Скачать 1.9 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева» Новомосковский институт (филиал) Сборник нормативных документов по организации воспитательной работы в Новомосковском институте РХТУ им. Д.И. Менделеева Новомосковск 2013 УДК 378 ББК 74.58 С 232 Печатается по решению Ученого Совета НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева от 28 февраля 2013 г. Протокол № 7 Составители: Леонов В.Т., Зиновьева Т.А., Семенова А.Ю., Соломатина Ю.А. С 232 Сборник документов по организации воспитательной работы в Новомосковском институте РХТУ им. Д.И. Менделеева / ФГБОУ РХТУ им. Д.И. Менделеева, Новомосковский ин-т (филиал); Сост.: В.Т. Леонов, Т.А. Зиновьева, А.Ю. Семенова Ю.А. Соломатина, Новомосковск, 2013. – 146 с. В сборнике приведены существующие в Новомосковском институте Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева нормативные документы, регламентирующие организацию воспитательной работы. УДК 378 ББК 74.58 © ФГБОУ ВПО Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Новомосковский институт (филиал), 2013 Содержание
I Нормативные документы, регулирующие управление воспитательной системой НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева 1.1. Структура организации воспитательной работы в НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева 1.2. Концепция Новомосковского института Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева «Основные направления воспитательной деятельности на 2010-2015 гг» Введение Основой настоящего документа являются концепции, программы воспитательной работы в Уральском государственном техническом университете, Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского, Российском государственном Университете нефти и газа им. И.М. Губкина, Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого, разработки отечественных ученых и практиков (Е.В. Бондаревская, Р.А. Валеева, И.А. Зимняя, М.З. Ильчиков, В.Т. Лисовский, Б.А. Смирнов, В.Д. Шадриков, Ю.Г. Фокин и др.), рекомендации Минобрнауки РФ по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования (2002г.), другие документы министерства и его структурных подразделений, концепция развития студенческого самоуправления в РФ (2005г.), Интернет-материалы по вопросам обучения и воспитания студентов и др. Систематизирован и проанализирован опыт и проблемы воспитания студентов в Новомосковском институте РХТУ им. Д.И. Менделеева. Проект документа подготовлен Центром развития воспитательной деятельности и зам.директора по воспитательной работе НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева. 1. Ценностные ориентиры воспитательной деятельности 1.1. Будь патриотом, служи России! Главным в идеологии воспитания студентов НИ РХТУ является идея единства России и возвышения ее роли в мире, выбора своего российского пути развития. Институт видит свою задачу в воспитании студента как гражданина и патриота вуза, города, России. Это - фундаментальная задача, решению которой должны быть подчинены содержание и деятельность всей системы воспитания в институте. 1.2. Карьера начинается в вузе! Учись мыслить, готовься стать профессионалом! Институт ставит задачу подготовки не только специалистов, востребованных рыночной экономикой, но и политической, духовной культурной элиты России. Необходимо внушить студентам, что в большинстве сфер деятельности сегодня требуются профессионалы. В то же время конкурентоспособность выпускников НИ РХТУ должна проявляться не только в качестве знаний, профессионализме, но и в высоких моральных принципах. Нравственность - залог профессионального жизненного успеха. 1.3. Будь уверен в своих силах! Воспитывай характер! Следует помогать студенту в реализации его лучших качеств: стремлении занять достойное место в обществе, желании действовать, дерзать. Быть стойкими в испытаниях, готовыми пережить трудности, уметь постоять за себя. 2. Принципы воспитательной деятельности 2.1. Принцип гуманизации Основан на признании личности студента, уважении ее уникальности и своеобразия, защите и охране достоинств и прав. Формировании потребности к здоровому образу жизни, приобщении молодых людей к ценностям отечественной и мировой культуры в условиях открытых границ общества. 2.2. Принцип профессиональной направленности Учитывает формирование ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, содействие в развитии их профессиональных склонностей, специальных способностей. 2.3. Принцип воспитывающего обучения Предполагает использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин в целях личностного развития студентов. Формирование положительной мотивации к самообразованию, саморазвитию, ориентация на творческую внеучебную деятельность. 2.4. Принцип демократизации Предполагает равноправие и социальное партнерство субъектов воспитательной деятельности, наличие и функционирование механизма студенческого самоуправления, его взаимодействия с административно-управленческими структурами института. 2.5. Принцип добровольности Предоставляет студенту право выбора равноправных форм участия во внеурочной научно-исследовательской и творческой деятельности. 2.6. Принцип стимулирования Построен на моральном и материальном поощрении студентов за их успехи в учебной, научной, творческой, спортивной, общественной и других видах деятельности. 3. Цель воспитательной деятельности Цель воспитательной деятельности со студентами института состоит в том, чтобы сформировать жизнеспособную, социально-устойчивую личность, готовую в новых социально-экономических условиях вносить ощутимый вклад в укрепление могущества России, преобразование российского общества, способную самосовершенствоваться и реализоваться в общении с другими людьми. Жизнеспособность - это наличие у человека таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в жестких условиях социальной среды, но и жить, развиваться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное, чем он сам. Воспитание - направляемый, регулируемый процесс формирования личности, требующий определенных усилий института по поддержанию желательных тенденций в развитии личности. Система воспитания должна противодействовать негативным процессам в студенческой среде и смягчать их. Институт берет на себя ответственность за студента. Воздействие воспитателей не задевает человеческого достоинства и прав личности воспитуемых. Студенты несут ответственность за вуз (своими знаниями), организацию всей студенческой жизни, сохранность материальных ценностей, которые находятся в их распоряжении, за обеспечение порядка в целом. Институт предъявляет к студенту конкретные требования, устанавливает правила, соблюдение которых он контролирует. Успехи воспитательного процесса зависят, прежде всего, от активной творческой деятельности преподавателей, двусторонних связей воспитателя (преподавателя) и воспитуемого (студента) на основе гуманистической педагогики. Воспитание студентов института осуществляется в процессе обучения и во внеучебное время. Это разделение носит условный характер, так как эффективное воспитание может быть только во взаимосвязи учебных занятий, самостоятельной работы студентов, системы внеаудиторных мероприятий в течение учебного года, всех лет обучения. Важным является учет оправдавшего себя опыта воспитания молодежи, студенчества в прошлом, сохранение в определенной степени преемственности между поколениями, как условие успешного развития российского общества. Институт активно использует воспитательные возможности сотрудничества с областным Департаментом образования, областным Департаментом по спорту, туризму и молодежной политике, городским комитетом по молодежной политике, творческими организациями и т.п. 4. Стратегия воспитательной деятельности 4.1. Умственное воспитание Основным воспитательным ресурсом института является учебный процесс. Его главным субъектом выступает преподаватель, который должен в полной мере раскрыть и использовать тот воспитательный потенциал, который заложен в процессе обучения, общения со студентами. Осуществлять подготовку специалистов на основе глубоких фундаментальных знаний. Основной критерий эффективности обучения и воспитания студентов института -фундаментальное образование, включающее общенаучные и общекультурные компоненты. Развивать способность думать - умение ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, делать правильные умозаключения. Исходить из того, что умение думать -центральное звено умения учиться. Помогать студентам понять закономерность: получив фундаментальное образование, они станут конкурентоспособными, смогут в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Создавать в студенческой среде атмосферу взаимной требовательности к овладению знаниями. Развивать заинтересованность в познании основ профессии, что является важнейшим условием творческой активности будущих молодых специалистов. Формировать у студентов внутреннюю потребность в постоянном повышении профессионального уровня за счет дополнительных видов обучения и самообразования, стремление к творческому поиску, уверенность в своих деловых возможностях. Особое внимание уделять совершенствованию организации и планирования самостоятельной работы студентов как методу, формирующему будущего специалиста путем индивидуальной познавательной деятельности. 4.2. Нравственное воспитание Нравственное воспитание личности - одно из главных условий ее жизнеспособности в обществе. Формировать нравственность - значит переводить моральные нормы, правила и требования в знания, навыки и привычки поведения, их неуклонное соблюдение. Учитывая, что формирование нравственного сознания и высоких моральных качеств личности занимает особое место в воспитательной работе, следует выработать единые нормы, принципы идеалы - моральные критерии оценки деятельности студента института, помогать юношам и девушкам осваивать нормы, определяющие их жизнедеятельность в обществе. Нравственно зрелый выпускник НИ РХТУ должен руководствоваться принципами:
4.3. Эстетическое воспитание Цель эстетического воспитания состоит в том, чтобы развивать у студентов эстетическое - т.е. эмоционально насыщенное и духовно возвышенное - отношение к миру, порождать потребность и способность к эстетически ориентированной деятельности, формировать у них способность и умение передавать другим свой эстетический опыт. Использовать уникальную роль искусства для становления и развития личности студента, передачи духовного опыта поколений. Институт видит свою задачу в том, чтобы противопоставить массовой культуре, рассчитанной на удовлетворение примитивных потребностей молодежи, высокую культуру, основанную на глубоких социально-культурных традициях. Общение с искусством должно быть процессом самопознания и самовоспитания юношей и девушек. Результат эстетического воспитания - художественная грамотность, эстетическая образованность студентов: широта культуры в области искусства, умение ценить и понимать прекрасное; способность к художественному творчеству. Формировать высокую культуру поведения студентов института, устной публичной речи, культуру общения преподавателей, сотрудников и студентов; культуры поведения на территории и в учебных корпусах, общежитиях; культуру поведения на институтских, факультетских мероприятиях; культуру поведения в городе и т.п. 4.4. Патриотическое воспитание Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность института по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите своей родины. Необходимо вести работу с учетом того, что за последние годы содержание понятия «патриотизм» существенно изменилось в общественном сознании, в его понимании молодежью, выросшей в годы социальной нестабильности. Особо важно в этих условиях - учить студентов познать сущность Родины, сокрытую в духовной жизни народа, традициях и обычаях, исторической памяти, которая передается из поколения в поколение. В процессе воспитательной работы развивать социальную память - способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений. Использовать прошлое как сокровищницу моральных устоев, высоконравственных поступков. Знакомить студентов института с жизнью и деятельностью национальных героев - созидателей Родины. Развивать у молодежи интерес к истории родного края. Использовать для патриотического воспитания историю и традиции института. Чтить память ветеранов Великой отечественной войны - преподавателей и сотрудников института, проявлять постоянное внимание и заботу к здравствующим ветеранам института. Внедрять в учебный процесс проблематику патриотизма, развивать научно-практические исследования студентов по военной тематике. 4.5. Правовое воспитание Правовое воспитание - это последовательное и систематическое воспитание молодых людей с целью формирования у них правовой культуры. Задачами правового воспитания является: правовое информирование молодых людей; формирование убеждения в значимости законов, личных правовых и нравственных обязанностей, личный ответственности за принятие решений и свои поступки, освоение принципов правоотношений в обществе; формирование готовности активно участвовать в охране правопорядка и противостоять правонарушениям. Создать систему правового воспитания студентов. Использовать незаслуженно забытый опыт массово-просветительский работы среди молодежи, циклы лекций и бесед на правовые темы, встречи с работниками правоохранительных органов, тематические вечера, конференции, организация общественных просмотров и обсуждений фильмов, спектаклей, телепрограмм нравственно-правовой тематики. Внедрять в институте эффективные формы и способы противодействия печатным изданиям, телевидению, радио, Интернет, компьютерным программам, разрушающим нравственные устои общества и пропагандирующим среди молодежи порнографию, половую распущенность, «поэтизирующих» криминальный мир и т.п. Осуществлять работу против антисоциального поведения студентов: нарушения правил поведения на территории института, грубого, неуважительного отношения к работникам охраны, сотрудникам хозяйственных служб, нарушений правил пожарной безопасности, распития спиртных напитков, наркомании. 4.6. Физическое воспитание Институт руководствуется принципом «Здоровый образ жизни молодого поколения - это крепкая, мужественная и красивая страна. Хорошее здоровье студента - основа отличной учебы». Сделать физическую культуру и спорт неотъемлемой частью жизни юношей и девушек. Осуществлять эффективную пропаганду физической культуры и занятий спортом как составляющей здорового образа жизни: социальную рекламу, освещение соревнований, спортивных праздников, информационные программы в Интернете и др. Активные занятия физической культурой и спортом должны стать популярными для студентов института. |
Настоящий стандарт используется при оформлении дипломных работ, курсовых работ, курсовых проектов, практик всех видов, рефератов,... | |||
Центр дополнительного профессионального образования и повышения квалификации (филиал) фгаоу впо «скфу» | ... | ||
«Экономика» (профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») / сост. Г. И. Коблова. Саратовский социально-экономический институт (филиал)... | «Майкопский государственный технологический университет» (далее университет, фгбоу впо «мгту») | ||
«Майкопский государственный технологический университет» (далее университет, фгбоу впо «мгту») | Современное состояние и перспективы развития национальной страховой системы: материалы Международной заочной студенческой научно-практической... | ||
Методические указания для студентов технологического факультета направления 21. 03. 02 Землеустройство и кадастры. / Забайкальский... | «Майкопский государственный технологический университет» (далее университет, фгбоу впо «мгту») |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |