Образовательная программа МБДОУ ПГО «Детский сад №: 28» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая является переработанной в соответствии с действующими ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. (М.: Мозаика - Синтез , 2005 год), рекомендованной Министерством образования РФ. Данное содержание составляет основу программы на переходный период и будет обновляться в соответствии с приказом № 655 МО РФ от 23.11.2009 г.
Первая часть (обязательная) Пояснительная записка
Краткая информационная справка о дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 28 общеразвивающего вида» ………………………………………...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении ……………………………………………………..
Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы ………………………………………………………………
Цель деятельности ДОУ ………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
Особенности организации образовательного процесса (климатические, демографические, национально - культурные и другие)……………………………………….
Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы ………………………………………………………………………………………...
раздел Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
1п. Ежедневная организация жизни и деятельности детей .......................................................................................................................................................................................
п. Проектирование воспитательно-образовательного процесса ………………………………………………………………………………………………………………….
2 раздел. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ребенка ……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Образовательная область «Физическая культура»……………………………………………………………………………………………………………………………
Образовательная область «Здоровье» ………………………………………………………………………………………………………………………………………..
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ребенка …………………………………………………………………………………………………………………………
Образовательная область «Коммуникация» …………………………………………………………………………………………………………………………………..
Образовательная область «Познание»» ………………………………………………………………………………………………………………………………………
Образовательная область «Чтение художественной литературы» …………………………………………………………………………………………………………
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ребенка …………………………………………………………………………………………………………………………
Образовательная область «Социализация» …………………………………………………………………………………………………………………………………..
Образовательная область «Безопасность» …………………………………………………………………………………………………………………………………..
Образовательная область «Труд» ……………………………………………………………………………………………………………………………………………
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ребенка ………………………………………………………………………………………………………………
Образовательная область «Художественное творчество» ……………………………………………………………………………………………………………………
Образовательная область «Музыка» ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
раздел. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки)…………………………………………….
раздел. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы ………………………………………………………………………..
II. Вторая часть, (формируемая участниками образовательного процесса)
Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста ……………………………………………………………………………………….
Отражение специфики национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. ……………………………………………………..
Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ (логопункт) ………………………………………………………………………………………………………
Работа кружков «Бумагопластика», «Юный художник» ……………………………………………………………………………………………………………………..
Ш. Условия реализации образовательной программы
(характеристика развивающей среды, кадры, взаимодействие с родителями, с социальными партнерами) ……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………......
| стр.
3
7
13
13
13
14
14
14
35
35
49
53
53
58
60
61
61
65
66
69
69
71
74
76
79
86
88
89
91
94
| Первая часть (обязательная) Пояснительная записка 1. Краткая информационная справка о дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 28 общеразвивающего вида»
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА МБДОУ ПГО «Детский сад № 28»
муниципальное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа
«Детский сад № 28 общеразвивающего вида»
Адрес: город Полевской, Розы Люксембург, 2. Телефон: 3 – 52 - 68.
Учредитель: ОМС Управлением образования ПГО.
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28 общеразвивающего вида» открыто функционирует с 03 декабря 2007 года на основе Устава, зарегистрированного 03.10.2007 года. Лицензия № 271459 от 08 июля 2008 г. на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, указанных в приложениях к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников до 01 октября 2013 года
Режим работы дошкольного учреждения - 12 часов, рабочая неделя - 5 дней.
Заведующий дошкольного учреждения - Мацуева Наталья Витальевна.
На педагогической работе 28 лет, имеет высшее образование,
I квалификационную категорию.
Здание рассчитано по проекту на 6 групп - 110 детей
Количество возрастных групп - 6, из них:
группа № 1 – первая младшая, возраст детей 2-3 года, количество детей – 20.
группа № 2 – вторая младшая, возраст детей 3-4 года, количество детей – 22.
группа № 3 – средняя, возраст детей 4-5лет, количество детей – 22.
группа № 4 – средняя, возраст детей 4-5лет, количество детей – 22.
группа № 5 – старшая, возраст детей 5-6 лет, количество детей – 22.
группа № 6 – подготовительная к школе, возраст детей 6-7 лет, количество детей – 22.
СОЦИАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО:
Управление образованием
МОУ СОШ № 14
ЦРДЮ
ГЦД «Азов»
ЦППР и К «ЛАДО»
ДК ОАО СТЗ
Музыкальная школа
Художественная школа
Детская поликлиника
Бажовский Центр Детского Творчества
Другие ДОУ
Сведения о педагогических кадрах.
ОБРАЗОВАНИЕ:
высшее - 28 %
среднее специальное– 51 %
заочное обучение - 37 %
ВОЗРАСТ:
20-30 ЛЕТ - 21%
30-40 ЛЕТ – 28 %
40-50 ЛЕТ – 14 %
БОЛЕЕ 50 - 37 %
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ:
0 – 5 лет – 28 %
5-10 лет - 8 %
10-20 лет - 28%
Более 20 – 36 %
АТТЕСТАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ:
Первая – 44 %
Вторая – 12 %
Без категории - 44 %
Социально-педагогическая характеристика внешней среды.
2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
2.1. Возрастная характеристика, контингента детей 3-4 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении. Физическое развитие
3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд), перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. - всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
Социально-личностное развитие
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3-х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4-м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
Познавательно-речевое развитие
Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым — общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон) Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
Возрастная характеристика, контингента детей 4-5 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.
|