорожское) к Российскому государству. И наверное, первым сепаратистом был небезызвестный гетман Богдан Хмельницкий. Зиновий Богдан Михайлович Хмельницкий родился в далеком 1595 году 27 декабря. Точного места рождения нет. Но мы знаем, что он появился на свет на территории современного Чигиринского района. Существуют версии о шляхетском происхождении Богдана. Гетман Войска Запорожского, способный полководец, государственный деятель и настоящий герой для всех украинцев. Нам же он известен как предводитель восстания против Речи Посполитой. Как человек, Богдан Михайлович был не ненадежный. Уже после нескольких дней с момента его поступления в царское подданство, он стал нарушать присягу, вести себя неблагонадежно. Конечно, государю надо было принять какие-то меры, поэтому он посылает в Чигирин, столицу Гетманщины, своих слуг. Но Хмельницкий продолжал своевольничать. До царя также доходили слухи о том, что Хмельницкий состоит в тайном союзе с Карлом Густавом, королем Шведским, главой той страны, которая являлась участником военных событий (1656-1658 гг.). Но никто не знал о том, что помимо закулисного альянса Хмельницкого с Густавом, Богдан Михайлович был подчиненным султана турецкого. Все опять же было в тайне, знали об этом лишь приближенные Хмельницкого. Однако, не только Богдан Михайлович был так настроен. Все казачье руководство действовало так же. Да и запорожцы не хотели быть в послушании у государя, но все же, благодаря настойчивости, запорожцы присягнули царю. С каждым годом Хмельницкий становился все менее благожелательным с царем и его слугами. Но после окончания он совершил преступление, о которым было сказано ранее – заключение о разделе Польши с Карлом Густавом и князем Ракочи; было послано на помощь свыше 10000 казаков! Так что Богдан Михайлович вел себя так, как будто его силой заставляют быть подданным царя, поэтому складывалось ощущение, что он хотел отказаться от присяги. Из всего написанного мы можем сделать вывод, что во время присоединения Гетманщины к Российскому государству существовали группы лиц, принявшие подданство с глубоким нежеланием, но мы никак не можем судить о неких расправах и притеснениях украинцев со стороны «москалей», так как в самом начале существовании Украины в составе России царской администрации не было на этих территориях, и Украина обладала статусом автономии.

Чтобы разобраться во всем, нужно заглянуть в историю днепровского казачества. Именно слово «Украина» обозначалось, как место поселения казаков. Отсюда же всю территорию Малороссии и стали так называть, и отсюда же началось распространение настроений, положивших начало современной самостийности. Не многие понимают роль казаков в формировании украинского националистического движения. И происходит это из-за неверного представления о казачестве, об их основных чертах. У многих из нас казаки ассоциируются с настоящими рыцарями, защитниками своей веры и интересов, который никогда не сдастся. Но сущность казаков была иная.

С давних лет существуют два взгляда на Запорожское Казачество: взгляд на казачество, как на военную организацию наподобие рыцарского ордена, и взгляд на казаков, как на отцов демократического строя. Эти два взгляда существуют и по сей день. Первый имеет польское происхождение. Так впервые это мнение появляется у польского поэта Бартоша Папроцкого. Видя, в каком глубоком кризисе находится его страна, как она задыхается от междоусобиц и всего беспредела, происходившего в тогдашней Польше, Папроцкий находит здoровую среду на востоке, то есть казаков, которые не раз защищали Речь Посполитую от набегов турок и татар. Запорожское казачество можно сравнить со стеной, защищающей Польшу от внешних воздействий с юга-востока. Папроцкий восхищался смелостью казаков. Произведения Бартоша не являлись правдивыми описаниями, а были, скорее, памфлетами. В них заложили такую же тенденцию, что и произведениях Тацита, где развращенному Риму противопоставляется здоровая природа варварского народа. После же появляются сочинения о блестящих подвигах казаков, причем казаки выставляются настоящими героями, которые борются за правосудие. Но тут мы замечаем интересный факт. Большинство казаков, попавших в плен к туркам после боев, носят польские фамилии. И тут выясняется, что все они являются шляхтичами, причем почти у всех позади мрачное прошлое: разорения, преступления. То есть все они ушли в казаки по каким-то причинам, и казачьи подвиги для них - средств восстановления достоинства.  Все это было ради достижения цели, которой являлась реабилитация провинившихся шляхтичей и их амнистия. Такие сочинения, преподносившие казаков-дворян, как доблестных героев, и наделяли чертами рыцарей всех казаков. Потом эта информация популяризировалась и приобрела сторонников. Но эта точка зрения безосновательна. Еще труднее сравнивать Украину с рыцарским орденом. Рыцарский орден всегда боролся за свою религию. Тем временем приписать к казачеству роль защиты православия мы не можем, так как существовало много не православных казаков. Тем более казаки любили сотрудничать больше, чем воевать. Поэтому они вели диалог и мусульманами, и с католиками, и яркий пример тому – Богдан Хмельницкий. Некоторые называли казачество пародией на средневековое общество, а самих казаков безбожными людьми (Адам Кисель).

Вернемся к демократической легенде. Над ней постарались русско-украинские поэты, публицисты и историки XIX века. Они были воспитаны на демократических идеалах западной Европы и видели в казаках черты простых людей, избавившихся от изневаги панов, которые унесли с собой свои обычаи. Такой взгляд на казачество поддержали в эпоху народничества. Даже Советский Союз подхватил эту идею ради пропаганды, потому что по теории Голобуцкого казаки выставляются пионерами земледелия. Хотели даже сравнить казачество с «коммуной». Мы не можем утверждать, что тогда там царил политический режим, схожий с демократическим, так как казакам именно государственного начала и не хватало. Они воспитались в условиях, отрицающих государство. Они относились к своему войсковому строю неуважительно. Сам Богдан Хмельницкий терпел немало от казаков своевольства. 

Для казаков гетманский авторитет безразличен, а самих гетманов убивали без угрызения совести. Поэтому желание стать гетманом у казаков было невелико. Зато любили казаки делить добычу, то есть имущество убитых гетманов. Если такое происходило во времена Гетманщины, когда совершались попытки казачеством создания чего-то наподобие государственного управления, то что могло быть в более ранние годы? Казаки не признавали и не хотели иметь над собой власти («Казачество никогда никакой власти и начальства над собой иметь не хочет»- И. С. Мазепа) и могли с легкостью свергнуть главнокомандующих, могли сделать это по своему желанию, а в частых случаях – на нетрезвую голову. Так называемая «демократия» казаков по правде являлась охлократией. А объяснения всему этому надо искать на востоке, а не на западе, как некоторые могли подумать. Запорожское казачество давно поставлено в прямую генетическую связь с хищными печенегами, половцами и татарами, бушевавшими в южных степях на протяжении чуть не всей русской истории.2 Они осели в Приднестровье, со временем христианизировались, и обрусев, возложили начало южнор3усскому казачеству (мнение Костомарова). 

 Между степным миром кочевников и русской средой не существовало давние времена такой ясно видимой границы, которая сразу приходит к нам в голову. На всем этом пространстве, где царят «лес и степь», часто происходили перемещения: печенеги и другие кочевники селились на русских территориях, а тем временем русские большими группами передвигались к тюркским кочевникам и жили там, после чего происходили смешения культур и народов. Позже уже стали создаваться боевые общины, в составе которых наблюдались как русские, так и другие представители из кочевых племен. По мнению историка Голубовского, само слово «казак» было половецким, и означало оно стражник.

Некоторые исследователи ищут отпечатки казачества во временах скифов и в сарматов, когда на юге проживали ватаги, живущие благодаря только грабежам. Степь была пропитана разбоями, грабежами и вольностью. Но наиболее яркий след оставили татары. В казацкой терминологии существует множество заимствованных тюрко-татарских слов, таких как «чабан» или «атаман». Так как казаки проживали на территории, расположенной рядом с крымскими татарами, то мы можем понять, как эти слова попали в казацкую речь. Но есть еще один факт – основным источником являлись татарские казаки, о существовании которых упоминается неоднократно (например письмо хана Менгли Гирея Ивану III). Татарские казаки, так же как русские, не признавали над собой власти ни одного из соседних государей, хотя часто поступали к ним на службу.2 Отряды казаков-татар были у Крымского хана и даже на службе у Москвы. Однако, не смотря на все это татарские казаки были некой самостоятельной организацией и не зависели ни от кого в плане военных, бытовых и экономических отношений.

Украинские казаки – ученики татарского казачества, заимствовавшие у них все: от слов до обычаев. Но конечно разница была – татары вели себя намного уважительнее со своими единоплеменниками. А какими были украинские казаки? Они представляли собой гулящих, нетрудовых людей, ведущих разбойный образ жизни. Казачество было сформировано враждебной средой, находящейся на протяжении столетий в состоянии войны с южнорусской культурой. Легенда, которая утверждает казаков, как защитников славян от турецко-татарских набегов, то эта мысль уже низложена благодаря историческим документам и работам историков-исследователей. А казацкая служба на границах славянских территорий была начата по инициативе поляков, а не самих казаков. И для историков этот вопрос давно известен.


Захват Малороссии казаками

Сейчас мы уже точно поняли, что казачество обладало хищной природой. А с чего все начиналось? А начиналось все с захвата огромной территории небольшой группой казаков. Казаки всегда хотели, чтобы хоть какое-то государство досталось им в кормление. Им очень приглянулись земли Молдаво-Валахии, вследствие чего казаки не раз пытались захватить их. Были и успехи, и неудачи – казаки пытались захватить эти территории, не взирая ни на что, на протяжении столетия. Но судьба даровала казакам землю более внушительных размеров – Украину. Причиной такого успеха является крестьянская война, последствиями которой является падение крепостного права и польского главенства.

В середине XI века случается важное для нашей работы событие - введение «реестра». То есть, польские верхи набирали к себе казаков для защиты территорий от набегов со стороны татар. Такие, реестровые казаки были ограничены количеством (6000 человек), были подчиненными польского коронного гетмана и получили в качестве войскового и административного центра город Терехтемиров. Реестровые казаки наделялись особыми правами и льготами: избавлялись от налогов, получали жалованье, имели собственный суд, свое выборное управление.4 Но когда польское главенство поставила определенную группу казаков в привилегированное положение, тогда поляки наложили запрет на всякие другие группы казаков, видя в них развитие вредного для правительства Польши элемента. Тогда началась вражда между реестровыми казаками и холопами, так называемый антагонизм. Холопов с неприязнью называли «чернью», относились к ним с презрительностью. Холопами называли тех, кто бежал из под панского гнета и не смог преодолеть своей крестьянской природы и усвоить замашки казаков, их мораль. Во многих случаях холопский элемент разлагался: некоторые погибали, некоторые шли работниками на хутор. Взаимоотношения между реестровыми и нереестровыми, несмотря на некоторые разногласия, никогда не выражались в форме классовых или сословных раздоров. Сечь для них для всех являлась родиной и символом единства.

Реестровая реформа не была радостно встречена в низших слоях, а также воодушевила всю степную вольницу - попасть в реестровую группу и стать настоящим «лыцарем» стало мечтой каждого молодого запорожца. Тем самым реестр сильно повлиял на казаков и сыграл большую роль в зарождении понимания своей сущности

Вчерашние разбойники, сделавшиеся войском короля, призванные защищать границы Речи Посполитой, загорелись желанием иметь почетное место среди панов. Тогда же и начала формироваться идеология, которая в будущем сыграет одну из важных ролей в истории Малороссии. И заключается она в сближении пониманий слов «казак» со словом «шляхтич». Шляхтич владел землей и крестьянами, потому что имел за плечами воинскую службу во благо государства. Но ведь казаки тоже воины и тоже служат на пользу Польше, так почему же казакам не быть помещиками, тем более что они некоторые из шляхтичей шли в казаки и жили рядом? К королю приходили петиции от казаков, в которых рассказывалось о стремлениях казаков. В общем, казачество в те времена действительно было чем-то похоже на шляхту: казаки скапливали богатства, обзаводились территориями и лакеями. Реестровые казаки начинают учится, узнавать для себе что-то новое. Например, казаки начинают учить латынь, дабы разговаривать со знатью, обучают своих детей премудростям панов.

Вскоре, после обращений аристократичных казаков со своими просьбами, польскому панству это надоедает и они слышать этого больше не хотят.

Читателям будет сложно понять истинный смысл казачьих бунтов XVI-XVII веков, потому что украинская националистическая и советская марксистская историографии приложили усилия, чтобы затуманить картину восстаний тех времен. Национально-освободительными движениями те мятежи не назовешь: национальной идеи Украины тогда еще не существовало. Так и антифеодальными тоже назвать их не хочется. Крестьяне были просто не способны терпеть гнет крепостного невольничества. В Польше помещики зверски обходились со своими слугами. Нигде в мире не было более бесчеловечного отношения к собственным крестьянам, чем в Речи Посполитой, так утверждал еще иезуит Скарга. Крестьянство бунтовало из-за гнета налогов. Но при этом мужики являлись орудием в руках реестровых казаков. Это было выгодно для казаков. Крестьяне участвовали в самых ранних казачьих восстаниях. Но механизм и управление восстаниями находились неизменно в казачьих руках, и казаки добивались не уничтожения крепостного порядка, но старались правдами и неправдами втереться в феодальное сословие. Не о свободе шла тут речь, а о привилегиях. То был союз крестьянства со своими потенциальными поработителями, которым удалось с течением времени прибрать его к рукам, заступив место польских панов.5

Все равно, когда-нибудь казаки были бы раздавлены польской государственностью или смирились с особым воинским положением своего сословия. Но в 1648 году произошло восстание, давшее казакам такие возможности, о которых они могли только мечтать. У крестьян было численное превосходство, и поэтому поляки боялись выступлений мужиков. Когда вспыхнули восстания Богдана Хмельницкого, все мужики потянулись к нему со всех сторон. Хмельницкий собрал такое войско, которое, наверное, ему и не снилось. Это и стало в последствие залогом успеха. Большая часть казацкого войска разбилась на так называемые загоны и расходились по всему краю. Войско Хмельницкого наносило удар за ударом по Речи Посполитой, поляки не успевали опомниться. Панскую власть на Украине смело, будто прошелся ураган. После таких успехов все было в руках у Хмельницкого. Он мог сделать все, что пожелает. Но вдруг Богдан Михайлович принимает сторону поляков. Он не только не пошел на Варшаву и не разрушил Польши, но придумал обманный для своего войска маневр,  двинувшись на Львов и потом долго осаждая без всякой надобности Замостье, не позволяя его в то же время взять. Он вступил в переговоры с поляками насчет избрания короля, послал на сейм своих представителей, дал торжественное обещание повиноваться приказам нового главы государства и в самом деле прекратил войну и отступил к Киеву по первому требованию Яна Казимира.6 Никто не ожидал этого от Хмельницкого. После чего он делает заявление о том, что не хочет делать ничего дурного против их греческой религии и слуг. Мужики возвращались в прежнее состояние. Измены продолжались и после. В 1649 году казаки разбили армию короля. Богдан Хмельницкий не допустил пленения короля и заключил с ним договор, по которому Украина считалась польской, причем проблема крепостничества не была затронута. Но Хмельницкий извлек выгоду для казачества. Но договору не было суждено вступить в силу. Крестьяне не могли смириться с положениями казаков. Они с презрением встречали панов, за что было жестоко наказаны. Главным палачом стал сам Хмельницкий, что опустило его авторитет и раскрыло глаза его действительность. Что бы вернуть былое влияние, Хмельницкому опять пришлось возглавить очередное войско в 1652 году, которое опять собралось отразить польское нашествие на Малороссию. Именно это огромное поражение является итогом антагонизма между казачеством и крестьянством.

Так почему же вскоре Украина вошла в состав Российского государства? По данным выше приведенных фактов мы можем сказать, что Хмельницкому Польша была по душе. Что же тогда произошло? Для Москвы Украина не была пределом мечтаний. Россия знала, что просто так взять этот край у Польши нельзя. Да и никто из соседей Польши не претендовал на территории Сечи. Все дело было в самой Украине, а не в соседях. Тогда там существовали идеи смене подданств. Жили эти идеи в простом народе, который попросту был неопытен в политических и общественных вопросах. Большинством являлись ремесленники и торговцы, у которых была огромная ненависть к панской власти. А руководство, как уже было сказано ранее, было под управлением казацкой аристократии. Казаки об отделении от Польши даже не подумывали, а скорее, месяцами мечтали получить панство. Но политика казачества состояла в основном из предательств, исходя из фактов, приведенных выше. И как ни странно, для народа, чьи правители только и делают, что совершают измены, единственным и лучшим вариантом было подданство Москве. Казацкая аристократия была недовольна, так как запорожцы опять сбивают весь казацкий план. Но народ было не остановить. Тут было два варианта: остаться в составе Речи Посполитой и всеми способами удерживать Украину, или довериться желанию народа, при этом удерживая власть над ним. Второй вариант был более рискованным, однако аристократы-казаки не хотели опять идти против запорожцев. Был выбран именно этот вариант. Конечно, были противники, но они поняли, что большинство поддерживает воссоединение с царем, приняли их сторону, точнее сторону Хмельницкого с его хитрым планом. Хмельницкий и все его подданные – полонофилы, в московское подданство не хотели. Хмельницкого пугала неизвестность. Что будет с казачеством под новым правительством? Могло произойти все что угодно. Тут появилась идея о вхождении Украины в состав Турции, которая стала популярна среди казацких старшин. Турки обещали украинцам бесконтрольную власть казакам на всей территории Украины. В 1653 году Иван Выговский доложил царским послам о тайной раде, где обсуждалось подданство туркам. Тогда и доложил Выговский, то что почти все старшины проголосовали за, но Иван Евстафьевич и Антон Жданович не были согласны. Они хотели служим великому царю русскому, а не турку. Правда ли это – нам это неизвестно. Однако, возможность похожего тайного собрания есть. Выговский таким образом привлекал внимание московских послов. Не на смотря на поддержку идеи вхождения Украины в Османскую империю, запорожцы сделалаи свой выбор. Казацкое правительство очень нервничало. Они хотели получить документы от московских послов, которые могли гарантировать вольности казаков. Но то, что активно казаки просили у царя, могло быть получено только благодаря пожалованиям со стороны царя. В 1654 году состоялось принятие присяги малороссийским народом и казачеством царю российскому в городе Переяславле.

После принятия подданства царь оказался добр к своим новым подданным. Почти все их прихоти были исполнены. Было разрешено жителям городов украины использование Магдебургского права, духовенство получило земельные пожалования, к тому за ними сохранились прежних владения и права, оставшиеся шляхтичам подтвердили их старинные привилегии. Реестр для казаков был сохранен и увеличился до огромной цифры (60 000 человек), все старое устройство тоже было сохранено. Царское правительство дало широкие возможности почти всем из сословий хлопотать об установлении наилучших для себя условий и порядков, кроме крестьянства.

Крестьяне в момент присоединения к России не были выдвинуты, как сословие, и их пожелания не были сформулированы. Они отождествляли себя с казаками, наивно думая, что этого хватит, чтобы не числиться простолюдинами. Для мужиков числиться в казацком сословии было тем же самым, что быть вольным человеком. Российскому правительству тогда было нелегко разобраться в обстановке.

Раньше казачество было инородным для украинских территорий. Они управлялись поляками. Но теперь, когда власть Польши на Украине пала, казаки могли внедрять свою власть и свои обычаи. Казаки начали овладевать важными постами в ополчении народа, придавая ему свое казацкое устройство. Потому казацкие чины  являлись властью населения определенных мест Малороссии, где располагались их отряды. И над всем находился гетман Войска Запорожского с войсковой канцелярией, генеральным писарем, обозным, войсковым судьей и прочей запорожской старшиной.7 Эта система теперь работала на территории всей тогдашней Украины.

Борьба казачества против установления государственной администрации Малороссии

После присоединения Малороссии российские начальники должны были встать на место польских воевод. Но у российского правительства так и не получилось это сделать даже до смерти Богдана Михайловича. Большая часть внимания России была сконцентрирована на военных действиях с Польшей, причиной которых являлось присоединение Малороссии. Оно поддалось на уговоры Богдана, просившего повременить как с описью на предмет обложения, так и с присылкой воевод, ссылаясь на военное время, на постоянное пребывание казачества в походах, на незаконченность реестрования.8 На протяжении трех лет Москва сторонилась от исполнения своих прав. В это время гетман вместе со старшиной вели себя, как полноценные хозяева: он собирал налоги, издавали указы. Казачьи учреждения присвоили себе характер ведомств верховной власти. Появись московские воеводы в Малороссии сразу же после переяславской присяги, у казаков не было бы повода для такого эксперимента. Теперь они проделали его удачно и, окрыленные успехом, сделались смелыми и наглыми. Когда правительство в 1657 г. решительно подняло вопрос о введении воевод и взимании налогов, Хмельницкий отказался от собственных слов в Переяславле и от речей своих посланных в Москве. Оказалось, что «и в мысли у него не было, чтоб царское величество в больших городах, в Чернигове, в Переяславле, в Нежине, велел быти своего царского величества воеводам, а доходы бы, сбирая, отдавати царского величества воеводам… Будучи он, гетман, на трактатех царского величества с ближним боярином… Василием Васильевичем Бутурлиным с товарыши, только домолвили, что быти воеводам в одном городе Киеве…9

После смерти Богдана Михайловича начинают вспыхивать конфликт, который не произошел при Хмельницком. Он разгорелся при Иване Выговском, следующем гетмане, и начал цепочку измен гетманов и нарушений клятв. В лице Ивана Евстафьевича старшина стала открыто противодействовать вводу администрации царя и, таким образом, нарушили суверенные права Москвы. «Воеводский» вопрос приобрел исключительное политическое значение. Строго говоря, он был причиной всех смут, заполнивших вторую половину XVII века.10 Воеводы стали страшным сном для казачьей старшины. Воеводами пугали весь народ. Их делали в глазах народа жестокими людьми. Такими рассказами создавался образ москвичей, еще до того, как они появились на Украине.

Во второй половине XII века появлялись жалобы на насильственные действия со стороны москвичей. Но поиск настоящих основ был напрасен. Ссылок на определенные факты не было, претензии выражались в совместной форме, всегда выражение жалоб исходило от старшины. В большинстве случаев все было предъявлено в устном виде на шумных собраниях, во время избрания гетмана или во время объяснения казачьих измен.

Охарактеризовать Москву, как образец добродетели, мы не можем. Однако, в отличие от других колонизаторов, таких англичане и португальцы, россияне не применяли жестких методов во время присоединения новых земель. Тем более, россияне и малороссы были единокровными народами, с общей верой, и присоединение к России было исключительно добровольным решением украинцев. В Москве наблюдали за чиновниками, которые попали в Малороссию, не вызывали недовольства среди местных жителей. Когда стольник Кикин, в середине 60-х годов, обнаружил, что в списках податного населения попадаются казаки, занесенные туда по небрежности или по злой воле царских писцов,— оным писцам учинено было строгое наказание. После измен гетманов Выговского, Юрия Хмельницкого, Брюховецкого, после бесчисленных переходов казаков от Москвы к Польше, от Польши к Москве, когда самые корректные люди не в силах были сдерживать своего раздражения на такое непостоянство, некоторые русские воеводы в прилегающих к Украине городах взяли привычку называть приезжавших к ним для торга малороссов изменниками.11 Когда эта информация дошла до Москвы, на имена воевод были отосланы указы с предупреждениями, что за подобное будут наказывать.

При таких строгостях и при таком уважении к дарованным им правам, казаки имели возможность мирным, лояльным путем добиваться устранения воеводских злоупотреблений, если бы таковые были. Но злоупотреблений было меньше, чем разговоров о них. Московская администрация на Украине, не успев появиться и пустить корни, была форменным образом вытеснена оттуда. Не она нарушала дарованные украинцам права и привилегии, а казачество постоянно нарушало верховные права Москвы, принятые и скрепленные присягой в Переяславле.12

Впервые российские войска были введены на территорию Малороссии при гетмане Выговском в 1657 году, и они играли роль гарнизонов. Им не предоставлялись никакие административные права. Они были нужны просто для сдерживания владений царя. Жителям все объяснили, эта задача была выполнена стольником Кикиным. Ввод войска был положительно принят мужиками, бедными казаками, мещанами, однако, вызвал враждебную реакцию у гетмана и казачества. У гетмана появлялась злобная опасливость. После им сообщилось, что Москва больше не будет выплачивать казакам жалованье, так как в течение продолжительного времени Малороссия не платила никаких налогов. Были известны слухи у недовольстве среди простых людей, следовательно Кикин сообщил, что все сборе идут в казну гетмана. А не царя, и тратятся исключительно малороссийской властью. Это увеличило напряженность еще. Гетман Выговский был не доволен. Мы уже знаем, что Москва, согласившись на просьбу Богдана платить жалованье казакам, связывала этот вопрос с податным обложением; она хотела, чтобы жалованье шло из сумм малороссийских сборов.

Ни Хмельницкий, ни его посланные Самойло Богданов и Павел Тетеря никаких возражений по этому поводу не делали, да и трудно представить себе какие-либо возражения, но содержавшая пункт о жаловании челобитная Богдана, которую он посылал в Москву в марте 1654 г., оказалась утаенной от всего казачества, даже от старшины. Лишь несколько лиц, в том числе войсковой писарь Выговский, знали об изложенных там просьбах.13 

Выговский видел для себя опасность в пребываний царских войск в крае. Вскоре после всего этого он предал царя и перешел в подданство Мегмет Гирею. За ним двинулись казаки. Выяснилось, однако, что далеко не все Войско Запорожское последовало за Выговским, многие остались верны Москве и, выбрав себе нового гетмана Беспалого, начали войну с Выговским. 14

Предательство Ивана Евстафьевича показала Москве тот антагонизм, существовавший между казаками и крестьянами. Также они узнали, что многие из казаков не являются таковыми, а есть обычные крестьяне, которые были объектами притеснения матерых казаков.

После многочисленных событий в Малороссии, Москва продолжила ввод воевод.

Почему же Россия позволила поработить малороссов группой ослушников? А все потому, что Российское государство было еще слабым после Смуты.

Начало «идеологии»

Часто, когда происходят перемены в судьбах народов, которые решают многое, люди знают, за что борются. Так же, в XII веке в Малороссии, простые люди знали свои цели. А вот руководители восстаний следовали свои личным желаниям, старались везде заполучить выгоду. В XII веке начинает вырабатываться то, что потом будут навязывать народу Малороссии, как форму национального чувства.

Все, что началось зарождаться тогда, нельзя назвать идеологией. Тут, скорее подойдет слово «психология» А скорее, этим являлись сочетания настроев, созданных пропагандой. Складывался он постепенно, в практике борьбы за власть и за богатства страны. 15

Первым поводом являлся случай, произошедший в 1656 году в городе Вильна. Там проходило мирное совещание с поляками. Богданом Михайловичем были посланы представители, чтобы все подумали, что Хмельницкий является главой независимой страны, а не подданником царя. Это действие вызвало реакцию с обеих сторон. Российские политики обязаны были напомнить казакам об их подданстве. Посланники Хмельницкого уехали, но пустили слух по всему краю, что царь московский хочет занять престол Яна Казимира после его смерти, но при условии перехода Украины обратно в состав Речи Посполитой. Активно начали припоминать этот слух тогда, когда после Андрусовского перемирия правобережная Украина отошла Польше, исключая Киев. А за ней после и киев перешел к Польше. Но всей Украине была распространена ложная информация.

Вторым поводом к антирусской пропаганде были небезызвестные воеводы. Эти легенды имели такие источники, как указы гетманов во время объяснения причин измен перед народом. В разных универсалах И. Выговского, Ю. Хмельницкого и И. Брюховецкого россияне выставлялись варварами, злоумышленниками и врагами православия.

Высшее духовенство Малороссии было на стороне гетманов-мятежников. Однако у епископа были некоторые западные католические замашки. «Князь Церкви» — таков был идеал украинского архиерея.16 Поэтому украинское духовенство боялось ограничений, и они стали оппонентами подданства царю. Россиян называли отступниками от православия.

Также, после вхождения Малороссии в состав России, Польша начала активно агитировать, выдумывать истории, пускать слухи, пропагандировать антирусскую политику, как и ранее. Отсюда и все шутки, слухи, произведения, которые используются украинскими националистами в качестве аргументов. Все выдумано поляками, и когда то использовалось в качестве пропаганды. И конечно, она подействовала. Малороссы, выросшие на ужасных рассказах о россиянах, стали русофобами.

Проблема в том, то что многие из казаков ко всему еще являлись полонофилами и они становились «рассадниками антирусской пропаганды на Украине». Все, когда-либо сказанное гетманами, является ложью. И стремления создать независимую страну у них не было.

  1   2

Похожие:

Реферат на тему: Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли гбоу гимназия №1505 «Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория» Москва-2016 Работу iconДиплом по психологии Коммуникативная компетентность подростков при виртуальном общении
Гбоу города Москвы Гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория»

Реферат на тему: Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли гбоу гимназия №1505 «Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория» Москва-2016 Работу iconТехническое задание на ремонт фасада мбоу гимназия «Лаборатория Салахова»...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «Лаборатория Салахова» (далее по тексту мбоу гимназия «Лаборатория...

Реферат на тему: Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли гбоу гимназия №1505 «Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория» Москва-2016 Работу iconТ. В. Покачалова протокол №6 от 17. 04. 2013г
Мбноу «Гимназия №17» (далее Гимназия) в качестве приложения №2 к положению об оплате труда работников муниципального бюджетного нетипового...

Реферат на тему: Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли гбоу гимназия №1505 «Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория» Москва-2016 Работу iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №2»
Программа развития моу «Гимназия №2» г. Саратова «Гимназия XXI века: развитие, наука, творчество, успешность» на 2017-2021 годы

Реферат на тему: Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли гбоу гимназия №1505 «Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория» Москва-2016 Работу iconРегистрации электронных заявлений о приеме детей на обучение в образовательные...
Москвы, реализующие общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования от 14. 10. 2013,...

Реферат на тему: Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли гбоу гимназия №1505 «Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория» Москва-2016 Работу iconРассмотрено на заседании педсовета
Правила внутреннего распорядка для обучающихся моу «Гимназия №21» (далее Правила) разработаны на основе Закона РФ №273-фз «Об образовании...

Реферат на тему: Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли гбоу гимназия №1505 «Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория» Москва-2016 Работу iconОбразовательной программы мбоу «Гимназия №3» города Рубцовска Алтайского края Наименование
Образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №3»

Реферат на тему: Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли гбоу гимназия №1505 «Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория» Москва-2016 Работу iconЛг мбоу «Гимназия №6» Лангепас 2012 Содержание лг мбоу «Гимназия №6» 1 1
Технология формирования положительного имиджа муниципального образовательного учреждения

Реферат на тему: Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли гбоу гимназия №1505 «Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория» Москва-2016 Работу icon«Гимназия №34»
Экспертная комиссия, созданная на основании решения Педагогического совета и утвержденная приказом директора мбоу «Гимназия №34»...

Реферат на тему: Оценка истоков украинского национализма в современной философско-политологической мысли гбоу гимназия №1505 «Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория» Москва-2016 Работу iconУстав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №46» города Кирова (далее Гимназия) является муниципальной гражданской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск